- Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
- Содержание:
- Высшая нервная деятельность
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Мотивация
- Динамический стереотип
- Сон и его значение
- Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Особенности психики человека
- Тема 9. Эмоции. Чувства. Воля.
- 9.2. Чувства и их свойства.
- 34. Психические процессы
- Познавательные: Ощущение, Восприятие, Мышление,Внимание,Память,Воображение,Речь Эмоционально-мотивационные: Эмоции и Чувства, Мотивация(Воля,Проактивность)
- 35. Психические свойства
Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Содержание:
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность – это процессы приспособления человека к существованию в окружающем мире. Процесс обеспечивается через нервную деятельность, а именно через рефлексы. Они бывают условными и безусловными.
Безусловные рефлексы
Постоянные генетически сформированные реакции на внешние раздражители, которые происходят при помощи ЦНС. Они управляются низшей нервной деятельностью. Для их выполнения не требуется определенного условия. Например, половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный и др.
К таким реакциям относят и инстинкты – это неизменные и стабильные формы поведения, представляют собой связанные между собой сложные безусловные рефлексы, для запуска которых необходимы пусковые механизмы.
Условия обитания и внешней среды индивидуальны, в результате чего условные рефлексы могут меняться, тормозиться или ускорятся. Более совершенные рефлексы формируются в результате жизненного опыта – научения.
Импринтинг (второе название запечатление) – специфическая форма обучения, когда в начале жизни человек запоминает определенные сигналы, которые сопровождаются рядом действий. Таким образом, формируется память о родителях и изучение родного языка.
Условные рефлексы
Это индивидуально приобретенные рефлексы, отвечающие за определенное действие. Чтобы такой рефлекс выработался, необходимо многократное совпадение нескольких действий одновременно. Например, расположение выключателя в комнате сверху. Человек пользуется им много раз, если он переедет, то регулярно будет включать его там, где он был в старой комнате, пока не адаптируется к новому расположению.
Выработка условного рефлекса происходит в коре головного мозга, для его формирования нужно активное состояние мозга. Рефлекс формируется при многократном повторении и закреплении.
Мотивация
Активное состояние мозговых структур, направленное на выполнение поставленной задачи. Возникает при возникновении определенных потребностей. Разделяют на три группы:
Свойственны человеку, так как он способен на интеллектуальную деятельность. Формируется следующим образом:
- формируется временная связь, как нейрофизиологических, биохимических, ультраструктурных образований, возникает в процессе взаимодействия безусловных и условных рефлексов.
Помимо формирования нужных рефлексов, также есть и ненужные, которые человеческий мозг тормозит. Различают три вида торможения:
- безусловное (внешнее) – происходит, если в последующем образуется более значимый и сильный рефлекс;
- условное (внутреннее) – начинается из-за отсутствия безусловного раздражителя, подкрепляющего рефлекс;
- запредельное (принцип доминанты)– обуславливается длительным или сильным действием условного рефлекса.
Динамический стереотип
Сформировавшийся и закрепившийся комплекс условных рефлексов, основанный на способности мозга воспроизводить последовательность действий на одинаковые раздражители. Например, езда на велосипеде, вождение машины, обучение правописанию, чтение.
Совокупность условных и безусловных рефлексов, психических функций, обеспечивают совершенное приспособление человека к условиям проживания и обитания. Это происходит при помощи работы ЦНС – называется высшей нервной деятельностью. ВНД обуславливается двумя процессами – возбуждением и торможением. Возникают они в коре головного мозга. Приспособление человека зависит от способности формировать новые рефлексы и тормозить старые.
В зависимости от типа нервной системы различают несколько типов поведения. Изучением этих процессов занимался еще Гиппократ. Позже его изучение продолжил И. П. Павлов.
Тип
Описание
Сангвинический
Сильная и подвижная нервная система (сильный, уравновешенный, подвижный)
Флегматический
Сильные нервные процессы на фоне слабой подвижности процессов (сильный, уравновешенный, инертный)
Холерический
Значительная сила процессов, возбуждение преобладает над торможением (сильный, неуравновешенный, безудержный)
Меланхоличный
Низкая сила и подвижность процессов, торможение преобладает над возбуждением (слабый, неуравновешенный, инертный)
Сон и его значение
Сон – состояние организма вне физической активности. Бодрствование периодически сменяется сном. Норма сна составляет 8-9 часов в сутки. Растущему организму сна требуется больше. Новорожденные спят до 16 часов в сутки, дети от года 12-13 часов в сутки. Для детей важен дневной сон. Ребенок начинает уставать после 5-6 часов бодрствования.
Во время сна затормаживается деятельность всех органов и систем. Ночной отдых состоит из 5-6 циклов сна. Один длиться 90-100 минут. Чередуются между собой фазы быстрого и медленного сна. Во время медленного сна происходит торможение всех процессов жизнедеятельности. В фазу быстрого сна, наоборот, происходит активация процессов: дергаются глаза, усиливается сердцебиение, происходит сокращение мышц. Именно в фазу быстрого сна человек видит сновидения.
Сновидения – это ночные образы, которые возникают на подсознательном уровне, в это время работает кора головного мозга, активизируется воображение. Сны видят все люди, но мало кто может их воспроизвести позже.
Сознание, память, эмоции, речь, мышление
Сознание — это способность человека воспринимать окружающий мир, отделять себя от окружающих, реально оценивать свою деятельность и других людей. Включает в себя все формы психического воздействия:
Ощущение – это формирование памяти через ЦНС, воздействующих на органы чувств. Все ощущения суммируются в виде восприятия.
Восприятие – процесс преобразования информации, полученной через органы чувств, помогающие воспринимать окружающий мир и легко ориентироваться в нем.
Представление – это образное отражение предмета и явления. Проявляется в пространственно- временной связи, составляющих их признаки и свойства.
Память – способность узнавать, хранить, узнавать, воспроизводить информацию. В основе работы лежит нервная деятельность головного мозга. Противоположный процесс запоминания – забывание. Память бывает:
- долговременная;
- кратковременная;
- оперативная.
Долговременная сохраняется от пары месяцев или пожизненно. Обычно это яркие события. Кратковременная память сохраняется на пару месяцев, после чего выпадает из памяти.
Эмоции – это определенные реакции человека на какие-либо внешние действия или раздражители. Они проявляются в виде положительных или отрицательных реакций. Основные эмоции, которые выделяют:
Речь – способность человека воспроизводить определенные комбинации звуков для общения с другими людьми. Существует множество языков в мире. Формирование звуков происходит с раннего возраста. Ребенок с 1,5 летнего возраста начинает повторять слова за взрослыми. С 2-летнего возраста формируется речь. Иногда дети начинают говорить позже, но это считается нормой.
Мышление – это отражение общения, опосредованного отношения, закономерностей. Обладает неразрывной связью между языком и речью. Формируется на основе жизненного опыта и способностью представлять будущие события.
Воля – это сознательное управление эмоциями и действиями, осуществление задуманного.
Особенности психики человека
Психика – это специфическое свойство организма человека, за которое отвечает центральная нервная система. Заключается в отражении предметов и явлений, находящимися за пределами изолированных ощущений.
Это свойство характерно только человеку. Психика формируется в процессе жизнедеятельности человека, биологических, социальных и общих потребностей.
Человек способен передавать свои эмоции, мысли в социальном обществе. У некоторых людей формируется сверхсознание. Оно называется интуицией – это способность человека выстраивать логические цепочки на будущее, которые чаще всего оказываются правильными.
Выделяют несколько типов мыслительной и психической деятельности:
- Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
- Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления.
- Средний тип. Характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем. Большинство людей относится именно к этому типу.
Источник
Тема 9. Эмоции. Чувства. Воля.
Понятие и свойства эмоций.
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, мышления, но вместе с тем и относится так или иначе к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним. Это происходит благодаря эмоциям и чувствам. В широком смысле слова — это синонимы. В узком смысле эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания своего личного отношения к действительности, а также переживание субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения своих потребностей.
Эмоции состоят из двух компонентов: 1) когнитивного – отражаемое содержание; 2) субъектный компонент – непосредственная данность субъекту собственного состояния в связи с определенным отражаемым содержанием (переживание).
Рассмотрим характеристики эмоций как переживания, как специфической формы отражения:
1) Непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное содержание психического образа).
2) В «эмоциях субъект и объект переживаются как нечто единое» (Шингаров Г.Х., 1971, с.99), не осознается причинная связь между предметом и вызванной им реакцией человека.
3) Особая пристрастность, субъективность, так как предметы и явления действительности отражаются не в связи с их объективными характеристиками, а в связи с отнесенностью последних к актуальным потребностям и мотивам субъекта;
Чувственное впечатление субъекта об окружающем и происходящем.
Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент.
Эмоции носят идеаторный характер – они способны предвосхищать ситуации, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.
Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают ее динамику.
Сигнальная функция эмоций выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция эмоций выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.
9.2. Чувства и их свойства.
Чувства – одна из форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. У чувств есть объект и протекают они при участии сознания.
В отличие от ситуативных эмоций, отражающих субъективное значение предметов в конкретных, сложившихся условиях, чувства выделяют те явления, которые имеют стабильную мотивационную значимость. Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие событий, значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально. Чувства имеют предметный характер – они связаны с определенным предметом и направлены на конкретный предмет (любит кого-то, боится чего-то). Опредмеченность чувства значит более высокий уровень его осознания. Чувство является не чем иным как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства классифицируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. Так, чувства подразделяются на:
1) интеллектуальные (удивление, любопытство, сомнение);
2) эстетические (чувство прекрасного, безобразного);
3) моральные (чувство долга, ответственности);
4) праксические – возникающие в процессе выполнения деятельности (удовлетворение, неудовольствия).
Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивое отношение к объекту. В этом состоит амбивалентность (двойственность) чувств. Случаи амбивалетных переживаний возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.
Другая особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами.
Следующая особенность чувств – их общественно-историческая природа. У человека чувства связаны с основными формами общественно-исторического существования – образа жизни человека и основными направлениями его деятельности. Разные народы по-разному проявляют свои чувства.
Сравнительную характеристику эмоций и чувств можно представить в виде следующей таблицы.
Источник
34. Психические процессы
психич. процессы — психические явления в динамике, проявляющиеся в виде реакций. Конец одного психич. процесса связан с началом нового, поэтому в состоянии бодрствования чел-ка психич. деят-ность непрерывна. Начало психич. процесса мб обусловлено воздействием внешних или внутр. причин
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.Виды психич. процессов:
Познавательные: Ощущение, Восприятие, Мышление,Внимание,Память,Воображение,Речь Эмоционально-мотивационные: Эмоции и Чувства, Мотивация(Воля,Проактивность)
Личностные характеристики: Характер, Темперамент, Моторика, Интеллект
35. Психические свойства
психич. св-ва – типичные для данного чел-ка устойчивые образования, определяющие кол-венно-кач-венный уровень его поведения и деят-сти. Формируются под воздействием природных и соц. факторов.
Основными психическими свойствами являются характер итемперамент. Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.
Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д. В связи с этим характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных черт личности, к которым относятся:
1. Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.2.Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость, аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.3.Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или скрытность.4.Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.
Характер проявляется в тех целях, которые человек ставит себе в жизни, и в типических особенностях поведения, направленного на достижение этих целей. И в том и в другом отношении ведущей стороной характера являются волевые проявления человека. Общественная значимость характера данного человека оценивается тем, насколько его жизненные цели могут быть оправданы с точки зрения их общественного значения («серьезный» или «пустой» характер), и тем, насколько эти цели являются устойчивыми, насколько постоянно и неуклонно проводятся они в жизнь («твердый» или «слабый» характер).
Темперамент – психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Проявления активности темперамента: активность(степень взаимодействия с окр. миром), реактивность(сила и длит-ность реакции после прекращения действия), темповые характеристики(скорость выполнения любых действий), эмоциональность(склонность к быстрому проявлению эмоций),регидносить/пластичность (неспособность/способность быстрой перестройки деятельности способов мышления, точки зрения), подчиненность/доминантность(склонность подчиняться/подчинять), экстраверсия/интроверсия( обращенность на внешний мир/внутрь себя)
Источник