Особенности эмоциональной сферы творческой личности

Эмоциональные особенности творческой личности

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Творческой называется личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Для плодотворных занятий творчеством человеку необходимы определенные качества и их сочетания. В последнее время все большее внимание исследователей привлекает взаимосвязь с творчеством эмоциональных особенностей личности художника.

Эмоциональные характеристики творца обусловлены рядом биологических предпосылок. Так, в большинстве творческие личности обладают художественным типом высшей нервной деятельности, который характеризуется доминированием правого полушария над левым, преобладанием интуиции над логикой. Описанные выше особенности высшей нервной деятельности способствуют непосредственности и живости восприятия, изучению действительности в ее совокупности, без какого-либо членения или разъединения, образности мышления, яркости воображения, выраженной эмоциональности.

Предпосылкой художественных и интеллектуальных способностей творца является высокая чувствительность нервной системы, которая характерна для меланхолического темперамента. Настроение меланхолика изменчиво, он часто грустен, неуверен в себе, тревожен. Однако человек с таким типом темперамента обычно старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, хотя очень склонен к их переживанию.

Художник, зачастую не проявляя непосредственно свои чувства, определенным образом кодирует их в образах своего произведения. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, поисками красоты и смысла жизни способствуют тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов. Полнота чувств требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. Однако присущие данному типу черты (импульсивность, впечатлительность, непрактичность) нередко ставят художников в тяжелые жизненные ситуации, способствуя унынию и разочарованию.

Эмоциональные черты творческого человека придают своеобразную окраску его познавательным процессам. Для художника актуальна образная, в первую очередь, эмоциональная память; наблюдается своеобразная взаимосвязь с эмоциями его мышления и воображения. Так, художественному мышлению свойственно многообразие ассоциаций, их переходы, которые невозможно предсказать с точки зрения логики, часто неожиданные сочетания далеко отстоящих друг от друга явлений. Своеобразная «мозаика» ассоциаций, тривиальных и оригинальных, может показаться ученому совершенно нелогичной, однако, она строится по законам эмоциональной логики, на основе эмоциональных, а не понятийных конструкций. Зачастую эту «мозаику» объединяет одно переживание, которое как бы цементирует произведение. Чем более искренен художник в своих чувствах, тем в большей мере его творения заставляют читателя сопереживать лирическому герою и преклоняться перед талантом автора.

Согласно концепции «эмоциональной креативности», разрабатываемой, в частности, Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Таким образом, когда мы говорим об индивидуальности, нас прежде всего интересует эмоциональный аспект человеческой жизни. И креативность (творческость) – это реализация человеком собственной индивидуальности. В свою очередь «самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности … являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того, чтобы развивать творческость, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием».

Особенно плодотворным делает творческий процесс вдохновение – специфическое творческое состояние ясности мысли, интенсивности работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, обостренного чувства формы, сильнейшего выброса накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта, непосредственного включения его в творчество.

Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Человек стремится освободиться от беспокойства, что становится возможным только после более или менее удачного решения внутреннего конфликта. Большинство творческих личностей постоянно находится в подобных состояниях. В субъективном плане данные эмоциональные состояния не доставляют удовольствия, однако, творчески одаренные личности продолжают сознательно или бессознательно искать эти переживания.

После творческого акта у художников нередко возникает чувство опустошенности. В процессе овладения творчеством со временем сохранять отзывчивость к новым переживаниям становится все труднее. То, что вдохновляло, необходимо усиливать. В результате – усиление лабильности психики, быстрые и частые переходы от повышенного настроения и угнетенности и наоборот, повышенная впечатлительность, нервность, неуравновешенность, экзальтация, иногда приобретающие болезненные формы. Все это – следствие постоянного переживания высокой амплитуды чувств и постоянной концентрации на себе и своих впечатлениях.
По мнению Э.Торранса и Л.Холла, главной отличительной чертой творческой личности является способность удивляться. Творческие личности «приходят в восторг, ознакомившись с новым методом проблемы, и предполагают свои модификации идеи и новые ее приложения, в то время как менее творческие личности скорее направлены на поиск недостатков, критику, а не на выявление дополнительных возможностей. Все новое и необходимое у них вызывает интерес, в то время как у нетворческих людей – подозрение и далее враждебность».

По сравнению с обычными людьми для художника значение внутреннего мира первостепенно и потому все направлено на его укрепление. Соответственно ослабляется значение внешнего мира.

Читайте также:  Вытесненные эмоции как вернуть

Подъем сил в тот момент творчества и последующая опустошенность накладывают отпечаток на личность художника, проявляясь и в повседневной жизни, отсюда и «безудержное стремление к одиночеству». С одной стороны, одиночество может быть позитивным, являясь необходимым условием творчества. С другой стороны, одиночество иногда носит негативный характер. Это не значит, что художник живет изолированно от людей, не вступая с ними ни в какие контакты, существуя на примитивном или вообще сниженном уровне. Основанием для чувства одиночества здесь является неудовлетворенность кругом общения и связанная с этим депрессия. Такая неудовлетворенность заставляет творческого человека часто менять друзей, места работы или учебы. Часто сам художник понимает, что его трудности во взаимоотношениях с другими людьми происходят не из-за обстоятельств или случайных черт его личности, а из-за его внутренних качеств, которые действуют неодолимо.

Таким образом, эмоциональные особенности творческой личности складываются на основе ряда биологических и социальных предпосылок (художественного типа высшей нервной деятельности, меланхолического темперамента, экзальтированного типа акцентуации характера), развиваясь и закрепляясь затем под воздействием творческого процесса.

Источник

Особенности эмоциональной сферы творческой личности

Авторская разработка на тему «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» по предмету «Психология» содержит 65 страниц, 7 рисунков, 4 таблицы и 36 источников.

Ключевые слова: Психология.

Объектом исследования является анализ условий «Особенности эмоциональной сферы творческой личности». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

В процессе работы выполнялся теоретико-методологический анализ темы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности», в том числе исследовались теоретические аспекты изучения явления «Особенности эмоциональной сферы творческой личности», изучалась природа темы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Далее проводилось исследование актуальности «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» в современных условиях с привлечением статистических данных и научных публикаций последних лет.

В результате исследования выявлены и количественно обоснованы конкретные пути решения проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности», в том числе обозначены некоторые возможности решения проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» и определены тенденции развития тематики «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Степень внедрения — предложения и конкретные мероприятия опробованы в деятельности организации, послужившей базой для учебной практики.

Предложенные мероприятия с некоторой конкретизацией могут быть использованы в работе кадровых служб российских предприятий.

Реализация предлагаемых мер позволяет обеспечить более точное понимание природы и актуальных проблем «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

  • Введение
  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ темы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности»
    • 1.1. Теоретические аспекты изучения явления «Особенности эмоциональной сферы творческой личности»
    • 1.2. Природа явления «Особенности эмоциональной сферы творческой личности»
  • Глава 2. Исследование актуальности «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» в современных условиях
  • Глава 3. Пути решения проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности»
    • 3.1. Возможности решения проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности»
    • 3.2. Тенденции развития тематики «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».
  • Заключение
  • Список использованной литературы
    • 1. Нормативно-правовые акты
    • 2. Библиография
    • 3. Периодические источники
    • 4. Интернет-источники
  • Приложения

В списке литературы, использованной при подготовке данной работы, представлено 36 библиографических источников. Охарактеризуем некоторые из них:

Обозначенную проблему «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» рассматривает Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова в книге «Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. Учебное пособие», изданной в 2004 году и содержащей 304 стр. Из описания книги можно сделать вывод, что

В пособии раскрыто общетеоретическое содержание психологии эмоций (теории, генезис, структура эмоций), описаны возрастные особенности эмоциональной сферы детей. Представлены различные методы изучения, коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка, отражающие современные научно-теоретические подходы к этой проблеме. В приложении приведены апробированные в практике психологической работы методы диагностики, коррекции и обогащения эмоциональной сферы ребенка, а также программа спецкурса «Эмоциональная сфера ребенка». Пособие снабжено терминологическим словарем и библиографией. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно детским практическим психологам.

Также проблем регулирования современных вопросов по теме «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» касается О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто в монографии «Психодиагностика. Коллекция лучших тестов». Данная книга была выпущена в издательстве «Феникс» в 2012 году, содержит 384 стр.

В сборнике тестов рассматриваются различные возможности психодиагностики личности, ее интеллекта, особенностей познавательных процессов. Показано, что в процессе психодиагностики личности могут использоваться личностные опросники, а также проективные методы, направленные на изучение эмоциональной сферы, сферы межличностных отношений, функциональных состояний. Рассматриваются возможности диагностики профессиональной направленности и профессиональной компетентности. Сборник содержит как развернутые аннотации известных психологических тестов, так и полные варианты методик, хорошо зарекомендовавших себя в практической психодиагностике. Представлены рекомендации к выполнению этих методик. Книга рассчитана на широкий круг читателей, студентов факультетов психологии и педагогики, а также практикующих специалистов.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге «Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере». И. В. Ковалец определил актуальность и новизну этой темы в своем исследовании, опубликованном в 2004 году в издательстве «Владос». В описании книги сказано следующее.

«Азбука эмоций» — первое практическое пособие по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. Цель пособия — научить ребенка осознанно относиться к своим эмоциям, внутреннему миру; развивать у него умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение. В пособии представлены разнообразные упражнения, игры на выражение эмоций, на выразительность мимики, пантомимики. Пособие адресовано педагогам-дефектологам, психологам, родителям.

Кроме того, при изучении темы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» были использованы такие периодические источники, как:

  1. Особенности учета внебюджетных источников финансирования в бюджетной сфере. Н.В. Аликова, «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», № 20, октябрь 2007.
  2. Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на заключение контракта в сфере культуры и искусства. С. Валова, «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», № 9, сентябрь 2007.
  3. О продолжительности рабочего времени. норме часов педагогической работы за ставку заработной платы и об особенностях режима рабочего времени некоторых категорий работников. В.Д. Соколова, «Советник в сфере образования», № 4, июль-август 2007.
  4. Особенности бюджетного учета сельхозпроизводства. О.Г. Ламовская, «Советник в сфере образования», № 4, июль-август 2007.
  5. Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства. С.С. Бычков, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 6, июнь 2007.
Читайте также:  Засыпайте с мечтой просыпайтесь с радостью

Представленная работа посвящена теме «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Тема «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Теоретическое значение изучения проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».
  2. Сказать об актуальности проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» в современных условиях.
  3. Изложить возможности решения тематики «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».
  4. Обозначить тенденции развития тематики «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Глава третья имеет практический характер и на основе отдельных данных делается анализ современного состояния, а также делается анализ перспектив и тенденций развития «Особенности эмоциональной сферы творческой личности».

Читайте также:  Людские чувства как бумеранг

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Особенности эмоциональной сферы творческой личности», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Особенности эмоциональной сферы творческой личности» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Особенности эмоциональной сферы творческой личности», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Психология образцы работ
  1. Особенности учета внебюджетных источников финансирования в бюджетной сфере. Н.В. Аликова, «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», № 20, октябрь 2007.
  2. Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на заключение контракта в сфере культуры и искусства. С. Валова, «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение», № 9, сентябрь 2007.
  3. О продолжительности рабочего времени. норме часов педагогической работы за ставку заработной платы и об особенностях режима рабочего времени некоторых категорий работников. В.Д. Соколова, «Советник в сфере образования», № 4, июль-август 2007.
  4. Особенности бюджетного учета сельхозпроизводства. О.Г. Ламовская, «Советник в сфере образования», № 4, июль-август 2007.
  5. Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства. С.С. Бычков, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 6, июнь 2007.
  6. Особенности бюджетного учета и организация производственного обучения учащихся, студентов. Л.П. Воробьева, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 5, май 2007.
  7. Особенности бюджетного учета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Л.П. Воробьева, Л.Г. Котовская, «Советник в сфере образования», № 3, май-июнь 2007.
  8. Особенности бюджетного учета. Л.П. Воробьева, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 4, апрель 2007.
  9. Новое положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Особенности выплаты пособий студентам. Источники и порядок выплаты пособий. Н.Б. Озерова, «Советник в сфере образования», № 2, март-апрель 2007.
  10. Особенности кредитования проектов в сфере молочного животноводства. интервью с В. Онищиком, исполняющим обязанности управляющего филиала ОАО «Автовазбанк» в. Москве. «Банковское кредитование», № 2, март-апрель 2007.
  11. Особенности учета по возмещению ущерба. Л.П. Воробьева, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 10, октябрь 2006.
  12. Особенности бюджетного учета операций с билетами, абонементами, экскурсионными путевками на посещение культурно-массовых мероприятий. Т. Е. Володина, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 10, октябрь 2006.
  13. Особенности определения объекта и предмета посягательства при квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. В.Е. Тонков, «Законодательство и экономика», № 9, сентябрь 2006.
  14. Особенности налогового учета затрат организаций на содержание медпунктов. Н.Н. Шишкоедова, «Советник бухгалтера бюджетной сферы», № 8, август 2006.
  15. Расходы на повышение квалификации: особенности налогообложения. Н.Н. Шишкоедова, «Советник бухгалтера социальной сферы», № 5, май 2006.
  16. Особенности страхования рисков в сфере внешнеэкономической деятельности. Ю.Т. Ахвледиани, «Финансовый менеджмент в страховой компании», № 1, I квартал 2006.
  17. Учет предпринимательской деятельности. на примере особенностей деятельности детских садов, школ, школ-интернатов, музыкальных школ и др. . Л.П. Воробьева, Л.Г. Котовская, «Советник бухгалтера социальной сферы», № 7-8, июль-август 2005.
  18. Особенности исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2005 году. Г.А.Орлова, «Советник бухгалтера социальной сферы», № 3, март 2005.
  19. Особенности распределения расходов по отдельным статьям и подстатьям Экономической классификации расходов бюджетов Российской федерации. Н.Н. Жоромская, «Советник бухгалтера социальной сферы», № 2, февраль 2005.
  20. Особенности правового регулирования налогообложения в сфере страхования. А.А. Мамедов, «Законодательство и экономика», № 9, сентябрь 2004.
  21. Учет бюджетными учреждениями расчетов по беспроцентным ссудам. Особенности автоматизированного учета расчетов по ссудам. С.В. Щеткин, «Советник бухгалтера социальной сферы», № 8, август 2004.
  22. Отдельные особенности учета внебюджетных средств. Р.В. Мадьяров, «Советник бухгалтера социальной сферы», № 8, август 2004.
  23. Особенности регулирования труда творческих работников. Е.В. Давыдова, «Отдел кадров бюджетного учреждения», N 11, ноябрь 2010 г.

Свяжитесь со мной, если вам нужна консультация по этой теме или сопровождение.

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru

с 9 до 21 ч. по Москве.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Источник

Оцените статью