Характеристика разных видов темперамента у детей
Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.
Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь
Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.
Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.
Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.
У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.
Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.
В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.
При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.
Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.
Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».
Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.
В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.
В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.
Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.
Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.
Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.
Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.
Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.
Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.
Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.
Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.
Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.
Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.
Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.
Источник
Как темперамент влияет на характер ребёнка: разбираемся вместе с психологом
Учёные считают, что темперамент ребёнка можно определить сразу же после рождения. Но как это сделать? Чем характер ребёнка отличается от его темперамента? Как воспитывать холерика? Чему научить сангвиника? Об этом «О!» рассказала практикующий психолог, кандидат психологических наук Мария Наумова.
Часто родители путают темперамент с характером. Характер формируется, а с темпераментом человек рождается. Темперамент — это определённый тип нервной системы, который является индивидуальной особенностью психики ребёнка. Раньше учёные говорили о том, что темперамент устойчив, сегодня эксперты приходят к выводу, что он всё-таки может меняться, но не в корне. Ребёнок, который родился холериком, не может через 20 лет стать меланхоликом, потому что именно темперамент определяет тип высшей нервной деятельности. Либо тип нервной системы мобильный, либо ригидный, иными словами, менее подвижный.
Темперамент накладывает отпечаток на тип мышления и определяет, насколько ребёнок эмоционально уравновешен: быстро поддаётся чувствам или держит их в себе. У холериков, к примеру, тип мышления быстрый. Такие дети много могут делать и решать, но не все задачи выполнять качественно. А у флегматиков и меланхоликов тип мышления более медленный, но зато они умеют доводить дело до конца и выполнять рутинную монотонную работу. Если родители поймут темперамент ребёнка, то им будет легче выстраивать с ним отношения.
Холерик — шумный непоседа
Ребёнок-холерик непоседлив, очень шумный, часто чрезмерно активный, у него может быть отрывистая и быстрая речь. Он не умеет контролировать свои эмоции, и всё, что его волнует, выпускает наружу. Иногда родители, не понимая природы холерика, ошибочно считают, что у него СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Холерик может очень хорошо понимать и знать что-то, но из-за своей эмоциональности совершает большое количество ошибок. Сильно расстраивается, если где-то неправильно написал слово или не там поставил запятую. В детском саду холерик может бросить рисунок, если он у него не получается.
Родители должны научить такого малыша регулировать своё эмоциональное состояние, другими словами, учить его эмоциональному интеллекту. Самый простой вопрос, которым можно воспользоваться: «Опиши, что сейчас с тобой происходит?» После того, как ребёнок расскажет, что с ним случилось, взрослые должны произнести слово, которое описывает эти чувства. Тогда со временем он научится определять свои эмоции и возьмёт над ним контроль.
Сангвиник — прирождённый оптимист
Сангвиник, в отличие от холерика, более уравновешен. Он весёлый, жизнерадостный, подвижный и вместе с тем рассудительный, более покладистый, может сосредотачиваться на чём-то. Но такой ребёнок не совсем устойчив в своих интересах и часто не может доводить дело до конца.
Самое главное, чему родители должны научить ребёнка-сангвиника, — это планированию, пусть даже на совсем примитивном уровне. Он должен понять, как разбивать дело на маленькие шажки и фиксироваться на чём-то одном. Если сангвиники в детстве научатся этому, то в будущем смогут стать очень хорошими руководителями.
Флегматик — спокойный добряк
Флегматик ещё более уравновешен, чем сангвиник, но он уже закрыт. Умеет хорошо концентрироваться на выполнении задач, но может быть очень упрямым. Такой малыш будет собирать лего и пазлы до конца. Он очень спокоен и не показывает своих эмоций окружающим людям.
Многим кажется, что флегматики медлительные, но на самом деле они могут выполнять какие-то задачи в среднем темпе и очень точно. Обычно такие дети в школе чувствуют себя не очень комфортно — задания там часто нужно выполнять на скорость, тогда как им требуется чуть больше времени, чтобы что-то сделать. Родителям детей-флегматиков нужно проводить упражнения на ускорение мышления. Понятно, что тип нервной системы таких детей не позволяет быстро делать что-то, но сегодня такой стремительный темп жизни, что под него нужно подстраиваться.
Такие дети медлительны, но очень внимательны к деталям. Лучше всего они раскрываются в инженерных профессиях, могут стать хорошими архитекторами или конструкторами. Неконфликтные, миролюбивые, они всем раздают свои игрушки, со всеми хотят дружить. Им особенно важно объяснять, что такое такое дружба и кто такой друг.
Меланхолик — хрупкая душа
Меланхолик — совершенно особый тип темперамента. Ребёнок очень застенчивый, необщительный, робкий, боязливый. Он не только медленный, но ещё очень чувствительный, плохо адаптируется к новым условиям. Малейшая стрессовая ситуация буквально выбивает у него почву из-под ног.
Главная особенность таких детей в том, что они чересчур эмоциональны, но, в отличие от холериков, держат свои эмоции внутри. Если родители не будут объяснять детям, в чём их особенность, то их внутренние переживания в будущем могут перерасти в психосоматические заболевания. А если с эмоциями работать, то они могут дать мощный творческий потенциал, который по своей креативности может превзойти другие типы темпераментов.
Задача родителей — развивать хорошую самооценку у детей-флегматиков. Такие дети считают, что у них только слабые стороны, а сильных сторон совсем нет. Поэтому мамы и папы должны постараться стать для них проводниками к внутреннему миру. Только после этого можно начинать учить меланхолика коммуникации и социальным навыкам.
Надо понимать, что «чистых» темпераментов в природе нет. В человеке может быть 5% холерика, 10% сангвиника, 70% флегматика и 15% меланхолика. Такую формулу можно рассчитать при помощи теста в более старшем возрасте, но доминирующий тип темперамента будет заметен ещё в детстве. Знание темперамента своего ребёнка поможет выстроить в семье систему взаимоотношений таким образом, чтобы каждый смог проявить себя и находился в гармонии с собой.
Источник