Особенности эмоциональных переживаний человека

Виды эмоциональных переживаний и их характеристика.

Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологическим отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия раздражителей. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам человека как организма. Эмоции, не будучи формой познания, вызывают в сознании не образ предмета или явления, а переживание.

Эмоции – отражение отношения к чему-либо в форме переживания.

Классификация и виды эмоций

По влиянию на жизнедеятельность субъекта эмоции классифицируют на стенические и астенические:

– стенические (от греч. «стенос» – сила) эмоции – переживания, повышающие жизнедеятельность организма, активность субъекта, и способствующие упорядочению его деятельности. Они вызывают подъем, бодрость, возбуждение, напряжение, сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличивается темп и глубина дыхания.

– астенические (от греч. «астенос» – слабость, бессилие) эмоции – переживания, снижающие активность и дезорганизующие деятельность субъекта.

По знаку эмоции дифференцируются на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные) на основании их сенсорных или эмпирических характеристик (К. Изард). Однако всякая эмоция может быть и позитивной, и негативной – в зависимости от того, насколько она помогает или мешает адаптации субъекта к конкретной ситуации.

По силе проявления выделяются три формы эмоциональных переживаний: настроения, аффекты и страсти.

– слабой интенсивностью, что отличает его от других эмоций. Например, если субъект пребывает в хорошем настроении, оно не выражается в виде аффекта (см. ниже), грустное настроение неярко выражено и не имеет в своей основе интенсивных нервных возбуждений;

– значительной длительностью. Продолжительное переживание. Само название указывает на то, что эмоции развиваются медленно, и переживаются в течение длительного периода;

– неясностью, безотчетностью. Слабое осознание причин, вызвавших переживание. Источники его не определены, не связываются с определенными объектами, явлениями или событиями. Процитируем М.Ю.Лермонтова: «И скучно, и грустно, и некому руку подать …». Нередко настроение проходит, когда разъясняется его причина;

– диффузным характером. Настроение накладывает отпечаток на деятельность: в хорошем настроении работа кажется приятной, легкой и необременительной, в мрачном – тяжелой и неприятной.

Аффекты (от лат.аffektus – душевное волнение, страсть) характеризуются:

– чрезмерной интенсивностью и бурным внешним выражением. Бурно развивающееся возбуждение в центрах коры сопровождается сильным индуктивным торможением других ее участков и передается в подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемой эмоции.

– кратковременностью протекания. В силу чрезмерной интенсивности аффект не может длиться долго и быстро прекращается. Отелло задушил Дездемону и заплакал.

– безотчетностью эмоционального переживания. В зависимости от силы аффекта снижается сознательный контроль действий. Субъект не полностью осознает, что делает, не способен держать себя в руках.

– резко выраженным диффузным характером – захватывает целиком всю личность: сознание, установки.

Страсти – быстро возникающие, сильные и длительные проявления эмоций, захватывающие человека и владеющие им, характеризующиеся волевой направленностью. Могут иметь положительную и отрицательную направленность.

Страстям, как и аффектам, свойственна чрезмерная интенсивность эмоционального возбуждения, по существу они различны. Страсти характеризуются:

– силой, выражающейся в соответ-щей направленности всех помыслов личности;

– устойчивостью. Возникают вспышки страсти, но сама страсть вспышкой не является.

– ярко выраженным волевым компонентом. Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых процессов, стремление в ней преобладает над чувствованием.

– своеобразным сочетанием активности и пассивности. «Испытывая страсть, субъект является как бы страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила, которая им владеет, вместе с тем от него же и исходит» (С.Л. Рубинштейн). Это объективное раздвоение заключается в самой природе страсти.

Эмоции могут вызывать активное или пассивное состояние, стимулировать жизнедеятельность человека или угнетать ее.

К. Изард выделил следующие основные, «фундаментальные» эмоции.

Интерес (как эмоция) – положительное переживание, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость – положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полного удовлетворения актуальной потребности, вероятность чего была невелика или неопределенна.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Печаль относят к негативным переживаниям, ее причиной может стать неудача в достижении поставленной цели.

Гнев – эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – сильное отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами и др., соприкосновение с которыми (контакт или коммуникация) вступает в резкое противоречие с нравственными, идеологическими или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение – отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъектов.

Страх – отрицательное эмоциональное переживание, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Стыд – отрицательное переживание, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков или внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям. Переживание стыда сопровождается обостренным самосознанием, активизацией самооценки.

Вина играет ключевую роль в процессе развития личной ответственности и совести. Субъект испытывает вину, нарушая принятые им нравственные стандарты.

Эмоции имеют следующие характеристики:

– субъективность. В отличие от других психических процессов, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту, которое всегда имеет личный характер, т. е. эмоции всегда субъективны. Например, один и тот же предмет или явление у одного субъекта вызовет восхищение, удовольствие, а у другого возникнут эмоции гнева, отвращения;

Читайте также:  Заболевания по типу депрессии

– полярность. Эмоции всегда обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль. Оба полюса не обязательно являются противоположными – полярность асимметрична.

– интенсивность обнаруживается в целой гамме оттенков степени переживаний человеком одной и той же эмоции.

– пластичность. Одна и та же эмоция может переживаться человеком во многих оттенках в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов деятельности, с которыми она связана.

– динамичность. Эмоции могут быстро сменять друг друга (менять знак), иногда самым парадоксальным образом («от любви до ненависти один шаг»);

– иррадиация, распространение, перенос на все, что связано с объектом переживания.

– глубина, очень значимая характеристика, показывающая, насколько глубокие пласты личности затрагивает эмоциональное переживание.

– длительность или протяженность во времени. Активность некоторых эмоций ограничивается моментом (вспышка гнева), а продолжительность других достаточно велика (интерес или эмоция вины);

– заразительность – передача сильной эмоции одного субъекта другим.

– единство эмоций – эмоции не могут испытываться параллельно, а соединяются друг с другом, создавая целостное эмоциональное переживание.

– относительная независимость от воли субъекта. Возникновение и исчезновение сильных переживаний невозможно корригировать. Волевыми усилиями возможно только сдерживать их проявление. Нельзя заставить себя любить или ненавидеть;

– амбивалентность (двойственность). Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоциональные переживания. Обычно амбивалентность вызвана тем, что особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость).

– связь с потребностями. По мнению С.Л. Рубинштейна эмоции выражают активную сторону потребности.

–связь с внутриорганическими процессами, которая имеет двоякий характер.

Эмоциями выполняются две основные функции:

– сигнальная – переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека;

– регуляторная (приспособительная) служит уравновешиванию внутренней среды организма и внешних условий, необходимых для его существования. Этот процесс вызывает многообразные изменения в жизнедеятельности, дающие возможность сохранить целостность организма.

Кроме сигнальной и регуляторной выделяются функции:

– оценочная выражается в обобщенной оценке событий. Например, ориентируясь на страх, человек находит такие ситуации, которые уменьшат эту эмоцию. Эмоциональная оценка, в отличие от когнитивной, происходит на чувственном уровне (субъект не оценивает пищевую потребность в количестве белков, витаминов, ему достаточно чувства голода);

– побуждающая (мотивационная) функция связана с оценочной.

По мнению К. Изарда, эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоция организует и направляет восприятие, мышление и действия.

– переключательная особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

– коммуникативная. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2988 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Виды эмоциональных переживаний

Воспринимая тот или иной объект или ситуацию, ощущая свойства предметов, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Иногда это отношение отчетливо выражено, так что даже сложно скрыть его от окружающих, иногда оно едва заметно даже для самого обладателя.

Своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение, по сравнению с объектами или их свойствами, вызывают к себе жизненные факты, ситуации, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношение к факту или ситуации выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции теснейшим образом связаны с потребностями человека. Если в отношении какого-то объекта или обстоятельства нет выраженных потребностей, то и сильных эмоций, связанных с этим объектом или обстоятельством, сложно ожидать (исключение, пожалуй, составляет чувство юмора: смеяться человек готов над чем угодно).

Эмоции тесно связаны не только с потребностями человека, но и его состоянием. То, что удивляет или радует в обычном состоянии, может быть безразлично в состоянии, например, переутомления.

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. То есть эмоции — в какой-то мере всего лишь один из способов саморегуляции организма.

Значение разных эмоций для организма различное, как и характерные особенности протекания. Значение многих эмоций заключается в предупреждении о негативном характере каких-либо факторов. Попав поздно вечером в незнакомом районе на темную улицу, человек испытывает эмоцию тревоги, которая как бы предупреждает сознание о негативной ситуации, побуждает человека быстрее избавиться от этого раздражителя (то есть выйти на светлую улицу).

Поэтому считается, что эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. Если усилий разума не хватает для напряжения физических и душевных сил, то эмоции вполне могут помочь. Как гласит древняя латинская пословица: «Страх придает ногам крылья».

Для любой эмоции характерно три обстоятельства:

— она имеет субъективную значимость для обладателя,

— имеются кратковременные соматические изменения,

— в той или иной степени эмоция меняет поведение.

Часто еще можно встретить упоминание того, что любая эмоция имеет положительный или отрицательный характер. В основном это так, но есть, например, такая эмоция как удивление, которая может иметь нейтральный характер (но бывает и «радостное удивление», «неприятное удивление»).

Читайте также:  Успокоительное средство для пожилых людей при сильном стрессе

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Это и есть субъективная значимость эмоций. Потому что именно в эмоциях как бы «проскакивают» основные «зерна», из которых сложен человек. Во многом — надо это тоже понимать — эмоции являются тем каналом, по которым многомиллионный жизненный опыт предков влияет на поведение ныне живущих потомков. Если какой-то человек сознательно пошел гулять ночью по темным улицам, то через эмоции страха опыт предков доводит до сознания этого человека, что так делать не рекомендуется из соображений безопасности.

В человеке заложено довольно много инстинктов, из которых далеко не все еще идентифицированы наукой. Инстинкты сами по себе не могут осознаваться. Но через эмоции — да. Через эмоции человек именно осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены.

Любая эмоция это не какое-то интеллектуальное, холодное умозаключение, плод разума человека. Каждая эмоция ощущается человеком, как ощущается, например, горячее или яркое, приятное или болезненное. Эти ощущения происходят из кратковременных соматических изменений в организме. От волнения, например, может приостановиться работа слюнных желез, тогда возникает неприятное ощущение сухости во рту. И это ощущение будет одним из мазков в эмоциональной картине. Может подняться или упасть гипертоническое давление, и это тоже будет частью эмоции. Поэтому можно утверждать, что любую эмоцию человек воспринимает всем телом.

Эмоция это некоторое волнение, которое в той или иной степени меняет (отклоняет) поведение. Если человек после окончания рабочего дня уселся на диване и расслабился, то нельзя утверждать, что у человека «эмоция расслабленности». Однако если мимо его окна пролетит какой-то не очень опознанный летающий объект, то человек проявит эмоцию удивления. Он повернет голову к окну, приоткроет рот (чтобы лучше слышать), зрачки его расширятся. При этом нельзя сказать, что эмоция удивления заставила человека повернуть голову и приоткрыть рот. Все вместе это и есть эмоция.

Эмоции отклоняют поведение от обычного «норматива». Если человек в обычном, обыденном своем состоянии, например, не подает нищим денег, то в состоянии сильной радости или сильного горя в нем может проснуться потребность это сделать. Какие инстинкты включили эту коррекцию — вопрос сложный, и притом в разных ситуациях у разных людей может быть по-разному. Вполне вероятно, что радость от обретения того или иного жизненного блага (например получения новой хорошо оплачиваемой работы) запускает инстинкт «А поделиться с соплеменниками?»

Чувства и эмоции

По происхождению, как несложно догадаться, «чувство» происходит от «чувствовать» или «чуять», то есть это на самом деле близкий синоним «ощущению». «Эмоция» восходит к латинскому глаголу emovere (потрясать, волновать, отодвигать, вывихнуть) и производным от него словам. У Сенеки, например, встречается «mens emota» — безумие, помешательство (буквально можно перевести как «рассудок вывихнутый»). То есть с лингвистических позиций можно утверждать, что слово «чувство» означает что-то вроде внутреннего ощущения, а «эмоция» — возбуждение, волнение.

Среди психологов можно встретить позицию, что чувства это некоторые предметные и долгоиграющие эмоции. Эмоция пришла и ушла, а чувство остается. Эмоция беспредметна, поэтому быстро улетучивается, чувство предметно, завязано на отношениях, поэтому во времени долго сохраняется. Однако часто можно услышать: «чувство удивления» или «она вся в расстроенных чувствах».

С другой стороны, человек не испытывает то или иное чувство постоянно. Предположим, один человек очень сильно ненавидит другого человека. При встрече он приходит в возбуждение, злится, ругается. Потом иногда вспоминает про объект неприязни, и опять — уже в меньшей степени — приходит в возбуждение, злится, ругается. Но большую часть времени он ведет себя как обычно, совершенно не вспоминая про существование объекта неприязни. И лишь встречи или воспоминания вызывают. негативные эмоции. Вот и получается, что это чувство ненависти — всего лишь цепочка из негативных эмоций, распределенная во времени. Такие долгоиграющие чувства точнее было бы обозначать через термин «отношение». В данном примере можно сказать, что у первого человека имеется ко второму отношение ненависти.

Резюмируя, следует отметить, что разница между словами «эмоция» и «чувство» небольшая и не очень принципиальная. Можно просто считать, что эмоция это чувство с выраженным возбуждением (гнев, радость, слезы и т.п.), а чувство это эмоция с не очень выраженным возбуждением (печаль, удивление, тоска, восхищение и др.). И чувства, и эмоции удобно обозначать общим термином «эмоциональные переживания».

Виды эмоциональных переживаний

Аффект

— сильный гнев или ярость,

Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Аффект очень опасное состояние, потому что неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, полностью снижается критичность. Человек перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает, не понимать состояния, в котором находится.

В состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

Но бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах.

Аффект влияет на функционирование всех психических процессов. Резко (обычно) изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта.

Читайте также:  Испытывать большую радость счастье блаженство значение фразеологизма

В состоянии аффекта не работает привычная система целеполагания, человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления и человек становится как бы непонятен сам себе.

В очень сильном состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, а потом — в более спокойной ситуации — не может вспомнить того, что с ним было. А если и может, то вспоминает, что происходило с ним — как во сне.

Обычно сильный аффект заканчивается «провалом» в расслабленность.

Эмоции

Когда говорят про какого-то человека, что он эмоционален, то этим самым имеют в виду, что человек часто проявляет свои эмоции: громко смеется или плачет, под влиянием эмоций может сделать какой-то сильный жест или поступок. Одним словом, он ведет себя совсем не так, как человек безэмоциональный.

Здесь важно понимать (об этом уже говорилось выше), что эмоции во многом носят внешний, активный характер. Человек может быть очень чувствительным, ранимым, постоянно испытывать множество чувств, но при этом уметь хорошо скрывать свои эмоции. Такого человека мало кто назовет эмоциональным, скорее чувствительным.

Чувства

Еще одно интересное отличие чувства от эмоции — эмоции как бы стандартны, а чувства могут быть смутными. Эмоции теснее связаны с поведением, поэтому по поведенческим особенностям легче отделить одну эмоцию от другой. С чувствами значительно сложнее. Спонтанное изменение соматического состояния может привести к псевдо-чувству.

Бывают к тому же смешанные чувства. И это обстоятельство может породить большое количество психологических проблем невротического характера. Вплоть до фобий, например.

Чувства опираются не только на реальный мир, но и на вымышленный мир, мир сложных конструктов. Так, оказывается, что можно любить не реальную девушку, а изображение девушки или литературный персонаж. Можно не любить картинные галереи сами по себе, но любить себя в картинной галерее.

Чувства активно и более тонко по сравнению с эмоциями участвуют в установлении и поддержании социальных контактов. При любом более-менее продолжительном контакте одного человека интересуют чувства, которые испытывает к нему другой человек. Одно дело — чувство уважения, доверия, заинтересованности, симпатии. Другое дело — чувство презрения, недоверия, антипатии. При этом, что характерно, чувства очень часто обладают взаимностью. Если кто-то к кому-то проявляет чувство симпатии, то или тот другой человек со временем начинает отвечать симпатией, или первый человек со временем охладевает.

Таким образом, чувства выступают в роде некоторых таких валентных связей между людьми в социальных отношениях разного уровня.

Чувства более очевидно связаны с чертами характера человека. Так, если человек постоянно испытывает чувство радости при получении новых знаний, то про него можно сказать, что он любопытный. Если человек часто испытывает чувство зависти — завистливым. Выделяют даже моральные (нравственные) чувства: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т. д. Существуют аморальные чувства: жадность, эгоизм, жестокость и т. д.

Интеллектуальные чувства

сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют,

усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на

содержательность и точность полученных знаний.

Примеры интеллектуальных чувств: удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения, чувство уверенности в правильности доказательства. Во время работы большинство ученых внешне (эмоционально) спокойны, но это не значит, что у них в это время нет никаких эмоциональных переживаний. Интеллектуальные чувства — довольно тонкие и своеобразные — ярко показывают, что существует теснейшая связь между интеллектуальными и эмоциональными процессами. При этом чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

Эстетические чувства

Вместе с тем эстетические чувства представляют собой проявление потребности в выработке эмоционального отношения к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.

В эстетических чувствах переплетается и чисто эстетическое, и моральное, и интеллектуальное. Эстетические чувства настолько сильны, что человечество «тратит» на искусство огромные ресурсы: и временные, и финансовые, и иные. Даже самому опустившемуся человеку не чуждо чувство прекрасного.

Эмоциональное состояние

Страсть

Настроение

Настроение довольно инертно. Особенно это касается перехода из плохого настроения в хорошее. Как известно, испортить настроение значительно легче, чем поднять его. Даже если действие угрожающих факторов уже давно сведено на нет, инстинктивно человек продолжает еще какое-то время «быть начеку».

Положительные эмоции во время хорошего настроения — фактически есть плата за успешное преодоление проблемной ситуации («ты успешно решил проблему — поэтому ты молодец»). Отрицательные эмоции во время плохого настроения — дополнительная мотивация к тому, чтобы человек быстрее справился с проблемной ситуацией.

Так это задумано природой. Человек, конечно, как существо разумное научился манипулировать своим настроением. Наркотики, азартные игры и другие аддикции позволяют на время забыть про проблемы, снизить тревожность, создать на время иллюзию того, что все нормально, и тем самым поднять настроение. Помогает и погружение в атмосферу коллективного веселья. Когда все вокруг веселятся — это признак того, что все идет нормально. Плохо только то, что забытая проблема не есть решенная проблема. И манипулирование своим настроением есть на самом деле раскачивание маятника настроения. Чем веселее сегодня, тем грустнее завтра.

Источник

Оцените статью