Психофизиологические особенности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата обычно относят детей с детским церебральным параличом (ДЦП).
Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недостаток или отсутствие контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
Причиной возникновения ДЦП считается раннее поражение мозга, обычно внутриутробное. Оно может происходить в результате перенесения матерью во время беременности различных инфекционных заболеваний, «резус-конфликт».
Иногда к ДЦП приводят такие причины, как нарушения родовой деятельности, асфиксия плода в результате обвития пуповины вокруг шейки плода.
Редко к развитию ДЦП приводят инфекционные заболевания, осложняющиеся энцефалитом, травмы головного мозга, перенесенные ребенком уже после рождения. Детский церебральный паралич по наследству не передается.
Различают несколько форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, антонически-астатический синдром, гиперкинетическая форма.
У большинства детей наблюдаются смешанные формы детского церебрального паралича, т.е. сочетание различных двигательных расстройств.
Основная особенность при ДЦП – существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями. Все двигательные расстройства составляют нарушения в моторике, что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения. Без специальной лечебной и коррекционно-педагогической работы они неблагоприятно воздействуют на формирование нервно-психических функций ребенка.
У детей с ДЦП уже с младенчества отмечаются сосудистые и вегето-сосудистые нарушения. У них могут наблюдаться снижение аппетита, нарушение в работе кишечника, постоянная жажда; может повышаться температура без видимых соматических заболеваний, повышенная потливость, бледность конечностей и др.
У большинства детей наблюдаются нарушения сна. С первых дней жизни отмечаются определенные трудности при сосании, глотании. Все это приводит к тому, что ребенок истощается физически больше, чем его здоровые сверстники и значительно отстает от них в физическом развитии.
Часто таким детям присущи различные страхи. Они могут возникать при различных прикосновениях, изменении положения тела или смены привычной окружающей обстановки на незнакомую. Дополнительно эти дети могут бояться высоты, темноты, закрытых пространств и новых необычных предметов. При страхах меняется общее соматическое состояние ребенка: у него учащается пульс, повышается тонус мышц, увеличивается потливость, нарушается дыхание, может подниматься температура тела, усиливаются гиперкинезы.
С первых дней и месяцев жизни у ребенка с ДЦП нарушается коммуникативно-познавательное поведение, которое имеет важное значение для гармоничного развития ребенка. Из-за врожденных нарушений в двигательной сфере больной ребенок не может повернуть голову произвольно, перевести свой взгляд с одного предмета на другой, приблизиться и схватить интересующий его предмет. В силу имеющихся нарушений у малыша так же нарушены голосовые реакции, они невыразительны интонационно. Все это приводит к определенным трудностям при формировании начальных коммуникативных реакций и целенаправленного поведения ребенка.
Из-за имеющихся двигательных нарушений различной степени он с рождения оказывается полностью зависимым от взрослого. Это отрицательно влияет на эмоциональную и волевую сферу ребенка, у него отсутствует инициативность и развивается пассивность в действиях.
У большинства детей с ДЦП нарушаются речь, зрение и слух в результате раннего поражения головного мозга. Степень нарушения речи зависит от времени и локализации поражения головного мозга. Большое значение имеют и так называемые вторичные нарушения, которые происходят в постнатальном развитии ребенка. Задержки развития речи или отставание в речевом развитии обусловлены тем, что дети с ДЦП имеют достаточно небольшой объем знаний и представлений об окружающем, недостаточно общаются и имеют ограниченное число социальных контактов. Дополняет неблагоприятное воздействие на ребенка и тем самым усугубляет его развитие длительное нахождение ребенка в лечебном учреждении, в отрыве от матери, и смена окружающей обстановки. Если ребенок находится в домашних условиях, то взрослые стараются облегчить его состояние и не формируют потребности в речевом общении, тем самым часто неосознанно мешая развитию речи своего ребенка.
У детей с ДЦП речедвигательный анализатор нарушен органически. Это приводит к нарушениям не только звукопроизношения, но и голоса, дыхания, темпо-ритмического рисунка речи. При ДЦП основными нарушениями являются фонетико-фонематические, и в первую очередь, дизартрия.
Снижение зрения очень характерны для детей с ДЦП. У них может наблюдаться косоглазие. Поэтому зрительное восприятие затруднено, замедлено. Это же относится и к способности переключаться с одного предмета на другой. Все эти нарушения приводят к ограниченной познавательной деятельности у детей.
Нарушение слуха отмечаются в среднем у каждого четвертого ребенка, больного ДЦП. В зависимости от формы ДЦП нарушения носят разнообразный характер: от незначительного снижения слуха до полной глухоты.
Почти все дети с ДЦП отличаются повышенной утомляемостью. При целенаправленных действиях, требующих участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их здоровые сверстники, им трудно сосредоточиться на задании. Они могут отказаться выполнять задание, если им не дается с ним справиться, и полностью потерять интерес к нему. У некоторых детей при утомлении может возникнуть двигательное беспокойство. При этом ребенок жестикулирует, у него усиливаются гиперкинезы, может быть слюнотечение.
Дети с ДЦП очень тонко чувствуют отношение к ним окружающих и реагируют на любое изменение в их поведении. Такие дети очень впечатляемы, их легко обидеть.
Все эти особенности необходимо учитывать педагогам при работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Учитель-дефектолог РПМПК Шилова Т. Г.
Литература: Т. Б. Епифанцева и др. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов – на Дону «Феникс» 2008.
Источник
Журнал Педагог
Автор: Смирнова Надежда Степановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ «ЦРР — д\с № 182″ г. Магнитогорска»
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА
Раздел: дошкольное образование
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с НОДА
Ребёнок с НОДА приходит в детский сад. На его развитие уже оказал мощное
влияние психотравмирующий фактор: оперативные вмешательства, лечебные
процедуры, сопутствующие заболевания. Поэтому кроме физических и
интеллектуальных проблем очень страдает эмоциональная сфера.
Особенностью поведения детей раннего возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата является его аффективное окрашивание. Дети
с ограниченными двигательными возможностями многие события
воспринимают бурно, неадекватно. Большое функциональное значение имеет
аффект — как бурно протекающая реакция, подчас неконтролируемая
В обычной жизни эмоции и чувства сопровождаются выразительными
движениями – мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Однако
у детей раннего возраста с НОДА выразительные средства слабо выражены,
не столь выразительны, как у детей в норме. Эмоциональные процессы менее
управляемы и менее дозированы в зависимости от ситуаций. Однотипность
эмоциональных проявлений обусловлена недоразвитием сенсорной системы,
скудностью уровня восприятия эмоций окружающих, недостатком
социального опыта ребенка.
Характерна эмоциональная лабильность, возбудимость, быстрая
психическая пресыщаемость. Отмечаются симптомы повышенной
тревожности, страхи, либо весь комплекс невротических расстройств.
В случае более грубых повреждений ЦНС наблюдаются немотивированные
колебания настроения с агрессивностью, злобностью, конфликтностью,
Именно эмоциональная сфера, её состояние определяет состояние
личности больного ребёнка: восприятие себя, своего тела, своего положения
среди окружающих, отношение к дефекту, считывание и понимание внешних
раздражителей, реагирование на внешние условия. Состояние личности
подчинено уровню развития и состоянию эмоционально-волевой сферы.
Коррекционная работа будет тогда эффективна и наиболее успешна,
когда ребёнок будет правильно понимать, воспринимать себя, принимать себя
таким как есть, распознавать и дифференцировать внешние раздражители,
считывать эмоции окружающих и правильно реагировать на них. То есть,
эмоциональная компетентность – первичная в развитии личности ребёнка
ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
характеризуют эмоциональная незрелость и смешанные расстройства
Основные направления коррекционной работы по социально-
эмоциональному развитию младших дошкольников с НОДА
Цель развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, имеющих
особые образовательные потребности: научить детей понимать свои
эмоциональные состояния и окружающих людей, формировать способы
выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).
создание условий для адаптации «особых» детей к ДОУ,
поддержание положительного эмоционального фона с целью
предупреждения аффективных реакций,
формирование первичного опыта социальных отношений со взрослыми и
детьми, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка,
используя методические рекомендации программы О.Л. Князевой “Я –
Целесообразно использовать следующие методы и приемы:
ролевые игры, психоэтюды, коммуникативные игры, упражнения на эмоции
и эмоциональный контакт, мимические и пантомимические этюды,
релаксация с целью снятия эмоционального напряжения.
В работе по формированию и развитию эмоциональной сферы нами
используются современные технологии:
арттерапия (рисование, танец, музыкально-ритмические движения),
Учитывая особенности эмоциональной сферы как следствия
органических нарушений ЦНС у детей данной категории педагоги
оценивают сиюминутное психофизическое состояние ребёнка и соблюдают
Источник
Общие и специфические особенности в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности формирования ЭВС могут быть обусловлены 2 факторами:
— Биологическими особенностями, связанными с хар-ром заболевания;
— Соц. условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.
Нарушения ЭВС и поведения в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Для этих детей хар-на быстрая смена настроения.
Более многочисленная группа детей, наоборот, отличается вялостью, пассивностью, нерешительностью, заторможенностью. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в быстро меняющихся внешних условиях. В момент страха у них наблюдается ускоренные пульс и дыхание, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью.
Повышенная утомляемость хар-на практически для всех детей с ДЦП. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
Волевая активность детей имеет свои особенности (Н.М. Сараева). Полученные данные позволили подразделить факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП, на объективные, к к-м относятся условия заболевания, длительное пребывание в лечебном учреждении, искусственное ограничение активности, и субъективные, такие, как отношение реб. к своему заболеванию и самооценка.
Для 1 группы хар-но: снижение эмоционально-волевого тонуса, астенизация поведения, волевой инфантилизм (неумение, нежелании регулировать свое поведение; вялость, доходящая до апатии у одних, и крайней несдержанности у др; отсутствие достаточной настойчивости в достижении как коррекционно-восстановительного эффекта, так и хороших результатов в учебе). Свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.
Для 2 группы хар-рен: достаточно высокий уровень волевого развития. У детей адекватная самооценка, ои правильно определяют свои возможности. Они активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, настойчивы в достижении эффекта, терпеливы, проявляют упорство в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.
Для 3 группы хар-рен: средний уровень волевого развития. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия и др дети эпизодически проявляют достаточную волевую активность. В учебной работе это связано с интересом, оценками, а в мед. мероприятиях — с лечебной перспективой и т.д. Периоды волевого подъема сменяются его снижением.
Развитие личности детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
Задержка развития по типу психич-го инфантилизма
недоразвитие высших форм волевой деят-ти
недоразвитие интелектуальных интересов; повышенный интерес к игре
нарушение целенаправленноти деятельности (слабость)
Личностная незрелость сохранятеся и в старшем шк возрасте, что припятствует адаптации
Незрелость может иметь дизгармоничный хар-р, сочетаться с эгоцентризмом
бедность и однообразие игровой деят-ти
инертность и отсутствие детской живости
Волевая активность детей имеет свои особенности. Полученные Н.М. Сараевой данные позволили подразделить факторы, определяющие особенности волевой сферы детей с ДЦП на 3 группы.
Для 1 группы хар-но:
снижение эмоционально-волевого тонуса
волевой инфантилизм (неумение, нежелании регулировать свое поведение; вялость, доходящая до апатии у одних, и несдержанности у др; отсутствие настойчивости в достижении как коррекционого эффекта, так и хороших результатов в учебе).
Свыкаются с ролью больных, ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие позиции.
Для 2 группы хар-рен:
достаточно высокий уровень волевого развития
правильно определяют свои возможности
ведут борьбу с заболеванием и его последствиями
настойчивы в достижении эффекта
развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.
Для 3 группы хар-рен:
средний уровень волевого развития.
эпизодически проявляют достаточную волевую активность в зависимости от здоровья, самочувствия и др дети. В учебной работе это связано с интересом и оценками, а в мед. мероприятиях — с лечебной перспективой и т. д.
периоды волевого подъема сменяются его снижением.
Для многих детей хар-но патохарактерологическое формир-е личности. Это психогенно обусловленное развитие личность в связи с длительным воздействием психотравмирующего фактора и неправильного воспитания. Эти отрицательных черты формируются и закрепляются по причине воспритания в гиперопеке или при жесткой позиции в воспитании (это приводит к усугублению психич-х и двиг-ных нарушений и неправильной оценке своих возм-тей):
отсутствие стремления к самостоятельности,
ощущение постоянной зависимости от взрослых,
неуверенность в своих силах,
робость, ранимость, застенчивость, замкнутость,
тормозимые формы поведения, либо стремление к демонстративному поведению,
тенденция к манипулированию окружающими.
У ряда детей (с тяжелыми двиг-ми нарушениями с сохранным интеллектом) тормозимые формы поведения носят компенсаторный характер:
отсутствие активности и инициативы.
Калежнюк установила, что осознание дефекта у детей с ДЦП возникает в 7-8 лет в связи с их переживаниями по поводу недоброжелат-го отношения к ним со стороны сверстников или ситуации соц депривации.
В этих условиях возм. формир-е:
невротических реакций (ранимость, застенчивость, робость, склонность к уединению). Психогенные реакции на этом уровне:
астенофобические. Дети с доминированием этих проявлений робки, застенчивы, заторможены в новой обстановке; пугливы. В младшем шк и подростковом возрасте усиливаются двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость, фобии.
Астенодепрессивные. У этих детей на 1 план выступает осознание своей физ. неполноценности. Дети ранимы, боятся незнакомых людей, новых ситуаций.
Полиморфные. У этих детей появляются более выраженные отклонения в поведении: двигат-я расторможенность, упрямство, истерические реакции.
Акцентуации— находящаяся в пределах нормы особенность, при к-й отдельные черты чрезмерно усилены.
Акцентуации хар-ра подростков с ДЦП были рассмотрены И Левченко (астеноневротический, сенситивный, неустойчивый, психоастенический (все в норме встречается редко)).
Источник