Особенности эмоционального развития ребенка
статья
Особенности процессов эмоционального развития ребенка невозможно рассматривать в отрыве от общих особенностей и закономерностей психического и личностного развития этого возрастного этапа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционального развития ребенка
Особенности процессов эмоционального развития ребенка невозможно рассматривать в отрыве от общих особенностей и закономерностей психического и личностного развития этого возрастного этапа.
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития многих психических процессов индивида, является основой для формирования его личностных качеств.
Формирование и развитие личностных качеств тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника. Поэтому рассмотрение особенностей детской агрессии невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – время активного развития познавательных психических процессов ребенка: памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процесс приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка к новому ведущему виду деятельности – учебе.
Поэтому мы рассмотрим более подробно возрастные особенности старшего дошкольного возраста.
Важным фактором, стимулирующим личностное развитие, является речь. К 5 — 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 – 3 тысячи слов, пассивный – до 14 – 15 тысяч слов. В старшем дошкольном возрасте многие дети уже умеют читать и писать печатными буквами.
Очень важным этапом в развитии речи является переход внешней речи (когда ребенок проговаривает свои действия) во внутреннюю. Важным этот период является потому, что теснейшим образом связан с развитием мышления ребенка – дошкольника.
Необходимо отметить, что развитие речи и мыслительных процессов тесно связаны между собой. Речевое общение ребенка в период от 2 до 6 лет становится одним из основных источников развития мышления.
Все больший интерес ребенка 5 — 6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого повергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о «Я – реальном» и «Я – идеальном» дифференцируются более четко.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
На шестом-седьмом годах жизни (старший дошкольный возраст) у детей значительно меняются формы игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план: усложняются сюжеты, игра приобретает все более творческий характер, появляются игры-фантазии, игры с правилами, режиссерские игры. Во время этих игр у ребенка развивается самостоятельность, ответственность, самообладание. Дошкольник осознает, что выполняя обязанности роли, он способствует реализации прав других участников игры.
Игры становятся более продолжительными по времени. Ребенок старшего дошкольного возраста может проигрывать один сюжет на протяжении целого дня или даже нескольких дней. В играх появляется все больше правил, они отображают более сложные жизненные ситуации. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности
В 5 — 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.
В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается сочувствие. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения.
Важнейшее значение воображения состоит в том, что оно позволяет представить результат деятельности до ее начала, тем самым, ориентируя человека в процессе жизнедеятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта способствует его предметному воплощению. Если имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим путем, обычно включается логическое мышление. Если же этих сведений мало и добыть невозможно, помогает творческое мышление и воображение, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, которая в дальнейшем будет проверена логикой.
В старшем дошкольном возрасте эта способность особенно необходима ребенку, так как ему в достаточно сжатые сроки необходимо выстроить свое четкое понимание картины мира, причем она должна быть максимально реалистичной, что в свою очередь в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе
К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, также это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.
Особыми переживаниями окрашено отношение дошкольника к своим родителям: мама и папа кажутся ему самыми красивыми и чудесными на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить.
Главный повод для радости – это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Совместное общение – это повод не только для радости дошкольника но и условие его гармоничного психического и личностного развития.
Главной причиной огорчений для детей – дошкольников выступают разлады в семье. Также дети расстраиваются из-за ссор со сверстниками и из-за несправедливого отношения к ним.
Дети могут испытывать чувство ревности, когда кто-то значимый для них (чаще всего это родители или близкие родственники) уделяет большее внимание другому ребенку.
В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства к старшему дошкольному возрасту приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки.
Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками.
В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми.
Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
В соответствии с исследованиями М.И Лисиной, общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию.
Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта.
Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом.
Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению
Вследствие нарушения условий гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста, могут возникнуть нарушения в развитии эмоциональной сферы: ребенок начинает испытывать фрустрацию, негативные переживания, что может способствовать возникновению такой характеристик, как агрессивность.
Вопрос о причинах возникновения агрессивности в детском возрасте в настоящее время остается открытым. Однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня агрессии дошкольников считают нарушение детско — родительских отношений.
Причиной возникновения агрессивности в дошкольном возрасте чаще всего выступает эмоциональное неблагополучие ребенка и внутренний конфликт. Испытывая негативные переживания, ребенок начинает искать способы избавиться от фрустрирующих ситуаций в будущем. Этим обусловлены такие качества и особенности поведения дошкольников, как скрытность, нерешительность, мотивация избегания, низкая самооценка, зажатость, склонность к обману, нежелание что-то делать и т.д.; с другой стороны этими проявлениями могут быть агрессивные действия, направленные на предметы окружающей среды (игрушки и т.д.), животных, сверстников и взрослых.
Дети с агрессивным поведением относятся к группе риска и нуждаются в своевременной квалифицированной коррекционной помощи, направленной на снижение агрессивных тенденций.
Итак, по достижению дошкольника возраста 6 – 7 лет можно выделить следующие психологические новообразования:
- формируется устойчивая система мотивов, которая позволяет ребенку выстраивать более адекватные отношения с окружающим миром;
- начинает проявляться произвольность познавательных психических процессов – воображение, образное мышление, память, внимание;
- формируются первичные этические инстанции – понятие добра и зла;
- возникновение начал произвольного поведения;
- возникновение самосознания личности дошкольника.
Таким образом, психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте характеризуется усовершенствованием и приобретением новых возможностей, все большей долей произвольности, что является предпосылкой эффективного обучения в школе.
Наряду с приобретением необходимых и полезных навыков и качеств, у ребенка дошкольного возраста могут формироваться и такие качества, которые в будущем будут препятствовать его успешному обучению в школе и дальнейшему гармоничному процессу его личностного развития.
Источник
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»
Юлия Петровна Матвеева
Статья «Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста»
«Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста«
Специфика детских эмоций, их отличие от других психических процессов, роль эмоций как особого регулятора поведения и деятельности ребёнка, усложнение функций в процессе его развития особенно ярко выступают в онтогенезе. Эмоциональные процессы, являясь мощным регулятором психики и жизнедеятельности ребёнка, выполняют многочисленные и разнообразные функции. В процессе онтогенеза эти функции последовательно расширяются и усложняются. При этом специфика регулирующей роли эмоций и их конкретных функций на самых ранних этапах развития в значительной мере
обусловливается содержанием и динамикой взаимодействия взрослого с ребёнком.
На начальном этапе развития эмоциональные проявления ребёнка имеют аффективную природу. Их появление тесно связано с органическими
потребностями (еда, тепло и т. д.). Отрицательные аффекты являются единственным готовым от рождения средством, с помощью которого ребёнок сигнализирует о характере своих потребностей и результате их удовлетворения (Бауэр, А. Валлон, Р. Заззо и др.).
На протяжении первого года жизни существенно изменяется и расширяется как содержание доминирующих у младенца переживаний, так и их функциональная роль. Причём достаточно ярко обнаруживается полифункциональность эмоциональных проявлений, которые могут не только выступать как сигнал неблагополучия состояния организма или его отдельных систем, но и выполнять функцию жалобы, разрядки, средства привлечения к себе внимания взрослого и даже функцию способа общения и взаимодействия со взрослым.
Для детей второго и затем третьего года жизни характерно усложнение взаимодействия с окружающим миром и, как следствие, возникновение значительного усложнения в структуре эмоциональной жизни. Продолжается опосредование и «опроизволивание» аффективного поведения ребёнка. Вместе с тем аффективные тенденции остаются в детском возрасте достаточно выраженными: «огромное значение аффективных тенденций сохраняется на протяжении развития ребёнка».
Как уже было сказано, уже на первом году жизни, а более заметно – в младшем дошкольном возрасте аффект как выражение крайней беспомощности ребёнка начинает всё чаще рядополагаться, а затем и уступать место другому типу эмоционального поведения, а именно – ситуативным эмоциям, возникающим на определённом содержании, социальном или предметном. А. Н.Леонтьев писал: «Многообразие и сложность эмоциональных состояний являются результатом раздвоения первичной чувственности, в
которой её познавательные и аффективные моменты слиты… Возникая в предметных ситуациях, они как бы «метят», на своём языке эти ситуации и отдельные объекты, иногда даже входящие в них случайно или косвенно… Речь идёт…о возникающей дифференциации в образе его предметного содержания и его эмоциональной окраски…».
Таким образом, ситуативно возникающие эмоции выполняют функцию оценки.
В свою очередь, эмоциональные оценки начинают дифференцировать в сознании ребёнка окружающие предметы и объекты на притягивающие и отталкивающие, на красивые и безобразные, приятные и неприятные, тем самым, задавая в дальнейшем избирательное отношение к ним.
Для дальнейшего развития эмоционально-оценочного поведения чрезвычайно важным обстоятельством является то, как эти оценки реализуются ребёнком вербально: в виде каких речевых штампов, как часто, на каком содержании, на каком эмоциональном фоне.
С прохождением кризиса трёх лет, протекающего по оси перестройки социальных отношений ребёнка с окружающими людьми, всё больше усложняется предметное содержание эмоциональных проявлений, усложняется модальность эмоций, появляются разнообразные оттенки и нюансы достаточно длительных и глубоких чувствований (обиды, чувства вины, ревности, зависимости, сопереживания и т. д.). Изменяется форма проявления эмоций детьми. Ребёнок начинает сам искать средства, которые помогли бы ему овладеть своим состоянием, что в известной мере начинает ему удаваться.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей специфически человеческих эмоций, социальных не только по своей природе,но и по содержанию: сострадания и сорадости, сопереживания и сочувствия, играющих чрезвычайно важную роль для социального и особенно нравственного развития ребёнка. В этом заключается личностная функция эмоций.
Таким образом, функциональная роль эмоциональных процессов складывается в онтогенезе постепенно, по мере освоения ребёнком социального и предметного содержания и выражается в виде системы надстраивающихся друг над другом конкретных функций эмоциональных явлений.
Дошкольный период называют возрастом аффективности. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффекта., в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, рассердить, но с той же лёгкостью можно и заинтересовать, вызвать у него удовольствие, радость.
В дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познаёт окружающий мир и самого себя. Всё это окрашено яркими переживаниями ребёнка. Он ещё мал, чтобы воспринимать мир разумно,рационально осмысливая его: многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу.
По исследованиям П. М. Якобсона эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдающиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причём они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдалённым результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим видом деятельности ребёнка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому
содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребёнка существенно изменяется. Если раньше ребёнок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщёнными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слёзы, можно заметить у ребёнка в 3-4 года. Хотя малышу это ещё плохо удаётся. Старший дошкольник начинает управлять выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слов.
Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребёнка и включаются в переживание им отношений к определённым поступкам или действиям.
Ребёнок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и
оценочным отношением самого ребёнка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к
людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребёнка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.
Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребёнка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.
Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребёнок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А.Ветлугина писала: «…Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Изучив эмоциональное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, можно выделить следующие особенности этого развития:
— ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;
— формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для педагогов ДОУ. Подготовила педагог-психолог МАДОУ д/с № 25 «Елочка» Желтова А. А. Формирование эмоционального интеллекта.
Тема: Эмоции детей и сказка. Цель: Повышение родительской компетенции в вопросах развития эмоциональной сферы ребёнка через сказку. Задачи: • Повышение психологической.
Источник