Особенности эмоциональной сферы у детей с нарушениями опорно двигательного аппарата

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога
статья на тему

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Скачать:

Вложение Размер
tezisy_13-14.docx 22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников

с нарушением опорно – двигательного аппарата

в деятельности социального педагога

Одним из источников активности развивающейся личности ребенка дошкольника выступает эмоциональная сфера. Она играет важную роль в жизни детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, так как помогает воспринимать окружающий мир и адаптировать в нем. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребностей воспитанников в позитивных эмоциональных переживаниях, способствующих обогащению их яркими впечатлениями и оставляющих неизгладимый след в их душе. В связи с этим нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать другим.

Изучение особенностей аффективной сферы детей имеет сегодня не только теоретическое, но и конкретное практическое значение. Как известно, аффективная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К. Анохин, П.В. Симонов, К.В. Вилюнас, Е. Изард и др.).

Аффект, по словам Л.С. Выготского, участвует «. в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента», поэтому проблемы в аффективной сфере не могут не повлиять на характер психического развития.

В данном контексте эмоциональная сфера выводится в ранг базовых основ личности дошкольника, ее «центрального звена» (Л.С. Выготский), «ядра индивидуальности» (А.В. Запорожец), первичной структуры, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности ребенка, его ориентацию в окружающем мире. При этом нарушения эмоциональной сферы как третичный дефект у данной категории детей становится все более разнообразным и трудным для осуществления коррекционной поддержки (В.З. Денискина, Е.Е. Дмитриева, JI.A. Дружинина, В.А. Кручинин, И.Ю. Левченко, У.В. Ульенкова и другие).

Педагоги, обучающие и воспитывающие дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, достаточно часто сталкиваются с такими проявлениями как эмоциональная лабильность, легкая пресыщаемость, поверхностность переживаний, боязливость, пониженное настроение, эмоциональные срывы, аффективная возбудимость, агрессивность в сочетании с импульсивностью и неспособностью к волевым усилиям. Это обуславливает трудности в усвоении социальных норм и повышает риск дезадаптации на следующем этапе развития.

Вместе с тем, введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования определяет деятельность социального педагога, направленную на формирование личностных качеств, коррекцию недостатков в психическом развитии дошкольников, что обеспечивает социальную успешность детей.

Таким образом, возникает противоречие между пониманием значимости развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата и недостаточной разработанностью условий ее развития в образовательно-воспитательной деятельности социального педагога в ДСКВ.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования: какие условия необходимо реализовывать в деятельности социального педагога для развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Все это определило актуальность выбора темы исследования «Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога».

Цель: определить и экспериментально проверить условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательно – воспитательной деятельности социального педагога.

Гипотеза: развитие эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата будет эффективно, если:

  • образовательно – воспитательная деятельность выстраивается с учетом структуры дефекта и ведущего вида деятельности дошкольников;
  • развитие эмоциональной сферы носит системный, последовательный характер работы с привлечением воспитателей ДСКВ и родителей дошкольников.

Исследование проводилось в МДОУ ДСКВ № 3 «Солнышко» Анжеро –Судженского городского округа с дошкольниками средней, старшей и подготовительной группы.

В процессе констатирующего эксперимента проводилось изучение анамнеза развития, определение структуры дефекта каждого дошкольника исследуемой группы.

В результате исследования экспериментальной группы нами было выявлено три уровня развития эмоциональной сферы детей.

I группа (норма развития) — 12 %. Дошкольники с нарушение опорно-двигательного аппарата не имеют отклонений в эмоциональной сфере, воспитываются в благополучных семьях, также им оказывалась своевременная психолого – медико – педагогическая помощь.

II группа – 46 %. У детей прослеживается эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, трудности в понимании эмоциональных состояний, бедность эмоциональных проявлений.

III группа – 42 % . У детей с отклонениями в эмоциональном развитии.

Дошкольники не понимают эмоциональных состояний, у них прослеживается бедность эмоций, повышенная тревожность и, как следствие, одиночество, страхи; дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками.

Нарушения опорно-двигательного аппарата осложнены задержкой психического развития и семейным неблагополучием.

Нарушения эмоционального развития в дошкольном возрасте обусловлены двумя группами причин:

  • конституциональные причины (тип темперамента, степень тяжести двигательного дефекта, наличие нарушений в сенсорной и интеллектуальной сфере);
  • особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением (семейное воспитание, опыт общения со сверстниками и своевременность оказания ПМП воспитанникам и их родителям).

В целом данные констатирующего эксперимента показывают, что у всех детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проявляются негативные реакции, когда педагоги пытаются их включить в совместные игры и занятия.

Все это указывает на необходимость проведения образовательно – воспитательной работы, дающей возможность обогащения эмоциональной сферы, улучшения понимания дошкольниками с нарушением опорно-двигательного аппарата своих эмоциональных состояний и состояний других людей и формирование умений адекватно выражать эмоциональные реакции.

На основе выявленных особенностей эмоционального развития мы подобрали курс психогимнастик, этюдов, игр, упражнений и авторских занятий, направленных на развитие эмоционально – личностной сферы, данный материал был систематизирован и оформлен в программе по социально-личностному развитию «Я-ТЫ-МЫ».

В ходе формирующего эксперимента использовались групповые и подгрупповые занятия с дошкольниками, индивидуальные консультации и тренинговые занятия с родителями.

Формирующий эксперимент проводился в течение двух лет.

Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что выделенные условия являются эффективными.

I группа (норма) — увеличилась на 15 % и составила 27 %.

III группа уменьшилась на 30 % и составила 12 %.

У дошкольников III группы прослеживается незначительная или неустойчивая положительная динамика, в связи с наличием у дошкольников осложненного дефекта, семейного неблагополучия и действием депривационного механизма на ранних этапах развития. Данной группе дошкольников требуется более длительное и комплексное оказание ПМП помощи.

Данные исследовательской работы свидетельствуют об актуальности выбранной темы и эффективности условий развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.

Практическая значимость нашего исследования заключается в апробации эффективных условий и составлении программы развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата в деятельности социального педагога.

  1. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М. Стёпина ; под. ред. Н.А. Светлова. — М. : Айрис — пресс, 2006. – 160 с.
  2. Ковалец, К.В. Азбука эмоций [Текст] : методическое пособие для

работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и

эмоциональной сфере / К.В. Ковалец ; под. ред. Н.С.Сурьянинова. — М.: Владос, 2004. – 136 с.

  1. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] : популярное

пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева ; под. ред. Т.Л.Козлова.

— Ярославль : Академия развития, 1997. – 208 с.

Источник

Журнал Педагог

Автор: Смирнова Надежда Степановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «ЦРР — д\с № 182″ г. Магнитогорска»
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА
Раздел: дошкольное образование

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА

Ребёнок с НОДА приходит в детский сад. На его развитие уже оказал мощное

влияние психотравмирующий фактор: оперативные вмешательства, лечебные

процедуры, сопутствующие заболевания. Поэтому кроме физических и

интеллектуальных проблем очень страдает эмоциональная сфера.

Особенностью поведения детей раннего возраста с нарушением

опорно-двигательного аппарата является его аффективное окрашивание. Дети

с ограниченными двигательными возможностями многие события

воспринимают бурно, неадекватно. Большое функциональное значение имеет

аффект — как бурно протекающая реакция, подчас неконтролируемая

В обычной жизни эмоции и чувства сопровождаются выразительными

движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Однако

у детей раннего возраста с НОДА выразительные средства слабо выражены,

не столь выразительны, как у детей в норме. Эмоциональные процессы менее

управляемы и менее дозированы в зависимости от ситуаций. Однотипность

эмоциональных проявлений обусловлена недоразвитием сенсорной системы,

скудностью уровня восприятия эмоций окружающих, недостатком

социального опыта ребенка.

Характерна эмоциональная лабильность, возбудимость, быстрая

психическая пресыщаемость. Отмечаются симптомы повышенной

тревожности, страхи, либо весь комплекс невротических расстройств.

В случае более грубых повреждений ЦНС наблюдаются немотивированные

колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью,

Именно эмоциональная сфера, её состояние определяет состояние

личности больного ребёнка: восприятие себя, своего тела, своего положения

среди окружающих, отношение к дефекту, считывание и понимание внешних

раздражителей, реагирование на внешние условия. Состояние личности

подчинено уровню развития и состоянию эмоционально-волевой сферы.

Коррекционная работа будет тогда эффективна и наиболее успешна,

когда ребёнок будет правильно понимать, воспринимать себя, принимать себя

таким как есть, распознавать и дифференцировать внешние раздражители,

считывать эмоции окружающих и правильно реагировать на них. То есть,

эмоциональная компетентность – первичная в развитии личности ребёнка

ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата

характеризуют эмоциональная незрелость и смешанные расстройства

Основные направления коррекционной работы по социально-

эмоциональному развитию младших дошкольников с НОДА

Цель развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, имеющих

особые образовательные потребности: научить детей понимать свои

эмоциональные состояния и окружающих людей, формировать способы

выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).

создание условий для адаптации «особых» детей к ДОУ,

поддержание положительного эмоционального фона с целью

предупреждения аффективных реакций,

формирование первичного опыта социальных отношений со взрослыми и

детьми, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка,

используя методические рекомендации программы О.Л. Князевой “Я –

Целесообразно использовать следующие методы и приемы:

ролевые игры, психоэтюды, коммуникативные игры, упражнения на эмоции

и эмоциональный контакт, мимические и пантомимические этюды,

релаксация с целью снятия эмоционального напряжения.

В работе по формированию и развитию эмоциональной сферы нами

используются современные технологии:

арттерапия (рисование, танец, музыкально-ритмические движения),

Учитывая особенности эмоциональной сферы как следствия

органических нарушений ЦНС у детей данной категории педагоги

оценивают сиюминутное психофизическое состояние ребёнка и соблюдают

Источник

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП

Особенности личности

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач — невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны — отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, — результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость — еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение — ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами — это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Краткая характеристика детей с ДЦП

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после 1,5 — 2- х месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до 4 лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде 4-6 лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц проявляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

2. Уровень роботоспособности зачительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Выделяют два варианта у детей с данным диагнозом:

  • Временная задержка темпов психического развития ( при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет 80 %. Основными формами речевых нарушений являются являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушение письменной речи (дисграфия).

7. Внимание: не достаточная концентрация и объем.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

Вывод: детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и втом числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, условия специального образования.

Источник

Читайте также:  Психологические тесты для определения депрессии
Оцените статью