Педразвитие
Автор: Тесля Ирина Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Ручеёк»
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ)»
Раздел: дошкольное образование
НА ТЕМУ: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ)
неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к
трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как
психологической системы человека, включая и личность.
состояний и чувств слепых представлено в основном по наблюдению или
самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех, К. Бюрклен и др.) эмоции и чувства
человека, являясь отражением его реальных отношений к значимым для его
нарушения зрения, при котором сужаются сферы чувственного познания,
изменяются потребности и интересы.
Слепые и слабовидящие имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств,
что и зрячие, и проявляют те же эмоции и чувства. Хотя степень и уровень их
развития могут быть отличными от таковых у зрячих.
возникающее в возрасте 4 — 5 лет, понимание и переживание своего дефекта в
партнера для семейной жизни в юношеском возрасте.
Наконец, глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной
слепоте у взрослых. Для лиц, недавно утративших зрение, характерны также
депрессивные компоненты поведения.
Отмечается большое неблагополучие слепых и слабовидящих детей в
слабовидящие дети показали большую эмоциональность и тревожность по
сравнению с тотально слепыми детьми.
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую
роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепой ребенок
условий его жизни.
неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для
пространства. Это относится также к знакомству с живыми объектами.
Распространенно мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более
спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это
впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике,
Однако речь их достаточно интонационно и выразительна. Слепые
состояний, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности
говорящего, как активность, доминантность, тревожность.
Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои
особенности. В первую очередь это связанно с оценкой своей внешности.
положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от
Изменение в самооценки связанно с адаптацией к своему состоянию, а
также с тем, что в процессе своего развития дети с врожденной слепотой
переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием
того, что они не такие, как многие их сверстники.
Особенно остро этот кризис переживается в подростковом возрасте
происходит обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что
дети начинают осознавать свой зрительный дефект.
Особенности личностного развития незрячих ставят проблему оказания
им возможно ранней помощи и проведения с ними необходимой работы в тот
период, когда происходит активное формирование их личности, т.е. речь
какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие
нарушения зрения, к началу их самостоятельной жизни.
Речь все же должна идти не о качествах личности, а о целостной
системе отношений личности. В эту систему включается:
отношения к другим людям;
отношение к другому полу. Эти отношения составляют базовые структуры
личности, такие как образ своего Я, направленность личности и её временная
перспектива, отношения с другими.
невозможно, да и нет надобности.
Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в
любви к слепому, его захваливанием, переоценкой его способностей. Ребенок
готовое к будущей самостоятельной жизни.
У него формируется чисто потребительская психология, тормозится
самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, что, в
взрослые ставят строгость. Твердость и жесткость.
При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызванные
испытывает чувство скрытой или открытой неприязни и в какой-то момент
переход к открытому неповиновению.
Некоторые дети в этой ситуации уходят в себя, замыкаются, предаются
подавленным, часто задерганным и малоинициативным, либо вступает на
путь непрерывного хронического конфликта, постоянна находясь в состоянии
открытой или скрытой агрессивности.
Также эмоциональное отчуждение взрослых членов семьи ребенка с
нарушениями зрения приводит к отсутствию взаимопонимания между ними,
к разрыву духовной близости.
Слепой ребенок в такой семье живет своими интересами, замкнувшись
во внутреннем мире, куда он не допускает родителей. У него не формируются
меньше, а может быть, и больше, чем явная открытая неприязнь к нему из-за
его слепоты. Такой тип общения со взрослыми создаёт и обостряет у ребенка
чувство неполноценности и ненужности, рано рождает у него состояние
глубокой тревожности, и такой ребенок в конце концов не сможет развить в
соматическое выражение всеобщей мобилизации защитных сил организма.
Однако реакция тревоги есть по существу лишь первая стадия ответной
реакции организма на угрожающее воздействие.
При длительном воздействии любого агента, способного вызвать такую
состоянии реакции тревоги. Если агент настолько силен, что длительное
воздействие несовместимо с жизнью, то человек или животное в течение
первых часов или дней погибает на стадии реакции тревоги.
Если же организм способен выжить, то вслед за первичной реакцией
обязательно наступает стадия резистентности. Проявления этой второй фазы
весьма не похожи на проявления реакции тревоги, а в некоторых случаях и
полностью противоположны им.
Так, например, если в период реакции тревоги наблюдается общее
истощение тканей, то на стадии резистентности вес тела возвращается к
приобретенная адаптация снова утрачивается. Наступает третья фаза — стадия
истощения, которая, если стрессор достаточно силен, неизбежно приводит к
Взаимоотношение стресса и болезни может быть двояким: болезнь
может вызвать стресс, и стресс может вызвать болезнь. Поскольку любой
агент, требующий адаптации, вызывает стресс, то и любая болезнь связана с
некоторыми проявлениями стресса, ибо все болезни влекут за собой те или
иные адаптивные реакции.
Тяжелое эмоциональное потрясение приводит к заболеванию почти
исключительно благодаря своему стрессовому действию. В данном случае
истинной причиной заболевания являются избыточные или неадекватные
Психолого-педагогические условия, в которых оказывается ребенок,
имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на процесс формирования его
У незрячих значительное место занимают сознание вины, страхи и
опасения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с
другими людьми, в том числе с представителями другого пола.
При анализе отношения детей к своему дефекту можно наблюдать
тенденцию к сравнению себя со зрячими, желание доказать, что они лучше
их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность
Становление эстетических чувств у слепых и слабовидящих в большей
выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при
зрительном восприятии красоты.
Однако восприятие мира на основе сохранных анализаторов позволяет
слепому и слабовидящему испытывать эстетические чувства, наслаждаться
природой, поэзией, музыкой, архитектурой.
Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этом
принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество
в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети
имеющие те или иные дефекты и отклонения чувствовали себя нужными,
Источник
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Елена Куликова
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. При этом нарушения эмоциональной сферы как вторичный дефект у данной категории детей становятся всё более разнообразными и трудными для осуществления коррекционной поддержки (В. З. Денискина, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Г. В. Никулина)
Эмоции оказывают влияние на все виды психической деятельности ребёнка дошкольного возраста, что подтверждается научными трудами педагогов и психологов.
Необходимо отметить, что важнейшим инструментом познания эмоциональной жизни человека выступают социальные представления и в частности представления об эмоциях, которые рассматриваются как совокупность знания об эмоциональном явлении. В процессе социального познания формируются представления об эмоциях, развитие которых определяют способность ребенка распознавать эмоцию на уровне представления.
Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями от окружающего мира. Многие явления и события, волнующие детей данной категории и оставляющие неизгладимый след в их душе, остаются незамеченными со стороны педагогов и родителей; взрослые не всегда понимают их проблемы и трудности ориентации в окружающем мире. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.
Таким образом, для детей характерны такие черты, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, преобладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и как следствие, одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно-эстетической сферы, сферы социальных эмоций. Дети не готовы к эмоционально «тёплым» отношениям со сверстниками, с близкими взрослыми. Обеднённая эмоциональная жизнь ребёнка с функциональными нарушениями зрения, примитивность эмоционального опыта не всегда могут быть восполнены в последующие возрастные этапы.
Особенно ярко эти изменения эмоциональной сферы проявляются у детей с нарушением зрения. В эмоциональном развитии дошкольников с косоглазием и амблиопией и нормально видящих сверстников имеются существенные различия.
Кроме ограниченности восприятия, создающейся вследствие зрительной патологии, дети с функциональными расстройствами зрения подвержены серьёзным нагрузкам медико-психолого-педагогической поддержки. Лечение зрения создаёт особыетрудности зрительно-пространственной ориентации: выключение лучше видящего глаза ведёт к монокулярной ориентации, т. е. ориентации одним глазом, которая обуславливает «пространственную слепоту». Это проявляется в том, что дошкольники не выделяют глубину, удалённость, протяжённость, что ведёт к неудовлетворённости в общении с окружающим миром.
Специалистами Волгоградского педагогического университета, конкретно В. П. Зубковой, было проведено экспериментальное исследование возрастной динамики формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения. В исследовании принимали участие дети с функциональными нарушениями зрения и нормально видящие дети разных возрастных групп.
Как свидетельствуют данные исследования, наиболее понятными, доступными для восприятия детьми младшего дошкольного возраста, как нормально видящими, так и с нарушением зрения, контрастно различимые эмоции…. как веселый, печальный, сердитый.
Наиболее трудными для понимания и воспроизведения, оказались эмоциональные состояния, испуганный и удивленный.
Наиболее сформированными оказались эмоции радости.
В группах детей старшего дошкольного возраста наблюдалось увеличение процента узнавания эмоций (по процентам).
Можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста обеих категорий при демонстрации эмоционального ряда в основном использовали мимику, а дети старшего дошкольного возраста мимику и пантомимику. Однако показатели детей с нарушением зрения ниже показателей детей с нормой зрения.
В условиях зрительной недостаточности у дошкольников с косоглазием и амблиопией выделяются специфические особенности эмоционального развития:
— недостаток целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей;
— неправильное толкование эмоций, недостаток знаний об эмоциях;
— недостаток представлений детей с амблиопией и косоглазием о внутреннем мире людей, — недостаточны представления о реальности эмоциональных переживаний, которые остаются поверхностными, инфантильными, недостаточно адекватными ситуации;
— наличие негативной рефлексии по типу неуверенности, тревожности и импульсивности.
Экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей формирования представлений об эмоциях у дошкольников с нарушением зрения:
— замедленный темп развития эмоций по сравнению с нормально видящими детьми (дети с нарушением зрения показывают результаты эмоционального развития соответствующие результатам, нормально видящих детей более младшего возраста)
— использование мимики как основного компонента, сигнального комплекса невербального поведения.
— трудности использования пантомимики, при демонстрации эмоций
-недостаточная сформированность представлений о социальных эталонах эмоций
Все это указывает на необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, дающей возможность улучшить понимание дошкольниками с нарушениями зрения своих эмоциональных состояний и состояний других людей.
Именно поэтому крайне необходима целенаправленная работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения.
Источник