Человеческие эмоции, их виды и особенности проявления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Характеристика эмоций
Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение индивида к существующим ситуациям.
Эмоция переживается как чувство, которое направляет восприятие, мышление и действие. Эмоция заставляет энергию мобилизоваться и руководит мыслительной и физической активностью индивида. Когда человека охватывает гнев, то он не убежит, а если испуган, то не решится на агрессию. Эмоция регулирует восприятие человека – счастливый человек умиляется обычным вещам и идет по жизни легкой походкой.
Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга и могут судить о состоянии человека, не пользуясь речью.
Люди, принадлежащие к разным культурам, могут по выражению лица человека безошибочно воспринимать эмоциональное состояние, например гнев, печаль, страх, что доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице.
Недавние исследования показали, что способность читать и сопереживать своим сородичам могут и антропоиды, испытывая при этом похожие эмоции. В их организме, как показали исследования, происходят аналогичные физиологические функциональные изменения, что и в организме «наблюдателей».
Надо сказать, что не все эмоционально-экспрессивные выражения являются врожденными. Некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания, т.е. прижизненно. Это относится в первую очередь к жестам, которые являются способом культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений к чему-либо.
Так же как и без ощущений, жить без эмоций нельзя.
Психологи под эмоциональными явлениями понимают субъективные переживания человека, его отношение к событиям, людям, явлениям, предметам.
В переводе с латинского «эмоция» означает возбуждать, волновать, но к серьезному исследованию этой проблемы психология обратилась сравнительно недавно.
Готовые работы на аналогичную тему
Появление эмоции у человека специалисты относят к процессу эволюции и считают, что каждая эмоция выполняла свои адаптивные функции. Её возникновение связывают с нейрофизиологическими процессами, вызываемыми внутренними и внешними факторами.
Эмоции человека имеют связь с его потребностями, поскольку, если потребности удовлетворены, то человек испытывает положительные эмоции, а в противном случае эмоции будут отрицательными.
Каждая эмоция оказывает свое воздействие на человека, несмотря на то, что их влияние генерализовано.
У человека, переживающего эмоцию, уровень активности головного мозга изменяется, в результате чего происходит напряжение или расслабление тех или иных мышц лица и тела.
Высота эмоционального порога у каждого человека своя – одни люди часто, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, от чего будут зависеть их взаимоотношения с окружающими людьми.
Эмоции и особенности их проявления
Источники эмоций, переживания, внешние проявления, способы их регуляции своеобразны.
Классификаций эмоций довольно много. На основе критериев мобилизации ресурсов организма, эмоции разделяют на положительные и отрицательные, стенические и астенические. Стенические эмоции вызывают прилив сил и энергии, а астенические действуют противоположным образом.
Фундаментальные эмоции были выделены К. Изардом. К ним он отнес:
Очень мощной эмоциональной реакцией является аффект, захватывающий психику человека полностью. Возникновение аффекта связано с экстремальными условиями, при которых человек не может справиться с ситуацией. Эта эмоция практически неуправляема и не подчиняется волевому контролю, поступки человека совершаются без учета обстановки. После аффекта возникает эмоциональный шок, и даже ступор.
Самым распространенным видом аффекта является стресс – это состояние сильного и продолжительного психологического напряжения, при котором нервная система человека получает эмоциональную перегрузку. Длительные стрессы оказывают влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье, являясь главными «факторами риска» при обострении сердечнососудистых заболеваний и желудочно-кишечного тракта.
Собственно эмоции выражают оценочное отношение к складывающимся ситуациям, носят ситуативный характер и могут слабо проявляться во внешнем поведении.
К более устойчивым эмоциональным состояниям относятся чувства, имеющие обычно предметный характер, т.е. чувство к кому-то или чему-то. Возникают они при удовлетворении потребностей высокого порядка, поэтому их называют «высшими» эмоциями. Чувства человека и его общее эмоциональное состояние в течение длительного времени связано с настроением. Настроение не является предметным, оно личностно и растянуто во времени.
Эмоции могут выражаться в экспрессивном поведении человека. Экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного их компонента – это пантомимики, мимики, интонации и др.
Проявляются они в выразительных движениях, например, мимика проявляется в выразительном движении лица, а пантомимика – в выразительных движениях всего тела.
Некоторые эмоциональные состояния с точки зрения внешних признаков и качества субъективных переживаний имеют четкую дифференцированность. В ряде шкал эмоциональных состояний в основе лежат общие характеристики эмоций.
Эмоции – это одна из загадочных областей психологии, сложность исследования которых связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Из всех выделяемых процессов эмоции относятся к наиболее психологическим.
Античные философы считали, что с одной стороны, эмоции оказывают на поведение человека нарушающее, дезорганизующее влияние, а с другой стороны – они оказывают важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.
Функции эмоций
Человек является самым эмоциональным представителем животного мира, а о биологической целесообразности эмоций говорил ещё Ч. Дарвин.
Специалисты различают несколько основных функций эмоций.
Знакомство с человеком начинается с его оценки, эта функция дает возможность быстро оценить смысл изолированного раздражителя и, если первое впечатление будет благоприятным, то в дальнейшем разрушить позитивный настрой будет достаточно сложно. Человек, показавшийся неприятным, реабилитации практически не подлежит.
Функция мобилизации, в первую очередь, проявляется на физиологическом уровне – эмоция страха заставляет адреналин выбрасываться в кровь и бежать. Правда, высокая доза адреналина приводит человека к ступору.
При интенсивных эмоциональных состояниях наблюдается феномен «сужения сознания» и организм сосредотачивает все усилия на том, чтобы преодолеть негативную ситуацию.
При дефиците информации, необходимой для принятия решения срабатывает функция компенсации информационного дефицита.
Дефицит информации объясняет гипотеза П.В. Симонова. Потребности усиливаются в результате положительных эмоций, а их интенсивность снижается при отрицательных эмоциях.
В ситуации информационного дефицита, когда человек не может принять решение, он может опереться на эмоцию, т.е. получить «эмоциональный аванс».
Важнейшей функцией эмоций является коммуникативная. Человек, выражая свои эмоции, проявляет, таким образом, свое отношение к действительности, к другим людям.
Эффективное протекание деятельности могут нарушить интенсивные эмоции, длительное действие которых обуславливает развитие состояния дистресса, приводящего к расстройству поведения и здоровья – это функция дезорганизации.
Мотивационная функция эмоций побуждает человека к тем или иным действиям.
Предвосхищающая функция предполагает прогнозирование дальнейшего развития событий, а регуляторная функция проявляется в способности эмоций оставлять след в опыте индивида, закрепляя удавшиеся и неудавшиеся действия.
Одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные эмоциональные проявления, в которых выражается глубина внутренней жизни человека. Эмоциональные реакции зависят от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека.
Источник
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Можно сказать, что человек – наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» – сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям отличают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т. д.), от высших эмоций (чувств), социально обусловленных, связанных с общественными отношениями.
По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс.
Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщенность, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. По силе приближается к аффекту, а по длительности – к чувствам.
Эмоции в узком смысле носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Собственно эмоции могут слабо проявляться во внешнем поведении, если человек умело скрывает свои эмоции, то вообще трудно догадаться, что он испытывает.
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему‑то, к кому‑то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка.
Настроения – это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состояние в течение значительного времени. В отличие от эмоций и чувств настроение не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.
Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. В настоящее время основное экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного компонента эмоций: мимики, пантомимики, интонации и т. д.
Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица; пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» – выражение эмоций в интонации и тембре голоса).
Ряд эмоциональных состояний четко дифференцирован как с точки зрения внешних объективных признаков, так и по качеству субъективных переживаний. Общие характеристики эмоций легли в основу создания ряда шкал эмоциональных состояний.
Однако тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Можно сказать, что эмоции – наиболее психологические из всех выделяемых процессов.
Нет единого мнения среди ученых, занимающихся проблемой эмоций, относительно вопроса об их роли в осуществлении процессов жизнедеятельности. Еще во времена античной философии высказывались мнения как о нарушающем, дезорганизующем влиянии эмоций на поведение, так и о том, что они представляют собой важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.
На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.
Без эмоциональных проявлений трудно представить какое‑либо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Психологические исследования показали, что большую часть информации в процессе общения человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального (словесного) компонента человек передает небольшой процент информации, основная же нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.
Долгое время выразительные движения рассматривались лишь как внешнее сопровождение переживания, где само движение выступало как нечто сопроводительное эмоциональным переживаниям.
Один из самых ранних подходов к пониманию роли выразительных движений был предложен У. Джемсом и К. Ланге, сформулировавшими так называемую периферическую теорию эмоций. Они полагали, что эмоции обусловлены лишь периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним. По их мнению, выражение эмоций – это чисто рефлекторная реакция, вызывающая изменения в организме, и лишь последующее их осознание и составляет саму эмоцию. Они свели эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратили сознательные процессы центрального характера во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее и ее не определяющий акт.
Однако выразительные движения – это компонент эмоций, внешняя форма их существования или проявления. Выразительное движение и эмоциональное переживание образуют единство, взаимопроникая друг в друга. Поэтому выразительные движения и действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.
Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч. Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных», привели его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике – результат эволюционного процесса. Он обнаружил, что движения мышц, при помощи которых человек выражает свои эмоции, очень сходны и произошли от аналогичных двигательных актов наших предков – обезьян.
Современные исследователи согласны с Ч. Дарвиным в том, что мимика возникла в эволюционном процессе и выполняет важную адаптивную функцию.
Почти с первых минут жизни младенец проявляет эмоциональные реакции. Наличие одинаковых эмоциональных выражений у слепых и зрячих детей подтвердило факт генетической составляющей в эмоциональных проявлениях.
Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.
Источник