Особенности эмоциональной подготовленности спортсмена определяется

Содержание
  1. Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности
  2. ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  3. Читайте также
  4. ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  5. ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  6. ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
  7. ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности
  8. ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности
  9. ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды
  10. ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности
  11. Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности
  12. Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка
  13. 4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности
  14. Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления
  15. Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности
  16. Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности
  17. 7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности

Особенности эмоциональной сферы спортсмена и успешность спортивной деятельности

Специалисты в области спорта считают нестабильность результатов спортсмена прямым следствием его эмоционального состояния на соревнованиях.

Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Психологи выделяют следующие эмоциональные состояния спортсменов [28]:

· соревновательное возбуждение – характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

· боевой настрой – сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

· спортивная увлеченность – сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта;

· спортивный азарт – отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

· спортивная злость – чаще всего возникает как фрустрация – кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

· состязательность – представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству;

· агрессивность – эмоция, также направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах;

· спортивная честь – рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

· чувство личного превосходства – проявляется в самолюбовании, зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

· чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях; субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

· чувство спортивной гордости – возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке; характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнованиях, совпадением интересов команды и самого спортсмена.

Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом виде». Как правило, они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя органичное единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт их сильного, глубокого воздействия на характер деятельности спортсмена.

Читайте также:  Самый эмоциональный вид спорта

В практической части работы мы исследуем влияние на результативность деятельности спортсмена-пловца двух факторов, относящихся к эмоциональной сфере – эмоциональность спортсмена и его экспрессивность (контроль эмоций).

Эмоциональность – «свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения» [7].

По основанию «эмоциональность» выделяют следующие типы личности [35]:

1. Эмоциональный. Человек такого типа легко возбудим и впечатлителен, действия совершённые в состоянии срыва часто вызывают раскаяние, но неизменно повторяются.

2. Сентиментальный. Для таких людей свойственно самосозерцание, они оценивают мир по собственным эмоциональным реакциям на него, которые им очень важны. Чувства такого человека направлены на собственную персону, он может совершать дурные поступки, проливая искренние слёзы.

3. Страстный. Люди этого типа стремительны и настойчивы в достижении целей, в их жизни эмоции всегда бьют ключом. Свою энергию они отдают на все 100%.

4. Эмоционально-фригидный. Для этого типа свойственен холодный рассудок, такой человек не сможет понять переживания других, у него просто отсутствует такая способность.

Динамическое значение эмоциональности может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию спортивной деятельности и может снижать, тормозить ее. Одни специалисты подчеркивают по преимуществу их мобилизующую функцию, для других, наоборот, эмоции неразрывно связаны с дезорганизацией спортивной деятельности, они возникают при дезорганизации и порождают срыв.

Каждая из этих двух противоположных точек зрения опирается на реальные факты, но обе они исходят из ложной метафизической альтернативы «либо – либо» и потому, отправляясь от одной катего­рии фактов, вынуждены закрыть глаза на другую. На самом деле не подлежит сомнению, что и здесь действительность противоречива: эмоциональные процессы могут и повысить эффективность деятель­ности, и дезорганизовать ее. Иногда это может зависеть от интенсивности процесса: положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перей­ти в свою противоположность и дать отрицательный, дезорганизую­щий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбужде­ния.

Экспрессивность. «Экспрессивный – выразительный, способный отразить эмоциональное состояние. Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в мимике, пантомимике, голосе и жестах. Хотя экспрессия у человека генетически детерминирована, она сильно зависит от процесса научения, направляемого социальными нормами. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов» [7].

Считается, что спортсмены должны успокаивать себя и держать свои эмоции под контролем. «Это не означает, что они относятся к соревнованиям без энтузиазма, но спортсмен, обладающий действительно сильным духом соперничества, будет так волноваться и переживать, что легко может наделать ошибок, если не сможет удержать свои эмоции под контролем.

Потребность в контроле над эмоциями существует в большинстве видов спорта. Лучники и стрелки по мишеням учатся успокаивать сознание и контролировать дыхание. Боксеры и представители боевых искусств постоянно сдерживают себя, чтобы не дать волю эмоциям во время схватки. Даже футболистов учат играть со «сдержанной яростью», причем слово сдержанный здесь имеет решающее значение» [20].

На наш взгляд значимость контроля эмоций спортсменом для результативности деятельности будет зависеть не только от вида спорта, но и от уровня эмоциональности спортсмена. Т.е. эти два фактора должны рассматриваться в комплексе, что и отражено в практической части работы.

Источник

ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 3 Эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

Читайте также:  Комплименты девушке утром для настроения

Выше уже говорилось, что спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью. Возникновение тех или иных состояний определяется многими факторами, среди которых основными, влияющими на выраженность предстартового волнения спортсменов, являются:

1) значимость соревнований; эта значимость всегда личностна и не всегда совпадает с рангом соревнования, например первенство института может быть для спортсмена более значимо, чем участие в соревнованиях городского или областного масштаба, в которых у спортсмена нет никаких шансов на победу;

2) наличие сильных конкурентов;

3) условия соревнования (торжественность открытия, затяжка старта из-за погодных условий);

4) поведение окружающих спортсмена людей, особенно тренера, мешающего сосредоточению спортсмена своими «накачками»;

5) индивидуальные психологические особенности спортсмена (свойства нервной системы и темперамента: эмоциональное напряжение легче возникает у спортсменов со слабой нервной системой, эмоционально возбудимых, имеющих высокий нейротизм);

6) характер и особенности взаимоотношений в коллективе, то есть психологический климат;

7) присутствие на соревновании значимых для спортсмена лиц (друзей, любимых, тренеров сборных команд);

8) степень овладения способами саморегуляции.

3.1. Предстартовые эмоциональные состояния. Тревога

Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.

Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное («чувство воды», «чувство льда», «чувство мяча»), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакции зрителей, провокациям соперников и т. д.). К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит, что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наиболее благоприятно для успешного выступления спортсмена.

Однако состояние боевой готовности имеет и свои «изъяны». Выявлено, что в этом состоянии наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижение произвольного контроля над действиями и увеличение инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В некоторых видах спорта эти сдвиги нежелательны, например для стрелков оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере его явных признаков (см.: Дашкевич О. В. Эмоции в спорте и их регуляция: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1970).

Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.

Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.

Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. Спортсмен теряет аппетит; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечаются пересыхание в полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта.

Для спортсменов возбудимого типа порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов тормозного типа. Тот уровень возбуждения, который для лиц тормозного типа будет близок к состоянию «лихорадки», для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционального возбуждения перед стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.

Читайте также:  Как помочь человеку проявлять чувства

Способствуют устранению предстартовой лихорадки более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а также воздействие авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 2 Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности Мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием (обоснованием для самого себя) действия и поступка, деятельности и поведения, а с

ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 4 Волевая сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 4.1. Сила воли и ее компонентыСпортивная деятельность непременно связана с преодолением спортсменами различных трудностей. Выделяют две группы трудностей: объективные и

ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 5 Интеллектуальная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности 5.1. Роль интеллекта и мышления в спортивной деятельностиВ ходе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмену приходится постоянно решать задачи различной сложности,

ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 6 Психомоторная сфера спортсмена и ее проявление в спортивной деятельности Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И. М. Сеченовым. Оно подчеркивает зависимость двигательных проявлений человека от психической регуляции. Так, осуществление произвольных

ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности

ГЛАВА 7 Индивидуально-типические особенности спортсменов и их проявление в спортивной деятельности 7.1. Пригодность к спортивной деятельности и типологические особенностиЭффективность спортивной деятельности зависит от трех факторов: способностей и одаренности

ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды

ГЛАВА 14 Лидерство и его влияние на успешность деятельности спортивной команды Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек,

ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности

ГЛАВА 15 Психологический климат, сплоченность команды и успешность спортивной деятельности 15.1. Психологический климат и межличностные отношения в командеЭмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие

Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности

Глава 2. Методология и методы исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в условиях спортивной деятельности 2.1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса развития интеллектуальных способностей у подростков в спортивной

Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка

Глава 4. Соотношение видов интеллекта в структуре спортивной деятельности подростка 4.1. Структурные компоненты проявления интеллектуальных способностей подростка к спортивной деятельности4.2. Общее представление об интеллекте, соотношение видов интеллекта4.3. Процесс

4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности

4.4.4. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов к учебной и спортивной деятельности Пергаменты не утоляют жажды. Ключ мудрости не на страницах книг. Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, В своей душе находит их родник. И. Гете

Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления

Глава 5. Интеллектуальные способности подростка к эффективной спортивной деятельности, специфика их проявления 5.1. Место интеллектуальных способностей в структуре и содержании способностей ребенка к эффективной двигательной деятельности5.2. Интеллектуальные

Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности

Глава 6. Компоненты интеллектуальной готовности юного спортсмена к вариативным условиям спортивной деятельности 6.1. Соподчиненность и взаимодействие компонентов интеллектуальной готовности подростка к спортивной деятельности6.2. Информационный компонент как

Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности

Глава 7. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению эффективной спортивной деятельности 7.1. Научно-методологические подходы к отбору критериев оценки интеллектуальной готовности подростка к осуществлению спортивной деятельности7.2.

7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности

7.2. Критерии интеллектуальной готовности юных спортсменов к осуществлению спортивной деятельности Критерием истины является опыт. Т. Кампанелла Процесс спортивной деятельности ребенка и подростка всегда сопряжен с ожидаемым результатом, оцениваемым в системе

Источник

Оцените статью