Особенности характера темперамента ребенка

Характеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Читайте также:  Как найти чувство покоя

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Читайте также:  Структура эмоциональных отношений это

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

Особенности характера ребенка

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Понятие характера и темперамента

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).

С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды. Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей. С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах. Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку. Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.
Читайте также:  У меня затяжная депрессия что мне делать

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша. С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей. Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.

Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.

  • Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие.
  • Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша. Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
  • Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия.
  • Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
  • Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.

Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.

Источник

Оцените статью