- Особенности симптомов патологии чувственного познания у детей
- Сенсопатии
- Особенности симптомов патологии чувственного познания у детей
- Глава 5. НАРУШЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО (ОБРАЗНОГО) ПОЗНАНИЯ
- Занятие 7. Патология чувственного познания
- Занятие 8. Патология памяти, внимания, воли и эмоций.
- Занятие 9. Патология рационального познания и речи
- Особенности расстройств чувственного познания у детей и подростков
Особенности симптомов патологии чувственного познания у детей
Мы вначале рассматриваем основные нарушения сферы чувственного познания, а затем наиболее распространенные нарушения абстрактного познания у детей и подростков, хотя такое разделение весьма условно, как будет видно из дальнейшего изложения.
Среди разнообразных нарушений чувственного познания (т. е. нарушений ощущений, восприятий и представлений), встречающихся в разные возрастные периоды, основное значение для клинической психиатрии имеют сенестопатии, иллюзии, галлюцинации и псевдогаллюцинации. Все эти виды расстройств наблюдаются у детей и подростков, отличаясь возрастным своеобразием.
Сенсопатии
Сенестопатии — разнообразные неприятные тягостные или даже мучительные ощущения (покалывание, жжение, похолодание, пульсация, натяжение и т. п.) в разных частях тела, во внутренних органах, нередко с меняющейся локализацией при отсутствии местной патологической основы.
У детей раннего возраста (до 3 лет) сенестопатии обычно не выявляются, скорее всего, в связи с отсутствием анализа субъективных переживаний и слабостью самоотчета.
В преддошкольном возрасте (4—5 лет) впервые появляющиеся сенестопатии выступают в псевдоалгической форме, т. е. в виде болевых ощущений, преимущественно в животе и конечностях, и носят преходящий характер [Сосюкало О. Д., 1973; Башина В. М., 1980].
В дошкольном возрасте, по данным О. Д. Сосюкало (1973), наряду с псевдоалгическими появляются собственно сенестопатические расстройства, которые сочетаются сПсихопатологически недифференцированными и сверхценными страхами ипохондрического содержания в структуре рудиментарных депрессивно-ипохондрических состояний.
В младшем школьном и препубертатном возрасте возникают более очерченные сенестопатические и сенестопатически-ипохондрические состояния. Сенестопатии начинают сопровождаться интерпретацией, вначале неразвернутой («колет в груди, как током», «переливается жидкость в голове»). Преобладают неприятные ощущения в груди и голове.
Источник
Особенности симптомов патологии чувственного познания у детей
Типичные дисфории наиболее свойственны детям и подросткам с органическими заболеваниями головного мозга, эпилепсией, а также некоторыми формирующимися психопатиями (эксплозивной, эпилептоидной). Атипичные дисфории с приподнятым или экзальтированным настроением и в то же время с раздражительностью и напряженностью характерны для детей, больных эпилепсией. При этом заболевании дисфории нередко бывают пароксизмальными (в рамках так называемой височной эпилепсии).
Глава 5. НАРУШЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО (ОБРАЗНОГО) ПОЗНАНИЯ
Изучение и систематизация расстройств познавательной деятельности у детей сопряжены со значительными трудностями. С одной стороны, имеются возрастная незрелость и незавершенность познавательных процессов, а с другой — недостаточная оформленность, нестойкость и изменчивость психических нарушений. В связи с этим понятно, почему ряд расстройств познавательной деятельности в детском возрасте еще не занял определенного положения в систематике психопатологических нарушений и неоднозначно трактуется разными исследователями. Расхождения имеются и в отнесении отдельных психических нарушений к расстройствам преимущественно той или другой сферы психической жизни, той или другой познавательной функции. Так, весьма условно отнесение расстройств представлений к нарушениям чувственного этапа познания. Еще более условно, хотя и традиционно, причисление псевдогаллюцинаций к сенсопатиям. Однако расстройства познавательной Деятельности наиболее целесообразно рассматривать в той последовательности, в которой происходит эволюция познания.
Формулируя общую закономерность диалектики познания, В. И. Ленин писал: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (СНОСКА: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 152—153).
Изучение онтогенеза психики ребенка [Выготский Л. С., 1960; Леонтьев А. Н., 1965] свидетельствует о полной приложимости этой общей закономерности к эволюции познавательной деятельности человека в его индивидуальном развитии.
Источник
Занятие 7. Патология чувственного познания
Ощущение, восприятие, представление.
Патология ощущения: психическая гипестезия и анестезия, сенестопатии.
Патология восприятия: психосенсорные расстройства (метаморфопсии, нарушение восприятия «схемы тела», дисмегалопсии, макро-, микропсии) и иллюзии (аффективные, вербальные, парейдолические).
Патология представлений: истинные и псевдогаллюцинации
Патопсихологические синдромы патологии чувственного познания. Проблема изучения патологии чувственного познания в патопсихологии
Занятие 8. Патология памяти, внимания, воли и эмоций.
Определение памяти. Функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти: оперативная, краткосрочная, долгосрочная.
Варианты патологии памяти: дисмнезии (гипермнезии, гипомнезии, амнезии) и парамнезии (псевдореминесценции, криптомнезии, конфабуляции).
Внимание, определение, виды внимания.
Патология внимания: рассеянность, истощаемость, сужение, тугоподвижность, отвлекаемость внимания.
Воля, определение. Мотивационный компонент волевого усилия. Волевые качества человека.
Патология воли: угнетение, усиление, извращение. Навязчивые влечения и компульсии.
Эмоции, определение. Эмоциональные проявления: чувственный тон, настроение, чувство, страсть, аффект, эмоционально-стрессовое состояние.
Патология эмоций: позитивные и негативные симптомы.
Исследование сенсомоторной сферы и внимания: корректурная проба, счет по Крепелину, отсчитывание по таблицам Шульте, пробы на переключение, определение зрительно-моторной координации, методика Кооса, куб Линка.
Исследование памяти: пиктограммы, воспроизведение рассказов, тест зрительной и слуховой памяти, пробы на запоминание, исследование памяти с помощью шкалы Векслера.
Методы исследования эмоций.
Занятие 9. Патология рационального познания и речи
Определение мышления, понятие, суждение, умозаключение. Логические операции: анализ, синтез, обобщение, ограничение, деление, классификация. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (понятийное, отвлеченное).
Свойства мышления: логичность, доказательность, грамматический строй, целенаправленность, гибкость, подвижность, экономичность, широта, глубина, критичность, самостоятельность, пытливость, любознательность, находчивость, оригинальность, продуктивность.
Интеллект и его составляющие: предпосылки интеллекта, «психический инвентарь» и мышление.
Типология нарушений мышления: нарушение содержания мышления: навязчивые, сверхценные и бредовые идеи; нарушение формы мышления: по темпу, подвижности, целенаправленности. Нарушение грамматического строя речи.
Навязчивые идеи, определение. Ситуационные и аутохтонные навязчивости. Ритуальные навязчивости, идиаторные навязчивости, навязчивые сомнения, отвлеченные навязчивости, контрастные навязчивости, навязчивые воспоминания, фобии.
Сверхценные идеи, определение. Типология сверхценных идей: переоценка биологических, психологически свойств личности и социальных факторов.
Переоценка биологических свойств личности: дисморфофобические и ипохондрические идеи, идеи сексуальной неполноценности и самоусовершенствования.
Переоценка психологических свойств личности: идеи изобретательства, реформаторства и талантливости.
Переоценка социальных факторов: виновности, эротические, сутяжничества.
Бредовые идеи, определение. Критерии бреда. Типология бредовых идей: по структуре и по содержанию
По структуре выделяют систематизированный (первичный, паранойяльный, интеллектуальный) и несистематизированный (вторичный, параноидный, чувственный) бред.
По содержанию выделяют формы бреда с повышенной или пониженной самооценкой, персикуторный бред.
Нарушение мышления по форме. Снижение и искажение процессов обобщения. Нарушение темпа мышления: ускорение и замедление. Нарушение подвижности мышления: детализация, обстоятельность, вязкость. Нарушение целенаправленности мышления: витиеватость, резонерство, соскальзывание, разноплановость, аморфность, разорванность. Нарушение грамматического строя: бессвязность.
Врожденные и приобретенные формы нарушения интеллекта.
Речевые нарушения: эхолалия, мутизм, вербигерация, неологизмы, криптолалия, алалия, афазия, олигофазия.
Исследование мышления: классификация предметов, метод исключения, выделение существенных признаков, образование простых и сложных аналогий, выделение закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и метафор, отнесение фраз к пословицам, исследование ассоциаций, объяснение сюжетных картин, называние 50 слов, буквенный эксперимент, складывание картинок из отрезков.
Психометрические методы исследования интеллекта: метод Векслера, шкала прогрессивных матриц Ровена, AIT.
Исследование экспрессивной, импрессивной и внутренней речи.
Источник
Особенности расстройств чувственного познания у детей и подростков
У детей в отличие от взрослых преобладает чувственное, а не рациональное познание. Чувственное познание более яркое, изменчива менее дифференцированное, труднее отличимое от представлений образов реальной действительности.
Сенестопатии выявляются не ранее 3-4 лет, что бывает редко, вследствие ограниченных возможностей осмысления и передачи информации, сложности вербализации сенестопатии. У детей младших возрастных групп (раннего, дошкольного, младшего школьного, препубертатного возраста) характерны упрощенность и скудость жалоб («в животе бурчит», «что-то переливается»), трудности в описании патологически ощущений, преимущественно сенестоалгическая форма сенестопатий, рудиментарность ипохондрических и субдепрессивных опасений, отсутствие отчетливых ипохондрических версий. С увеличением возраста у детей усложняются сенестопатические жалобы, увеличивается удельный вес аффективных и ипохондрических объяснений, страхов, которые могут достигать уровня отрывочного ипохондрического бреда. В препубертатном возрасте сенестопатии иногда приближаются к патологическим ощущениям у взрослых.
О., 12лет. Жаловалась, что «голова онемела, замерзла, распадается, мозг стал совсем маленьким, начал прыгать и перекатываться при ходьбе».
Иллюзии у детей возникают не ранее 4-5 лет.
Иллюзорное восприятие в детском возрасте бывает чаще, чем у взрослых. Этому способствуют общая психическая незрелость, меньшая точность восприятия, повышенная внушаемость и самовнушаемость, пугливость, склонность к фантазированию и воображению, нечеткое разграничение восприятий и представлений, слабость критических суждений. Кроме того, возникновение иллюзий у детей связано с недостаточной освещенностью, болезнями зрения и слуха, переутомлением, сонливостью, переходными состояниями от сна к бодрствованию. Аффективные иллюзии у дете бывают чаще, чем у взрослых вследствие их склонности к образованию страхов В более младшем возрасте преобладают зрительные иллюзии в более старшем — слуховые. Бывают парейдолические иллюзии.Возможны тактильные и обонятельные иллюзии (Ковалев В.В., 1985).Иллюзии возникают и у практически здоровых детей. Патологические илюзорные восприятия отличаются стереотипностью, своеобразием, «странностью» необычностью содержания. Наряду с иллюзиями у детей встречаются неправильные восприятия формы, размеров, взаимного располокения предметов и явлений действительности, ошибки пространственного восприятия, нарушения схемы тела, метаморфопсий, :цветоощущения, ощущение невесомости и другие нарушения восприятия , кторые преимущественно возникают при лихорадочных состояниях острых детских инфекциях, нейроревматизме.
Истинные галлюцинации. Незрелость, недостаточная дифференциированность, слабость критических способностей, нечеткое разграничение сна и бодрствования, реальных представлений от кажущихся, одушевление неживых предметов — частый источник незавершенности галюцинаций, существования промежуточных феноменов между истинными и псевдогаллюцинациями. Эпизодические, изолированные галюцинации удается распознать не ранее 3-4-летнего возраста. Возможны истинные зрительные мнимовосприятия, которые часто просматриваются, не диагностируются вследствии психической незрелости, частоты просоночных состояний и других особенностей детской психики. К промежуточным состояниям, не завершенным галлюцинациям, относятся галлюцинации воображения, гипнагогические, псевдогаллюцинации.
У дошкольников доминируют зрительные и осязательные галлюцинации. преимущественно встречающиеся в просоночных состояниях. Нередко возникают зоологические, микроптические, множественные галюцинации: дети жалуются на множество мух, тараканов, мышей, испытывают страх, требуют их прогнать. В других случаях дети видят устрашающие образы: «двухголовую собаку», «людей с песьими лицами «Змея-Горыныча».
Возможны элементарные слуховые мнимовосприятия: слышатся свистки поезда, крики животных. У старших дошкольников встречаются преходящие, неполностью оформленные вербальные галлюцинации: слышится неясный разговор, удается разобрать лишь отдельные слова. Бывают императивные обманы восприятия: «не делай уроки», «порви дневник». В препубертатном возрасте мнимовосприятия носят преходящий, рудиментарный характер. Не всегда удается с уверенностью разграничить истинные и псевдогаллюцинации, вследствие расплывчатости образов, нечеткости проекции и частого отсутствия чувства вызванности, насильственности.
У подростков 15-17 лет истинные мнимовосприятия не отличаются от галлюцинаций взрослых. В детско-подростковом возрасте псевдо-галлюцинации возникают относительно чаще, чем у взрослых.
Псевдогаллюцинации. Как уже отмечено, у детей и подростков обманы восприятия отличаются незавершенностью. Галлюцинации воображения, гипнагогические галлюцинации, обманы восприятия, возникающие в просоночных состояниях, по клиническим особенностям относятся в большей мере к ложным, а не истинным галлюцинациям. Галлюцинации воображения понимают как непроизвольные, красочные, чувственные образы, содержание которых во многом определяется направленностью воображения, представлений, аффективной насыщенностью, фантазиями.
Гипнагогические галлюцинации относительно часто развиваются у детей и подростков. Они возникают в просоночном состоянии, в период засыпания, чувства сонливости, при закрытых глазах на темном поле зрения. Непроизвольно появляются те или иные образы разной четкости. Часто всплывают головы знакомых или незнакомых животных, людей, частей тела. При включении света, открытых глазах видения исчезают.
У детей приходится нередко разграничивать псевдогаллюцинации сновидения (Г.К.Ушаков). Псевдогаллюцинаторные представления отличаются стереотипностью, повторяемостью сновидений, странностью, необычностью содержания, его эмоциональной насыщенностью сопровождающейся тревогой и страхами. Иногда дети активно отмечают «особый» характер снов, хотя не могут сформулировать их. Старшие подростки в 15-17 лет нередко обладают полным набором клинических особенностей, свойственных псевдогаллюцинациям
Источник