Особенности строения нервной системы органов чувств

Содержание
  1. Строение, функции и особенности органа слуха человека
  2. Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
  3. Строение органа слуха
  4. Что такое орган слуха и равновесия
  5. Функции органа слуха
  6. Особенности органа слуха
  7. Удивительные возможности слуха человека
  8. Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ПОВЕДЕНИЕ РЫБ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  9. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  10. Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
  11. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  12. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  13. Общая информация
  14. Похожие материалы
  15. Статья «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ РЫБЫ В СВЯЗИ С ИХ ФУНКЦИЯМИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  16. Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА РЫБЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  17. Рабочая программа 11 класса по БЕЛЯЕВУ (11 класс)
  18. Статья «КЛАСС РЫБЫ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ РЫБЫ В СВЯЗИ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  19. Рабочая программа 120 класса по БЕЛЯЕВУ (10 класс)
  20. Статья «ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ. ЛАНЦЕТНИК — НИЗШЕЕ ХОРДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  21. Статья «МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  22. Статья «МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫХ НАСЕКОМЫХ. МУРАВЬИ, НАЕЗДНИКИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  23. Вам будут интересны эти курсы:
  24. Оставьте свой комментарий
  25. Подарочные сертификаты

Строение, функции и особенности органа слуха человека

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Ухо человека – сложный орган, который помогает поддерживать связь с внешним миром и дает человеку информацию о его расположении и перемещении в пространстве. Оно состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Уникальное строение органа слуха обеспечивает: прием, передачу звука и преобразование энергии колебания в нервный импульс.

Строение органа слуха

Звуки окружают человека с самого рождения. Выделяются 3 отдела органа слуха:

  • наружное ухо;
  • среднее ухо;
  • внутреннее ухо.

Наружное ухо – видимая часть органа. Оно представлено ушной раковиной и наружным слуховым проходом. Раковина – хрящ воронковидной формы, покрытый кожей. На ее поверхности находятся разные образования: ямки, завитки, возвышенности. Они помогают улучшать качество звука, делают его более громким и направляют в слуховой проход.

К раковине присоединяются волокна ушных мышц. В процессе эволюции человек утратил возможность «шевелить ушами», чтобы точнее локализовать звуки, эти мышцы работают у редких «счастливчиков». Кожный покров раковины имеет сальные и потовые железы.

Наружный слуховой проход — извилистый канал, длина которого составляет чуть больше 2 см, а диаметр – до 0,7 см. В нем звуковой сигнал продолжает усиливаться и передается в среднее ухо. Проход выстлан кожей, имеющей сальные и серные железы. Ушная сера – желтоватая субстанция, которая обеспечивает увлажнение канала и защиту от инфекционных агентов. При скоплении и уплотнении она образует пробки, нарушающие движение барабанной перепонки. Это может привести к возникновению кондуктивной тугоухости.

Описывая строение органа слуха, анатомы указывают, что наружная часть канала имеет хрящевые стенки, а контактирующая со средним ухом – костные. Структуры среднего и внутреннего уха располагаются в теле височной кости.

Барабанная перепонка — это тонкая мембрана, покрытая снаружи кожей, изнутри – слизистой. У маленьких детей она имеет отверстие, из-за которого среднее ухо контактирует с внешней средой и более уязвимо для инфекции. Оно закрывается к 3 годам.

Среднее ухо представлено полостью, объем которой составляет чуть более 1 кубического сантиметра. В ней расположены три маленькие слуховые косточки, которые соединены между собой в цепочку:

Они названы так по своему сходству с предметами обихода. Стремечко соединяется с окном преддверия. Среднее ухо также связано с носоглоткой посредством евстахиевой трубы.

Внутреннее ухо – самое причудливое образование органа слуха человека. Оно состоит из:

  • преддверия (вестибулюма);
  • улитки;
  • полукружных каналов.

В состав органа слуха входит только улитка. В ней содержится лимфатическая жидкость, натянуты волокна (основная мембрана). Каждое из волокон похоже на маленькую струну и «откликается» (резонирует) на звук определенной частоты. Этих волокон около 25 тысяч. На стенке канала улитки находится рецепторное поле, которое состоит из нервных (волосковых) клеток — Кортиев орган. Гибель волосковых клеток может привести к нейросенсорной тугоухости.

Читайте также:  Наших чувств ты не забудь

Что такое орган слуха и равновесия

Ухо человека отвечает не только за восприятие и дальнейшую передачу звуковой информации. Внутреннее ухо относится к органу слуха и равновесия. Это сложное образование, в котором волна механических колебаний, как морской прибой, распространяется в лимфатической жидкости и колышет отростки нервных клеток, формируя электрический импульс. Этот сигнал несет информацию о громкости, продолжительности, высоте звука в мозг.

Другая часть внутреннего уха – орган равновесия (вестибулярный аппарат). Он состоит из: преддверия, находящихся в нем трех полукружных каналов, маточки и мешочка. Преддверие – полость округлой формы с диаметром около 5 мм. Оно находится между каналами и улиткой. Каналы взаимно перпендикулярны и в месте соединения с преддверием имеют расширения – ампулы. Каналы заполнены эндолимфатической жидкостью.

Маточка и мешочек – поля нервных клеток, которые воспринимают различные раздражения. Смена положения тела регистрируется рецепторами маточки и вызывает рефлекторную реакцию мышц, помогая человеку сохранять равновесие. Вибрация улавливается окончаниями мешочка.

От органа в головной мозг идет преддверно-улитковый нерв.

Функции органа слуха

Говоря о функциях органа слуха, физиологи описывают их в соответствии с анатомическими образованиями. Так для каждого отдела есть свои специфические задачи:

  • ловит звуки и направляет их далее (наружное ухо);
  • передает звуковую волну (наружное и среднее ухо);
  • защищает от инфекций, громких звуков, повреждений внутренних отделов (наружное ухо, барабанная перепонка);
  • трансформирует энергию звука в электрическую (внутреннее ухо).

Функции слуха эволюционно тесно связаны с оповещением об опасности и коммуникациями в сообществе. Чтобы надолго сохранить способность слышать долго, необходимо соблюдать простые правила профилактики снижения слуха.

Особенности органа слуха

Органы слуха у человека парные. Что это означает? Человек может слушать одновременно правым и левым ухом. Бинауральный слух дает больше информации о звуке и усиливает его при определенных условиях.

Если источник механических колебаний находится на одинаковом расстоянии от правого и левого уха, громкость сигнала увеличивается на 50%. Значит, при одностороннем нарушении компенсация с помощью слухового аппарата даже небольшой мощности существенно улучшает качество жизни.

  • ощущение объемного звучания;
  • представление о расположении источника.

Это помогает избегать опасности (например, приближающегося автомобиля) и выделять полезные звуки из всего фонового шума, беседуя с одним человеком в шумном помещении.

При возникновении любых проблем со слухом, необходимо срочно пройти диагностику слуха на профессиональном оборудовании. Если обратиться за помощью вовремя, то появляется шанс на полное восстановление слуха.

Удивительные возможности слуха человека

Особые возможности связаны с адаптацией органа слуха и коркового отдела анализатора при травме, одновременном воздействии нескольких звуковых волн способностью «достраивать» разговор на основе имеющегося опыта.

Развитие височных областей коры мозга происходит постепенно в ответ на сигналы извне. Физиология органа слуха такова, что при повреждении коркового отдела анализатора окружающие нейроны могут взять на себя «обязанности» погибших клеток. Это явление носит название нейропластичность. Ее запас особенно велик у детей в раннем возрасте, что говорит о важности слуховой стимуляции для развития мозга и слуха.

Взрослые люди не обладают такой способностью, но опыт общения позволяет им восполнять информацию, которая теряется при разговоре – например, при плохой телефонной связи, беседе в шуме. Это достигается за счет усиленной работы нейронов височных областей и приводит к быстрому утомлению.

А как реагирует ухо на очень громкие звуки? Доказано, что после воздействия таких сигналов у человека развивается временное снижение слуховой чувствительности. Это так называемое постстимульное утомление. Для полного восстановления требуется до 16 часов. Такой механизм должен защищать орган слуха от повреждения, но люди, долго слушающие громкую музыку, непроизвольно «делают погромче» и вредят здоровью.

Читайте также:  Открытка пожелать хорошее настроение

Звуки-фантомы – еще один феномен, описывающий работу органа слуха. Порой человек «слышит» низкие звуки, хотя в действительности их нет. Особенность колебаний мембраны улитки приводит к «появлению» звуков низкой частоты, в то время как источника сигнала отсутствует. Такие колебания, особенно громкие, обладают интересной способностью маскировать звуки высокой частоты до их полного исчезновения.

Органы слуха – сложные и хрупкие образования. Внимательное отношение к их состоянию позволит сохранить здоровье и предотвратить развитие ряда тяжелых заболеваний.

Орлова Наталья Михайловна

Более 4000 подобранных и настроенных аппаратов. Участник Международного семинара аудиологов в Дании.

Источник

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ, ПОВЕДЕНИЕ РЫБ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ,

ПОВЕДЕНИЕ РЫБ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Цель: показать особенности строения нервной системы и органов

чувств рыб в связи с их функциональным значением, углубить

понятие о рефлексе на примере поведения рыб, закрепить

умения работать с текстом учебника.

Оборудование: аквариум с рыбками, таблицы «Тип Плоские

черви. Класс Ресничные», «Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые», «Тип Членистоногие. Майский жук», «Тип Хордовые.

Методические рекомендации. В начале урока следует вызвать

к доске двух учащихся и предложить им выполнить следующие

Составьте схему строения кровеносной системы речного окуня.

На схеме укажите основные органы кровеносной системы и направление

движения крови в них. Объясните значение кровеносной

системы в жизни рыбы.

Зарисуйте строение пищеварительной системы речного окуня

и расскажите о ее значении.

(Во время подготовки вызванных к доске учащихся остальные

выполняют задание 3.)

Укажите цифрами основные признаки, характерные для ланцетника

и речного окуня:

1. Место обитания — песчаное дно морей тропических и умеренных

2. Места обитания — реки и озера.

3. Питание различными мелкими животными (водные насекомые,

4. Питание одноклеточными водорослями и простейшими.

5. Внутренний скелет — хорда.

6. Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета

парных и непарных плавников.

7. Кровеносная система представлена разнообразными сосудами.

8. Сердце двухкамерное, один круг кровообращения.

9. Ротовая полость, глотка, печень, кишка, анальное отверстие.

10. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник,

печень, поджелудочная железа, задняя кишка, анальное отверстие.

11. Жабры, покрытые жаберными крышками.

12. Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.

13. Плавательный пузырь.

А: 1, 4, 5, 8, 9, 10; Б: 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13.

Перед изучением нового материала учитель сообщает, что системы

внутренних органов в организме работают согласованно,

предлагает учащимся подумать над вопросом: что регулирует работу

органов в организме?

Далее следует восстановить в памяти учащихся особенности

нервной системы и ее функциональное значение у разных представителей

ранее изученных типов беспозвоночных. В итоге учащиеся

под руководством учителя должны сделать обобщение, отметив

следующее: нервная система состоит из нервной ткани, способна

воспринимать раздражения и проводить возбуждения, в

основе нервной деятельности лежат рефлексы. В процессе исторического

развития животного мира происходило усложнение

нервной системы и рефлексов; наименее сложные рефлексы из

беспозвоночных наблюдаются у гидры, более сложные — у дождевого

Учитель сообщает, что рыбы как активные водные животные

имеют нервную систему и органы чувств, позволяющие им ориентироваться

в водной среде и отвечать определенным образом на

ее изменения; от нервной системы ланцетника она отличается

рядом особенностей. Затем учитель предлагает школьникам самостоятельно

прочитать в § разделы «Спинной мозг», «Головной

мозг», рассмотреть рисунок и ответить на вопросы: из каких

отделов состоит нервная система рыб? Из каких отделов состоит

После проверки выполнения задания учитель обращает внимание

школьников на строение органов чувств рыб (зрения, слуха,

обоняния, боковой линии), отмечая их особенности, связанные

с жизнью в водной среде.

Затем надо сообщить, что в основе поведения рыб лежат рефлексы,

и предложить школьникам вспомнить, что такое рефлекс,

привести примеры. Обобщая ответы, учитель рассказывает, что

отмеченные рефлексы передаются по наследству и носят защитный,

Читайте также:  Какие препараты нужны для лечения депрессии

оборонительный характер. Это безусловные рефлексы. Затем

предлагается одному из учеников рассказать о проделанном

опыте по выработке рефлексов у аквариумных рыб на звонок или

постукивание по, стеклу перед кормлением. На основании этого

сообщения учитель объясняет образование другого рода рефлекса,

называет его условным и дает определение этому понятию,

отмечая его особенности: не передается по наследству, носит

приспособительный характер при определенных условиях.

Для закрепления знаний учитель в беседе подводит учащихся

к выводам: рыбы имеют более сложную нервную систему и органы

чувств по сравнению с ланцетником; в основе поведения

рыб лежат безусловные и условные рефлексы; безусловные рефлексы

носят врожденный характер и передаются из поколения в

поколение; условные рефлексы приобретаются животным в течение

жизни и имеют приспособительное значение.

Задание на дом: изучить §, выполнить задание, подготовить

ответы на вопросы, приведенные в конце параграфа; поставить

опыт по выработке условных рефлексов (для юннатов или учащихся,

имеющих дома аквариум).

УРОКИ зоологии. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.Т. БРОВКИНА. Н.И. КАЗЬМИНА.

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья «ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ РЫБЫ В СВЯЗИ С ИХ ФУНКЦИЯМИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА РЫБЫ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Рабочая программа 11 класса по БЕЛЯЕВУ (11 класс)

Статья «КЛАСС РЫБЫ. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ РЫБЫ В СВЯЗИ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Рабочая программа 120 класса по БЕЛЯЕВУ (10 класс)

Статья «ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ. ЛАНЦЕТНИК — НИЗШЕЕ ХОРДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫХ НАСЕКОМЫХ. МУРАВЬИ, НАЕЗДНИКИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5188280 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%

Время чтения: 1 минута

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью