Возрастные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Между группами средней и ранней взрослости существуют достоверные отличия по уровню развития общего эмоционального интеллекта и его компонентов.
Феномен эмоционального интеллекта вызывает много дискуссий, но всё большее число исследователей признаёт, что уровень развития составляющих эмоционального интеллекта является одним из важных факторов, способствующих личностному и профессиональному росту и влияющих на успешность личности в жизни (Андреева И.Н., 2006; Гоулман Д., 2005, 2009). Впервые обозначение «коэффициент эмоциональности», по аналoгии с коэффициентом интеллекта, ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар. А в 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели пoнятие «эмоциональный интеллект». Вместе с Дэниелом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта (Гоулман, Д., 2009; Мэйер, Дж., Сэловей, П. Карузо, Д. 2010).
Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект» представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%, и убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможным предсказать успешность деятельности. Эмоциональный интеллект подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую человек может действовать значительно более эффективно. В структуре общего эмоционального интеллекта Д. Гоулман выделяет следующие компоненты: – внутренний эмоциональный интеллект, или эмоции, направленные на понимание себя, отношение к себе; – социальный эмоциональный интеллект, или эмоции, направленные на понимание собеседника, отношение к другим; – экзистенциальный эмоциональный интеллект — отношение к жизни (Гоулман Д., 2005, 2009) Можно согласиться с мнением Д.В.Ушакова, что эмоциональный интеллект, хотя и связан тесно с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области. По мнению Д. В. Ушакова, если эмоциональность представляет собой способность испытывать эмоции, то эмоциональный интеллект – способность понимать эти эмоции у себя и у других. Испытывать чувства и понимать их – не одно и то же. Эмоциональный интеллект заключается фактически в том, чтобы поставить эмоциональность на службу решению тех или иных задач, формируемых в рамках рациональной системы поведения. Таким образом, следует ожидать, что условиями высокого развития эмоционального интеллекта должны выступить достаточные показатели общего интеллекта на фоне развитой эмоциональной сферы (Ушаков Д.В., 2005). По мнению И.Н. Андреевой, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию (Андреева И.Н., 2007). Эмоциональный интеллект – это сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мыщлением и поведением (Юркевич В.С., 2005). Конечный продукт эмоционального интеллекта – принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что эмоциональный интеллект играет важную роль в психосоциальном развитии личности, выполняя функцию регуляции взаимоотношения между людьми. Исследователи также обнаружили, что уровень эмоционального интеллекта у взрослых людей выше, чем у подростков, что свидетельствует о его изменении с возрастом (Андреева И.Н., 2006, 2007; Стернберг Р., 2002; Давыдова Ю.В., 2011). Сравнительный анализ возрастных периодизаций различных авторов показывает, что на границы стадий развития взрослых людей существенное влияние оказывают такие факторы, как социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности. В нашей работе мы опираемся на классификацию Э. Эриксона, который выделяет возрастные этапы как стадии психосоциального развития личности. Эриксон рассматривал эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. В частности, на стадии ранней взрослости личность активно включается в социальные отношения, стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. А на стадии средней взрослости, если психосоциальное развитие проявляется в тенденции на генеративность («генеративность против стагнации»), мужчины и женщины могут уделять больше внимания другим людям, оказывать им помощь и откликаться на их нужды (Крайг Г., 2000). Это позволило нам предположить, что на стадии средней взрослости уровень развития эмоционального интеллекта будет более высоким по сравнению с ранней взрослостью. Цель исследования: выявить особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта в периоды ранней и средней взрослости. Объект исследования: эмоциональный интеллект как психологический феномен в структуре личности. Предмет исследования: особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта в период ранней и средней взрослости. Методы исследования: для диагностики эмоционального интеллекта и его компонентов применялась методика Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» (Гоулман, Д., 2007); уровень развития эмпатии как компонента эмоционального интеллекта определялся методикой «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна. Для выявления тенденций в межличностных отношениях – «Опросник межличностных отношений» Шутца (Лабунская В.А., 2001). Достоверность различий между группами определялась с помощью t-критерия Стьюдента (программа «Статистика»). Общее число испытуемых составило 40 человек (мужчины и женщины – студенты заочного обучения по специальности «психология»): 20 человек – от 19 до 25 лет, и 20 человек – от 25 до 35 лет, что соответствует периодам ранней и средней взрослости. Обсуждение результатов исследования. Сравнение показателей ЭИ и его компонентов, выявленное по t-критерию Стьюдента, показало, что между группами средней (Мs) и ранней (Мr) взрослости существуют достоверные отличия средних значений четырех показателей: 1. Уровня развития общего ЭИ (Мs = 128 против Мr = 113, p >> Modules Anywhere >>> —>
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. –№ 3. – С. 78–86. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57–65. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д.Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2009. Гоулман, Д. «Эмоциональный интеллект» // Psychologies 2007 № 18/2, июль (приложение). Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом воздасте. // Автореф. дис. …канд. психол. наук, М., 2011 – 22с. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: ПИТЕР, 2000. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. — М.: Институт психологии РАН, 2010. Стернберг Р. Дж. Практический интеллект Спб.: Питер. 2002. — 272с. Ушаков Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения / Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. – 2005. – № 4. – С. 131–139. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования, 2005 № 3 (4) июль- сентябрь, ст. 4-10.
Шрагина Лариса кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Одесского национального университета им. И.И.Мечникова. Цапенко Любава бакалавр, студентка 5 курса Одесского национального университета им. И.И.Мечникова.
Шрагина Л.И., Цапенко Л.Н . Возрастные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Вiсник Одеського Нацiонального Унiверситету. Том 16. Випуск 11, Частина 1, Психологiя, 2011. С.320-325.
Источник
Эмоциональный интеллект ребёнка
Вместе с психологом рассказываем, что это такое и как и зачем его развивать.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми. Знает, как помочь ученикам с низким эмоциональным интеллектом.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность отслеживать свои эмоции, а также эмоции и чувства других людей, различать их и использовать для руководства своим мышлением и действиями.
Историческая справка
Именно такое определение впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо, который стал автором единственного признанного научным сообществом теста для определения уровня ЭИ – MSCEIT (The Mayer Salovey Caruso Emotional Intelligence Test).
Авторы выделили четыре составляющие ЭИ:
восприятие — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, позе, поведению и голосу;
понимание — знание, как определять причины появления эмоции, устанавливать связь между эмоцией и мыслью;
управление — умение подавлять, побуждать и направлять эмоции;
использование — активизация мозга с помощью эмоций.
В России знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).
Особенности эмоционального интеллекта детей
Особенности ЭИ младших школьников:
непосредственны и откровенны;
оптимистичны и позитивны;
легко эмоционально отзываются на события;
чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок;
резко меняют эмоциональный настрой;
незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции.
Уже в этом возрасте детей можно разделить на три группы по эмоциональному состоянию: дети с повышенной чувствительностью, эмоционально стабильные и дети со слабым выражением эмоций.
Особенности ЭИ подростков:
нестабильно проявляют эмоции и чувства, с которыми не всегда могут совладать;
осознают собственную исключительность и неповторимость;
противопоставляют себя окружающим, что приводит к конфликтам;
не понимают, что происходит с их эмоциональным состоянием.
Зачем развивать
Эмоциональный интеллект стоит развивать ещё в дошкольном возрасте.
Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению ЭИ, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции.
Человек с высоким уровнем ЭИ способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные реакции и стать в будущем востребованным специалистом на работе. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.
Зачем это детям:
поможет в общении;
повысит продуктивность в учёбе;
научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
укрепит уверенность в себе;
позволит быстро принимать решения.
В жизни ребёнка будут разные эмоции: негативные и позитивные. Родители могут познакомить его с картой эмоций — кругом, где цветом и словами обозначена каждая эмоция. Важно научить ребёнка правильно ей пользоваться. Для этого нужно задавать вопрос самому себе: «Что я сейчас чувствую?» и искать подходящее описание в круге. Так ребёнок сможет ориентироваться в своих эмоциональных реакциях.
Как определить уровень эмоционального интеллекта
Эти методики и тесты может использовать родитель ещё до похода к специалисту, чтобы определить уровень на момент «сейчас». После коррекционной работы нужно пройти тест ещё раз, чтобы оценить результат.
Методика ЭмИн
Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых ребёнок должен выбрать ответ из четырёх возможных, от «полностью согласен» до «полностью не согласен».
Результат скажет о межличностном и внутриличностном ЭИ.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»
За 15 минут ребёнок должен дорисовывать детали к трём фигурам, чтобы получить картинку со смыслом.
Результат выявит эмоциональную ориентацию ребёнка на мир людей или вещей.
Тест Холла
Опросник предлагает 30 утверждений, на которые нужно ответить от +3 (полностью согласен) до −3 (совершенно не согласен) баллов.
Результат подсчитывается по шкалам, показывает уровень эмоциональной осведомлённости, управления эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других людей.
Тест SREIT
Опросник из 33 утверждений, которые нужно оценить от 1 (совершенно не про меня) до 5 (точно про меня) баллов.
Результат говорит об общем уровне ЭИ и трёх компонентах: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
Тест ЭмIQ–2
Опросник из 66 вопросов, в каждом из которых пять вариантов ответов.
Результат сообщает об общем уровне ЭИ и пяти компонентах: самоанализ и самозащита, самоконтроль, выражение эмоций, социальная чуткость и самооценка чуткости.
Если уровень развития ЭИ ребёнка средний и ниже, отчаиваться не стоит. ЭИ подвижен, и его можно развивать.
Как развивать эмоциональный интеллект
Игры и упражнения могут стать лучшим вариантом для развития ЭИ. Задания не должны казаться ребёнку полноценными занятиями.
Игры на развитие ЭИ
«Кубик настроений»
Изготовьте картинки с изображением эмоций. Вы задаёте вопрос: «Какое у тебя настроение?» или «Что ты чувствуешь, когда ссоришься с лучшей подругой?», а ребёнок должен выбрать подходящую картинку и объяснить, что он чувствует и почему.
«Зеркало»
Вы без слов показываете эмоцию с помощью мимики и жестов, а ребёнок старается угадать. Затем нужно поменяться ролями. Можно играть не только вдвоём, но и командами.
«Я радуюсь, когда. »
По очереди с ребёнком составляете список «Я радуюсь, когда. ». Сюда можно включить любые моменты от хорошей погоды до часовой беседы друг с другом.
Упражнения на работу с эмоциями
«Подушка злости»
Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негативные эмоции.
«Дневники добра»
Для отслеживания позитивных эмоций составьте:
«Дневник побед», куда можно записывать что-то, что удалось сделать впервые;
«Дневник хорошего воспоминания», где хранятся лучшие моменты каждого дня;
«Дневник успеха», который помнит только хорошее.
После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта, и родители смогут наблюдать ребёнка, который:
обладает богатым эмоциональным словарём;
не стремится к совершенству и перфекционизму;
не позволяет другим портить себе настроение;
способен переключаться от негатива к позитиву;
наслаждается своей жизнью и не залезает в чужую;
умеет отказывать;
может увлекаться делом и не ждать при этом награды.
Развитием эмоционального интеллекта чаще всего занимается психолог. Правда, это понятие ЭИ достаточно молодое: в России им стали интересоваться буквально несколько лет назад. Поэтому, возможно, у вашего школьного психолога ещё не было такой практики. Тогда вы можете взять эту функцию на себя или доверить её профессионалам.
Например, в «Домашней школе Фоксфорда» есть наставники — персональные помощники семьи, которые знают ответы на все вопросы по обучению и помогают ребёнку развивать soft skills — так называемые «гибкие навыки», которые помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных ситуациях. К ним относится и эмоциональный интеллект. А ещё есть психолог, который помогает справиться со сложными ситуациями.
Какие книги можно почитать
Если интересная тема эмоционального интеллекта ребёнка:
Джон Готтман, Джоан Декклер «Эмоциональный интеллект ребёнка. Практическое руководство для родителей»;
Анна Быкова «Как подружить детей с эмоциями. Советы “ленивой мамы”».