Особенности эмоциональной сферы слабовидящих

Особенности эмоциональной сферы слабовидящих

Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1, 42].

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Н. Л. Коломинский отмечает, что « Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» [2, 9].

Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.

Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка — олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Читайте также:  После того как наши чувства достигнут предела ранобэ

Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во , 1957 г.

Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 19 81.

Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 1973г.

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Филимонова Е. В.: студентка 2 курса

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Главная задача педагогов, при работе с детьми дошкольного возраста ─ выбрать правильное направление эмоционального развития ребенка, пробуждение у него гуманных чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Ключевой момент в становлении личности ребенка ─ понимание своих эмоций и чувств. Эмоциональная сфера человека ─ это сложная система взаимодействующих и взаимообусловливающих состояний и чувств. Эмоциональная сфера ─ это регулятор отношений человека к внешнему миру [1].

В последние годы увеличилось число дошкольников с нарушениями поведения, эмоционально-личностного развития, у многих детей отмечается повышенный уровень тревожности, понижение самооценки. По мере взросления эти проблемы могут только усугубиться.

Изучением проблем эмоционального развития занимались многие ученые, такие как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Солнцева, А. С. Спиваковская и другие.

Исследователи отмечают тенденцию увеличения количества детей, имеющих нарушения психоэмоционального развития, приводящую к трудностям взаимоотношений с окружающими. К нарушениям психоэмоционального развития относят: эмоциональную неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, снижение самооценки ребенка.

Эмоции ─ это интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, которое отражается на всех сторонах психики и организма человека» [2].

Читайте также:  Такое настроение когда ничего не хочется делать

В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов происходит формирование высших человеческих чувств. Дети приобретают своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, они оценивают их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

В развитии эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:

1) помогать детям вырабатывать положительные качества в характере и подавлять негативные;

2) развивать творческие способности детей;

3) учить детей распознаванию эмоций и чувств других людей, выражению своего настроения и своих эмоций как вербальными, так и невербальными способами;

4) способствовать саморазвитию и самопознанию, а также формированию Я-концепции;

5) оказывать помощь в профилактике негативных эмоциональных проявлений [7].

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком и в процессе общения людей. У слабовидящих людей отмечаются закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением зрения.

Слепые и слабовидящие дети проявляют те же чувства и эмоции, что и зрячие дети, хотя степень и уровень развития эмоционально-личностной сферы могут иметь свои особенности.

В возникновении тяжелых эмоциональных состояний значительную роль играет понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, которое возникает еще в среднем дошкольном возрасте.

Значительные трудности у детей с нарушениями зрения возникают при зрительно-пространственной ориентировке. Это проявляется в том, что дети не выделяют глубину, удаленность и протяженность пространства, из-за этого у ребенка возникают сложности при восприятии на расстоянии мимических и пантомимических проявлений собеседника, что может привести к неадекватному восприятию реальных состояний и характеристик, а также к недостаточному и неточному социальному общению [5].

Л. И. Солнцева отмечала, что, не владея мимикой, дети не могут передать свое эмоциональное состояние. Соответственно, не могут адекватно оценить и эмоциональное состояние партнера [7, С. 57].

Детям с нарушениями зрения характерно вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций, которое часто может сочетаться с навязчивыми движениями, такими как частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой, что людям, не имеющим нарушения зрения, мешает оценить интеллектуальные и нравственные качества слепых и слабовидящих [3; 4].

Исследования и опыт В. З. Денискиной, Л. И. Плаксиной, В. А. Феоктистовой показывают, что из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые неспецифические особенности эмоционального развития:

─ недостаточная целостность осмысления и понимания эмоциональных состояний и переживаний окружающих;

─ неправильная интерпретация эмоций;

─ недостаточные представления детей с нарушениями зрения о внутреннем мире окружающих;

─ негативная рефлексия: неуверенность, тревожность, импульсивность, [5].

Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи.

Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения мира ребенком. Чем полнее дети воспринимают окружающую действительность, тем богаче мир их эмоционального отражения. Отсутствие или недостаток зрения у детей влияет на сферу чувственного познания и психические свойства и тем самым сужает их эмоциональную сферу, но не может изменить общую структуру эмоций и чувств.

Нарушения эмоциональной сферы проявляются не только у слепых, но и у слабовидящих дошкольников. Они более ранимы, тревожны, многие погружаются в пассивность или фантазии, боятся неизвестных предметов и ситуаций. Они не могут в полной мере отражать свои переживания в мимике, жестах, позах, наибольшую выразительность показывают в речи, интонации, темпе, громкости. У слабовидящих дошкольников наблюдается меньшая активность в познании окружающего мира, в пространственной ориентировке.

Читайте также:  Эмоционально ориентированная терапия пар

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В некоторых случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качеств человека. Часто дети с нарушениями зрения чувствуют себя обреченными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

1. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

2. Выготский Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский. – М.: изд-во МГУ, 2009. – С. 340-367.

3. Денискина В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – 22 с.

4. Карандаева Т. А. Эмоциональные состояния и внешнее проявление эмоций у детей с нарушениями зрения / Т. А. Карандаева, С. Н. Анеева. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО РМЭ «Мар. Ин-т обр-я, 2016. – С. 72-74.

5. Неретина Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск: Магнитогорск. Гос. Техн. Ун-т им. Г. И Носова, 2015. – 157 с.

6. Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poznaysebia.com /2015/07/12razvitie-emotsionalno-lichnostnoj-sfery-detej/ (дата обращения: 02.06.2018).

7. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф Сервис, 2000. – 126 с.

Источник

Особенности эмоциональной сферы слабовидящих

Эмоциональная сфера младших школь­ников с умственной отсталостью характеризует­ся незрелостью и существенным недоразвити­ем. Это проявляется в неустойчивости настрое­ний и эмоций, быстрой их смене, лёгком возник­новении эмоционального возбуждения и плача, иногда — немотивированных проявлениях аф­фекта. Нередко у детей возникает состояние беспокойства. Неадекватная весёлость и жиз­нерадостность выступают, скорее, как проявле­ние возбудимости, неумения оценить ситуацию и настроение окружающих.

Нарушения эмоциональной сферы мо­гут быть вызваны причинами: внешними: дли­тельная психотравмирующая ситуация, дефицит адекватной стимуляции, необходимой для раз­вития эмоциональной сферы; неправильная организация контактов с ребёнком; внутренними: патологические особенности эмоциональной сферы ребёнка (патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность). Внешние и внутренние причины тесно перепле­таются между собой. Для младших школьни­ков с умственной отсталостью характерны ча­стые проявления беспокойства и тревоги. В шко­ле наблюдается состояние напряжённости, ско­ванности, пассивность, неуверенность в себе. Определяя более или менее успешно по внешне­му выражению эмоции других людей, младшие школьники с умственной отсталостью часто за­трудняются охарактеризовать собственное эмо­циональное состояние в той или иной ситуации. Большинство, лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических зна­ков. Существенные трудности вызывает понима­ние эмоциональных состояний изображённых на картине персонажей. Они недостаточно со­относят движения и жесты персонажей картины с внутренним состоянием, передаваемым этими движениями. Дети допускают неточности, а ино­гда и искажения при толковании мимики персо­нажей, неправильно определяют сложные пере­живания, сводя их к более простым. Часто у них наблюдается импульсивное поведение.

Таким образом, эмоциональная сфера младших школьников с умственной отстало­стью характеризуется неустойчивостью настро­ений и эмоций, быстрой их смене, лёгким воз­никновением эмоционального возбуждения и плача, проявлением беспокойства и тревоги

Источник

Оцените статью