Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Анна штабеева
Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Такое понятие, как «Эмоциональный интеллект» введено исследователями Иельского университета Питером Саловеем и Джоном Мейером в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт,включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции; регулировать собственные эмоции; использовать эту информацию для управления своим мышлением и поведением.

Успех человека в жизни зависит не только от его ума, но и других качеств- целеустремлённости, умения налаживать отношения с другими людьми, позитивно справляться с трудностями в жизни. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, страх, радость и т. д., идентифицировать их (знать, что чувствовал или чувствует, контролировать, вернее компетентно обходится с ними, является человеком с развитым эмоциональным интеллектом, а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Известный отечественный психолог В. В.Зеньковский писал:«психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественно развитии эмоциональной сферы».[2, 56] Доминирование эмоций в восприятии мира и окружающих людей, в осмыслении всего что окружает, выводит эмоциональную сферу старшего дошкольника в ранг базовых основ личности её «центрального звена»[Л. С. Выготский]. Какие бы понятия ни формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы ни определяли их деятельности, личностно значимы, устойчивыми, внутренне действительными они становятся лишь в том случае, если им удаётся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепится в ней.

Дошкольник живёт эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасными значимым. Благодаря эмоциям детство остается незабываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далёкое прошлое, человек невольно связывает детство с определёнными эмоционально окрашенными образами явлений природы, событий. Любимых игрушек. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций. Это убедительно показано в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца.

Существует замечательная работа Л. П. Стрелковой, в которой исследуется эмоциональность детей, воспитывающихся в детском доме. Там, например. Описаны эксперименты, которые показывают, что многие дети не различают записанных на фонограмме звуков смеха и плача, не могут определить, что есть что. Для них и смех, и плач звучит одинаково. Детдомовские дети обделённые, им действительно многого не хватает для того, чтобы правильно развиваться. Поэтому не удивительно. Что они чаще всего попадают в число имеющие проблемы эмоционального развития. Но очень часто можно ставить подобный «диагноз» детям из полных семей. Тихий спокойный ребёнок — это очень удобно. Приходит подростковый возраст, и взрослые начинают хвататься за голову… Как, к примеру, показывает исследование института физиологии детей и подростков, страдающие эмоциональным дефицитом в дошкольном детстве, как правило, начинают вести раннюю половую жизнь. Это плохая, дурная, неправильная, но единственно возможная компенсация того, чего ребёнок был лишён в детстве. Человек устроен таким образом, что не выносит психологических «долгов». Если он в каком-то возрастном периоде чего-то не добрал, это обязательно аукнется в будущем, потребует компенсации.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе, социальных навыков. Именно в этом возрасте формируется воля, самосознание. Межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей. Эмоциональная жизнь ребёнка к концу дошкольного периода претерпевает существенные изменения. Как писал Л. Выготский «к моменту наступления школьной жизни эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребёнка».[2] Ребёнок учится своими эмоциями управлять. Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научится подобному управлению.

Читайте также:  Смешные мемы с котами которые поднимут вам настроение

Умение управлять своими эмоциями- главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребёнка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольника, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Существует ещё одно важное обстоятельство, связанное с эмоциональным развитием. Это проявление. Так называемых «предвосхищающих эмоций», о которых много писал и говорил А. В. Запорожец. Предвосхищающие эмоции очень важны, например, для того чтобы снимать стрессы.

В ряде исследований выявлена центральная роль эмоциональной стабильности в успешности школьного обучения, а развитие эмоциональной сферы признано главным элементом понятия «психологическая готовность к школе». В этой связи всё чаще употребляется понятие «эмоциональный интеллект», развитие которого должно быть важнейшей целью воспитания.

Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства — дать ребёнку основные знания, умения, навыки. Говорилось и о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно («создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»).

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Авторы современных программ считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

В последнее время отмечается увеличение числа дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально- личностном развитии: у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. С возрастом эти проблемы усугубляются, поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка нельзя забывать о развитии его эмоционального интеллекта.

Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Особенно дети подготовительных групп, которые наряду с дошкольным учреждением посещают различные секции и кружки. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания. Понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. На психическое развитие ребёнка оказывают влияние факторы социального и биологического характера, поэтому не достаточно просто развивать память, мышление, внимание.

Социальная или личностная готовность представляет собой готовность ребёнка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Нарушения в общении, конфликтность и обособленность- признаки слабой адаптации ребёнка к социуму, причина серьёзных эмоционально- личностных проблем в будущем. Высокий уровень эмоционального развития так же важен для гармоничного развития ребёнка, как приобретение им основных знаний и умений. Таким образом, среди основных задач воспитания можно выделить развитие эмоционального интеллекта.

Все это подводит нас к выводу, что эмоциональная сторона является одной из определяющих. Для ребенка дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Всё это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

1. Выготский Л. С. Кризис семи лет. Сб., 1997.

2. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии//Собр. соч. Т. 4-М., 1984.

3. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.

4. Зеньковский В. В. Психология детства. -М., 1998.-с. 56.

Источник

Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Татьяна Беликова
Особенности развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Что это такое? Как развивать эмоциональный интеллект? Для чего нужен эмоциональный интеллект? Несмотря на то, что эмоции имеют большое значение в развитии человека и в жизни в целом, многие не придают им особого значения. Фактически знания людей об эмоциях сводятся к тому, чтобы просто давать им соответствующие названия. Не говоря уже об эмоциональном интеллекте, который начинает формироваться в дошкольном возрасте, а у некоторых людей так и остается слабо развитым. Для того чтобы способствовать его развитию, нужно понимать, как и благодаря чему он формируется, какие дополнительные упражнения можно включить в деятельность ребенка. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? Эмоциональный интеллект — это способность к распознаванию своих, а также чужих эмоциональных реакций и состояний и умение контролировать их. Эмпатия (способность сопереживать, понимать чувства других) тесно связана с эмоциональным интеллектом. Для многих эта способность малодоступна, и связано это как раз с тем, что в период развития эмоций им уделяется недостаточно внимания. Родители, неспособные справиться с собственными эмоциями и понять их, требуют этого от своего ребенка. Хотя учиться распознавать свои чувства и реакции дети начинают только в старшем дошкольном возрасте. Получается, что ребенок смотрит на родителей, которые то и дело говорят ему не плакать, не злиться, не обижаться, не кричать, а сами при этом позволяют себе лишнюю агрессию, а иногда даже физическое насилие. Малыш еще даже не может назвать ту эмоцию, которую он испытывают, а ему уже ставят на нее запрет, притом с ним обращаются как угодно. А когда ребенок взрослеет, родители удивляются, почему он такой толстокожий и безэмоциональный, почему так безразличен к чувствам окружающих? Кроме этого, слабо развитый эмоциональный интеллект еще и препятствует грамотному установлению межличностных контактов и сопровождается заниженной реакцией на проявление эмоций окружающих. Например, уже взрослою женщину не любит ее муж, она его раздражает, это будет очевидно для всех, кроме самой женщины, так как она просто не умеет фиксировать раздражение и не знает, как проявляется любовь. В учебе и карьере эмоциональный интеллект играет роль связующего звена. Человек может быть не очень умным или образованным, но если он умеет читать людей, их ожидания и чувства, то он сможет дать или сказать им то, что нужно. Это такая невидимая нить между личностью и людьми, ее окружающими. Прежде чем начать занятия по развитию эмоционального интеллекта у детей, родителям следует убедиться, что и у них он нормально развит. Либо они могут заниматься вместе со своим ребенком или детьми — это не повредит. КАК РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Следует помнить, что у дошкольников очень низкий уровень эмпатии и распознавания эмоций. Спросите у ребенка, что такое гнев, – скорее всего, ему будет трудно дать определение. Также бессмысленно говорить малышу нечто вроде «Ты что, не понимаешь, что мама устала?». Может, вас это удивит, но он действительно не понимает. Ваша задача как раз таки научить его понимать. Чтобы грамотно развивать эмоциональный интеллект ребенка, изучите практическое руководство. Предложенные игры и упражнения помогут вам постепенно обучить дошкольника распознаванию эмоций и управлению ими. Называние эмоций. Когда вы сами чувствуете что-то — счастье, радость, умиротворение — рассказывайте об этом ребенку. Говорите ему, как вы счастливы, и спрашивайте, знает ли он, что это такое? Малыш может вам ответить, что он счастлив или радуется, когда тепло или когда он играет в песочнице. Указывайте на эмоции. Если малыш вам что-то воодушевленно рассказывает,заметьте: «Ты такой радостный!» А также позволяйте ему самому обозначать эмоции.Кроха может заявить вам: «Я так злюсь!» – спросите, что же вызвало подобное чувство. Смайлики. Используйте картинки, на которых изображены эмоции. Показывайте их малышу, чтобы он пытался сам отгадать, что чувствует человек на картинке. Можете даже прикрепить к холодильнику его «настроение». Для этого попросите малыша выбрать картинку, которая похожа на его настроение сейчас. Рисуем. Вообще это один из приемов арт-терапии, но и для формирования эмоционального интеллекта у ребенка его также можно использовать. Вам понадобится чистый лист, краски (фломастеры, карандаши) или картон и пластилин. Попросите малыша представить, с чем у него связана злость, любовь или радость (он может назвать героев мультика или чей-то поступок). Когда он хорошо подумает и опишет это чувство, то попросите его нарисовать или слепить из пластилина. Почему он это чувствует? Чтобы малыш научился связывать эмоции с предшествующими событиями, ему необходимо проводить логическую цепочку.Ребенок может спрашивать вас: «Почему вон та девочка плачет?» – это хороший знак, поэтому вы должны обязательно объяснить причину. Если вы не знаете точно, то используйте слова «возможно», «наверное», чтобы ребенок учился предполагать. Что нужно делать, чтобы человек смеялся или радовался? Снова упражнение на развитие логики. Кроха начинает понимать, что он способен повлиять на эмоции другого человека.Спросите у малыша: «Как ты думаешь, если маме подарить цветочки, она будет радоваться? А что может обрадовать папу? А что доставляет радость тебе?». Подарок. Предложите малышу несколько карточек, на которых изображены различные эмоции. Попросите его сложить в конверт те, которые ему бы хотелось подарить кому-то – например, бабушке или маме. Он, скорее всего, выберет положительные. Спросите, почему он выбрал именно эти, а не другие. ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ? Развитие эмоционального интеллекта играет серьезную роль в дальнейшем взаимодействии ребенка с окружающими и формировании его эмпатии. Не стоит отводить эмоциям последнее место в вашей жизни. Если вы не начнете учить малыша справляться со своими чувствами сейчас, то в будущем у него могут возникнуть проблемы с самоконтролем. Чтобы ребенок вырос успешным и уравновешенным человеком, обязательно занимайтесь его эмоциональным развитием.

Читайте также:  Мне ничего не нужно депрессия

Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Значение развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста» Такое понятие, как «Эмоциональный.

Дидактическое пособие «Чудо-книжка» как средство эмоционального развития детей раннего дошкольного возраста Первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе, в удовольствии). Дальнейшее обогащение поводов.

Консультация для воспитателей «Фольклор как средство эмоционального развития детей дошкольного возраста» По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно.

Особенности развития мышления у детей с нарушением интеллекта посредством счетных палочек Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжелый.

Консультация «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» «Особенности развития детей с ЗПР дошкольного возраста» Половко Н. М., воспитатель ГБДОУ детский сад №96 компенсирующего вида Московского.

Особенности развития и методы коррекции детей дошкольного возраста с ЗПР Введение Важнейшая прикладная задача возрастной психологии состоит в осуществлении систематического контроля за ходом психического развития.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Источник

Оцените статью