Особенности эмоционально волевой сферы осужденных

Эмоциональные состояния осужденных как предмет исследования в пенитенциарной психологии

Процесс отбывания уголовного наказания сопровождается возникновением у осужденных различных психических состояний, занимающих промежуточное положение между кратковременными психическими процессами и устойчивыми свойствами личности. Они в значительной мере определяют своеобразие и успешность деятельности личности, а также отношение осужденного к наказанию, условиям труда, быта и отдыха, общению[21].

Другие состояния имеют ситуативный характер, поскольку возникают под воздействием окружающих, неполадок в быту и на производстве, проблем в межличностных отношениях. Наконец, некоторые состояния возникают у осужденных периодически в процессе отбывания наказания. Все они могут проявляться как изолированно, так и в комплексе. В зависимости от доминирующего психического процесса выделяют интеллектуальные (гностические), эмоциональные и волевые психические состояния[22].

Интеллектуальные психические состояния (удивление, недоумение, изумление, сомнение, внимательность, рассеянность) возникают на основе познавательных процессов. Необходимо поддерживать у осужденных оптимальные интеллектуальные состояния в процессе трудовой деятельности, образовательного обучения и профессиональной подготовки[23].

Эмоциональные состояния (удовлетворенность и неудовлетворенность, радость и грусть, бодрость и подавленность, возмущение и озлобленность) возникают на основе эмоциональных процессов. Чаще всего они проявляются в форме доминирующего у личности настроения.

Волевые психические состояния (активность и пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность) возникают на основе волевых процессов и входят в волевую форму психического отражения.

В разные периоды отбывания наказания те или иные психические состояния могут проявляться с большей или меньшей силой. Они обостряются в начальном периоде отбывания наказания, когда коренным образом изменяются условия жизни и деятельности осужденных, а также перед освобождением.

Психические состояния осужденных внешне проявляются в позе, мимике, движениях, сердцебиении, ритме дыхания, покраснении (побледнении) лица, тембре голоса. Им свойственна заразительность, когда психическое состояние одного человека легко передается другим.

Тревожное ожидание освобождения свойственно всем осужденным. Человек в состоянии ожидания характеризуется повышенной, иногда неравномерной напряженностью, обострением психических и физиологических функций. Особое нетерпение появляется у осужденных накануне или незадолго до освобождения, формы его могут быть разными: от бурной радости до аффективно-тормозных реакций.[24]

Предстоящее освобождение одновременно радует и пугает своей новизной и неизвестностью. Возникает масса вопросов: как и где, устроиться на работу, как встретит семья или любимая девушка, коллектив, друзья, товарищи, как сложится жизнь?

Противоположным надежде является состояние обреченности, когда человек теряет перспективу и смысл жизни. Особенно это присуще осужденным, которым высшая мера наказания в порядке помилования заменена пожизненным заключением, а также осужденным, страдающим тяжелыми заболеваниями. В таком состоянии нередко совершают преступления. Безнадежность и обреченность особенно остро проявляются у осужденных на длительные сроки и у неоднократно судимых. При этом у них подавляются воля, мышление, память.[25]

В критические моменты, когда трудности кажутся непреодолимыми, возникает состояние фрустрации. Ф.Е. Василюк выделяет следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные реакции;

в) агрессия и деструкция;

г) стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия, которая понимается либо как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида, либо как примитивизация поведения, проявляющаяся в снижении конструктивности поведения.[26]

Осужденным свойственна эмоциональная напряженность (стресс) – эмоциональное состояние человека, чувствующего себя неуверенно в новых для него условиях мест лишения свободы и грозящих ему какой-либо опасностью. Напряженность проявляется во временном снижении психических и особенно двигательных функций. Последние тем сильнее выражены, чем более свойственна осужденному эмоционально-моторная неустойчивость. О ее наличии можно судить по пантомимике и мимике (угловатая поза, «скованное» лицо, чрезмерно замедленные или резкие несоразмерные движения), снижению внимания, ослаблению памяти и слуха. У одних осужденных состояние напряженности выражено ярко и долго не исчезает, у других – менее заметно и продолжается сравнительно короткое время.[27]

И.П. Павлов подчеркивал, что физиологическим механизмом напряженности является пассивно-оборонительный рефлекс, обусловленный не столько силой взаимодействующих раздражителей, сколько их новизной.

Разнообразные факторы, обусловливающие возникновение выраженной напряженности у осужденных, могут быть объединены в четыре группы:

1) несоответствие знаний и навыков, имеющихся у осужденного, предъявляемым к нему требованиям;

2) неблагоприятные для данной ситуации индивидуально-психологические особенности личности;

3) отклонения в нервно-психическом здоровье;

4) неправильный психологический подход без учета индивидуальных психических особенностей личности.

Каждый из этих факторов в конкретном случае может выступать в качестве условия либо причины возникновения напряженности. Полное исчезновение напряженности возможно только при устранении ее причины.[28]

Близким к напряженности (стрессу) является состояние растерянности. Однако их происхождение различно. Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции — производны.

Особенно опасны осужденные, находящиеся в состоянии фрустрации. Определенная часть осужденных — психопатические личности. Самую большую группу составляют психопаты возбудимого круга, характеризующиеся вспыльчивостью, раздражительностью, легким возникновением приступов гнева, ярости, аффективными вспышками по любому, даже незначительному поводу, периодически возникающими расстройствами настроения.[29]

Изучение эмоциональной сферы осужденного предполагает анализ: ситуации, вызвавшей то или иное переживание осужденного; его целей, мотивов и форм проявления; мыслей (понятийный компонент чувств), сопутствующих эмоциональному переживанию; степени его интенсивности, активности осужденного во время переживания, влияния переживания на поведение и деятельность.

Положительные эмоциональные состояния и чувства осужденных неотделимы от ресоциализации их личности, поскольку все виды эмоций и чувств основываются на убеждениях и взглядах. В связи с этим формирование нравственных, познавательных и эстетических чувств у осужденных необходимо начинать с их переубеждения, преодоления у них ошибочных взглядов.

От успешности переубеждения зависит перестройка эмоций у осужденных. В то же время на результат процесса переубеждения влияет сила эмоционального воздействия на личность. При недооценке эмоционального аспекта в воспитательном воздействии на осужденного самые убедительные доводы, опирающиеся на очевидные факты, могут оказаться недейственными.[30]

Труд и учеба являются источниками формирования эмоций и чувств у осужденных и способны порождать эмоциональный подъем, который закрепляет у них чувство ответственности. Удовлетворение, испытываемое от такой деятельности, превращает созерцательные чувства в действенные.[31]

Необходимо вытеснять у осужденных отрицательные эмоции и чувства, учитывая при этом, что чем примитивнее эмоция, тем труднее ее устранить с помощью словесного воздействия. Однако эмоции легко вытесняются друг другом, например, для снятия напряженности человека достаточно рассердить.

Чувство моральной опасности возникает у осужденного в случае, когда он сознательно нарушает требования режима, а также когда считает, что не нарушает их, но не знает, как его поведение будет расценено. Осознание опасности человеком может вызвать у него различные эмоции и чувства, например, страх.

Решающую роль в развитии и укреплении положительных эмоциональных состояний у осужденных играют заботливое и внимательное отношение персонала к их нуждам, своевременное обеспечение положенным питанием, вещевым имуществом, предъявление к ним законных и справедливых требований, четкая организация режима, быта, учебы, отдыха, внимание к их жалобам и заявлениям.[32]

Управление психическими состояниями осужденных включает в себя: нравственно-психологическую подготовку; профилактику конфликтных взаимоотношений; установление в среде осужденных психологического контакта; углубление и закрепление положительных состояний в процессе индивидуальной и групповой работы с осужденными.

Для снятия отрицательных психических состояний у осужденных важно установить правильные взаимоотношения как в среде осужденных, так и между осужденными и администрацией пенитенциарного учреждения.[33]

Если взаимоотношения осужденных определяются субкультурой, тюремными законами, то процесс исправления и ресоциализации осужденных значительно затрудняется и возникают поводы для конфликтов с администрацией.

Преодолению и снятию отрицательных психических состояний у осужденных помогает правильно проводимая психологической службой учреждения индивидуальная и групповая психологическая работа, обращение к положительным чертам осужденных, формирование уверенности в том, что они способны позитивно адаптироваться после освобождения.

В ходе анализа данного параграфа мы можем сделать вывод о том, что эмоциональные состояния осужденных, в большей степени, связанны непосредственно с условиями исправительного учреждения (стресогенный фактор), а именно условиями изоляции. Изоляция способствует возникновению таких эмоциональных состояний как, напряжение, озлобленность, недоверие. Продолжительное нахождение осужденного в одном и том же состоянии может нести негативные последствия здоровью. [34]

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав

Источник

Эмоционально-волевые процессы в структуре личности осужденных

Психологические познавательные процессы, как было отмечено ранее, — это отражения человеком реального мира в ощущениях, образах, мыслях, понятиях.

Эмоции и чувства — это тоже субъективное отражение объективного мира, но только в переживаниях. Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Предметы и явления объективного мира, деятельность человека, различные изменения, происходящие в организме человека, являются источником эмоций и чувств.

Уже отсюда ясно, что антиобщественная, часто античеловечная деятельность преступника не может не оказывать определенного негативного воздействия на его эмоции и чувства.

Эмоции и чувства как переживания человека тесно связаны с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Так, осужденные-рецидивисты, находясь во власти своих извращенных потребностей, порой теряют человеческий облик, проявляя агрессивность по отношению к другим осужденным.

Как отмечалось выше, эмоции и чувства играют в жизни человека большую роль, выполняя, по единому мнению психологов, сигнальную и регулирующую функции. Сигнальная функция показывает (сигнализирует) то, что в окружающей среде, в человеке происходят важные для личности изменения. Регулирующая функция чувств выражается в том, что наряду с мотивами, целями, установками чувства оказывают серьезное влияние на деятельность человека, стимулируя или угнетая ее. Часто переживания выступают в виде самостоятельного мотива. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются результатом и механизмом ее движения. К этому можно добавить, что эмоции и чувства придают деятельности личностный характер. Так, стыд, пробудившаяся совесть, достоинство могут заставить человека отказаться от совершения преступления, а осужденного — стать на путь исправления, осознать свою вину.

Заканчивая общую характеристику эмоций и чувств, можно сделать вывод: эмоции и чувства в деятельности человека играют очень важную роль, являясь одним из «механизмов» ее регуляции. Знание природы эмоций и чувств вооружает воспитателя ИУ эффективными приемами и средствами в борьбе за человека.

Ниже рассмотрим конкретное воздействие тех или иных видов чувств на психологию осужденных.

Чувства, присущие человеку как личности, следовательно, как сугубо общественному существу, несут в себе общественную природу и охватывают все стороны жизни человека.

Чувства подразделяются на:

Нравственные чувства это переживания, возникающие в связи с осознанием человеком соответствия или несоответствия его поведения или поведения других людей требованиям общественной морали, идеологии. Эти чувства могут быть связаны с мировоззрением, политическими и нравственными убеждениями, идеалами человека. К ним относятся: любовь к Родине, интернационализм, коллективизм, долг, честь, совесть и др.

У осужденных, которые отличаются антиобщественными взглядами и убеждениями, эгоизмом, человеконенавистничеством, моральные чувства или совсем не развиты, или понимаются ими ложно. Так, круговая порука, следование «уголовному долгу» воспринимаются ими как явления нравственные, а честная явка с повинной, любое проявление человеческого достоинства, совести, стыда, патриотического чувства — как безнравственное поведение.

Чувство вины перед Родиной, совесть, стыд помогают случайно оступившимся в жизни людям осознать справедливость наказания, необходимость добросовестного труда, честного искупления своей вины.

Тесно связаны с нравственными чувствами практические чувства, которые отражают отношение человека к различным видам трудовой деятельности. Далеко не все осужденные испытывают потребность в трудовой деятельности, переживают чувство удовлетворения от успехов в труде. Ясно, как важно всеми средствами и способами (организация наглядного трудового соревнования, моральные и материальные стимулы при эффективном труде) формировать у осужденных практические чувства.

Особое значение для процесса становления осужденных на путь исправления имеет формирование у них правовых чувств, которые отражают отношение человека к своим действиям и действиям других людей с точки зрения норм права. Именно формирование отвращения к различным видам преступлении, чувства вины, правовой ответственности должно составлять сущность правового воспитания в ИУ, которое поможет каждому осужденному понять свою вину, раскаяться в содеянном. Правовые чувства у осужденных, как правило, или не развиты, или искажены.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называютсяинтеллектуальными чувствами. К ним относятся: любознательность, удивление, сомнение, чувство нового. Эти чувства побуждают человека к интеллектуальной деятельности, положительно влияют на протекание познавательных процессов.

У осужденных интеллектуальные чувства нередко или слабо развиты, или притуплены в результате преступной деятельности, злоупотребления алкоголем, наркотиками. Отсюда нежелание учиться, скептицизм, отсутствие стремления развивать свой кругозор.

Ярко выраженные особенности наблюдаются у многих осужденных в проявленииэстетических чувств переживаний, связанных с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей. Чувства прекрасного, безобразного, трагического, комического, возвышенного, низменного тесно связаны с нравственной направленностью личности, с образом жизни. Так, например, отдельные осужденные воспринимают протяжные, заунывные блатные песни, тюремный жаргон, наколки как проявления прекрасного. И, напротив, то, что воспринимается нормальным человеком как воплощение прекрасного, воспринимается ими как комическое, низменное.

Развитие эстетических чувств у осужденных проявляется в их поведении, отношении к труду, режиму, в межличностных отношениях.

Основные виды чувств дополняют друг друга и тесно связаны со свойствами личности. Эмоциональные особенности и свойства осужденных являются, с одной стороны, врожденными (эмоциональная возбудимость, импульсивность, лабильность), они окрашивают проявление эмоций и чувств, задают им темп, силу. С другой стороны, они приобретаются в процессе жизни человека в обществе, к ним относятся: отзывчивость, впечатлительность, жизнерадостность, оптимизм.

Черствость, жестокость, бессердечие многих грабителей, убийц, насильников явились важнейшими причинами совершенных ими преступлений.

Эмоции и чувства можно охарактеризовать не только по содержанию (основные виды), по направленности, но и по силе, длительности, действенности, то есть по форме их проявления. По форме проявления эмоции и чувства подразделяются на эмоциональные процессы и эмоциональные состояния.

Эмоциональные процессы характеризуют период переживания (протекания) какого-либо чувства, его начало, конец, смену одного чувства другим.

Эмоциональные состояния выражаются в виде настроений, аффектов, страстей, увлечений, стрессов.

Настроение это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека.

Настроения далеко не всегда имеют отчетливо выраженную причину. Состояния приподнятости, подавленности, скованности, тревожного ожидания оказывают достаточно серьезное влияние на любую деятельность человека. Они подразделяются на стенические и астенические.

Аффект быстро овладевающее человеком, бурно протекающее эмоциональное состояние, характеризующееся изменениями сознания, нарушением волевого контроля, ярким внешним проявлением (отчаяние, сильный гнев, панический страх, ярость, сильная ревность, большая радость, раскаяние).

Аффекты могут быть физиологическими и патологическими. При физиологическом аффекте происходит «сужение сознания» в результате часто повторяющихся бесконтрольных действий человека, его невоспитанности. Часто лица, совершившие преступления в состоянии аффекта, наказания не несут. Вместе с тем, среди осужденных немало лиц, совершивших преступления в состоянии аффекта. Поэтому в работе с ними воспитатель обязательно должен учитывать данный аспект.

Воспитателю осужденных важно учитывать и лиц, находящихся во власти тех или иных страстей сильных, глубоких переживаний, отличающихся длительностью и устойчивостью, ярко выраженными объектами, направленностью.

Страсти могут быть положительными и отрицательными, высокими и низменными. Зная владеющую осужденным страсть (к азартным играм, половым извращениям, распитию спиртных напитков, принятию наркотиков), воспитатель может прогнозировать поведение осужденного в определенных ситуациях, целенаправленно вести с ним работу.

Увлечения близки по своему содержанию, направленности к страстям, но отличаются быстротечностью. Однако при определенных обстоятельствах увлечение легко переходит в страсть.

Для осужденных, отбывающих наказание в ИУ, характерно не только «сенсорное голодание» (недостаточность впечатлений), но и стрессовое состояние, сложность общения, принудительное пребывание в закрытом коллективе осужденных, нарушение ряда важных для личности социальных связей.

Воспитатель обязан учитывать стрессовое состояние осужденных, предъявляя им те или иные требования и добиваясь их выполнения. В этой связи выдающийся психолог В. С. Мерлин отмечал: «Первое и основное условие — степень напряжения. До определенной степени повышение напряжения повышает функциональный уровень и улучшает деятельность. Выше определенного предела напряжение, наоборот, понижает функциональный уровень и ухудшает деятельность».

Заканчивая разговор об эмоциональной сфере осужденных, остановимся несколько подробней на основных путях и условиях воспитания эмоций и чувств у осужденных.

Важно отметить, что воспитание положительных чувств у осужденных неотделимо от воспитательной работы, трудового и правового воспитания, других основных средств, методов и способов воздействия на сознание осужденных.

Работа по воспитанию положительных эмоций и чувств начинается с изучения личности вновь прибывшего осужденного, его эмоциональной сферы — степени развития нравственных, практических, правовых, интеллектуальных, эстетических чувств, преобладающих эмоциональных состояний, характера их выражения.

Воспитатель должен сознательно формировать умение понимать эмоциональные переживания осужденных по внешним эмоциональным проявлениям, что является одним из важных показателей профессионального мастерства сотрудника ИУ. Не менее важным является умение воспитателя управлять своей эмоциональной сферой.

Формирование положительных чувств у осужденных — одно из сложных явлений в работе воспитателя, оно неотделимо от перестройки личности в целом и, в первую очередь, связано с изменением гражданской направленности. В основе ведущих чувств человека лежат взгляды, убеждения, мировоззрение.

Большое влияние на формирование положительных чувств оказывает эмоциональность проводимых с осужденными мероприятий. Самые убедительные доводы, если они не затронут эмоциональной сферы осужденных, порой не производят должного воздействия.

Примером настоящей работы воспитателя по формированию сознания, положительных чувств у осужденных являются тематические вечера, диспуты, беседы с приглашением бывших осужденных, потерпевших, родственников осужденных, передовых рабочих. Например, в одной из уфимских колоний начальник отряда Семенов В. П. пригласил на беседу «Хулиганство — мерзкое явление нашей действительности» потерпевшего Губайдуллина М. 3., которому хулиганы выбили глаз, то есть нанесли тяжкие телесные повреждения. Один из хулиганов находился в зале. После доклада, в котором были приведены данные о том, какой вред наносят хулиганы обществу, самим себе, близким, слово предоставили потерпевшему. Чистенький, аккуратный старичок бесхитростно рассказал (по совету воспитателя) вначале о войне с гитлеровцами, о том, как он прошел почти от Москвы до Берлина, что видел, что перенес, о том, что был не раз ранен, но остался жив, и «никогда не думал, что в родном городе от своих внуков-землячков понесу такую кару -буду жестоко избитым и лишусь глаза».

После такого рассказа вначале наступила гробовая тишина, а потом один осужденный выкрикнул: «Кто же эта сволочь, пусть встанет и скажет, как это было, может быть, отец сочиняет или запамятовал что. Я понимаю, мы все тут не ангелы, но чтобы уж до такого скотства. ». Тот, к которому были обращены эти слова, вскочил со своего места и выбежал из зала.

Конечно, такие мероприятия никого не оставят равнодушным, заставят каждого взглянуть на себя со стороны, спросить: «а далеко ли я ушел от этого подонка?».

Воспитанию положительных чувств способствуют произведения искусства, в первую очередь, музыка. Хорошо подобранные фильмы, их разбор после просмотра, чтение художественной литературы могут оказать положительное влияние на осужденных.

Многие прекрасные человеческие чувства формируются в процессе труда: человеческое достоинство, чувство товарищеской взаимопомощи, уважение человека к труду и т. д.

Взаимоотношения в коллективе, микроклимат, взаимоотношения между осужденными и воспитателем также оказывают серьезное влияние на формирование положительных чувств у осужденных.

И, наконец, нельзя не учитывать осознанное отношение человека к своей эмоциональной сфере, самовоспитанию чувств.

Таким образом, можно сделать вывод: педагогическая запущенность осужденных находит яркое выражение в сфере их эмоционального проявления, в особенностях эмоций и чувств, которые под влиянием преступного образа жизни или извращены, или совсем не развиты. Долг воспитателя осужденных — изменить в положительную сторону эмоции и чувства воспитуемых, добиться их положительного влияния в дальнейшем на личность осужденного.

Успех становления личности на путь исправления во многом зависит от того, насколько личность умеет управлять собой, своими поступками, проявлением эмоций и чувств, добиваться поставленных целей, управлять своими психическими состояниями, то есть от того, какова воля человека, ее направленность, характер проявления.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 334 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Что делать если перестал чувствовать запах
Оцените статью
Читайте также:
  1. A) Сервис Параметры Вид Отображать Строка состояния команд меню
  2. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  3. D) взаимодействие предметно-логического и номинативного значений
  4. E) поощрять научные исследования, относящиеся к обеспечению сохранности фольклора.
  5. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  6. I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  7. II. Предмет анализа
  8. II. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения
  9. II. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  10. III. Исследования