Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушением слуха

Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
статья на тему

Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной ситуации . Так как эмоция — абстрактное понятие, не обозначающее конкретный образ, то ребенку трудно понять эмоциональное состояние другог, а тем более обозначить его словом. Отсутствие эмоционального воздействия через устную речь приводит к нарушению коммуникаций. Причинами непонимания эмоционального состояния можно считать ограниченный эмоциональный опыт, а также отсутствие словесной речи. В условиях специального коррекционного воздействия у таких детей нужно развивать способность к эмпатии, пониманию основных эмоций и вербального их выражения.

Скачать:

Вложение Размер
zozh004.pdf 640.4 КБ
zozh005.pdf 643.55 КБ
zozh006.pdf 642.5 КБ
zozh007.pdf 659.64 КБ
zozh008.pdf 687.59 КБ
otchyotzozh.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха ( на примере подготовительной группы ГБОУ комбинированного вида )

1 .На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

2 .Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.

3 .Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.

4. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.

Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.

Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

5. Характеристика детей

Примечание:имплантированные дети — все из семей, где оба родителя с нормальным слухом.

Примечание:дети с 1 и 2 степенью тугоухости — имплантированные, до имплантации была группа глухоты.

78%-из семей,где оба родителя с нормальным слухом.

22%-из семей,где оба родителя с нарушениями слуха.

22%-пользуются слуховыми аппаратами.

33,4%-с 3 степенью тугоухости.

22,2%-с 3-4 степенью тугоухости.

22,2%- с 4 степенью тугоухости.

11,1%- со 2 степенью тугоухости.

11,1%- с 1 степенью тугоухости.

6. Для формирования у детей с нарушенным слухом представлений об эмоциях и причинах,их вызывающих, были отобраны следующие эмоциональные состояния ве

Работа проводилась не только на занятиях(по ознакомлению с окружающим миром,по изодеятельности),но и в ситуациях,возникающих в бытовой,повседневной жизни ребенка («Ты грустный потому что мама ушла»,»Ты обиделся потому,что он не разрешает играть со своими игрушками?»,»Ты рад,что так красиво нарисовал?»).Также вне занятий детям было предложено для прослушивания несколько музыкальных произведений,в массе своей детские песни отечественных композиторов,как то:«Спят усталые игрушки»,»Танец маленьких утят»,»Сюрприз» и т.п. После прослушивания детям предлагалось показать цветной квадратик:красный,если музыка радостная,жёлтый,если спокойная,зелёный,если грустная.

7. Виды предложенных заданий

а)чтение или слушание небольшого текста и рисование по тексту на предложенном шаблоне лица с определённой эмоцией. Шаблон:нарисованные на листе 2 круга одинакового диаметра .Примеры текстов:

«Саша говорит:»Маша,возьми конфеты».Маша говорит»Спасибо,Саша».Саша угостил Машу. Ребята вместе едят конфеты».

«Серёжа и Аня пришли в цирк. Они увидели клоуна. Фокусник показал фокусы .В цирке выступали разные животные:львы,тигры. Ребята увидели слона.»

«Ребята весело играют. Денис не играет. Ребята не хотят играть с ним. Вася говорит:»Денис,возьми машину. Будем играть вместе»».

«Вова говорит:»Серёжа,отдай мою машину».»Нет,это моя машина.»Вова ударил Серёжу. Мальчики дерутся».

  1. «Света гуляет. Она испачкала одежду. Одежда грязная. Света неаккуратная девочка. Мама ругалась:»Ты — неаккуратная. Ты — неряха.»Света плачет.»Мама, я так больше не буду».

б) рисование лица с определённой эмоцией. Ребёнку предлагалось самостоятельно придумать любую ситуацию,назвать соответствующую данному случаю эмоцию и нарисовать лицо,её выражающую.

Примеры приведённых детьми ситуаций:

«Девочка рада. Потому что наступило лето. Можно купаться в пруду.»

«Девочка грустная. Потому что мама ушла в магазин. Девочка дома одна.»

«Мальчик удивился. Увидел паука.»

в) тренировка эмоций. Детям было предложено:

-разозлиться, как хулиган, который бьёт стёкла;

-обрадоваться, потому что получил подарок от деда Мороза;

-устать, потому что много трудился;

-испугаться, потому что увидел на улице большую страшную собаку;

-загрустить, потому что заболел и т. п.

г) как ты сегодня себя чувствуешь

Ребёнку предлагались картинки с изображениями различных

эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент.

д) классификация чувств

Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

-какие не нравятся.

Задания г) и д) направлены также на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим( эмпатия).

е) какое слово пропущено

Ребёнку предлагались таблички с неполным предложением и с несколькими пропущенными словами:

Я. потому что шары улетели.

Я. потому что мама подарила новую куклу.

Я. потому что заблудился в магазине и не знал, где мама.

Также, помимо всего вышеперечисленного, с детьми проводились беседы, направленные на уточнение (объяснение — в зависимости от ситуации) эмоциональных состояний.

22,2% опрошенных детей не поняли заданий по причине того, что начали систематическое обучение в ГОУ относительно недавно. Устная и письменная словесная речь отсутствуют. Практически у всех возникли затруднения в понимании следующих эмоциональных состояний: спокойствие, стыд ( вина ), обида, скука и гордость. Всего один ребёнок ( слышащих родителей ) смог объяснить, что « Мальчик сидит спокойный, чтобы не мешать папе». Понятие «стыдно» было трактовано только 30% респондентов .Ответы

были:»Мальчики играли в футбол нечаянно разбили окно»,»Мама будет ругаться, девочка плачет »(только после демонстрации картинки»Девочка разбила вазу»), «Стыдно. Грязный ». У большинства понятие «стыдно» ассоциировалось с проступком, за который будут ругать, а может быть и накажут. Даже с опорой на иллюстративный материал многие затруднялись привести свой собственный пример, а соответственно и понять значение слова «обида» ( «Одна девочка украла у другой игрушки»,»Конфеты не дали. Гулять нельзя.»,»Не даёт. Нельзя. Книжки, карандаши не дам.».

Абсолютно у всех опрошенных дошкольников вызвали непонимание эмоции «скука» и «гордость» даже после демонстрации сюжетных картинок с пояснением взрослого. Эмоциональное состояние «скука»

( на иллюстрации была изображена девочка, лежащая на диване)

было объяснено как « ленивая»,» устала, отдыхает». Понятие « гордость»( иллюстрация «Мальчик смастерил скворечник») не поняли даже после объяснения. В представлении опрошенных хорошо выполненная работа ассоциировалась с эмоцией «радость».

Практически все респонденты не различали понятия «злой» и «сердитый». Оно ассоциировалось с глаголом « ругаться» по всей вероятности из-за схожести мимического выражения. « Злой — гоняет собаку палками»,»Злой — дерётся»,»Обижает. Бьёт» — т.е злоба воспринималась как причинение физического насилия. Только один дошкольник пояснил, что «злой» и «сердитый»- « не одно и то же». На просьбу взрослого пояснить, а что же такое «сердитый», ответить затруднился.

Большинство детей не могли привести самостоятельно примеры той или иной эмоции из своей жизни или придумать их:(«Придумай, почему удивился. Увидел ( животное в цирке или зоопарке), нашёл (большой гриб или ягоду в лесу)»).Так как до этого на занятиях педагога и воспитателя был показан аналогичный иллюстративный материал («Увидел крота в саду и т. п.). Это свидетельствовало о наличии трудностей в перенесении жизненного опыта в учебную ситуацию и наоборот за счёт узкого круга общения (дом, группа детсада), скудности своего жизненного опыта, однообразия бытовой жизни ребёнка.

Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.

По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким — либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.

Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

План конспекта занятия «Эмоции» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха

Цели: знакомство с основными эмоциями,развитие словаря по теме, обращать внимание на способы выражения эмоциональных состояний (мимика, жесты), развитие способности идентифицировать эмоциональные состояния в их графическом состоянии (картинки, в т.ч. сюжетные и пиктограммы, умение мимикой изображать различные эмоциональные состояния

Коррекционные: развитие эмоциональной сферы детей, формировать умение сопереживать и чувствовать настроение (эмоцию) другого (эмпатия).

Образовательные : развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения. Активизация эмоциональной лексики

Воспитательные: развитие умения доброжелательно относиться друг к другу, формировать навыки общения, развивать коммуникативную активность

Оборудование: пиктограммы с изображениями следующих эмоциональных состояний:грусть, радость, испуг, стыд(вина),удивление, злость. Таблички. Сюжетные иллюстрации с изображением т.ж. эмоций: «Мальчик заболел». «Девочка бежит по лесу.» «Дети испугались грозы» «Девочка разбила чашку» « Мальчик обижает животных» «Мальчик увидел крота в цветнике». См. Приложения.

2.а) рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним

2.б) подбери пиктограмму к данной сюжетной картинке и назови эмоцию

3.«Подвижная игра малой подвижности «Море волнуется раз»( изобрази какую хочешь эмоцию и назови её )

4. Рисование на заранее заготовленных шаблонах лиц с определённой мимикой (по тексту)

Источник

Реферат на тему:«Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».
материал (старшая группа) на тему

Данный материал могут использовать воспитатели дошкольных групп, работающих в коррекционных учреждениях.

Скачать:

Вложение Размер
chernaya-referat.docx 50.71 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида

Реферат на тему:

«Особенности формирования эмоциональной сферы у

детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».

Воспитатель: Чёрная Ирина Юрьевна .

II. Основная часть. 1.Теоретические основы исследования. Особенности развития личности и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха………………………………

Результаты работы над проблемой………………………………………..

«Эмоции не развиваются сами по себе,

основная задача заключается в том,

чтобы надлежащим образом их направить,

это большая по своему жизненному значению

проблема. » С. Л. Рубинштейн.

На современном этапе развития педагогической науки большой интерес вызывает процесс развития эмоционального интеллекта дошкольников. Однако объективная реальность свидетельствует о том, что душевная, эмоциональная составляющая развития личности исключена из образовательного процесса. Чрезмерное внимание интеллектуальному развитию в ущерб эмоциональному и физическому способствует ухудшению не только обучения, но и состоянию здоровья современного дошкольника. На данный момент эмоциональная сфера ребенка недостаточно изучена и психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребенок становится проблемным. Свидетельству этому — батареи диагностических методик, направленных на выявление тревожности или агрессии. Тестов, описывающих особенности восприятия себя и других, практически нет. Как известно, отличия неслышащих от слышащих дошкольников и в бедности любых эмоциональных проявлениях, сопровождающих нашу жизнь ежеминутно, таких как радость, страх, стыд и вина, грусть и печаль. Отставание и своеобразие развития речи детей с нарушениями слуха значительно затрудняют осознание эмоциональных состояний их дифференциацию и обобщение. Таким образом, выбранная мною тема является более актуальной для неслышащих дошкольников. Особо следует указать, что для детей с нарушением слуха эта проблема не рассматривается в специальной литературе.

Поэтому я решила на практике апробировать экспериментально комплекс педагогических условий для развития эмоциональной сферы неслышащих дошкольников. Определить условия влияющие на оптимизацию целенаправленного формирования у ребёнка правильного восприятия жизненных ситуаций, развивать практические умения для осознанного выбора и использования разнообразных эмоциональных проявлений в поведенческих реакциях в соответствии с конкретными условиями.

Я предположила, что если развивать эмоции с раннего возраста, это

положительно скажется на состоянии здоровья современного ребёнка, на его интеллектуальном и физическом развитии. Умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит ребёнку конструктивно разрешать любые проблемы.

Чтобы достигнуть поставленную цель мной были поставлены задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме, которая поможет определить особенности эмоционального развития неслышащих дошкольников, и как эта проблема разработана в сурдопедагогике и сурдопсихологии.
  2. Определить положительные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы неслышащих детей дошкольного возраста.
  3. Разработать и апробировать методику работы с неслышащими детьми дошкольного возраста по эмоциональному развитию.

II. Теоретические основы исследования. Особенности развития личности и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха.

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития. Развитие личности ребенка с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу нарушения слуховой функции оно проходит в своеобразных условиях.

В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.

В психологии не существует единого представления об эмоциях. Многообразие классических и современных теорий и концепций обусловлено как неугасающим интересом к этой проблеме, так и сложностью и многогранностью явления.

Под термином «эмоции» в психологии часто понимают особые внутренние психические состояния, тесно связанные с мотивационно — потребностной сферой личности и проявляющееся в субъективных переживаниях и экспрессивно-коммуникативном поведении. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций, и проявляются как удовольствия, гнев, страх и т.п. Эмоциями в большой степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, а также оценка и регуляция собственных действий.

При попытке классифицировать широчайший спектр эмоциональных явлений вырисовывается сложная картина. Эмоции принято делить на группы с учетом их модальности, знака, интенсивности, продолжительности, осознанности, условий возникновения, выполняемых функций, особенностей выражения и других параметров.

Сформировавшийся в отечественной психологии взгляд на проблему эмоций в самом общем виде сводится к разделению их аффекты (бурные, кратковременные, ситуативные эмоциональные переживания, сопровождающиеся вегетативными сдвигами), эмоции (более устойчивые, менее выраженные) и чувства (стабильные, устойчивые, эмоциональные отношения, имеющие четко выраженный предметный характер).

Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы личности детей с нарушением слуха в отечественной психологии связано с такими авторами, как Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Педшак, М. М. Нудельман и другие.

В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова и др.). Изучение развития эмоций детей с нарушениями слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей ( Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В.

Запорожец. Я. С. Неверович, В. В. Лебединский).

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Для маленького ребёнка характерно находиться в «плену эмоций», потому, что он не может управлять ими.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения.

Проблема изучения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальной литературе почти не отражена. Педагоги коррекционных учреждений не имеют возможности изучить особенности развития эмоций самостоятельно, поэтому испытывают большие трудности в коррекции нервно – психической деятельности детей, отражающегося на всех сторонах психики и организма человека.

  1. Особенности развития личности и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха.

Социальная ситуация, в которой оказывается ребёнок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становление определенных чёрт личности. Личность ребёнка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время проблема личности глухих остается ещё мало исследованной. Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Занков, М.И. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. установили, что у глухих детей в результате первичного дефекта наступает целый ряд вторичных отклонений, оказывающих существенное влияние на развитие личности (М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф). Специально изучали вопросы формирования интересов у глухих детей, (Н.Г. Морозова и др.), понимания глухими детьми своего дефекта и его значения в последующих жизнедеятельности.

Вместе с тем, совсем мало психологических исследований, в которых рассматривается проблема эмоций (чувств) у глухих детей.

Ряд зарубежных авторов (Х.Майклбаст, Дж. Райнер, Н. Снайдерс-Оомен, Е. Хайдер, и Г.Хайдер и др.) обращают внимание на трудности выражения своих чувств желаний глухим и детьми с помощью словесной речи при общении с окружающими. Это ведёт к замыканию детей в самих себе и к нарушению социальных контактов с окружающими. Такая жизненная позиция глухого становится причиной возникновения

у него повышенной раздражительности или инертности, а иногда порождает неврозы и психозы (Х. Майкбласт и др.). Однако в этих исследованиях рассматривается только один вопрос – понимание эмоций глухих детей окружающими и влияние их отношения на жизненную позицию глухого – и совсем не изучается формирование и развитие эмоций в детском возрасте.

В развитии чувств ребёнка большое значение имеет восприятие тех выразительных движений, которыми сопровождаются чувства у других людей (определённая мимика, пантомимика, интонация устной реч). Л.С. Выготский подчеркивал значимость эмоциональных воздействий взрослого, его отношения к поступкам ребёнка.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребёнка с нарушенным слухом те же, что и у нормального слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений.

Как говорилось выше, уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушениями слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.

В эксперементально — психологических исследованиях В. Петшака [13] прослежены зависимости между характером общения глухих детей с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным

проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей наблюдается бедность эмоциональных проявлений – меньше их количество и разнообразие (В. Петшак).

Глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. Результаты исследований позволили сделать вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлено недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих, глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребёнком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия между ними всё ещё сохранялись. Глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном саду интернатного типа. На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушением слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и общении. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественным мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным внимание к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи.

Глава 2. Опытно — эксперементальная работа по формированию развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.

Исследование проводилось с 2007-2009 год.

2.1 Организация исследования.

Прежде чем переходить непосредственно к описанию проделанного мною констатирующего эксперимента я считаю необходимым предоставить данные об особенностях детей, участвующих в эксперименте. Описать методы научного исследования, используемые в эксперименте.

Характеристика детей, участвующих в эксперименте.

В нашем исследовании принимало участие 5 человек – воспитанников НС(к)ОШ 1,2 вида. Большинство детей имеют 3-4 группу глухоты. Все дети глухие с рождения.

Необходимо сказать, что значимым в обучении детей дошкольного возраста является способность ребёнка к подражанию. Эта способность описана физиологами Сеченовым И.М., Павловым И.П., психологами Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н., сурдопедагогами Корсунской Б.Д., Рау Е.Ф., считается одним из условий развития ребёнка.

Нами было выявлено, что все дети, участвовавшие в эксперименте умеют подражать, но внимание их неустойчивое, дети легко и часто отвлекаются, что характерно для детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Трудности в выражения своих чувств и желаний. И с помощью словесной речи, и при невербальном общении с окружающими. Дети замкнуты, инертны, с повышенной раздражительностью.

Первый этап исследования.

Прежде чем начать работу по развитию эмоциональной сферы детей, была проведена поведенческая диагностика по Л.А.Тайллеру (Приложение №1). По моему мнению, это наиболее приемлемый вид работы с неслышащими детьми, так как она идёт на невербальном уровне, тоесть с помощью жестов, мимики, пантомимики. Все остальные диагностики проходят на вербальном уровне, тоесть ребёнок понимает и объясняет в речи. Поэтому они не подходят в работе с детьми с нарушениями слуха.

На основе анализа поведенческой характеристики по Л.А. Тайллеру, сделала выводы, что наряду с основными характеристиками проявление эмоциональных состояний, особо следует уделить внимание таким эмоциям, как радость, грусть и печаль, страх, стыд и вина , так как эти эмоции являются фундаментом становления психосоматического здоровья детей. А также откладывает свои отпечатки на развитие интеллекта дошкольника.

2.2 Методика исследования.

В первой главе мною были определены задачи данного исследования, для решения которых были использованы методики исследования знаний, диагностика и коррекция слабослышащих школьников Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова, которые были сокращены и адаптированные для данной категории детей:

  1. игровые подготовительные задания;
  2. «семейный альбом» и «экран настроения»;
  3. беседа.
  1. Игровые подготовительные задания (перечень игр представлен в приложении).

Назначение: подготовка дошкольников к диагностическому исследованию посредством знакомства со схематическими рисунками – пиктограммами.

Обработка результатов: поскольку игра служит подготовкой к диагностическому исследованию, то результаты игрового процесса с детьми не обсуждаются и в протоколы не вносятся.

  1. «Семейный альбом» и «экран настроения»

В домашних условиях « семейный альбом» формируют родители совместно с детьми по предварительной просьбе педагога, в которой он обращает внимание на то, что фотографии должны запечатлеть различные эмоциональные состояния.

А в групповой комнате, по той же методике ведётся «экран настроения», где дети отмечают своё эмоциональное состояние и других детей на определяющий педагогом момент.

Назначение: выявление способности к идентификации и дифферентации умений по различению, осмыслению, вербализации и закреплению знаний о уже знакомых своих эмоциях и близких людей в различных жизненных ситуациях.

Обработка результатов: педагог при беседе с ребёнком оценивает уровень способности ребёнка к их дифференциации.

Беседа – традиционный метод психологического и педагогического обследования.

Назначение: выявление уровня знаний о четырёх основных эмоциях.

Обработка результатов: оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний (количество названных) эмоций.

В дальнейшем, я считаю необходимым дать описание мониторинга эмоционального развития, качественно характеризующего культуру эмоциональных проявлений и способности к саморегуляции эмоциональных процессов, который проводился по следующим параметрам:

  1. Значение основных эмоций.

Знание основных эмоций, включающих в себя осведомлённость дошкольника об основных эмоциях (радость, печаль и грусть, страх, стыд и вина), особенностях их проявлений и способности к индентификации и дифференциации, как собственных эмоций, так и эмоций близких, малознакомых и незнакомых людей.

  1. Культура эмоциональных проявлений.

Культура эмоциональных проявлений отражает уровень сформированности навыков эмоционального выражения в соответствии с нормами поведения, в общении со сверстниками в семье, незнакомыми и малознакомыми лицами.

  1. Способность к самореализации эмоциональных проявлений.

Мной оценивался уровень сформированности навыка сдерживания неадекватных способов эмоциональных проявлений и умение замещать деструктивные формы проявления эмоций конструктивными по трём уровням эмоционального развития неслышащих дошкольников: достаточный, средний и низкий.

  • При этом, под «достаточным» уровнем эмоционального развития понимается: достаточный уровень знаний об основных эмоциях (от 3-4 дифференцированных эмоций), незначительные ошибки при вербализации эмоций, достаточный уровень сформированности навыков культуры эмоционального реагирования.
  • Под «средним» уровнем эмоционального развития понимается: средний уровень знаний об основных эмоциях (о 2-3), значительные ошибки при вербализации эмоций, недостаточный уровень сформированности навыков культуры эмоционального реагирования.
  • Под «низким» уровнем эмоционального развития понимается отсутствие знаний об основных эмоциях или отрывочные сведения, низкий уровень культуры эмоционального реагирования (0-2).

Второй этап исследования.

Обследование проводилось в начале третьего года обучения детей. Используя данные поведенчиской диагностики Л. А. Таллера, я познакомила детей с такими эмоциональными состояниями как радость, грусть и печаль, используя игровые упражнения, игры, пиктограммы, игровые задания, беседы (методики описаны выше). Определялись с помощью картинок, фотографий различных эмоциональных состояний, как самих детей, так и изображенных на картинках (Приложение №2). С помощью табличек, дети различали и описывали эмоции, обыгрывали в инсценировках. Обработав полученную информацию, я занесла данные в таблицу № 1.

Источник

Читайте также:  Как пережить эмоциональное потрясение
Оцените статью