Дипломная работа » Развитие эмоциональной сферы дошкольника» Фофашкова Т. В.
материал на тему
Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_fofashkova.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»
Кафедра педагогики и психологии
Дипломная работа по теме
«Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»
Выполнила: Фофашкова Татьяна Владимировна
Каплунович Татьяна Александровна,
доктор педагогических наук, профессор
Проректор по научной
И опытно-экспериментальной работе
1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте……….4-6стр.
2. Средства и методы для эмоционального развития детей..6-8стр.
дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант». . 6-8стр.
3. Примеры из практики………………………………………9-9стр.
Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни.
Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов.
Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, различные игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.
1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.
Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.
Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Если на предыдущих этапах детства взрослый проявлял по отношению к ребенку доброжелательность, внимание, заботу, любовь, то он заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая игра, передавая эмоционально – выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.
На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.
Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.
Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное, доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
— ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
— изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
— чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;
— формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
2. Средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант».
Существует достаточно средств и методов, направленных на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, например такие:
2) Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
3) Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации (передача эмоций, характера героев и отношение их друг к друг.)
4) Дидактические развивающие игры.
Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников
6) Совместные праздники, досуги, проекты.
7) Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
8) Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
9) Изобразительная деятельность — использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
10) Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой копируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
11) Моделирование — использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
· пиктограммы (игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются «Пиктограмма».Эти игры помогают формированию у детей экспрессивных эталонов).
· графические изображения лица,
· силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
12) Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
13) Этикет- Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
11) Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
4.Примеры из практики
В прогимназии «Талант» в рамках организации работы по преемственности детский сад-школа я и моя коллега разработали и осуществили на практике проект «Богородская игрушка». (Приложение № 1).
Основная цель таких занятий — это развитие чувственной сферы, эстетических эмоций, творческих способностей, развитие речевого мышления. Чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к миру искусства, которое является истоком развития добрых чувств и высших социальных эмоций.
В рамках работы школьники – дошкольники воспитатели школы организуют встречи школьников с малышами детского сада . (Приложение №2).
Как учитель рисования, я использую на занятиях следующие игры и задания на эмоциональное восприятие цвета.( Приложение №3).
Когда в конце занятия остается несколько минут свободного времени я использую следующие игры направленные на развитие эмоциональной сферы (Приложение №4), которые стараюсь подбирать близко к теме занятия по рисованию.
Исходя из проделанной работы (Приложение №5), можно сказать, что мероприятия, проводимые в нашем учреждении, осуществление различных проектов, система игр, подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. В результате дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Одним из условий, необходимых для развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста является:
обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
Для того, чтобы у ребенка не угасал познавательный интерес, должно быть сделано самое главное. С самого раннего возраста он должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуальной – «здесь и сейчас» – информацией.
- Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие. СПб: АППО. 2006 г..
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск.1993г..
- Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991г.
- Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988г..
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.
- Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.
- Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М, 2002.
- Шипицина Л.М и д.р. Азбука общения. СПб.Детство-пресс.1998.
- Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валерин СПД, 2001.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……. 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70
Вложенные файлы: 1 файл
Диплом Эмоциональное развитие.doc
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……. 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Актуальность исследования. Маленький ребенок живет в плену эмоций, с огромным трудом он справляется с ними, постепенно учится направлять их в нужное русло. В младшем школьном возрасте появляется возможность управлять своим поведением, то есть формируется произвольность. Далее поведение ребенка становится более рациональным, подчиненным мышлению, усваиваются нормы морали и схема ценностей. Ребенок, взрослея, начинает нести ответственность за свои поступки.
В последнее время вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекают внимание педагогов и психологов.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Изучением эмоциональных состояний занимались такие исследователи как П.К. Анохин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.П. Воропаева, Е.И. Изотова, Е.П. Ильин, И.О. Карелина, А.Н. Леонтьев, Е.В. Никифорова, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Б. Эльконин.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми — взрослыми (сначала близкими) и детьми — ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом — на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.
Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.
Следует помнить, что именно в эмоциональной сфере лежит способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить — в общем, все то, что можно было бы названо коротким словом «счастье»
Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования « Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
Проблема исследования. Каково развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что использование игровых методов в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста будет способствовать формированию позитивной эмоциональной сферы.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:
- Рассмотреть основные концепции исследования эмоциональной сферы человека.
- Проанализировать возрастные закономерности развития эмоций у детей.
- Изучить средства развития и обогащения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
- Определить психолого-педагогические подходы коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста
- Рассмотреть влияние метода игротерапии на развитие эмоциональной сферы детей.
Теоретическую основу исследования составили труды В.К Вилюнаса «Психологические механизмы мотивации человека», И.П. Воропаевой «Коррекция эмоциональной сферы младших школьников», Е.И. Изотовой, Е.В. Никифоровой «Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика», Е.П. Ильина «Эмоции и чувства», В.О. Леонтьева «Классификация эмоций».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:
- Методы анализа и обобщения данных педагогической, психологической, социально-психологической литературы;
- Методы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Научная новизна и практическая значимость:
- Определение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
- Исследование психолого-педагогических подходов коррекционной работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста;
- Изучение игротерапии как средства развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста;
Теоретическая значимость исследования:
- Обобщение и систематизация знаний о концепциях исследования эмоциональной сферы человека
- Исследование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста как объекта психологического изучения и воздействия
Положения, выносимые на защиту.
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребёнка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие, как восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы дошкольника считается одной из важнейших задачей психолога и воспитателей.
Игровые методы коррекции способствуют позитивному влиянию на развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у ребенка способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Это способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Объем и структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Библиография включает в себя 50 источников, общий объем работы составляет 115 страниц.
Во введении определяется актуальность исследования, ставится проблема, выдвигается гипотеза, определяется предмет и объект исследования, обозначаются задачи и методы исследования, выделяется методология, а так же теоретическая и практическая значимость данного исследования в коррекционно-развивающем процессе.
В первой главе «Разитие эмоциональной сферы человека» рассматриваются основные концепции исследований эмоциональной сферы человека с позиции П.К. Анохина, Р.С. Немова, П.А. Рудика, П.В. Симонова, классифицируются виды эмоциональных состояний и анализируются возрастные закономерности развития эмоций у детей.
Во второй главе «Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия» рассматривается предмет, специфика и средства диагностики эмоциональной сферы детей, изучаются особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста, также средства её развития и обогащения.
В третьей главе «Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста» исследуются основные психолого-педагогические подходы коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста, рассматриваются методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрывается сущность игротерапии как средства развития и коррекции эмоциональных состояний дошкольников.
В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Библиография включает в себя 50 источников.
В приложении содержится диагностика эмоциональной сферы (сост. А.М.Щетинина), а также методика активного социально-психологического обучения дошкольников «Я и Мы».
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека
Происхождение, становление и развитие эмоций — один из важнейших психологических, философских и педагогических вопросов.
В психологии все ведущие школы разрабатывали свои собственные концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Уже в философских воззрениях Демокрита и Платона уделяется внимание значению чувств в регуляции деятельности, в работах Аристотеля и стоиков поднимается вопрос об аффектах, способах их предупреждения и борьбы с ними. [34;56]
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Психологи, психиатры, физиологи, философы изучали природу эмоций, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
С давних времен и до современности исследование эмоциональных процессов не перестает быть одной из центральных проблем психологической науки. Однако ее решение ограничивается главным образом изучением внешнего выражения эмоций, их телесных и знаковых составляющих, а также влиянием отдельных эмоциональных состояний на деятельность человека.
Для целостного определения эмоций необходимо принимать во внимание три аспекта:
- переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
- наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма;
- фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению. [43;156]
Е.И. Изотова, Р.С. Немов, Е.В. Никифорова, П.А. Рудик предлагают различные определения понятия эмоций. Наиболее распространенным определением эмоций является переживание человеком своего отношения к какому-либо событию или объекту.
В словаре по психологии дается такое определение эмоциям: «Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта». [19;187]
Источник