Особенности эмоционально волевой сферы слабослышащих дошкольников

Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
статья на тему

Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной ситуации . Так как эмоция — абстрактное понятие, не обозначающее конкретный образ, то ребенку трудно понять эмоциональное состояние другог, а тем более обозначить его словом. Отсутствие эмоционального воздействия через устную речь приводит к нарушению коммуникаций. Причинами непонимания эмоционального состояния можно считать ограниченный эмоциональный опыт, а также отсутствие словесной речи. В условиях специального коррекционного воздействия у таких детей нужно развивать способность к эмпатии, пониманию основных эмоций и вербального их выражения.

Скачать:

Вложение Размер
zozh004.pdf 640.4 КБ
zozh005.pdf 643.55 КБ
zozh006.pdf 642.5 КБ
zozh007.pdf 659.64 КБ
zozh008.pdf 687.59 КБ
otchyotzozh.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями слуха ( на примере подготовительной группы ГБОУ комбинированного вида )

1 .На развитие эмоциональной сферы глухих детей влияют определенные неблагоприятные факторы. Нарушение словесного общения частично изолирует глухого от окружающих его говорящих людей, что создает трудности в усвоении социального опыта. Не-слышащим детям не доступно восприятие выразительной стороны устной речи и музыки. Отставание в развитии речи отрицательно сказывается на осознании своих и чужих эмоциональных состояний и обуславливает упрощенность межличностных отношений. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. К факторам, благоприятно влияющим на эмоциональное развитие глухих детей, можно отнести их внимание к выразительной стороне эмоций, способность к овладению разными видами деятельности, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения.

2 .Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом те же, что и у нормально слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности — с эмоциональным тоном ощущений.

3 .Вследствие ограниченности эмоционального и речевого взаимодействия с миром глухим и слабослышащим детям сложно понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, их вербальное выражение и установление причин эмоциональных переживаний.

4. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники, овладевают способностью к сопереживанию.

Отставание и своеобразие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха сказывается и на овладении лексикой, обозначающей те или иные эмоциональные состояния.

Эти и другие особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в овладении эмоциями, в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.

Описанные психологические особенности детей с нарушением слуха приводят к сложностям социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

5. Характеристика детей

Примечание:имплантированные дети — все из семей, где оба родителя с нормальным слухом.

Примечание:дети с 1 и 2 степенью тугоухости — имплантированные, до имплантации была группа глухоты.

78%-из семей,где оба родителя с нормальным слухом.

22%-из семей,где оба родителя с нарушениями слуха.

22%-пользуются слуховыми аппаратами.

33,4%-с 3 степенью тугоухости.

22,2%-с 3-4 степенью тугоухости.

22,2%- с 4 степенью тугоухости.

11,1%- со 2 степенью тугоухости.

11,1%- с 1 степенью тугоухости.

6. Для формирования у детей с нарушенным слухом представлений об эмоциях и причинах,их вызывающих, были отобраны следующие эмоциональные состояния ве

Работа проводилась не только на занятиях(по ознакомлению с окружающим миром,по изодеятельности),но и в ситуациях,возникающих в бытовой,повседневной жизни ребенка («Ты грустный потому что мама ушла»,»Ты обиделся потому,что он не разрешает играть со своими игрушками?»,»Ты рад,что так красиво нарисовал?»).Также вне занятий детям было предложено для прослушивания несколько музыкальных произведений,в массе своей детские песни отечественных композиторов,как то:«Спят усталые игрушки»,»Танец маленьких утят»,»Сюрприз» и т.п. После прослушивания детям предлагалось показать цветной квадратик:красный,если музыка радостная,жёлтый,если спокойная,зелёный,если грустная.

7. Виды предложенных заданий

а)чтение или слушание небольшого текста и рисование по тексту на предложенном шаблоне лица с определённой эмоцией. Шаблон:нарисованные на листе 2 круга одинакового диаметра .Примеры текстов:

«Саша говорит:»Маша,возьми конфеты».Маша говорит»Спасибо,Саша».Саша угостил Машу. Ребята вместе едят конфеты».

«Серёжа и Аня пришли в цирк. Они увидели клоуна. Фокусник показал фокусы .В цирке выступали разные животные:львы,тигры. Ребята увидели слона.»

«Ребята весело играют. Денис не играет. Ребята не хотят играть с ним. Вася говорит:»Денис,возьми машину. Будем играть вместе»».

«Вова говорит:»Серёжа,отдай мою машину».»Нет,это моя машина.»Вова ударил Серёжу. Мальчики дерутся».

  1. «Света гуляет. Она испачкала одежду. Одежда грязная. Света неаккуратная девочка. Мама ругалась:»Ты — неаккуратная. Ты — неряха.»Света плачет.»Мама, я так больше не буду».

б) рисование лица с определённой эмоцией. Ребёнку предлагалось самостоятельно придумать любую ситуацию,назвать соответствующую данному случаю эмоцию и нарисовать лицо,её выражающую.

Примеры приведённых детьми ситуаций:

«Девочка рада. Потому что наступило лето. Можно купаться в пруду.»

«Девочка грустная. Потому что мама ушла в магазин. Девочка дома одна.»

«Мальчик удивился. Увидел паука.»

в) тренировка эмоций. Детям было предложено:

-разозлиться, как хулиган, который бьёт стёкла;

-обрадоваться, потому что получил подарок от деда Мороза;

-устать, потому что много трудился;

-испугаться, потому что увидел на улице большую страшную собаку;

-загрустить, потому что заболел и т. п.

г) как ты сегодня себя чувствуешь

Ребёнку предлагались картинки с изображениями различных

эмоций. Он должен выбрать ту, которая похожа на его настроение в данный момент.

д) классификация чувств

Ребёнок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:

-какие не нравятся.

Задания г) и д) направлены также на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим( эмпатия).

е) какое слово пропущено

Ребёнку предлагались таблички с неполным предложением и с несколькими пропущенными словами:

Я. потому что шары улетели.

Я. потому что мама подарила новую куклу.

Я. потому что заблудился в магазине и не знал, где мама.

Также, помимо всего вышеперечисленного, с детьми проводились беседы, направленные на уточнение (объяснение — в зависимости от ситуации) эмоциональных состояний.

22,2% опрошенных детей не поняли заданий по причине того, что начали систематическое обучение в ГОУ относительно недавно. Устная и письменная словесная речь отсутствуют. Практически у всех возникли затруднения в понимании следующих эмоциональных состояний: спокойствие, стыд ( вина ), обида, скука и гордость. Всего один ребёнок ( слышащих родителей ) смог объяснить, что « Мальчик сидит спокойный, чтобы не мешать папе». Понятие «стыдно» было трактовано только 30% респондентов .Ответы

были:»Мальчики играли в футбол нечаянно разбили окно»,»Мама будет ругаться, девочка плачет »(только после демонстрации картинки»Девочка разбила вазу»), «Стыдно. Грязный ». У большинства понятие «стыдно» ассоциировалось с проступком, за который будут ругать, а может быть и накажут. Даже с опорой на иллюстративный материал многие затруднялись привести свой собственный пример, а соответственно и понять значение слова «обида» ( «Одна девочка украла у другой игрушки»,»Конфеты не дали. Гулять нельзя.»,»Не даёт. Нельзя. Книжки, карандаши не дам.».

Абсолютно у всех опрошенных дошкольников вызвали непонимание эмоции «скука» и «гордость» даже после демонстрации сюжетных картинок с пояснением взрослого. Эмоциональное состояние «скука»

( на иллюстрации была изображена девочка, лежащая на диване)

было объяснено как « ленивая»,» устала, отдыхает». Понятие « гордость»( иллюстрация «Мальчик смастерил скворечник») не поняли даже после объяснения. В представлении опрошенных хорошо выполненная работа ассоциировалась с эмоцией «радость».

Практически все респонденты не различали понятия «злой» и «сердитый». Оно ассоциировалось с глаголом « ругаться» по всей вероятности из-за схожести мимического выражения. « Злой — гоняет собаку палками»,»Злой — дерётся»,»Обижает. Бьёт» — т.е злоба воспринималась как причинение физического насилия. Только один дошкольник пояснил, что «злой» и «сердитый»- « не одно и то же». На просьбу взрослого пояснить, а что же такое «сердитый», ответить затруднился.

Большинство детей не могли привести самостоятельно примеры той или иной эмоции из своей жизни или придумать их:(«Придумай, почему удивился. Увидел ( животное в цирке или зоопарке), нашёл (большой гриб или ягоду в лесу)»).Так как до этого на занятиях педагога и воспитателя был показан аналогичный иллюстративный материал («Увидел крота в саду и т. п.). Это свидетельствовало о наличии трудностей в перенесении жизненного опыта в учебную ситуацию и наоборот за счёт узкого круга общения (дом, группа детсада), скудности своего жизненного опыта, однообразия бытовой жизни ребёнка.

Затруднения в понимании чужого эмоционального состояния, его причин объяснялось ограничением словесного общения. Именно способность понимать эмоции другого человека отражает уровень эмоционального развития ребёнка и степень осознания им своих и чужих эмоциональных состояний. Дети с нарушениями слуха позднее, чем их слышащие сверстники овладевают способностью сопереживать.

По причине особенностей своего мышления (конкретность образов), глухие дети испытывают огромные трудности в понимании отвлечённых понятий. Это проявляется и в учебной деятельности и в процессе усвоения значения слова. Само по себе понятие «эмоция» абстрактно т.е. не связано с каким — либо предметом или действием. Вышеуказанные особенности также затрудняли процесс формирования представления об эмоциональных состояниях.

Личность ребёнка формируется в общении со взрослым и сверстниками. Описанные выше особенности эмоциональной сферы слабослышащего дошкольника приводят к сложности в социализации и адаптации. Поэтому важно как можно раньше начинать специальное коррекционное обучение и создавать благоприятные условия для развития эмоциональной сферы ребёнка.

План конспекта занятия «Эмоции» в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха

Цели: знакомство с основными эмоциями,развитие словаря по теме, обращать внимание на способы выражения эмоциональных состояний (мимика, жесты), развитие способности идентифицировать эмоциональные состояния в их графическом состоянии (картинки, в т.ч. сюжетные и пиктограммы, умение мимикой изображать различные эмоциональные состояния

Коррекционные: развитие эмоциональной сферы детей, формировать умение сопереживать и чувствовать настроение (эмоцию) другого (эмпатия).

Образовательные : развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, воображения. Активизация эмоциональной лексики

Воспитательные: развитие умения доброжелательно относиться друг к другу, формировать навыки общения, развивать коммуникативную активность

Оборудование: пиктограммы с изображениями следующих эмоциональных состояний:грусть, радость, испуг, стыд(вина),удивление, злость. Таблички. Сюжетные иллюстрации с изображением т.ж. эмоций: «Мальчик заболел». «Девочка бежит по лесу.» «Дети испугались грозы» «Девочка разбила чашку» « Мальчик обижает животных» «Мальчик увидел крота в цветнике». См. Приложения.

2.а) рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним

2.б) подбери пиктограмму к данной сюжетной картинке и назови эмоцию

3.«Подвижная игра малой подвижности «Море волнуется раз»( изобрази какую хочешь эмоцию и назови её )

4. Рисование на заранее заготовленных шаблонах лиц с определённой мимикой (по тексту)

Источник

Особенности эмоционального развития детей с нарушением слуха

Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. Расстройства эмоционально-мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.

Любые особенности развития, наблюдаемые у ребенка, ведут к изменениями эмоционального состояния .

У детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Некоторые особенности эмоционального развития дошкольников с нарушениями слуха

Эмоции и чувства составляют особую и важную сторону внутренней жизни человека. Проблема развития и воспитания эмоций является одной из наиболее сложных в психологии и педагогике, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики и её отдельных сторон, но и об особенностях становления личности человека.

Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. На положительном фоне дети легче и эффективнее усваивают учебный материал, вырабатывают новые умения и навыки. Расстройства эмоционально-мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.).

Большое значение имеет проблема исследования эмоциональной сферы у детей, имеющих особенности развития, поскольку любое нарушение сопровождается изменениями эмоционального состояния ребёнка.

Фундаментальные исследования психического развития детей с нарушением слуха в основном посвящены формированию речи и изучению их познавательной деятельности. Проблема эмоционального развития до сих пор была освещена недостаточно.

По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой и других авторов, у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на ребёнка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений коммуникации, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью.

Целью нашего исследования было выявление особенностей эмоциональной сферы детей с нарушением слуха 6-7 лет.

Для решения поставленной цели нами использовалась модифицированная методика Н.Л. Кутявиной с соавторами, направленная на различение эмоциональных состояний и их соотнесение с аналогичными эмоциями; на определение умения соотносить эмоцию (отражённую графически) и ситуацию; на способность к обнаружению и выделению эмоции, а также её словесному обозначению.

Исследование проводилось на базе ГОУ №1635 «Начальная школа — детский сад» для слабослышащих детей, а также на базе ДОУ №1805 общеразвивающего типа. В экспериментальном исследовании приняло участие 10 глухих и 10 слабослышащих дошкольников подготовительных групп первого и третьего года обучения. Для подтверждения значимости полученных результатов, аналогичные исследование было проведено в подготовительной группе нормально слышащих детей, которые составили контрольную группу испытуемых в количестве 10 человек.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

Проанализировав выполнения задания 1 серии испытуемыми 1 группы мы пришли к следующим выводам: Глухие дети первого года обучения — в большинстве случаев успешно справились с заданием, осуществив соотнесение одинаковых эмоциональных состояний (80%).

Меньшая часть детей (20%) испытывали трудности в ходе выполнения: начинали осуществлять подбор эмоциональных состояний методом классификаций, по аналогии с предметной классификацией.

Глухие дети третьего года обучения, также как испытуемые второй группы и контрольной группы — справились с заданием на высоком уровне, что свидетельствует об умении понимать эмоции на картинах, изображённые графически.

В ходе выполнения заданий второй серии а) испытуемыми Х группы обнаружились следующие особенности:

Глухие дети первого года обучения — в половине случаев (60%) соотносили эмоциональное состояние с предложенными педагогом ситуациями. У другой половины испытуемых это задание вызвало некоторые сложности: дети не понимали ситуации, действовали наугад. Большая часть глухих детей третьего года обучения, а также испытуемые 2 группы успешно справились с заданием.

Остальные 20% из них испытывали затруднения: путали «удивление» и «страх», ориентировались на реакции взрослого. Эти трудности свидетельствуют о том, что дети понимая эмоциональные состояния (отражённые графически) не могут соотнести их с предложенной ситуацией: в основном, из-за обеднённости собственного эмоционального опыта. Дети с нормальным слухом успешно справились с этим заданием в 100% случаев.

При выполнении 2 части этой серии выявились следующие особенности:

Только 4 0% глухих детей 1 г.обучения успешно справились с заданием, используя лица-вкладыши. Остальные (60%) при выполнении этого задания действовали методом хаотических проб. Глухие и сл/сл дети З г. обучения сразу приняли новую инструкцию (т.е. введение лиц-вкладышей) и справились с заданием полностью, также как и испытуемые КГ. У 40% слабослышащих детей 1г. обучения (2 гр.) выявились аналогичные сложности выполнения задания, как и у глухих детей 1 г. обучения (т.е. наличие вкладышей отвлекало детей, затрудняло выбор в конкретной ситуации).

Глухие и слабослышащие дети 1 г. обучения при выполнении задания 3 серии либо не обозначали словесно предъявляемые состояния (глух.), либо их ответы отличались неточностью. В основном, дети называли не эмоцию (настроение), а перечисляли внешние признаки или действия характерные эмоциям. Например: о радостном гномике — говорили: «смеётся», о грустном — «плачет».

Глухие и слабослышащие дети З г. обучения (1 и 2 гр.) в 80% случаев дали полное словесное определение предложенным эмоциональным состояниям. Например: грустного гнома дети называли — «грустный, капризный, расстроенный»; «плачет, потому что упал», радостного гномика называли — «весёлый, красивый, бодрый » и т.д.

У нормально слышащих испытуемых это задание, также как и все предыдущие, затруднений не вызвало.

Анализ результатов показал, что у детей с нарушением слуха 6-7 лет имеются трудности понимания основных эмоций по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста. Они заключаются в недостаточной идентификации эмоции по её внешнему выражению и в смешении сходных эмоциональных состояний.

У детей с нарушением слуха по сравнению с нормально развивающимися детьми наблюдаются трудности вербализации эмоций, заключающиеся в однообразном и примитивном их описании, а также большим количеством использования неадекватных ситуации слов.

Способность говорить об эмоциях даже в простой форме у детей с нарушением слуха слабо развита.

У этих детей отмечается несформированность абстрактных понятий, относящихся к эмоциональной сфере, а также неумение объяснить причины тех или иных эмоций.

В ходе исследования мы выяснили, что детям с нарушенным слухом намного легче даются наглядные задания, чем воспринимаемые на слух, это также является следствием того, что они в должной мере не владеют словесными обозначениями эмоциональных состояний.

Наибольшие трудности дети с нарушением слуха испытывали в связи с выполнением заданий на восприятие эмоции удивления, страдания, интереса; у детей с нормальным слухом трудности были вызваны в связи с определением эмоции удивления в ситуации. В связи с этим можно говорить о том, что у глухих и слабослышащих детей слабо развиты эмоциональные представления.

Причинами недостаточности эмоциональных представлений детей с нарушением слуха может быть ограниченный эмоциональный опыт.

Нарушение речевого развития также негативно повлияло на развитие экспрессивного компонента эмоциональной сферы детей, особенно это проявляется в вербальном выражении эмоций.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что дети из семей глухих лучше ориентируются в предлагаемых заданиях. Наши данные подтвердили выводы сделанные В. Петшаком (1991 г.) о том, что дети глухих родителей имеют более высокий уровень эмоционального развития, чем дети слышащих родителей. Это обусловлено неумением слышащих взрослых вызывать маленьких глухих детей на эмоциональное общение.

Таким образом, экспрессивные компоненты эмоциональной сферы у детей с нарушением слуха имеют худшие показатели развития, проявляющиеся в трудностях понимания основных эмоций, недостаточной их идентификации, неспособности вербально выразить основные эмоции, а также в неточности произвольного изображения эмоций, чем у нормально развивающихся детей.

По нашему мнению, для полноценного эмоционального развития детей с нарушениями слуха необходимо дополнительное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие экспрессивного компонента эмоций и эмоциональных представлений в целом.

Дидык Елена Александровна,
учитель-логопед ГБОУ прогимназии №1642
с музыкально-эстетическим уклоном
г. Москва

Источник

Читайте также:  Наше настроение наши эмоции
Оцените статью