Психоэмоциональные расстройства при беременности. Необходимость их коррекции
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
В настоящее время все больше внимания уделяется влиянию психоэмоционального состояния женщины на репродуктивную функцию, течение беременности и перинатальные исходы [2,4,14]. В последние годы в развитых странах отмечается увеличение частоты различных психических расстройств у женщин репродуктивного возраста, увеличилась доля пациенток, принимающих психотропные препараты, в том числе среди женщин, которые планируют беременность, и беременных [3,6,9].
Практически все беременные подвержены резким эмоциональным перепадам, так как ожидание ребенка сопряжено с изменениями – как физическими, так и эмоциональными. Гормональные изменения во время беременности приводят к тому, что настроение беременной женщины резко меняется едва ли не каждый час.
Избавиться от таких эмоциональных перепадов и ощущать спокойствие во время беременности будущая мама может, соблюдая правила эмоционального здоровья. Баланс эмоций и физическая подготовка одинаково важны для беременной женщины, они в равной степени помогают ей подготовиться к материнству. Из-за отсутствия материнского опыта беременная женщина может испытывать внезапные эмоциональные всплески. Первая беременность представляет собой новый опыт, который достаточно тяжело поддается осмыслению. Игнорирование того факта, что эмоции ждущей ребенка женщины куда сложнее и острее, чем обычно, может привести к ряду проблем, в том числе и в отношениях с супругом. Принятие же этого факта – основа эмоционального здоровья во время беременности [1,5,11].
Также если беременность у женщины первая, она испытывает множество страхов, к которым относятся боязнь родов и несвоевременного прерывания беременности, беспокойство о здоровье будущего ребенка и собственном здоровье, боязнь родовых схваток и неизбежной боли, боязнь разочарования партнера/супруга из-за изменений, происходящих с телом. Современные женщины вынуждены беспокоиться о карьере, о финансовых проблемах, о множестве дополнительных затрат, связанных с появлением и воспитанием нового члена семьи.
Все эти страхи могут привести к возникновению множества негативных эмоций – таких, как волнение, депрессия, раздражение, беспокойство, стресс, гнев, чувство одиночества, смятение. Наиболее часто изменения психоэмоционального фона во время беременности приводят к развитию депрессивных и тревожных расстройств. До конца патогенез этих изменений неясен, обсуждается несколько теорий, считается, что изменение гормонального фона во время беременности, в том числе значительное увеличение эстрогенов, и особенно прогестерона, в сыворотке крови могут усугублять имеющиеся эмоциональные нарушения [5,7,15]. Как правило, незначительные проявления в виде раздражительности, плаксивости, обидчивости сопровождают проявления раннего токсикоза в I триместре беременности – тошноту, рвоту и др. [6,10]. После исчезновения данных симптомов нервно-психическое состояние беременных как правило улучшается. При этом важную роль в развитии тревожных состояний играют определенный физический дискомфорт и психологические факторы, к которым относятся вынужденные изменения в образе жизни, общении в семье и с коллегами по работе, беспокойство за здоровье будущего ребенка, финансовые затруднения – все это вносит определенный вклад в появление или усугубление психоэмоциональных нарушений при беременности. Для некоторых женщин наступление беременности является неожиданностью и не всегда желанной, однако в силу сложившихся обстоятельств принимается решение о пролонгировании этой беременности, что может приводить к дальнейшему увеличению стресса и тревоги [5,8,12]. Нельзя не отметить, что при беременности могут появляться дополнительные психотравмирующие факторы, такие как появление осложнений беременности, требующих госпитализации, или выявление врожденных пороков развития у плода, которые могут вызвать негативные образы и чувства [1,10,12].
Состояние психоэмоционального напряжения с наличием тревожности различного уровня наблюдается у 40% женщин с нормально протекающей беременностью [2,7,11]. Пограничные нервно-психические расстройства могут быть представлены в виде ипохондрического и истерического синдромов. Однако существуют и другие формы гестационных пограничных нервно-психических расстройств, их особенности – неизменное включение в клиническую картину тех или иных психопатологических феноменов, непосредственно связанных с беременностью: различных опасений за благополучное протекание беременности, навязчивых страхов за судьбу плода, ожидание родов, условно-рефлекторных страхов, связанных с неблагоприятными в прошлом беременностями и родами [5,6,8]. Изучение беременных, у которых отсутствуют признаки пограничных нервно-психических расстройств, показало, что акцентуация характера установлена лишь у четверти женщин. I триместр беременности обычно характеризуется в той или иной степени заострением уже имеющихся черт характера. Мягкие, ранимые, неуверенные в себе женщины становятся еще более впечатлительными, порой чрезмерно слезливыми, испытывают тревогу (особенно тяжело переживают те женщины, у которых в прошлом уже происходили выкидыши или данная беременность протекает неблагополучно, в этом случае страх очередного прерывания беременности может стать просто навязчивым). Властные женщины с резким характером могут стать еще более агрессивными, раздражительными и требовательными. В III триместре беременности вновь могут начинаться эмоциональные перепады в связи с ожиданием родов, а вместе с ними и страх – особенно ему подвержены женщины, которым это событие предстоит пережить впервые [5,6,11].
Тревожные расстройства могут впервые появляться во время беременности, может происходить изменение течения уже имеющихся нарушений. В одном из ретроспективных исследований у женщин с паническими атаками в 20% случаев было отмечено уменьшение симптоматики во время беременности, в 54% – состояние осталось без изменений, в 26% – ухудшение течения заболевания [12]. Выявление депрессии у беременных затруднено. Многие симптомы, такие как лабильность эмоционального фона, повышенная утомляемость, изменения аппетита и снижение когнитивных функций нередко встречаются и при физиологически нормально протекающей беременности. При стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время переживания положительных эмоций (радости, успокоения и др.) гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины, которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый нейрогуморальный организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода и возрастание уровня его сенсорного восприятия.
По данным литературы [2,5,11,15], отмечено существенное влияние тревожных расстройств на течение беременности и перинатальные исходы: повышается частота плацентарной недостаточности, задержки роста плода, преждевременных родов, рождение детей с низкой массой тела, что в последующем сказывается отрицательно на отдаленном прогнозе для них.
Таким образом, эмоциональные перепады опасны не только для самой женщины, но и для ее будущего ребенка. Когда беременная женщина испытывает стресс, ее организм вырабатывает больше гормона кортизола, основного «гормона стресса». Кортизол увеличивает уровень артериального давления и содержание в крови сахара, негативным образом сказывается на силе иммунной системы – что, естественно, отрицательно воздействует на здоровье ребенка.
Стресс во время беременности опасен по множеству причин. Хронический стресс, испытываемый в течение нескольких недель, может замедлять развитие клеток организма эмбриона, рост плода. При этом увеличивается риск невынашивания или самопроизвольного прерывания беременности или преждевременных родов. Повышенный уровень гормонов стресса может повредить мозг еще не родившегося ребенка и привести в дальнейшем к проблемам в воспитании.
Психологический стресс в перинатальном периоде несет с собой целый комплекс проблем, требующих серьезного внимания к психологической сфере беременной во избежание акушерских и других осложнений. Однако до настоящего времени еще не найдены диагностические критерии перехода стресс-синдрома из звена адаптации в звено патогенеза различных заболеваний [2,4,15].
Для поддержания нормального эмоционального баланса во время беременности необходим контроль эмоций. Беременная женщина, успешно управляющая своими эмоциями, знает о меняющемся эмоциональном балансе и готова принять то, что с ней происходит.
Существует несколько основных правил, которые помогут справиться с эмоциональным дисбалансом:
• Необходимо смириться с тем фактом, что физические и эмоциональные изменения – неизбежная часть периода беременности. Нужно понять, что это временный этап, который продлится всего несколько месяцев и закончится максимум через 1–2 месяца после рождения ребенка.
• Каждый триместр беременности несет новые изменения, как в теле, так и в эмоциональном состоянии. Главный источник информации о беременности – специальная литература и опыт недавно родивших женщин, которые могут поделиться своими ощущениями и переживаниями.
• Беременная женщина ответственна за появление новой жизни. Забота о себе означает заботу о ребенке. Обязательны правильное питание, отдых и потакание своим маленьким прихотям.
• Беременная женщина должна быть открыта для диалога и не бояться обсуждать свои проблемы с гинекологом, партнером или друзьями – всеми, кто может оказать эмоциональную поддержку. Не следует держать в себе страхи и беспокойства – это лишь усугубит внутреннее напряжение.
• Изменения, связанные с беременностью, могут привести к снижению энергии и, как следствие, быстрому уставанию. Следует снизить темпы, по-новому расставить приоритеты в работе и дать себе отдохнуть.
• Эмоциональное напряжение и негативные эмоции можно побороть, отвлекаясь на приятные дела или хобби. Когда эмоции захлестывают вас с головой, попробуйте проанализировать то, что вас беспокоит, а затем найти адекватное решение.
• Занятия определенными физическими упражнениями, разработанными специально для будущих мам, помогут улучшить как физическое, так и эмоциональное здоровье.
• Главными компонентами эмоционального здоровья во время беременности являются отдых и комфорт.
Однако, к сожалению, во время беременности женщина не всегда может самостоятельно справиться нервным напряжением, раздражительностью, тревогой, волнением и другими симптомами стресса. Поэтому в некоторых ситуациях ей нужна медикаментозная помощь.
Относительный риск применения препаратов при беременности затрудняет выбор терапии, поэтому для коррекции психоэмоциональных расстройств, возникающих при беременности, в качестве средств высокобезопасной терапии могут рассматриваться препараты растительного происхождения, практически не имеющие побочных эффектов.
Основу противотревожных комплексных фитопрепаратов составляет валериана. На протяжении многих лет она используется в традиционной медицине благодаря гипнотическому и седативному эффектам и до настоящего времени остается высоко востребованным лекарственным средством. Мягкий гипнотический эффект валерианы дает возможность применять ее для купирования неглубоких инсомнических расстройств, вызванных тревогой. Кроме того, хорошо известен вегетотропный эффект валерианы, ее способность оказывать равномерное влияние как на психические, так и на соматические (вегетативные) симптомы тревоги. Также препараты валерианы обладают анксиолитическим и нейропротекторным действием. Спектр побочных эффектов валерианы весьма узок и практически ограничивается только аллергическими реакциями. Несмотря на то, что экстракт валерианы метаболизируется системой цитохрома Р450, он практически не влияет на метаболизм других препаратов и, таким образом, исключены нежелательные лекарственные взаимодействия.
Среди фитопрепаратов, используемых клиницистами для лечения психоэмоциональных расстройств, широкое распространение получило лекарственное средство Персен – современный комбинированный седативный препарат растительного происхождения, помогающий снять симптомы стресса (тревогу, раздражительность и эмоциональное напряжение), не вызывая при этом сонливости. В состав препарата наряду с валерианой включены сухие экстракты лекарственных растений с выраженной анксиолитической активностью – мяты перечной и мелиссы (табл. 1). Дополнительное спазмолитическое действие мяты перечной позволяет успешно использовать препарат у пациентов с выраженной соматической составляющей синдрома тревоги. Кроме того, мелисса обладает ноотропным (повышение концентрации внимания и скорости решения задач), антиоксидантным действием. Персен назначают внутрь взрослым и подросткам старше 12 лет по 2–3 таблетки, покрытые оболочкой, 2–3 раза/сут., Персен форте – внутрь взрослым и подросткам старше 12 лет по 1–2 капсулы 2–3 раза/сут.
Преимуществами Персена перед другими седативными средствами являются:
• препарат содержит только натуральные компоненты;
• эффективность и безопасность растительных ингредиентов Персена хорошо изучены;
• не содержит спирта и брома;
• может сочетаться с любыми психотропными препаратами, в том числе и с антидепрессантами;
• эффективен как быстродействующее симптоматическое средство, когда необходимо купировать симптомы тревожности, волнения, и при курсовом приеме для лечения стрессовых состояний, тревожных и фобических расстройств.
За счет натуральных компонентов растительного происхождения, входящих в состав Персена, данный препарат может использоваться во время беременности. В каждом конкретном случае врач должен оценивать пользу и риск приема Персена и других лекарственных препаратов в зависимости от выраженности симптомов заболевания.
Таким образом, для предотвращения возможного развития, а также для лечения психоэмоциональных расстройств у беременных целесообразно применение седативных средств, действие которых смягчает повреждающее воздействие психогенных факторов.
Источник
Особенности эмоциональной сферы беременных женщин
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ НЕЗАВЕРШЕННОЙ БЕРЕМЕННОСТИ (ВЫКИДЫШ)
Василенко Т.Д., Денисова О.В.
Василенко Татьяна Дмитриевна
– член редколлегии журнала «Медицинская психология в России»;
– декан факультетов клинической психологии и социальной работы Курского государственного медицинского университета, доцент, кандидат психологических наук.
Денисова Ольга Владимировна
— клинический (медицинский) психолог Женской консультации №2 г. Курска.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Проблема материнства – одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки, но, несмотря на это, последнее время у нас в стране отмечается рост интереса к психологическим аспектам беременности и родов, к готовности к материнству, материнства в целом. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию данной проблемы. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а так же огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования [37, с. 81].
В психологических исследованиях, посвященных данной проблеме, существует много направлений. В одном из них выделяются и описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий и т.п. Очень подробно исследуется ориентация на возрастные особенности ребенка, в зависимости от чего выделяются и особенности материнства. В работах Мирюнова С.А. [36], Бергум В. [5] исследуются особенности психического состояния женщины во время беременности, влияющего на развитие ребенка. В первую очередь, это наличие стрессов, депрессивных состояний, психопатологических особенностей, их обострение в различные периоды беременности. Большое внимание уделяется изучению состояния женщины во время беременности, связанные с успешностью ее адаптации к материнству и обеспечению адекватных условий для развития ребенка. Исследования, посвященные изучению смысловой сферы беременных женщин, рассматривают ее с точки зрения матери и ребенка и в связи с нежелательной беременностью (Бергум В. [5], Брутман В.И. [14, 15, 16, 17, 18], Родионова М.С. [37]).
Зарубежные исследования, в отличие от отечественных, характеризуются чрезвычайной обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Существует достаточно много работ, целью которых является изучение у женщин эмоций, оценок, психического здоровья после аборта, а также изменений этих реакций во времени и их предикторов [3]). В отечественной перинатальной психологии женщины, перенесшие аборт как произвольный, так и непроизвольный, изучаются пока только лишь с медицинской точки зрения.
Целью нашего исследования было выявление, каким образом наличие негативного опыта первой беременности (выкидыша) влияет на особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин при повторной беременности.
Под незавершенной беременностью мы будем понимать выкидыш, который был следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка.
Статистически отмечается увеличение женщин, неспособных выполнить репродуктивную функцию в связи с состоянием здоровья, или тех, у которых беременность не заканчивается рождением ребенка. Такой группе женщин следует уделять большое внимание с целью стабилизации их эмоционального и общего психологического состояния, т.к. беременность у этих женщин была желанной и выкидыш с наличием этого факта является наиболее болезненным.
Говоря о материнстве, следует подробнее остановиться на изучении беременности. Данный жизненный этап для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, гендерной, телесной и других идентичностей. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное психосексуальное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания, не только биологический, но и социальный процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.
Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как кризис развития, характеризуемый глубокими психологическими и соматическими изменениями. Филиппова Г.Г. определяет беременность как острый переходный период, сопровождающийся кризисными переживаниями, которые существенно перестраивают сознание женщины и её взаимоотношение с миром. Особенно стрессовой Г.Г. Филиппова считает первую беременность. Она является критической точкой в развитии женской идентичности, переход к которой способствует внутренней и внешней интегрированности и обретению нового социального статуса [44, с.22-37,46, 47].
В.И.Брутман понимает материнство как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребёнком. Таким образом, основным новообразованием материнства является изменение смысловой сферы женщины, которая определяет переживание материнства как динамического процесса, реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия. Ожидание и рождение ребёнка является для женщины не просто новой социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих актов, но и запускает процесс переживания. В.И.Брутман рассматривает беременность как острый переходный период, который нередко сопровождается кризисными переживаниями. В ходе беременности существенно изменяется сознание женщины и её взаимоотношения с миром” [14, с. 79-87, 15].
О.С. Васильева и Е.В. Могилевская определяют беременность как экзистенциональную ситуацию, затрагивающую все жизненные основания женщины, обусловливающую глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру, считают ее «жизненным событием», соблюдающим условия для личностных изменений и перестройки субъекта этого события [22, с.20 – 22, 23, с. 32 – 39].
В нашем исследовании мы ставим перед собой цель рассмотреть индивидуально-психологические особенности беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш). Мы предполагаем, что выкидыш для женщины является травмирующим событием, и повторная беременность будет более эмоционально окрашена, женщины будут с тревогой относится к течению беременности, переживать за исход родов. Их деятельность будет направлена на предотвращение негативного опыта первой беременности.
Беременность – один из этапов становления материнской сферы. На этапе взаимодействия с собственным ребенком происходит непосредственная реализация матерью своих функций. Первое, что происходит, это – идентификация беременности. Это очень короткий промежуток времени, который еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины непосредственно связан с осознанием себя беременной. В обычных случаях возникновение первого подозрения уже провоцирует определенные переживания. Содержание и интенсивность этих переживаний непосредственно отражает значение этой беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. Желанна ли беременность, планируема, был ли у женщины негативный опыт беременности. Данные параметры, как мы предполагаем, будут определять стиль переживания беременности.
Понятие «переживание» всходит корнями к интроспективной психологии, классической психологии сознания. При этом границы понятия размыты, что позволяет наполнять его различным содержанием, включая культурно-исторический контекст (Л.С.Выготский [21]), предметную область психологии (С.Л.Рубинштейн [58]), категориальный аппарат теории деятельности (Ф.Е.Василюк [24]).
По Василюку, переживание – особая деятельность, направленная на перестройку психологического мира, на установление смыслового соответствия между сознанием и реальностью. Деятельность по переживанию возникает в ситуации, в которой невозможно реализовать внутренние необходимости жизни субъекта. Таким образом, можно утверждать, что переживание – “борьба против невозможности за создание возможности в ситуации жизненных мотивов”[24].
Материнство, являясь качественно новой ситуацией развития женщины, запускает процесс интеграции ее собственных жизненных задач и задач развития ребенка в ее мир. На первых порах этот процесс чаще всего неуправляем со стороны женщины. Он вызывает поток новых разнообразных переживаний, который заполняет внутреннее психологическое пространство матери. Смысловое переживание материнства становится тем образованием, которое позволяет женщине управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие ее отношений с ребенком, и осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения.
Беременность, опираясь на теорию Ф.Е.Василюка [24], можно рассматривать как критическую ситуацию, которая может быть и как стрессовой и фрустрационной, так и конфликтной и кризисной. Поэтому переживание беременности есть переживание критической ситуации, происходящее по вышеизложенному механизму. В нашей работе мы рассматриваем влияние опыта незавершенной беременности (выкидыша) на эмоционально-смысловую сферу беременной женщины при повторной беременности. Мы предполагаем, что первая беременность, которая не закончилась рождением ребенка, формирует у женщины страх, что и в этот раз может случиться выкидыш, представления о возможных осложнениях беременности приобретают значимый смысл, возникает повышенная тревога за исход беременности.
В нашей работе мы будем использовать понятие переживание, введенное С.Л.Рубинштейном [39], так как его теория ориентирована не только на деятельность, но и на процесс созерцания.
Переживание, по С.Л.Рубинштейну [39] это любое, испытываемое субъектом, эмоционально окрашенное состояние, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие из его собственной жизни.
Беременность, выступая как событие из жизни женщины, приобретает эмоциональную окраску. Степень осознанности эмоционального переживания беременности зависит от значимости этого события для жизни женщины.
Мы предполагаем, что женщины, у которых был негативный опыт первой беременности, при повторной беременности будут иметь совершенно иные эмоциональные проявления. Об этом будет говорить выраженное тревожное состояние, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания. Также мы можем говорить об эмоциональной нестабильности, в сочетании с зависимостью от окружающих, недоверчивостью, утомляемостью ранимостью, впечатлительностью с наличием возбуждения и беспокойства. У данной группы женщин преобладает тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события. Это, как мы предполагаем, связано с тем, что беременность у этих женщин проходит со страхом и желанием предотвратить предыдущий негативный опыт беременности.
Смысловая сфера при повторной беременности будет ограничена данным состоянием. Беременность будет занимать ведущее положение в иерархии смыслов, она будет личностно значима для женщины и тем самым, определять систему жизненных смыслов.
Смысловое переживание материнства рассматривается как психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. Оно проявляется как внутренняя деятельность смыслового выстраивания материнской позиции, которая может быть проанализирована через внутренний диалог матери.
Смысловое переживание беременности – это динамический процесс, в котором не происходит содержательная трансформация смыслов (ядерные смыслы остаются неизменными), однако происходит расширение сети смысловых связей за счет включения новых элементов уникальной ситуации.
Проблеме смыслового переживания материнства посвящено множество теоретических и прикладных исследований [1, 2, 9, 36]. Анализ собственно психологических работ позволяет выделить два основных направления исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, их влияния на развитие ребенка [4, 14, 17, 29 и т.д.].
Нам представляется более перспективным направление анализа материнства, которое акцентирует внимание на идее субъективности матери и ребенка несводимости их, к нерасчлененности. Наиболее ярко эта идея воплощена в концепции материнства Г.ГФилипповой, разрабатываемой на основе методологии эволюционно-системного подхода [45, 47, 48]. В этой концепции выделяются онтогенетические этапы развития материнской сферы, содержание которой представлено потребностно-мотивационным, операциональным, ценностно-смысловым блоками. Материнство рассматривается при этом не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная составляющая психологии женщины, формирующаяся на протяжении всей жизни.
Переживание беременности включает физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамики переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.
По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: 1) принятие женщиной решения о сохранении или искусственном прерывании беременности, 2) начало движения плода, 3) подготовка к родам и появлению ребёнка в доме.
Под стилем переживания беременности Г.Г.Филиппова понимает «физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности и ее динамики по триместрам, преимущественный фон настроения, переживание шевелений плода, содержание активности женщины» [46, 47, 48, с. 64-82]. Используя методы наблюдения, феноменологического описания поведения, проективных методик, она описала варианты стилей переживания беременности:
— адекватный (в него входит идентификация беременности без сильных и длительных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения «отличные от состояний не беременности», интенсивность которых средняя, хорошо выражена);
— тревожный (у матерей с данным стилем переживания беременности идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются);
— эйфорический (все характеристики данного типа носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка; обычно к концу беременности появляются осложнения);
— игнорирующий (при таком типе переживания беременности идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления);
— амбивалентный (общая симптоматика этого стиля сходна с тревожным стилем, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления; характерно возникновение болевых ощущений);
— отвергающий (идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика беременности ярко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена).
Мы предполагаем, что выкидыш будет являться особенно травмирующим событием в жизни женщины, так как происходит вне зависимости от желания женщины, является следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка. Женщины, у которых был негативный опыт первой беременности (выкидыш), при повторной беременности будут иметь совершенно иные эмоциональные проявления. Об этом будет говорить выраженное тревожное состояние, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания. Также мы можем говорить об эмоциональной нестабильности, в сочетании с зависимостью от окружающих, недоверчивостью, утомляемостью ранимостью, впечатлительностью с наличием возбуждения и беспокойства. У данной группы женщин преобладает тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события. Это, как мы предполагаем, связано с тем, что беременность у этих женщин проходит со страхом и желанием предотвратить предыдущий негативный опыт беременности. И об этом будет говорить ее поведение, стремление устранить все физические нагрузки и заострение внимания на своих телесных ощущениях.
Преобладающий тревожный стиль переживания беременности выражает основные характеристики женщин, имеющих негативный опыт первой беременности, а именно это проявляется в том, что идентификация беременности в этом случае тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
Женщины, испытывающие повышенную тревогу во время беременности за состояние будущего ребенка, тем не менее, обнаруживают его низкую ценность, психологически не уверены в благополучном исходе беременности, не нацелены на будущее материнство. Тревожные беременные в дальнейшем проявляют себя менее успешными в роли матери, чем женщины с оптимальным типом переживания беременности. Они плохо знают причины плача, недостаточно вовлечены во взаимодействие с ребенком, мало тактильно контактируют с ними, реже рассказывают о том, какой хороший ребенок, меньше с ним разговаривают, реже пытаются установить контакт невербальными методами общения.
Смысловая сфера при повторной беременности будет ограничена данным состоянием. Беременность будет занимать ведущее положение в иерархии смыслов, она будет личностно значима для женщины и ,тем самым, определять систему жизненных смыслов.
Смысловая сфера данной группы женщин будет обращена в прошлое, в связи с наличием негативного опыта первой беременности будет иметь место интерпретация и анализ ситуаций, которые могли привести к выкидышу, с целью избежать повторное негативное событие при повторной беременности. Чем ближе при повторной беременности женщина приближается к моменту прерывания беременности, тем более сосредоточена она будет на внутренних ощущениях, тем большее место в ее смысловой сфере будет отвадиться данному состоянию. На первый план будут выходить мысли о негативном прошлом опыте, интерпретации причин, которые привели к выкидышу, концентрации на соматических ощущениях.
Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием нераздельных биологических и социальных факторов, с одной стороны, имеет инстинктивную основу, а с другой стороны, выступает как особое личностное образование. Г.Г.Филиппова указывала на то, что мотивационная основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Уровень психологической готовности к материнству определяется суммарным эффектом действия этих факторов к тому моменту, когда женщина становится матерью [46– 52].
С.Ю.Мещерякова выделила группы факторов, указывающие на психологическую готовность к материнству: в первую группу факторов психологической готовности к материнству относятся особенности коммуникативного опыта женщины в ее раннем детстве. Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные изменения, подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку [35, с. 18 – 27].
Мы рассматриваем психологическую готовность к материнству как специфическое личностное образование, в основе которого лежит осмысленность образа будущего ребёнка в сознании женщины. При этом мы опираемся на классификацию, выделяющую три типа готовности к материнству: позитивную, негативную и конфликтную.
В нашем исследовании мы предполагаем, что психологическая готовность к материнству тесно связана с переживанием беременности, которое представлено эмоциональным и смысловым компонентом. Переживание беременности включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамику переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности.
Беременность переживается как одно из событий жизни женщины. Во время беременности активность направлена на перестройку её психологического мира в связи с установлением смыслового соответствия между ней и её будущим ребёнком. Сам процесс переживания, помогает женщине, справится с критической жизненной ситуацией. Ведь, как правило, беременность влечёт за собой изменение отношений с окружающими. Переживание стремится к достижению психического равновесия.
Если женщина в процессе беременности будет испытывать негативные эмоции, высокий уровень тревожности, страх, то данные факторы будут оказывать существенное влияние на готовность к материнству.
Таким образом, мы предполагаем, что переживание беременности и индивидуально-личностные особенности будут существенно влиять на психологическую готовность к материнству, так как это комплексное понятие, которое включает в себя различные факторы.
Женщины, в анамнезе которых был выкидыш, при повторной беременности нуждаются в психологической поддержке и стабилизации эмоционального состояния. Так как это особое жизненное событие, которое накладывает отпечаток на дальнейшее отношение женщины к последующей беременности и родам.
Эмпирическое исследование эмоционально-смысловой сферы беременных женщин, имеющих опыт незавершенной беременности (выкидыш)
В данной работе мы ставим перед собой проблему выяснить, каким образом, наличие негативного опыта первой беременности (выкидыша), влияет на особенности эмоционально-смысловой сферы беременных женщин при повторной беременности.
1. Сравнить особенности эмоционально-смысловой сферы женщин беременных впервые, и женщин имеющих негативный опыт первой беременности (выкидыш);
2. Сравнить особенности эмоционально-смысловой сферы женщин беременных впервые, и женщин имеющих негативный опыт первой беременности (выкидыш), находящихся на первом, втором и третьем триместрах.
В нашем исследовании переживание беременности представлено эмоциональным и смысловым компонентами (рис. 1). Результирующие влияние на переживание беременности, по нашему мнению, будет оказывать опыт невынашивания беременности (выкидыш). Выкидыш является следствием проблем со здоровьем женщины или ребенка, что приводит к незапланированному прерыванию беременности, факт потери ребенка будет существенно влиять на осмысленность и переживания при повторной беременности, на готовность стать матерью. Наличие негативного опыта первой беременности, при повторной беременности, формирует у женщины страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка, опасения за будущего малыша, повышенную тревожность, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл, формируется опасение за исход беременности.
Смысловое переживание беременности – это динамический процесс, в котором происходит расширение сети смысловых связей за счет включения новых элементов уникальной ситуации беременности и выкидыша.
Рассматривая эмоциональный компонент переживания беременности, мы предполагаем, что наличие негативного опыта первой беременности (выкидыша), при повторной беременности, формирует у женщины страх, что и в этот раз она не сможет родить ребенка, опасения за будущего малыша, повышенную тревожность, представления о возможных осложнениях беременности приобретают наиболее значимый смысл, формируется опасение за исход беременности. Об этом будет говорить выраженное тревожное состояние, повышенная чувствительность к внешним раздражителям, неудовлетворенная потребность в отношениях полных взаимопонимания. Также мы можем говорить об эмоциональной нестабильности, в сочетании с зависимостью от окружающих, недоверчивостью, утомляемостью ранимостью, впечатлительностью с наличием возбуждения и беспокойства. Как мы предполагаем, у данной группы женщин будет преобладать тревожный стиль переживания беременности и нарастание тревоги с приближением родов, беспокойство с желанием ускорить события.
Осмысленность беременности тесно связана с уровнем тревожности, что влияет на формирование типа переживания беременности.
Источник