Особенности эмоционального развития детей с нарушениями речи

Особенности эмоционального развития детей с нарушениями речи

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Янковая Ирина Андреевна

Организация: ГБОУ Школа №199 д.о. №6

Населенный пункт: г. Москва

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период. Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями это достаточно полиморфная категория. Но общей особенностью является недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность данной категории детей к обучению в условиях общеобразовательной школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение речи нередко сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут ока­заться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешен­ность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход раз­вития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухо­вого восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать сис­темное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобра­зно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особен­ностью компенсации, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с окру­жающими детьми и взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно- исторический опыт.

Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского относительно практической реализации принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.

Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности развития ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика. Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде « Мышление и речь» Л. С. Выготский.

Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеоб­разия развития психики ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависи­мости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации речевого нарушения.

Согласно концепции Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь играет ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие личности в целом.

Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии ли­чности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез­ко осложняющих коррекцию основного нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное — значение.

С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что » Раз­витие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма».

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств ребёнка с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую очередь особенностями развития его потреб­ностей, мотивов.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражи­тельность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неуси­дчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.

Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставят­ся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.

Как отмечает Е.М. Мастюкова при обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать негативное отношение ребенка к обучению в школе.

Читайте также:  Психология стресса фазы развития стресса

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ре­бенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в до­школьном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учеб­ную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся требования учителя.

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контакта с ними.

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, сле­дуют за другими детьми.

Кроме того, у детей с тяжелыми нарушениями речи часто бывают неаде­кватные воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно — потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции речевого нарушения.

Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо психолого- педагогическое сопровождение.

Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра), педагоги дошкольного отделения должны рассматривать, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно — психологическом плане.

Коррекционо — развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.

Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе.

Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у ребенка с особенностями в развитии сложных видов психической деятельности.

Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете активизирует нарушенные функции.

Также необходимо эмоциональное проведение занятия. Богатый интонациями голос педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.

Особое значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа педагога — психолога, учителя — логопеда, но и воспитателя. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи, его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший, он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки». Поэтому решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания коррекционно — развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Ведущую роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи. Несмотря на то, что эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи развивается специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в дальнейшем.

Читайте также:  Какое может быть настроение у детей

Таким образом, своевременное проведение коррекционно – психолого-логопедической работы, учитывая эмоциональные особенности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, способствует не только сглаживанию серьезных нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует более успешной коррекции речевого нарушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. — В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
  3. Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.
  4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
  5. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, — М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1936 год.
  6. Мастюкова Е.М. .Лечебная педагогика. М., 1997год.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений — М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
  8. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.
  9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
  10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психоло­гии, 1974 г.
  11. И. Изард К. Эмоции человека. — Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я. Л. Коломинского. Минск, 1997 год.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.16.

Источник

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 08.07.2018 2018-07-08

Статья просмотрена: 11686 раз

Библиографическое описание:

Шкуркина, О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 27 (213). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/213/51933/ (дата обращения: 12.10.2021).

В данной статье раскрывается понятие общего недоразвития речи, описываются особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, дошкольники, общее недоразвитие речи.

В последнее время выявлен значительный рост дошкольников, имеющих нарушения речи, в частности, общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР — это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе.

Для дошкольников с ОНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи. Основным признаком является задержка речевого развития ребенка: лишь к 3 годам появляются первые слова, а в некоторых случаях и к 5 годам. Речь фонетически недостаточно оформлена и имеет аграмматизмы. Так же отмечаются нарушения фонематического восприятия, синтаксических и морфологических норм. Активный и пассивный словарный запас беден. Понимание обиходно-разговорной речи, у детей с ОНР, развивается в нормальные сроки, так же как и потребность к игровой, предметной деятельности и эмоционально избирательное отношение к окружающему миру [1].

Характерным признаком является недостаточное развитие экспрессивной речи и низкая речевая активность. Дети критично относятся к своему дефекту, данные нарушения оказывают значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено связью между дефектами речи и другими сторонами психического развития.

Главной закономерностью нарушенного развития является изменение развития личности аномального ребенка в целом. К особенностям развития личности можно отнести: тревожность, низкую самооценку, пониженный фон настроения, ипохондричность, страхи [4]. Данные нарушения возникают вследствие неправильно вида воспитания ребенка и в случаях несоответствующего обучения. Происходит своеобразное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника: раздражительность, неусидчивость, повышенная возбудимость, отмечается агрессивность, неуверенность в себе, обидчивость, замкнутость, нестойкость в интересах и трудности в налаживании контакта с окружающими его людьми.

Наблюдается быстрая переключаемость переживаний, несамостоятельность, неадекватное выражение собственных эмоций и чувств.

Ученые в области логопедии, отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи существуют особенности личностного развития [2]. По мнению Р. Е. Левиной, тяжелые речевые нарушения влияют на формирование личности ребенка. Задержка речевого развития и нарушения других компонентов речевой системы влияют на самооценку и самосознание ребенка.

Читайте также:  Вывод по теме чувства

Значительно влияют, на взаимоотношения ребенка с окружающей средой, его личностные и эмоциональные особенности. По причине несформированности средств общения, у дошкольника, возникают неблагоприятные отношения в группе своих сверстников.

Под руководством Г. В. Чиркиной были выполнены исследовательские работы, направленные на изучение особенностей коммуникативной сферы и состояния игровой деятельности детей с ОНР. Результаты этих исследований показали, что особенности речевого развития сочетались с нарушениями коммуникативной функции, которые выразились в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникаций и особенностях поведения [4].

Речевая неполноценность выделяет ребенка из детского коллектива, в дальнейшем психика ребенка будет травмирована, а это влечет к отсутствию потребности в контактах, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму.

Для дошкольников с ОНР характерны следующие особенности эмоционально-волевой сферы: органический инфантилизм, импульсивность, гиперактивность, нескоординированность эмоциональных процессов, аффектные вспышки, тревожность и страх.

Вследствие незрелости эмоционально-волевой сферы у детей отмечается личностные особенности и своеобразие формирования поведения. Дошкольники испытываю значительные трудности в дифференциации и выражении личных эмоций. Затруднено социальное развитие ребенка, личностное становление — формирование самосознания и системы «Я» [7].

Большое значение для ребенка с общим недоразвитием речи играют эмоции, они являются важной составляющей процесса познавательной деятельности. Настроение и общее эмоциональное состояние влияют на восприятие окружающего мира ребенка.

Дошкольнику сложно регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. В старшем дошкольном возрасте ребенок не будет проявлять инициативу, его эмоции будут невыразительными. В преддошкольном возрасте ребенку сложно регулировать свои эмоции, он зависим от внешних эмоциональных впечатлений и самопроизвольновозникших чувств. Характерны так же эмоциональные реакции на происходящее, эмоции имеют неустойчивый характер.

Нарушения речи влекут за собой нарушения всех сторон процесса общения: коммуникативной, интерактивной, перцептивной, вследствие чего, происходит нарушение формирования личности [5].

Дошкольники с ОНР комплексуют и фиксируются на своем дефекте речи. Это проявляется в неуверенности в себе, низкой речевой активности, взаимоотношении с социумом.Кпричинам возникновения этих особенностей можно отнести ближайшее окружение ребенка: взрослые заостряют внимание на речевом нарушении, тем самым, усиливают его переживание и способствуют к возникновению страха вступать в диалог. Для детей с речевыми дефектами характерна устойчивость и интенсивность переживания, а так же эмоциональная фиксация на своих страхах, что отличает от детей с нормальным психофизиологическим развитием.

Главными составляющими самооценки является оценка личностью своих качеств, возможностей и места в социуме. Отношение человека с окружающими его людьми, отношения к неудачам и успехам, его критичность и требовательность к себе, влияет именно самооценка. Нарушения речи имеют негативное влияние на формирование самооценки у детей. Наблюдается неуверенность в себе и своих возможностях. Уровень самооценки дошкольника с ОНР ниже, в отличие от их сверстников, не имеющих дефектов речи [1].

Отмечается трудность в передаче мимических средств основных эмоций: удивления, страха, гнева, радости, печали. Дети не способны правильно предать эмоционально-смысловое содержание высказывания.

Тесная взаимосвязь между собой у эмоционально-волевой сферы и процесса обучения. Если ребенок регулярно находится в сильном напряжении, не проявляет активность, имеет низкую самооценку, испытывает чувство тревоги, то процесс обучения будет на низком уровне. Если не будет оказана своевременная коррекционная помощь, то ребенок психологически не будет готов к школе.

Дошкольники с ОНР, характеризуются специфическими особенностями развития эмоционально-волевой сферы. При успешной коррекции, дошкольники будут использовать свои эмоции как средство общения с окружающими, а это будет способствовать гармоничному развитию личности и наиболее эффективному преодолению нарушений речи.

  1. Дубрынина, Т. Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т. Е. Дубрынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2017. — № 1.
  2. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 1968.
  3. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / [Текст] Т. Б. Филичева.,Т. В.Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
  4. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада / [Текст] Т. Б. Филичева., Г. В. Чиркина. — М.: Альфа, 1993.
  5. Шкловский, В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов / [Текст] В. М. Шкловский. — М.: Феникс, 2001.
  6. Юрчук, Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации / [Текст] Е. Н. Юрчук. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Юсупова, Г. Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / [Текст] Г. Х. Юсупова. — М.: БИРО,2005.

Источник

Оцените статью