Особенности развития эмоционально волевой сферы младшего школьника

Особенности развития эмоционально волевой сферы младшего школьника

«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» [9]. Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.

Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова. Таким образом, современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» [5]. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [10]. Таким образом, интерес к проблеме развития эмоционально-волевой сферы обусловлен значением этого психического явления в жизни человека.

Младший школьный возраст является достаточно сложным периодом, поскольку требует от ученика концентрации произвольного внимания, определенных волевых усилий, ответственности и самостоятельности, которые у детей этого возраста еще развиты недостаточно. «С поступлением в школу максимум эмоциональных реакций приходится не столько на игру и общение, сколько на процесс и результат учебной деятельности, удовлетворение потребностей в оценке и добром отношении окружающих. В этом возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на оценки, мнения учителя. Каждому по-своему откликается на один и тот же психический процесс, так у одного незнакомая ситуация может вызвать эмоциональный подъем, а у другого грусть и апатию» [4]. Волевая сфера у ребенка, в свою очередь, усиливает мотивацию к обучению и на этой основе совершенствуется сознательная регуляция своих поступков и действий.

Кроме этого, для эффективного и успешного личностного развития школьников важно использовать в системе обучения разнообразные формы и методы работы с детьми дома, необходимо проводить совместную работу с родителями о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям.

Для полноценного изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка необходимо исследовать и изучить все аспекты эмоционально-волевой сферы, при этом необходимо учитывать психологические и личностные характеристики школьника. В связи с этим, мы рассмотрели методики разных авторов, которые направлены на исследование эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

Методика «Определение уровня саморегуляции», автора Н.А. Мишиной помогает изучить эмоционально-волевую сферу младших школьников [7]. Методика «Исследование уровня мобилизации воли», автора Ш.Н. Чхарташвили направлена на определение уровня мобилизации воли [7]. Тест «Автопортрет», автора В.В. Ветровой позволяет продиагностировать бессознательные эмоциональные компоненты личности [7]. Методика «Эмоциональные лица», автора Н.Я. Семаго помогает оценить возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки), возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка [8].

Для того чтобы определить какие методы и приемы воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств используют в своей работе современные педагоги и психологи, мы проанализировали и обобщили опыт отечественных педагогов и психологов-практиков в РФ и РС (Я), что позволило выделить следующие методы и приемы работы:

1) сказкотерапия (Т.В. Гречишкина, п.г.т. Афипский, Краснодарский край; Е.Н. Иванова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия));

2) игротерапия (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург);

3) музыкотерапия (И.В. Негнюрова, Мегино-Кангаласский улус, Республика Саха (Якутия));

4) творческие самостоятельные задания (Е.С. Бендер, г. Санкт-Петербург; В.В. Стародымова, г. Шацк, Рязанская область);

5) упражнения (Л.И. Рыбак, с. Борское, Самарская область; Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область);

6) беседы (Е.Г. Козлова, г. Кемерово, Новосибирская область; П.В. Тикко, г. Санкт-Петербург).

Таким образом, современные практики в своих работах используют такие методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы, как: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, творческие самостоятельные задания и различные упражнения на развитие воли. Также практики отмечают, что «развитие эмоционально-волевой сферы оказывает благотворное влияние на развитие познавательной и личностно-мотивационной сферы учащихся» [2]. Исходя из этого, мы приходим к выводу, что методы представленные практиками, будут способствовать развитию у младших школьников взаимодействия, эмпатии, отзывчивости, положительной самооценки, самостоятельности и других важных качеств.

Мы считаем, что в работе с детьми необходимо применять различные сочетания методов и приемов воспитания и самовоспитания устойчивой эмоциональной сферы и волевых качеств. Исходя из анализа литературы, нами выделены такие способы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников, как: методы – игротерапия, сказкотерапия, беседа, музыкотерапия; и приемы – упражнения на развитие волевых усилий, релаксационные упражнения и психодинамические медитации.

1. «Игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры, поскольку оказывает большое влияние на воспитание у учащихся определенных волевых качеств и эмоциональной отзывчивости» [1]. Таким образом, в качестве игр с целью формирования позитивного отношения у учащихся к своему «Я» и для сплочения классного коллектива можно использовать такие психологические игры, как: «Паутинка», «Машина с характером». Игры с определенными правилами способствуют развитию выдержки, ответственности и дисциплинированности. Игры-упражнения, применяемые с целью развития у детей самостоятельности и самоконтроля отличаются незамысловатыми правилами.

2. «Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование познания эмоций у младших школьников» [3]. Можно применять на занятиях с детьми сказки на тему добра, милосердия и гуманности. Сказка является для ребенка проводником между реальностью и его внутренним миром. На основе фантазийных образов дети понимают чувства и переживания главных героев, а также осознают, как найти выход из конфликтной ситуации. Таким образом, сказкотерапия, направлена на воспитание отзывчивого внутреннего мира ребенка, его полноценного развития, творческого отношения к себе и окружающему миру.

Читайте также:  Как ты чувствуешь себя за границей

После прочтения сказки необходимо проанализировать с детьми поступки положительных и отрицательных героев. Для этого можно применять метод беседы.

3. «Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяемый с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления уже полученных знаний» [6]. Беседа формирует умение быть сдержанными и доброжелательными, приучает ребят работать в коллективе. В качестве обобщения материала и выделения ключевых моментов, беседа может проводиться с детьми сразу после прочтения сказки.

4. «Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции» [1]. Функциональные музыкальные упражнения учат детей различать звуки на улице за окном, способствуют снятию сильного эмоционального или физического напряжения у детей.

5. «Упражнения – это прием планомерно организованного выполнения воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности» [2]. На занятиях с младшими школьниками важно способствовать наилучшему пониманию детьми своих эмоциональных состояний и эмоций других людей. Применение упражнений развивают у детей умение правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями. С помощью таких упражнений у детей повышается уровень стабильности эмоциональной регуляции, уменьшается психическое напряжение, тревога.

6. «Релаксации и психодинамические медитации, как вспомогательный прием, проводятся с целью расслабления и снятия мышечного напряжения» [6]. Релаксации помогают ребятам снять физическое и мышечное напряжение после активной двигательной деятельности. Педагог подробно объясняет детям соответствующие инструкции, и помогает эмоциональному расслаблению – создавая спокойную, умиротворенную атмосферу.

Для достижения наилучших результатов занятия по развитию эмоционально-волевой сферы следует проводить с учащимися как в индивидуальной, так и в групповой формах, поскольку они оказывают на детей различное воздействие и педагогу психологу необходимо отмечать как достижения всей группы в целом, так и индивидуальные ресурсы каждого ученика.

Таким образом, усилия учителя, направленные на формирование эмоциональной волевой сферы ребенка по мере его развития заключаются в том, что чувства начинают приобретать новое значение и смысл в его внутреннем мире, формируются мотивы общения и взаимодействия, укрепляется саморегуляцию поступков. Использование вышеизложенных методов и приемов сформируют у детей эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и окружающим.

В данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития и формирования эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого- педагогическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы, ее особенности, а также методы и формы работы с детьми. Выделили психологические условия эмоционально-волевого развития младшего школьника, которые заключаются в обогащении игровой и учебной деятельности детей.

Источник

Эмоционально — волевые особенности младшего школьника.
статья по теме

Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников, должен знать эмоциональные проблемы детей, которые влияют на успешность учебной деятельности школьника и его социальную адаптацию. Педагог должен помнить о том, что дети видят их эмоциональные проявления, зависят от их мироощущения, волевой сферы.

Скачать:

Вложение Размер
Сообщение «Эмоционально — волевые особенности младшего школьника» 26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально – волевые особенности младшего школьника.

Сообщение подготовлено учителем начальных классов Великородновой И.Б.

Положительные эмоции учащихся младшего школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Сильный и устойчивый интерес побуждает ребенка к учебной активности, к творчеству, преодолению встречающихся трудностей в процессе учения. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестокое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.

Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Ситуации, которые служат причиной удивления, вызывают позитивно окрашенные чувства и выстраивают эмоциональную цепочку: удивление – радость – интерес, что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. «Меня похвалили, меня увидели – значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мыслительной деятельности: радость имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, так как отсутствие ее, злоба, тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок, еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить. В психологии известно немало случаев, когда отрицательные эмоции становились причиной физического нездоровья ребенка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его желаниям, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Для психологического здоровья любого человека, ребенка и взрослого, необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и научить их не бояться отрицательных эмоций, которые, безусловно, возникают в процессе любой деятельности. Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, которые могут привести к отклонениям в развитии личности к нарушениям у ученика социальных контактов, к психологическим проблемам.

Классному руководителю младших школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.

Ребенок с пониженным настроением – несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.

Ребенок, испытывающий страх и тревогу – робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный, нервозный, напряженный, испуганный.

Ребенок, переживающий эмоциональный подъем – смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, стремящийся к доминированию, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, воодушевленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.

Ребенок, переживающий эмоциональный спад – угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.

Частое чередование положительных и отрицательных эмоций – эмоциональная лабильность – характерна для детей невротического склада характера .

Ребенок приходит в школу уже личностью, многое познавший, со своими горестями и страхами, своими ощущениями и стереотипами поведения в мире взрослых.

Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош»

Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Нередко самочувствие младших школьников связано со школьной дезадаптацией. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем – либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, я не умею, у меня ничего не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками. Очень часто сами родители и педагоги стимулируют неуверенность ребенка, принимая за него учебные решения: «Пиши так, делай так» и т.д. Это притупляет поисковую активность детей, гасит любопытство и любознательность. Боязнь сделать что – либо не так, не уложиться в рамки, начертанные взрослым, может привести к тяжелым психическим травмам.

« Я беспомощен или я бессилен»

Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. Природа этого явления связана с психотравматическими последствиями активности, т.е. активность ребенка явилась тем стимулом, который запускает систему торможения поведения. «Ты будешь делать, что скажут, ты не вправе принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают», — это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.

Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен длительного эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе. Это способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию эмоционально – волевой сферы, единству и сплоченности, сопротивляемости к стрессу.

Многие учащиеся, которые лишены эмоционального контакта с родителями, испытывают затруднение в общении с детьми, осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого.

В отличие от обычной ответственности, которая возникает у ребенка в результате осознания своих обязательств перед взрослыми, сверхответственность – это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.

Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок в подобной ситуации всегда испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.

Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку: «Ты должен, ты обязан». Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование – это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате подобных манипуляций мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, боятся проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потому что это проявление может сказаться на результате.

Педагог должен знать эти эмоциональные проблемы, которые влияют на успешность учебной деятельности школьника и его социальную адаптацию.

Педагоги начальной школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети даже в младшем школьном возрасте ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, требуют от окружающих выполнения своих желаний, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима индивидуальная помощь, выражающаяся, в первую очередь, в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и внеурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В индивидуальных беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.

Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение, они эмоционально несдержанны.

Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований. Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников, должен помнить о том, что дети видят их эмоциональные проявления, зависят от их мироощущения, волевой сферы.

Учитель может воспользоваться следующими правилами:

  1. Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок.
  2. Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
  3. В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
  4. Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
  5. Учите ребят радоваться своим успехам и успехам товарищей.
  6. Создавайте воспитательные ситуации, которые позволят учащимся чаще проявлять положительные эмоции.

При подготовке сообщения использована литература:

Наталья Ивановна Дереклеева «Азбука классного руководителя», Москва, 2008.

Работа с родителями. Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком.

Цель: вместе с родителями проанализировать особенности проявления ими эмоциональной чувствительности к значимым переживаниям ребенка накануне школы.

Каждый родитель получает опросный лист с 66 утверждениями. Прочитывая их не спеша, рядом с номером каждого утверждения он ставит цифру от 1 до 5, обозначающую степень согласия с ним. 5-бальная шкала помещается в правой стороне на листах опросника.

Оцените, используя 5-бальную шкалу, справедливы ли для вас следующие утверждения о воспитании ребенка.

4-скорее всего, это так.

3-в некоторых случаях верно.

2-не совсем верно.

  1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
  2. Я не могу понять, по какой причине ребенок ожидается.
  3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
  4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
  5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
  6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.
  7. Я редко повышаю голос.
  8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать и испортить характер.
  9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
  10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием непослушания.
  11. Я легко могу успокоить ребенка.
  12. Чувства моего ребенка для меня загадка.
  13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
  14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
  15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».
  16. Я многое хотел (а) бы изменить в своем ребенке.
  17. Мне нравится быть матерью (отцом).
  18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
  19. Я часто глажу моего ребенка по голове.
  20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
  21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить, что он не прав.
  22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
  23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
  24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
  25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
  26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
  27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
  28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
  29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.
  30. Я испытываю раздражение, когда ребенок «липнет» ко мне.
  31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
  32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
  33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
  34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
  35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
  36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
  37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
  38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
  39. Я верю, что могу справиться с большинством проблемных ситуаций в воспитании моего ребенка.
  40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
  41. Мне часто хочется взять ребенка на руки.
  42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может его избаловать.
  43. Бесполезно требовать что – то от ребенка, когда он устал.
  44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
  45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
  46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
  47. Я легко заражаюсь весельем ребенка.
  48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.
  49. Я многое прощаю своему ребенку.
  50. Я нахожу, что хуже забочусь о ребенке, чем ожидала.
  51. У меня спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
  52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
  53. Я часто хвалю своего ребенка.
  54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
  55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
  56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.
  57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
  58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по пустякам.
  59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
  60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
  61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.
  62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
  63. Мой ребенок любит ко мне приживаться.
  64. Я часто бываю строгой со своим ребенком.
  65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок « не в духе».
  66. Когда ребенок расстроен, и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Укажите возраст ребенка ______, пол _______; подчеркните, каким ребенок является в семье по старшинству (младший, старший, единственный, средний из трех).

Утверждения направлены на выявление следующих характеристик эмоциональной стороны детско – родительских отношений.

Чувствительность (18 утверждений)

  1. Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34,56)
  2. Понимание причин этого состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46)
  3. Способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58)

Эмоциональное принятие (24 утверждения)

  1. Чувства, возникающие у матери во взаимосвязи с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48)
  2. Безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60)
  3. Отношение к роли родителя (17, 39, 61, 6, 28, 50)
  4. Эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62)

Поведенческие проявления эмоционального взаимодействия (24 утверждения)

  1. Стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52)
  2. Эмоциональная поддержка (9, 31, 53, 20, 42, 64)
  3. Ориентация на состояние ребенка (21, 43, 65, 10, 32, 54)
  4. Способность воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66)

В соответствии с выделенными блоками каждая характеристика измеряется с помощью шести утверждений. Первые три, из указанных в скобках, носят положительный характер. Три следующих утверждения отрицательные. Таким образом, родитель, заполняющий опросный лист, касающимся каждой из указанных характеристик взаимодействия.

В зависимости от ответов, подтверждающих высокую и низкую степень выраженности того или иного эмоционального компонента взаимодействия, специалист определяет проблемные темы для обсуждения с аудиторией родителей или индивидуально.

Преемственные связи ДОУ, школы, и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие/Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова, Л.А.Ермакова;

Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.:ТЦ Сфера, 2006.

Источник

Читайте также:  Не чувствуют пальцы правой руки лечение
Оцените статью