Особенности понимания эмоциональных состояний

Особенности восприятия эмоциональных состояний в информационной коммуникации

доктор психологических наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

старший научный сотрудник кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Раздел: Социология журналистики

В работе обсуждаются результаты исследования восприятия и идентификации испытуемыми базовых эмоциональных состояний, переживаемых персонажами, представленными в видеофрагментах. Видеофрагменты предъявлялись испытуемым крупным планом с монитора компьютера. Дифференцирующими показателями для групп испытуемых являются пол, экстраверсия/ интроверсия. Оценка эмоционального состояния персонажа видеофрагмента осуществлялась испытуемыми по методике «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, состоящей из 30 позиций, по 5-ти балльной шкале. В результате было выявлено, что эмоциональное состояние, демонстрируемое испытуемому, идентифицируется им как сочетание нескольких основных и дополнительных эмоций. Наибольшую компетентность в идентификации эмоциональных переживаний показали испытуемые подгруппы экстравертов.

Большинство психологических теорий относят эмоции к базо­вым факторам, обеспечивающим, регулирующим и порождающим как развитие индивида, так и коммуникативные взаимодействия разного характера. Согласно К. Изарду [Изард, 1980], эмоции вклю­чают три компонента: нейрофизиологическое функционирование, мимическую деятельность и субъективное переживание. В комму­никативной деятельности влияние эмоций виртуального коммуни­катора на аудиторию наиболее существенно. Лицо человека является самым важным социальным стимулом. Начиная уже с трехмесячно­го возраста, ребенок реагирует на выражение человеческого лица, а переживания доверия и привязанности опосредуются зрительным контактом, фиксирующим выражение человеческого лица.

Бурное развитие информационно-коммуникативных техноло­гий привело к тому, что между людьми создается искусственное пространство визуального взаимодействия, где главным сигналом является крупный план лица и фиксация на выразительной со­ставляющей состояния человека.

Мы поставили перед собой задачу изучить особенности вос­приятия эмоциональных состояний человека с монитора компью­тера или телеэкрана.

Научная разработанность проблемы

Качественные характеристики эмоций, такие как знак (поло­жительный или отрицательный) и модальность (например, удив­ление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль) хорошо передаются в общении. В то же время об оценочной функции эмо­ций, наряду с функциями побуждения, предвосхищения, актива­ции, писал В. Вилюнас [Вилюнас, 1976]. В экспериментах Шлос- берга (1941) испытуемые оценивали эмоциональное выражение лица человека на фотографии по двум девятибалльным шкалам: «удовольствие — неудовольствие» и «приятие — отталкивание». Представленные на плоскости результаты образовали круговую траекторию (см. рис. 1).

Приняв во внимание факт связи эмоций с уровнем активации организма в системе «сон — бодрствование» Шлосберг преобразо­вал эту модель в цилиндрическую. Вертикальное измерение полу­чило название «сон — возбуждение».

П.Экман по критерию универсальности способа мимическо­го выражения выделяет шесть фундаментальных эмоций — 1) гнев; 2) отвращение; 3) страх; 4) радость; 5) печаль; 6) удивление [Экман, 1999]. Он также утверждает, что предложенные Шлосбергом измерения «сон — возбуждение» и «приятие — отталкивание» не являются независимыми.

Р. Плучек предложил рассматривать базовые эмоции как ком­плексные реакции организма, соответствующие базовыми адап­тивным процессам, направленным на согласование организма со средой. Испуг рассматривается ученым как разновидность ориен­тировочной реакции — ответ на незнакомое воздействие.

Большинство авторов отмечают тенденцию эмоций взаимодей­ствовать друг с другом. Н. Фрижда предложил называть взаимодей­ствующие друг с другом эмоции, возникающие у человека по пово­ду определенного события, эмоциональным эпизодом [Frijda, 1994].

Каждая из десяти эмпирически идентифицированных К. Изардом фундаментальных эмоций — 1) интерес; 2) радость; 3) удивле­ние; 4) горе; 5) гнев; 6) отвращение; 7) страх; 8) стыд; 9) презрение; 10) вина — обладает, как он утверждает, свойственной именно ей адаптивной функцией и уникальными мотивационными каче­ствами, исключительно важными и для каждого индивида и для всего вида. Эмоции называются фундаментальными, поскольку каждая из них имеет: а) специфический внутренне детерминиро­ванный нервный субстрат, б) характерные мимические или не­рвно-мышечные выразительные комплексы, в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество. Ни один из этих трех компонентов не образует эмоцию самостоятельно. Целостная эмоция (или полный эмоциональный процесс) тре­бует всех трех компонентов, хотя в одном из них — выразительном комплексе — и продолжительность, и интенсивность ослабляются социализацией [Вилюнас, 2006, с. 240]. Воспитание может влиять на интенсивность и длительность выражения эмоций — как в си­туации общения человека с другими, так и наедине с самим собой. На основании своей дифференциальной теории эмоций К. Изард разработал методику ситуационной идентификации эмоциональ­ных состояний человека «Шкала дифференциальных эмоций».

В работах В.А. Барабанщикова и его соавторов тщательно анали­зировались особенности восприятия эмоций по выражению лица [Барабанщиков, Малкова, 1981; Барабанщиков, Носуленко, 2004]. В частности, в работе А.А. Демидова, выполненной под руководст­вом В.А. Барабанщикова, анализировалась адекватность восприятия индивидуально-психологических особенностей людей, произнося­щих эмоционально нейтральную фразу, посредством предъявления видеозаписей с экрана компьютера [Барабанщиков, Демидов, 2009].

A. Жежелевская изучала степень точности восприятия различными группами людей эмоционально произнесенных дикторами фраз на немецком языке. Наиболее точно воспринимали эмоциональное состояние дикторов люди, изучающие немецкий язык, а также акте­ры. Однако в нашей работе было важно выявить, как осуществляет­ся идентификация эмоциональных состояний в ситуации опосред­ствованного общения. [Жежелевская, Жегалло, Подпругина, 2014].

Читайте также:  Как устроить парню эмоциональные качели своему

Информационный поток средств массовой коммуникации (СМК) воздействует на человека на разных уровнях, начиная с биофизичес­кого уровня (ритм и темп воздействия гармоники) и заканчивая уров­нем категоризации картины мира человека. Один из важнейших, или базовых уровней, это эмоциональный уровень воздействия.

B.М. Бехтерев писал о проявлении эмоционального резонанса в толпе людей и феномене индукции. Исследуя восприятие людьми эмоцио­нальных состояний, переживаемых человеком на экране, мы, таким образом, изучаем феномен воздействия СМК на человека.

Эмоциональная сфера мужчин и женщин различается, и пред­положительно у экстравертов и интровертов тоже (Г. Айзенк) в связи с разным уровнем активации нервной системы.

В статье представлены результаты исследования, целью которого является изучение процесса восприятия и распознавания (иденти­фикации) эмоциональных состояний человека в опосредствованной (в данном случае — визуальной, телевизионной) коммуникации.

В телевизионном взаимодействии невербальные средства обще­ния несут значительную смысловую нагрузку по причине техничес­кого опосредствования контакта со зрителем. В этих условиях один отдельно взятый жест может представлять собой самостоятельное целостное коммуникативное действие. Восприятие и идентифика­ция эмоциональных состояний входит как одно из необходимых звеньев в коммуникативную деятельность человека и является ос­новой для понимания мотивации, установок и уровня искренности партнера по взаимодействию. Существует несколько каналов, по которым человек может проявлять свои эмоции в коммуникации. В случае опосредствованной коммуникации, когда мы имеем дело с экранным изображением эмоционального переживания, основны­ми невербальными каналами являются мимика, позы и жесты чело­века. Контекст невербальному поведению человека задается пред­метной ситуацией общения, «семантикой действия» (понятие Б.Г Ананьева) коммуникатора.

Методика проведения эксперимента

Экспериментальный материал представлял собой записи 9 фраг­ментов (сюжетов) семи реальных телевизионных передач (ток-шоу) и двух современных кинофильмов, предварительно отобранных пятью экспертами — профессиональными психологами, специали­зирующимися в области изучения массовой коммуникации. Видео­фрагменты демонстрировали людей, находящихся, по мнению экс­пертов, в одном из базовых эмоциональных состояний (по класси­фикации К. Изарда и Г. Шлосберга), а именно: 1) видеофрагмент A — спокойствие; 2) B — отвращение; 3) C — удивление; 4) D — ин­терес; 5) E — страх; 6) F — смущение; 7) G — печаль; 8) H — агрессия; 9) I — радость. При восприятии человека с монитора компьютера испытуемому в нашем исследовании были доступны оптическая знаковая система невербального самовыражения личности, вклю­чая позу, жестикуляцию, мимику, а также прическу, одежду челове­ка и визуальный фон студии, а в ряде экспериментальных случаев и акустическая семиотическая система. В нашем случае мы имеем дело не просто с эмоциональным состоянием человека, которое воспринимается в процессе его проживания и прочувствования, а с видеозаписью определенного эмоционального состояния, которое наблюдатель (испытуемый) воспринимает и идентифицирует в ре­зультате просмотра с монитора компьютера. Можно предположить, что эта ситуация может накладывать определенные ограничения на способность человека правильно идентифицировать модальность эмоции.

В нашем исследовании мы задействовали методику идентифи­кации эмоциональных состояний людей с экрана с помощью ме­тода балльных оценок (метод числовых шкал). Метод числовых шкал в качестве разновидности метода балльных оценок представ­ляет собой реализацию известной в психофизике восприятия рей­тинговой процедуры порядкового шкалирования [Измайлов, Михалевская, 1982; Guilford, 1954]. В исследовательской процедуре испытуемым предлагается приписать каждому экспериментально­му стимулу соответствующее число. В отличие от физиологиче­ских методов фиксации эмоциональных состояний эта исследова­тельская процедура позволяет получить одномоментный срез целой палитры текущих эмоциональных переживаний человека. В нашем исследовании была задана числовая шкала от 0 до 5, по которой испытуемые оценивали выраженность эмоциональных состояний персонажа в предлагаемом видеофрагменте.

Каждый из девяти дважды полностью просмотренных видео­фрагментов (всего 576 предъявлений) оценивался испытуемыми по методике «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, сос­тоящей из 30 позиций (см. рис. 2). Эта методика представляет со­бой набор прилагательных, описывающих эмоциональные состоя­ния человека, и дает возможность получить профиль показателей ситуативной интенсивности эмоций персонажей, выраженных, по мнению испытуемого, в конкретном видеофрагменте. Время оценки эмоционального состояния персонажа видеофрагмента не ограничивалось, испытуемый сам вызывал следующий стимул на­жатием определенной кнопки на клавиатуре компьютера.

В исследовании принимало участие 32 человека, которые были специально отобраны по параметрам: пол, возраст, экстраверсия- интроверсия. Выбор параметров основывался на данных о разли­чии эмоциональной сферы у мужчин и женщин, а также у экстра­вертов и интровертов [Айзенк, 1999; Собчик, 2003]. Перед началом основного исследования испытуемые проходили тестиро­вание по методике Г. Айзенка для определения показателей экстраверсии-интроверсии. При обработке результатов испытуемые последовательно были разделены на 4 подгруппы: мужчины (16 человек), женщины (16 человек), экстраверты (10 человек), интро­верты (10 человек). Интровертированность, согласно Л.Н. Собчик [Собчик, 2003, с.69], проявляется как сниженная внешняя реак­тивность при одновременно более богатой интрапсихической ак­тивности и высокой рефлексивности. Экстравертированность проявляется склонностью к широким социальным контактам, двигательной раскрепощенностью при отсутствии тенденции к са­моанализу.

Результаты и обсуждение

По результатам шкалирования испытуемыми эмоциональных состояний персонажей четырех из предложенных видеофрагмен­тов (B — отвращение; E — страх; H — агрессия; I — радость) был проведен количественный и качественный сравнительный ана­лиз. Статистическая обработка результатов осуществлялась по­следовательно, по подгруппам, сформированным по признакам пола, возраста (моложе 35 лет, старше 35 лет), экстраверсии/ин- троверсии.

Читайте также:  Тест цунга для оценки депрессии

По результатам статистической обработки при сравнении дан­ных по подгруппам с использованием критерия Манна-Уитни по­лучено:

— оценки подгрупп экстравертов и интровертов статистически значимо различаются (уровень значимости p 0.1). Оценки испытуемых раз­ного возраста также сходны (p>0.1).

Таким образом, гендерных и возрастных различий при иденти­фикации отдельных эмоциональных состояний человека в экспе­риментальной ситуации не выявлено. Распознавание перечислен­ных эмоций значимо различается у экстравертов и интровертов.

Качественный анализ результатов показывает, что экстраверты дают более выраженные балльные оценки эмоциональных состоя­ний в сравнении с интровертами. Экстраверты также задействуют больше категорий (из тридцати предложенных в шкале Изарда) при идентификации эмоциональных состояний в сравнении с ин­тровертами. Кроме того, они чаще называют эмоции, выделенные экспертами — профессиональными психологами. Ниже представ­лен подробный анализ восприятия двух эмоциональных состоя­ний: радости как примера положительной эмоции и страха как примера отрицательной.

Оценка эмоционального состояния персонажа видеофрагмента «радость» испытуемыми шести подгрупп

При восприятии данного видеофрагмента испытуемые всех подгрупп оказались весьма единодушны в определении эмоцио­нального состояния персонажа: по их мнению, он «счастливый», а также «радостный» и «наслаждающийся» (кроме группы интро­вертов), и еще «внимательный» (кроме групп молодых мужчин и интровертов). Кроме того, как молодые женщины, так и экстра­верты определили его как «застенчивого», испытуемые группы экстравертов как «изумленного», испытуемые групп мужчин старшего возраста и экстравертов как «удивленного» (см. также рис. 3, 4).

Анализируя вышеприведенные диаграммы, нетрудно заметить, что при оценке какого-либо эмоционального состояния человека, респонденты выделяют в нем не одну, а несколько эмоций. В дан­ном случае это в порядке убывания балльных оценок: радость, счастье, наслаждение, изумление. Таким образом, эмоциональное переживание другого человека воспринимается как «паттерн эмо­ций», в терминологии Изарда, или — на образном языке — за веду­щей эмоцией тянется «шлейф» других, более или менее близких по содержанию эмоциональных состояний.

Оценка эмоционального состояния персонажа видеофрагмента «страх»

При восприятии данного видеофрагмента испытуемые всех подгрупп оказались также довольно единодушны в определении эмоционального состояния персонажа: по их мнению, он «напу­ганный» и «паникующий». Кроме того, испытуемые групп мужчин и женщин моложе 35 лет, мужчины старшего возраста и экстраверты считают его «боязливым», а испытуемые группы женщин старшего возраста еще и «пораженным» (см. рис. 5, 6).

Здесь мы наблюдаем ту же картину, что и в предыдущем случае — испытуемые идентифицируют ряд эмоций в состоянии персонажа, выделяя при этом несколько ведущих и несколько дополнительных.

Здесь мы наблюдаем ту же картину, что и в предыдущем слу­чае — испытуемые идентифицируют ряд эмоций в состоянии пер­сонажа, выделяя при этом несколько ведущих и несколько допол­нительных. Этот же феномен мы наблюдали также и при иденти­фикации эмоциональных состояний экспертами — психологами. Часть из эмоциональных состояний, переживаемых персонажа­ми, были интерпретированы экспертами однозначно, с помощью одного слова-категории, обозначающего соответствующую эмо­цию (такие как радость, страх, удивление, отвращение, смуще­ние), а другие не столь однозначно, с помощью двух-трех слов (такие как спокойствие, внимательное слушание, печаль; вовле­ченность, интерес, активность; печаль, подавленность, пассив­ность; агрессия, раздражение, азарт).

Согласно ранее полученным данным [Винтерхофф-Шпурк, 2007; Матвеева и др., 2004] испытуемые (зрители) воспринимают ситуацию предъявления с экрана человека, переживающего эмоци­ональное состояние, как коммуникативную ситуацию, ситуацию общения, по аналогии с межличностным. Можно предположить, что экстраверты в ситуации опосредствованной коммуникации склонны идентифицировать эмоцию, переживаемую персонажем видеофрагмента, как более ярко выраженную. Тогда статистически значимое различие в балльных оценках, со сдвигом к максимуму в случае экстравертов (видеофрагмент «радость»), может объясняться большей уверенностью экстравертов в правильности осуществлен­ного распознавания или же резонансной по сути эмпатической ре­акцией на предъявляемое эмоциональное состояние другого чело­века в опосредствованной коммуникации.

Процесс восприятия и идентификации эмоциональных пере­живаний с монитора компьютера имеет свою специфику по срав­нению с восприятием эмоций в ситуации непосредственного меж­личностного контакта: обнаруживается усиление смысловой коммуникативной составляющей в эмоциях, дополнительно при­писываемых испытуемыми героям видеофрагментов. Эти эмоции можно назвать коммуникативными. Они описывают отношение зрителя к человеку на экране или ожидаемое зрителем отношение к себе человека на экране. Другими словами, можно сказать, что как только лицо человека на телеэкране или мониторе компьюте­ра начинает выражать какую-либо эмоцию, то есть перестает быть эмоционально нейтральным в восприятии зрителя, то зритель ощущает себя оказавшимся в ситуации коммуникации. К подоб­ному заключению приходят и В.А. Барабанщиков и В.Н. Носуленко: «восприятие экспрессии лица по фотографии имеет форму не только чувственного познания (отображения экспрессивного пат­терна коммуниканта), но и непосредственного общения (взаимо­обмена информацией, состояниями и действиями)» [Барабанщи­ков, Носуленко, 2004, с. 441].

Процесс восприятия эмоций другого человека является слож­ным по своей природе и представляет собой целый комплекс лич­ностной децентрации, понимания, проекции, идентификации, дифференциации и «вчувствования», по терминологии русского философа И.А. Ильина [Ильин, 1993], а также оценки соотноше­ния базовых эмоций в конкретном образе человека, переживаю­щего на экране определенное эмоциональное состояние. Выделя­ется комплекс ведущих эмоций, комплекс фоновых эмоций и комплекс эмоций, характерных для одной из групп людей (что со­поставимо с данными Н. Фрижды [Frijda,1994]). В этом смысле восприятие эмоций может быть соотнесено с восприятием музы­кального созвучия (аккорда), где есть основные и дополнительные тона и обертоны. В этой связи можно порекомендовать создате­лям телевизионных программ быть более аккуратными и коррек­тными при обращении к эмоциональной составляющей экранно­го действия, например, с переживаниями героя передачи, в особенности, если эти переживания имеют негативный оттенок: исходя из полученных нами данных, можно предположить, что зрители, воспринимая соответствующее эмоциональное состоя­ние экранного персонажа, атрибутируют ему, помимо основной, явно выраженной, также и ряд дополнительных негативных эмо­ций. При этом зритель, ощущая себя оказавшимся в ситуации коммуникации, порождает ответные негативные эмоции, которые могут находить дальнейшую «разрядку» в межличностном взаимо­действии в его реальной жизненной ситуации, что может поро­ждать процессы «невротизации» в обществе.

Читайте также:  Практики по эмоциональному освобождению

По результатам качественного анализа выявлены различия в восприятии эмоций по подгруппам: подгруппа мужчин доста­точно быстро и однозначно идентифицирует ведущую эмоцию и, как правило, не приписывает дополнительных эмоций героям сюжета; подгруппа женщин в предлагаемом эмоциональном пе­реживании выделяет больше эмоциональных составляющих, т.е. образ эмоционального переживания у них более сложный. В це­лом наибольшую компетентность в идентификации эмоцио­нальных переживаний показали испытуемые подгруппы экстра­вертов.

1. Выявлено статистически значимое различие в идентифика­ции эмоциональных состояний у испытуемых подгрупп экстра­вертов и интровертов. При этом большую компетентность в идентификации эмоциональных переживаний показали испыту­емые подгруппы экстравертов. В то же время гипотеза о возник­новении при этом у экстравертов более выраженного по сравне­нию с интровертами эмпатийного отклика («эмоционального резонанса» в терминологии В.М. Бехтерева) требует дополни­тельной проверки.

2. Распознавая чувства, эмоции и эмоциональные состояния человека на экране, зрители выделяют 1) фигуративную компо­ненту, представленную одной из базовых эмоций; 2) фоновую — состоящую из набора «обертонов» других базовых эмоций; 3) специфическую — характерную для определенных групп зри­телей.

3. Выявлены различия в восприятии эмоций испытуемыми раз­ных подгрупп. Мужчины быстро и однозначно идентифицируют ведущую эмоцию и не приписывают дополнительных эмоций ге­роям видеофрагмента; женщины, в свою очередь, формируют бо­лее сложный и богатый образ эмоционального переживания.

1. Умение распознавать эмоции, в том числе предъявляемые в ситуации опосредствования, является одним из показателей эмо­ционального интеллекта, который, в свою очередь, позволяет че­ловеку быть эффективным организатором коммуникативных про­цессов. Для журналистов данное умение является важной профессиональной компетенцией, которую можно и нужно раз­вивать (посредством практикумов, тренингов и т.д.)

2. Воспринимая эмоциональную экспрессию человека на экране или мониторе компьютера, испытуемый (зритель) ощу­щает себя оказавшимся в ситуации коммуникации. При этом повышение «эмоционального градуса» коммуникации в условиях замкнутого внутреннего пространства телевизионной студии приводит не только к повышению «рейтинга» подобных передач (обычно в жанре ток-шоу), но также к тому, что эмоциональный накал коллективных обсуждений «выплескивается» через экран на зрителей. Создается ситуация «провокации скандала», осо­бенно если просмотр телепередачи происходит у зрителей в кругу семьи, так как это предполагает возможность идентификации ее членов с противоположными позициями участников студийной дискуссии. В этой связи можно порекомендовать создателям те­левизионных программ быть более аккуратными и корректными при обращении с эмоциональной составляющей экранного дей­ствия.

3. На фоне повышенного уровня эмоциональных переживаний, который может провоцировать телевизионная коммуникация — в случае включения у зрителей механизмов эмоциональной иденти­фикации и заражения, — снижается рефлексивная составляющая зрительского восприятия, а также степень критичности оценки, воспринимаемой ими с экрана информации. В этом случае журна­листы — авторы и организаторы коммуникации как непосредст­венной в студии, так и опосредствованной, с телезрителями — ока­зываются в ситуации повышенной ответственности за результат эфира на полюсе зрителя, а именно за качество когнитивной переработки им информации. Это подразумевает необходимость акту­ализации рефлексивных способностей авторов по отношению к воздействию телепередачи на зрителя как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне.

Айзенк Г.Ю. Структура личности. СПб: Ювента; М.: КСП+, 1999.

Барабанщиков В.А., Демидов А.А. Динамика восприятия индивидуаль­но-психологических особенностей человека по выражению его лица в микроинтервалах времени // Психология. М.: Высшая школа экономи­ки, 2008. Т. 5. № 2. С. 109-116.

Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Исследование восприятия эмоцио­нального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 121–132.

Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Обще­ние. М.: Институт психологии РАН, 2004.

Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2006.

ВилюнасВ.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы / Пер. с нем. Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2007.

Жежелевская А.А., Жегалло А.В., Подпругина В.В. Точность распознава­ния эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении и ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 28—43.

Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий практикум по психологии. I. Общая психометрика. М.: МГУ, 1982.

Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М., 1993.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизион­ной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2004.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психо­диагностики. СПб: Речь, 2003.

Источник

Оцените статью