Особенности эмоционально волевой деятельности при эпилепсии

Содержание
  1. Особенности эмоционально волевой деятельности при эпилепсии
  2. Заказать обратный звонок
  3. Запись на прием к специалисту Центра
  4. Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
  5. Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
  6. Психолог Копьёв Андрей Феликсович
  7. Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
  8. Ночевкина Алёна Игоревна
  9. Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
  10. Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
  11. Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
  12. Детский психолог Горина Екатерина
  13. Психолог Светлана Ткачева
  14. Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
  15. Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
  16. Психиатр Фролов Алексей Михайлович
  17. Подростковый психолог Каравашкина Елена
  18. Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
  19. Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
  20. Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
  21. Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
  22. Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
  23. Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
  24. Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
  25. Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
  26. Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
  27. Глава 10 Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии

Особенности эмоционально волевой деятельности при эпилепсии

Актуальность. Исследование эмоционально-личностных особенностей детей, больных эпилепсией является актуальной проблемой, как для психологии, так и для неврологии. Эпилепсия даже на самых ранних стадиях вызывает эмоциональные нарушения, нарушения межличностных взаимоотношений, повышает раздражительность, чувствительность. Именно поэтому у детей появляются проблемы в общении со сверстниками. Данную проблему рассматривали в своих работах многие ученые как в России, так и за рубежом. [2,3]

Цель исследования – выявить особенности эмоционально-личностного развития детей и подростков, больных эпилепсией.

Материалы и методы. Для выявления данных особенностей были проведены следующие исследования: Для исследования уровня интеллектуального развития были использованы Тест Векслера, тест “Дом-дерево-человек”, детский апперцептивный тест, тематический апперцептивный тест, сказочный проективный тест, восьмицветный тест Люшера;

Для исследования эмоционально-личностных особенностей детей применялись следующие методики: “Рисунок доброго и злого человека”, “Незаконченные предложения”, “Понимание мимического выражения эмоций”;

Для обработки результатов использовали метод статистической обработки данных [1,3,5]

Результаты. В ходе исследований было выявлено, что у детей с эпилепсией нарушено понимание отдельных элементов мимики лица и изображения мимического выражения лица в целом, также они затрудняются дифференцировать мимику “злого” и “доброго” лица. У детей и подростков с эпилепсией рисунки «злого» человека содержат дополнительные атрибуты, различающие, по мнению детей, доброго и злого человека. Однако, детям с эпилепсией легче и точнее узнать эмоции на изображении, если они представлены схематически, то есть нет большого количества лишних деталей, которые затрудняют данный процесс. [6,5]

Выводы. Эпилепсия является серьезным неврологическим заболеванием, которая вызывает у детей, своеобразную в отношении психологии, клиническую картину.

В частности, эмоционально-личностное развитие детей с эпилепсией значительно отличается от эмоционально-личностного развития здоровых детей и имеет характеристики, свойственные данному заболеванию. Также, на формирование эмоционально-личностных особенностей неблагоприятное влияние оказывает страх возникновения эпилептического приступа. Исходя из этого, не обходимо информировать родителей и педагогов о данных особенностях этих детей, что может помочь в психологическом сопровождении этих детей и в положительной динамике лечения. [2,3,7]

Источник

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • Глава 10 Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Глава 10 Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии

10.1. Классификация эпилепсии

Читайте также:  Если вы не чувствуете от мужчины любви

Эпилепсия рассматривается как хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся многократными непровоцированными при­ступами с нарушениями двигательных, чувствительных, вегетатив­ных, психических функций и обусловленное чрезмерными нейрональными разрядами в коре мозга (Петрухин А. С., 2004).

Эпилепсия диагностируется только при наличии повторных при­ступов и при спонтанных, неспровоцированных приступах (исключе­ние составляют только рефлекторные формы, например фотосенси­тивная эпилепсия), судороги другого типа не рассматриваются как симптомы эпилепсии.

Частота встречаемости эпилепсии в популяции равняется 0,5— 0,75 %, среди детей — до 1%.

В 75 % случаев эпилепсия дебютирует в детском и подростковом воз­расте и относится к ведущему типу патологии в детской неврологии. Это связано, по данным ряда авторов, с повышенной судорожной готов­ностью незрелого головного мозга. В возрастном аспекте заболевание эпилепсией фиксируется: в первом полугодии — у 4 %; от 6 месяцев до 1 года — у 20 %; от 1 года до 3 лет — 20 %; от 3 до 6 лет — 36 %; от 6 до 12 лет — 14 % детей. В России эпилепсией страдает около 800 тыс. детей и подростков (данные Российской детской клинической больницы).

Эпилепсия является гетерогенным заболеванием, и существует зна­чительное число факторов, как генетических, так и приобретенных, способствующих ее возникновению. Немаловажная роль принадле­жит наследственной предрасположенности, и, хотя вклад генетичес­ких факторов значителен, он не является решающим. По этиологии выделяются различные формы эпилепсии.

Идиопатическая форма обусловлена генной предрасположеннос­тью и связана с диффузной мембранной нестабильностью нейронов. Семейная предрасположенность появления идиопатической эпилеп­сии у ребенка составляет не более 10 %. Если болеет мать, то степень риска заболевания увеличивается в 8-10 раз, если отец — в 2 раза.

Симптоматические формы связаны с наличием морфологических изменений мозга. Причиной могут быть перинатальные и постнаталь- ные факторы, приводящие к повреждению мозга: врожденные анома­лии его развития; внутриутробные инфекции; хромосомные синдро­мы; наследственные болезни обмена веществ; родовые повреждения центральной нервной системы; инфекции нервной системы; черепно- мозговые травмы; опухоли.

Криптогенные формы объединяют виды эпилепсии, причина кото­рых неясна.

В неврологии осуществляют классификацию как эпилептических приступов, так и классификацию форм эпилепсии (эпилептических синдромов).

В соответствии с международной классификацией 1981 года, рас­сматривают парциальные (очаговые, фокальные, локально обусловлен­ные), генерализованные и неклассифицируемые приступы. Также имеют место приступы, обусловленные гармональными изменениями, и рефлекторные приступы.

Сложные парциальные приступы проходят с нарушениями сознания (отсутствие речевого контакта, невыполнение команд, амнезия во вре­мя приступа), простые — при сохранном или измененном сознании.

Читайте также:  Детка если честно не стоят эти чувства

Эпилептические синдромы определяются возрастом дебюта, наличи­ем определенных приступов, специфическими изменениями в ЭЭГ, за­кономерностями течения и прогноза. По международной классифика­ции, в соответствии с этиологией и характером приступов выделяют:

  • локально обусловленные формы (разделяющиеся, в свою очередь, на идиопатические, симптоматические и криптогенные);
  • генерализованные формы (разделяющиеся также на идиопати­ческие, симптоматические и криптогенные формы);
  • не имеющие четкой классификации, как парциальные, так и ге­нерализованные, а также специфические синдромы.

Диагноз эпилепсии базируется на анатомо-электро-клинических принципах.

10.2. Характеристика парциальных и генерализованных форм эпилепсии

10.2.1. Идиопатические парциальные формы

Наиболее частая (21 на 100 тыс. детей) — доброкачественная эпилеп­сия детского возраста с центрально-височными пиками (роландичес- кая). Начало заболевания относят к периоду от 2 до 14 лет (максимум в 7-9 лет), при этом отмечается его преобладание у мальчиков. Прояв­ляется доброкачественная эпилепсия в виде моторных приступов при пробуждении или засыпании и начинается с соматосенсорной ауры (по­калывание, онемение с одной стороны в области глотки, языка, десны). У больного возникают горловые звуки — булькание, хрюкание, судо­роги мышц лица. На ЭЭГ имеют место эпилептоформные изменения в центрально-височных отведениях в межприступном периоде.

«Затылочная (доброкачественная) эпилепсия (20 % идиопатических, парциальных форм) сопровождается приступами с нарушениями зри­тельных функций и мигренеподобными симптомами. Вариант с ранним дебютом начинается в 1-13 лет с пиком в 3-6 лет; с поздним дебютом — с 3 до 15 лет с пиком в 8 лет. Типично появление зрительных галлюцина­ций в виде разноцветных кругов, которые появляются в периферическом поле зрения и перемещаются в противоположную очагу сторону.

10.2.2. Симптоматические парциальные формы

Выделяют 8 видов лобных эпилепсий в зависимости от локализации эпилептогенного очага. Сопровождаются судорогами, гемипарезами, моторными афазиями, остановками речи, вокализациями в виде кри­ков, завываний, наплывами или провалами мыслей, изменениями те­чения времени.

При височных эпилепсиях в 75 % случаев приступ начинается с ауры, которая может носить обонятельный, вкусовой, слуховой характер, про­текать в виде определенных психических состояний и др.

При неокартикалъных формах возникают сложные зрительные или слуховые галлюцинации. Это могут быть яркие, красочные воспоми­нания предшествующих событий, аутоскопические галлюцинации, когда пациент видит самого себя со стороны. С течением времени у больных начинают проявляться мнестические интеллектуальные, личностные, эмоциональные изменения.

При затылочных формах наблюдаются зрительные, сенсорные и гностические расстройства (гемианопсии, макро- и микропсии, эле­ментарные галлюцинации).

10.2.3. Генерализованные формы

Идиопатические генерализованные формы характеризуются типичны­ми абсансами — кратковременными (от 2-3 до 30 секунд) первично- генерализованными приступами с выключениями сознания, замира­ниями с минимальными двигательными компонентами или без них.

Симптоматические генерализованные формы сопровождаются за­держкой психомоторного развития.

В целом, дифференциальный диагноз эпилепсии затруднен в связи с большим разнообразием эпилептических приступов, которые про­являются в двигательных, вегетативных и психических симптомах, сходных с рядом других заболеваний в педиатрической практике.

Специфическими для эпилепсии признаками являются: любое по воз­расту время возникновения; любое положение тела при начале приступа; возможность ауры как предчувствия приступа; наличие стереотипных синхронных движений; наличие автоматизмов; наличие выключенного, измененного или сохранного сознания; возможность уринации при при­ступе; любое время возникновения приступа; провоцирующая роль для приступа гипервентиляции, фотостимуляции; нередкое снижение интел­лекта; наличие в ЭЭГ эпилептической активности.

Читайте также:  Головная боль давления при стрессе

10.3. Нарушения психических функций при эпилепсии

Многие исследователи считают, что изменения психики при эпилеп­сии возникают в силу ряда причин, среди которых выделяют:

  • органические поражения мозга, обусловливающие очаговые и си­стемные (связанные с перестройкой работы мозга) дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности;
  • ранний возраст манифестации заболевания, приводящий к изме­ненному развитию несформировавшейся психики;
  • стрессовые факторы, сопровождающие наличие эпилептических припадков и ведущие к развитию депрессии, тревожности;
  • действие противосудорожной терапии на эмоциональную, ин­теллектуальную и когнитивную сферы ребенка.

Наиболее значительные изменения психики исследователи отмеча­ют при левополушарной и височной ее форме.

В изменении психики ребенка важную роль играет возраст манифес­тации заболевания. Его негативная роль на первом году жизни проявля­ется в тяжелых психических нарушениях в последующем в 53 % случаев. При начале заболевания до 6 месяцев интеллектуальные нарушения на­блюдаются в 65 % случаев, от 6 месяцев до 2 лет — в 49 %, от 2 до 4 лет — в 34 %, от 4 до 7 лет — в 22 %, от 7 до 15 лет — в 12 % случаев.

Нейропсихологическая картина нарушений ВПФ в детском возра­сте имеет сложный характер. Это связано с тем, что выявляемые симп­томы относятся как к первичному дефекту, так и к вторичным нару­шениям и к компенсаторным изменениям ВПФ, имеющим разную возрастную специфику.

Личностные и эмоциональные изменения в виде дурашливости, потери чувства дистанции, эйфории могут возникать при лобной локализации поражения.

Т. Ю. Аскоченская и др. (1990) отмечают возникновение дефектов в перцептивно-пространственной сфере (топологические, проектив­ные, координатные представления) уже на начальных стадиях заболе­вания и их нарастание при длительном течении эпилепсии.

Л. А. Троицкая (2007) провела нейропсихологическое исследование познавательных процессов у детей с разными формами эпилепсии и на­следственными нарушениями, сопровождающимися судорожным синд­ромом, в котором показала, что характер созревания и формирования структурных компонентов и связей в психологических функциональных системах имеет свои особенности при разных формах эпилепсии.

На характер нейропсихологических синдромов оказывают влияние локализация очага эпилептической активности, умственное развитие ребенка и степень тяжести течения заболевания.

Наибольшая выраженность нарушения психических функций на­блюдается при расположении очага в левом полушарии. Вовлечение в патологический процесс лобно-височных отделов может привести к церебральной деменции (распаду простейших программ и целена­правленной предметной деятельности), нарушению поведения. У детей с эпилепсией, затрагивающей теменно-затылочные отделы головного мозга, возникают нарушения конструктивного праксиса и зрительно- пространственного гнозиса, а также трудности в обучении по чтению и письму.

На разные виды речевых нарушений оказывают влияние такие фак­торы, как: ранний дебют заболевания (до 1 года), наличие правосто­ронних парциальных припадков, лобная локализация эпилептическо­го очага.

Правильная постановка диагноза и адекватный комплекс лечебных и реабилитационных процедур позволяют предотвратить развитие ум­ственной отсталости у большинства больных.

По данным Л. А. Троицкой (2007), максимальные успехи при про­ведении коррекционных мероприятий достигаются в группе детей с умеренной и легкой степенью умственной отсталости.

В то же время применение современных методов, позволяющих провести более тонкую оценку состояния психических процессов, по­казывает, что, несмотря на своевременное адекватное лечение, дети с эпилепсией страдают определенной интеллектуальной недостаточ­ностью, трудностями в обучении и социальной адаптации.

Источник

Оцените статью