Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Статья расскажет об особенностях эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего времени, то проблема эмоционального развития наверняка займет одно из первых мест. В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста все чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Т.А. Маркова и др.)

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В исследовании Маклакова А.Г эмоции рассматриваются как особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства являются специфической формой отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Таким образом, чувства носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит их удовлетворение. Отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия-неудовольствия. Чувства обладают различной степенью продолжительности и интенсивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на организм, направленности, способу выражения, условиям возникновения и исчезновения и т.д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме), в интонациях речи.

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нравственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные переживаются человеком при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в обществе. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, жизни людей.

Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка младшего дошкольного возраста развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Первоначально у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень — функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка. У детей младшего дошкольного возраста рано появляются сочувствие и сострадание.

Другой характерной особенностью проявления чувств в младшем дошкольном возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.

Дети младшего дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе психодиагностического обследования эмоциональной сферы. К этим особенностям, прежде всего, относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Когда мы говорим о сознании в контексте его взаимосвязи с эмоциональным развитием, то имеем в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части младших дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех — четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста. Поэтому, осуществляя психодиагностику детей младшего дошкольного возраста следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню эмоционального развития ребенка. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции эмоциональной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности эмоциональных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Педагогическую коррекцию мы рассматриваем как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов, функций и на гармонизацию развития личных свойств. Под психологической коррекцией эмоциональных отклонений у детей мы понимаем организованную систему психологических воздействий, направленных на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение таких эмоциональных отклонений, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

С дошкольного возраста необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально-волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности — умение контролировать свои эмоции самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия.

Источник

Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста

Елена Кузнецова
Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста

Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребёнка формируются в основе своей в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного развития. В норме ребенок должен интересоваться содержанием и проявлением различных эмоциональных состояний. Современное эмоционально-экспрессивное развитие дошкольника подразумевает наличие у ребёнка представлений об основных эмоциональных модальностях (радость, горе, страх, гнев, презрение, обида, зависть, вина).В структуру данных представлений входят: экспрессивное значение эмоции (выражение, импрессивное значение (переживание, ситуационное значение (содержание). Ребенок должен ориентироваться в признаках (мимических, пантомимических) различных эмоций и соотносить их определённым значением [25].

Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова рассматривают восприятие относительно формирования перцептивного образа, т. е. организация воспринимаемого объекта в комплексе его свойств и качеств. Совокупность организованных признаков (мимика, жесты, позы, речь и др.) при восприятии является предметом опознавания, т. е. основой для определения модальности и содержания наблюдаемого экспрессивного поведения. Формирование перцептивного образа и сличение его с системой социально-перцептивных эталонов и есть суть процесса опознания. Идентификация эмоциональных объектов детьми дошкольного возраста по мнению автора имеет свою специфику. Возрастные особенности, прежде всего, определяют структуру идентификации эмоций у дошкольников. В неёвходят следующие компоненты: восприятие экспрессии, анализ соответствия экспрессивных признаков определённому эмоциональному содержанию, понимание эмоционального содержания, сопереживание (сочувствие) эмоциональному состоянию [29].

Изучение общих закономерностей эмоционально-экспрессивного развития, по мнению А. Д. Кошелевой, значительно углубляет понимание механизмов личностного и интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста. Одним из ключевых направлений процесса эмоционального развития автор рассматривает становление восприятия и воспроизведения младшими дошкольниками эмоциональных состояний. Установлены особенности расширения модального ряда эмоциональных переживаний, усложнение системы знаний об эмоциях у детей на разных этапах дошкольного детства [21].

Социальные чувства (эмпатия, сопереживание, любовь к близким) являются непреходящими новообразованиями дошкольного детства в развитии эмоциональной сферы. Около 3-4 лет у ребёнка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребёнком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых [16].

Симпатии и сочувствия побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует [54].

Г. А. Урунтаева у детей 4х лет отмечает их эмоциональную уравновешенность и жизнерадостность. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно [44]. Знакомые детям эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) рассматриваются в этой группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают своё дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребёнка. Автор указывает, что главными источниками эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадает человек. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость [44].

Постепенно дошкольниками осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами помогают ему глубже осознать переживания другого [47].

На четвертом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. Отношения с другими людьми, в том числе со сверстниками, по мнению С. Г. Якобсон, начинают вызывать устойчивые и иногда очень сильные эмоции [49]. Такая возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания.

На изменение роли эмоций в деятельности дошкольника указывает С. Г. Якобсон. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошего настроения окружающих. У детей младшего дошкольного возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, и общении с ними. Эта потребность является предпосылкой развития социальных эмоций. Происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Как подчеркивает автор, ещё одним новым источником эмоций становятся события, происходящие в вымышленном мире с героями литературных и сценических произведений [49].

В период с трех до четырёх лет дети активно владеют речью. Они начинают разбираться в окружающих явлениях и давать элементарные словесные оценки. У детей младшей группы не только закрепляются эти представления, но и формируются новые. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Всевозможные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок [49]. Дети учатся называть и передавать с помощью жестов и различных движений разные эмоциональные состояния, учатся подбирать слова синонимы. Именно дети младшего дошкольного возраста начинают отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других.

В младшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, он – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, психически они становятся более выносливы (что связано, в том числе и с возрастающей физической выносливостью).

В данном возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Следовательно, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь [49].

Эти новые источники изменяют и содержание эмоций, и их динамику. События, происходящие с вымышленными персонажами, вызывают сопереживание – радость и беспокойство за одних, негодование в адрес других. Эмоции по поводу взаимоотношений не исчезают как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе [49].

Дети четырех лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания, гордятся родителями. Развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Возникновение стыда находится в зависимости от развития гордости. Если ребенок гордится своим умением правильно говорить рассказывать стихи, быть аккуратным, то он стыдится ошибок в речи, неудач в воспроизведении стихотворений, стыдится показать себя как «грязнуля» [21].

Повышение роли образного понимания эмоциональных состояний – это начальный этап развития эмпатии, одно из условий овладения словесными обозначениями эмоций, условие эмоционального благополучия в группе сверстников. Н. С. Ежковой указывает, что переход образного понимания эмоциональных проявлений на уровень осмысления невозможен без их точной вербализации [12]. В младшем дошкольном возрасте сущность эмпатийных переживаний меняется в связи с дифференцированием (отделением) себя и партнёра как самостоятельных объектов общения и переживания. Ребенок в процессе общения со взрослыми и сверстниками начинает предвосхищать последствия возникающих ситуаций и эмоционально оценивать себя и других, т. е. начинает функционировать механизм эмоционально-когнитивной децентрации. Это стимулирует развитие более сложных форм эмпатии (сопереживание, сочувствие, содействие) [19].

Е. И. Изотова и Е. В. Никифорова указывают, что становление эмоциональной регуляции общения и поведения в младшем дошкольном возрасте обуславливает появление эмоциональной децентрации, становления способности ребенка к эмпатии, проявляющей себя в последовательной смене форм ее проявления, от сопереживания к сочувствию, а от него к содействию [14]. С. Г Якобсон подчеркивает, что этот возраст подготавливает возникающую в пять лет способность осознавать и контролировать собственные эмоциональные состояния и реакции [49]. Развитие способности к эмпатии находится в прямой зависимости с уровнем развития у младшего дошкольника способности к дифференциации и идентификации эмоциональных состояний и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства.

На протяжении дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением [21].

Т. В. Гребенщикова выделила критерии эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста:

• наличие внимания и интереса к эмоциям человека (3-4 года) / наличие внимания и интереса к экспрессии человека (с 4-х лет);

• восприятие экспрессивных признаков (мимики, пантомимики) (с 4-х лет);

• понимание эмоции по экспрессии;

• словарь обозначений детьми эмоционального состояния человека (словарь эмоций).

• воспроизведение эмоций (с 4-х лет);

• владение мимикой, пантомимикой (с 4-х лет).

Показателями этих критериев являются:

1. декодирование эмоций по экспрессии (восприятие и понимание эмоциональных состояний по экспрессивным признакам);

2. воспроизведение (кодирование) эмоций.

Итак, младший дошкольный возраст – период интенсивного эмоционально-экспрессивного развития, в ходе которого формируются важные возрастные новообразования в эмоциональной сфере. На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили критерии (декодирование эмоций по экспрессии и воспроизведение эмоций, а также показатели эмоционально-экспрессивного развития детей младшего дошкольного возраста по каждому критерию.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Речевое развитие ребенка – один из важнейших показателей его гармоничного продвижения вперед. Первое слово малыша незамедлительно попадает.

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра — основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми,.

Особенности развития восприятия детей младшего дошкольного возраста В дошкольный период происходит развитие многих человеческих способностей, усвоение знаний и умений. Под влиянием воспитания и обучения происходит.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.

Особенности грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста Автор: Рожнева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ «ДС «Снежинка», Пуровский р-н, п. г. т. Уренгой. В младшем дошкольном возрасте.

Источник

Читайте также:  Она чувствовала внутренний жар точно
Оцените статью