- Особенности эмоционально волевой деятельности при эпилепсии
- Заказать обратный звонок
- Запись на прием к специалисту Центра
- Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
- Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
- Психолог Копьёв Андрей Феликсович
- Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
- Ночевкина Алёна Игоревна
- Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
- Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
- Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
- Детский психолог Горина Екатерина
- Психолог Светлана Ткачева
- Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
- Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
- Психиатр Фролов Алексей Михайлович
- Подростковый психолог Каравашкина Елена
- Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
- Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
- Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
- Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
- Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
- Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
- Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
- Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
- Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
- Глава 10 Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии
Особенности эмоционально волевой деятельности при эпилепсии
Актуальность. Исследование эмоционально-личностных особенностей детей, больных эпилепсией является актуальной проблемой, как для психологии, так и для неврологии. Эпилепсия даже на самых ранних стадиях вызывает эмоциональные нарушения, нарушения межличностных взаимоотношений, повышает раздражительность, чувствительность. Именно поэтому у детей появляются проблемы в общении со сверстниками. Данную проблему рассматривали в своих работах многие ученые как в России, так и за рубежом. [2,3]
Цель исследования – выявить особенности эмоционально-личностного развития детей и подростков, больных эпилепсией.
Материалы и методы. Для выявления данных особенностей были проведены следующие исследования: Для исследования уровня интеллектуального развития были использованы Тест Векслера, тест “Дом-дерево-человек”, детский апперцептивный тест, тематический апперцептивный тест, сказочный проективный тест, восьмицветный тест Люшера;
Для исследования эмоционально-личностных особенностей детей применялись следующие методики: “Рисунок доброго и злого человека”, “Незаконченные предложения”, “Понимание мимического выражения эмоций”;
Для обработки результатов использовали метод статистической обработки данных [1,3,5]
Результаты. В ходе исследований было выявлено, что у детей с эпилепсией нарушено понимание отдельных элементов мимики лица и изображения мимического выражения лица в целом, также они затрудняются дифференцировать мимику “злого” и “доброго” лица. У детей и подростков с эпилепсией рисунки «злого» человека содержат дополнительные атрибуты, различающие, по мнению детей, доброго и злого человека. Однако, детям с эпилепсией легче и точнее узнать эмоции на изображении, если они представлены схематически, то есть нет большого количества лишних деталей, которые затрудняют данный процесс. [6,5]
Выводы. Эпилепсия является серьезным неврологическим заболеванием, которая вызывает у детей, своеобразную в отношении психологии, клиническую картину.
В частности, эмоционально-личностное развитие детей с эпилепсией значительно отличается от эмоционально-личностного развития здоровых детей и имеет характеристики, свойственные данному заболеванию. Также, на формирование эмоционально-личностных особенностей неблагоприятное влияние оказывает страх возникновения эпилептического приступа. Исходя из этого, не обходимо информировать родителей и педагогов о данных особенностях этих детей, что может помочь в психологическом сопровождении этих детей и в положительной динамике лечения. [2,3,7]
Источник
Заказать обратный звонок
Запись на прием к специалисту Центра
- Главная
- /
- Глава 10 Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии
Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович
Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна
Психолог Копьёв Андрей Феликсович
Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна
Ночевкина Алёна Игоревна
Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.
Психолог Михайлова Анна Дмитриевна
Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна
Детский психолог Горина Екатерина
Психолог Светлана Ткачева
Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна
Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна
Психиатр Фролов Алексей Михайлович
Подростковый психолог Каравашкина Елена
Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна
Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович
Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна
Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна
Психиатр Медведев Владимир Эрнстович
Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна
Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич
Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна
Глава 10 Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии
10.1. Классификация эпилепсии
Эпилепсия рассматривается как хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся многократными непровоцированными приступами с нарушениями двигательных, чувствительных, вегетативных, психических функций и обусловленное чрезмерными нейрональными разрядами в коре мозга (Петрухин А. С., 2004).
Эпилепсия диагностируется только при наличии повторных приступов и при спонтанных, неспровоцированных приступах (исключение составляют только рефлекторные формы, например фотосенситивная эпилепсия), судороги другого типа не рассматриваются как симптомы эпилепсии.
Частота встречаемости эпилепсии в популяции равняется 0,5— 0,75 %, среди детей — до 1%.
В 75 % случаев эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте и относится к ведущему типу патологии в детской неврологии. Это связано, по данным ряда авторов, с повышенной судорожной готовностью незрелого головного мозга. В возрастном аспекте заболевание эпилепсией фиксируется: в первом полугодии — у 4 %; от 6 месяцев до 1 года — у 20 %; от 1 года до 3 лет — 20 %; от 3 до 6 лет — 36 %; от 6 до 12 лет — 14 % детей. В России эпилепсией страдает около 800 тыс. детей и подростков (данные Российской детской клинической больницы).
Эпилепсия является гетерогенным заболеванием, и существует значительное число факторов, как генетических, так и приобретенных, способствующих ее возникновению. Немаловажная роль принадлежит наследственной предрасположенности, и, хотя вклад генетических факторов значителен, он не является решающим. По этиологии выделяются различные формы эпилепсии.
Идиопатическая форма обусловлена генной предрасположенностью и связана с диффузной мембранной нестабильностью нейронов. Семейная предрасположенность появления идиопатической эпилепсии у ребенка составляет не более 10 %. Если болеет мать, то степень риска заболевания увеличивается в 8-10 раз, если отец — в 2 раза.
Симптоматические формы связаны с наличием морфологических изменений мозга. Причиной могут быть перинатальные и постнаталь- ные факторы, приводящие к повреждению мозга: врожденные аномалии его развития; внутриутробные инфекции; хромосомные синдромы; наследственные болезни обмена веществ; родовые повреждения центральной нервной системы; инфекции нервной системы; черепно- мозговые травмы; опухоли.
Криптогенные формы объединяют виды эпилепсии, причина которых неясна.
В неврологии осуществляют классификацию как эпилептических приступов, так и классификацию форм эпилепсии (эпилептических синдромов).
В соответствии с международной классификацией 1981 года, рассматривают парциальные (очаговые, фокальные, локально обусловленные), генерализованные и неклассифицируемые приступы. Также имеют место приступы, обусловленные гармональными изменениями, и рефлекторные приступы.
Сложные парциальные приступы проходят с нарушениями сознания (отсутствие речевого контакта, невыполнение команд, амнезия во время приступа), простые — при сохранном или измененном сознании.
Эпилептические синдромы определяются возрастом дебюта, наличием определенных приступов, специфическими изменениями в ЭЭГ, закономерностями течения и прогноза. По международной классификации, в соответствии с этиологией и характером приступов выделяют:
- локально обусловленные формы (разделяющиеся, в свою очередь, на идиопатические, симптоматические и криптогенные);
- генерализованные формы (разделяющиеся также на идиопатические, симптоматические и криптогенные формы);
- не имеющие четкой классификации, как парциальные, так и генерализованные, а также специфические синдромы.
Диагноз эпилепсии базируется на анатомо-электро-клинических принципах.
10.2. Характеристика парциальных и генерализованных форм эпилепсии
10.2.1. Идиопатические парциальные формы
Наиболее частая (21 на 100 тыс. детей) — доброкачественная эпилепсия детского возраста с центрально-височными пиками (роландичес- кая). Начало заболевания относят к периоду от 2 до 14 лет (максимум в 7-9 лет), при этом отмечается его преобладание у мальчиков. Проявляется доброкачественная эпилепсия в виде моторных приступов при пробуждении или засыпании и начинается с соматосенсорной ауры (покалывание, онемение с одной стороны в области глотки, языка, десны). У больного возникают горловые звуки — булькание, хрюкание, судороги мышц лица. На ЭЭГ имеют место эпилептоформные изменения в центрально-височных отведениях в межприступном периоде.
«Затылочная (доброкачественная) эпилепсия (20 % идиопатических, парциальных форм) сопровождается приступами с нарушениями зрительных функций и мигренеподобными симптомами. Вариант с ранним дебютом начинается в 1-13 лет с пиком в 3-6 лет; с поздним дебютом — с 3 до 15 лет с пиком в 8 лет. Типично появление зрительных галлюцинаций в виде разноцветных кругов, которые появляются в периферическом поле зрения и перемещаются в противоположную очагу сторону.
10.2.2. Симптоматические парциальные формы
Выделяют 8 видов лобных эпилепсий в зависимости от локализации эпилептогенного очага. Сопровождаются судорогами, гемипарезами, моторными афазиями, остановками речи, вокализациями в виде криков, завываний, наплывами или провалами мыслей, изменениями течения времени.
При височных эпилепсиях в 75 % случаев приступ начинается с ауры, которая может носить обонятельный, вкусовой, слуховой характер, протекать в виде определенных психических состояний и др.
При неокартикалъных формах возникают сложные зрительные или слуховые галлюцинации. Это могут быть яркие, красочные воспоминания предшествующих событий, аутоскопические галлюцинации, когда пациент видит самого себя со стороны. С течением времени у больных начинают проявляться мнестические интеллектуальные, личностные, эмоциональные изменения.
При затылочных формах наблюдаются зрительные, сенсорные и гностические расстройства (гемианопсии, макро- и микропсии, элементарные галлюцинации).
10.2.3. Генерализованные формы
Идиопатические генерализованные формы характеризуются типичными абсансами — кратковременными (от 2-3 до 30 секунд) первично- генерализованными приступами с выключениями сознания, замираниями с минимальными двигательными компонентами или без них.
Симптоматические генерализованные формы сопровождаются задержкой психомоторного развития.
В целом, дифференциальный диагноз эпилепсии затруднен в связи с большим разнообразием эпилептических приступов, которые проявляются в двигательных, вегетативных и психических симптомах, сходных с рядом других заболеваний в педиатрической практике.
Специфическими для эпилепсии признаками являются: любое по возрасту время возникновения; любое положение тела при начале приступа; возможность ауры как предчувствия приступа; наличие стереотипных синхронных движений; наличие автоматизмов; наличие выключенного, измененного или сохранного сознания; возможность уринации при приступе; любое время возникновения приступа; провоцирующая роль для приступа гипервентиляции, фотостимуляции; нередкое снижение интеллекта; наличие в ЭЭГ эпилептической активности.
10.3. Нарушения психических функций при эпилепсии
Многие исследователи считают, что изменения психики при эпилепсии возникают в силу ряда причин, среди которых выделяют:
- органические поражения мозга, обусловливающие очаговые и системные (связанные с перестройкой работы мозга) дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности;
- ранний возраст манифестации заболевания, приводящий к измененному развитию несформировавшейся психики;
- стрессовые факторы, сопровождающие наличие эпилептических припадков и ведущие к развитию депрессии, тревожности;
- действие противосудорожной терапии на эмоциональную, интеллектуальную и когнитивную сферы ребенка.
Наиболее значительные изменения психики исследователи отмечают при левополушарной и височной ее форме.
В изменении психики ребенка важную роль играет возраст манифестации заболевания. Его негативная роль на первом году жизни проявляется в тяжелых психических нарушениях в последующем в 53 % случаев. При начале заболевания до 6 месяцев интеллектуальные нарушения наблюдаются в 65 % случаев, от 6 месяцев до 2 лет — в 49 %, от 2 до 4 лет — в 34 %, от 4 до 7 лет — в 22 %, от 7 до 15 лет — в 12 % случаев.
Нейропсихологическая картина нарушений ВПФ в детском возрасте имеет сложный характер. Это связано с тем, что выявляемые симптомы относятся как к первичному дефекту, так и к вторичным нарушениям и к компенсаторным изменениям ВПФ, имеющим разную возрастную специфику.
Личностные и эмоциональные изменения в виде дурашливости, потери чувства дистанции, эйфории могут возникать при лобной локализации поражения.
Т. Ю. Аскоченская и др. (1990) отмечают возникновение дефектов в перцептивно-пространственной сфере (топологические, проективные, координатные представления) уже на начальных стадиях заболевания и их нарастание при длительном течении эпилепсии.
Л. А. Троицкая (2007) провела нейропсихологическое исследование познавательных процессов у детей с разными формами эпилепсии и наследственными нарушениями, сопровождающимися судорожным синдромом, в котором показала, что характер созревания и формирования структурных компонентов и связей в психологических функциональных системах имеет свои особенности при разных формах эпилепсии.
На характер нейропсихологических синдромов оказывают влияние локализация очага эпилептической активности, умственное развитие ребенка и степень тяжести течения заболевания.
Наибольшая выраженность нарушения психических функций наблюдается при расположении очага в левом полушарии. Вовлечение в патологический процесс лобно-височных отделов может привести к церебральной деменции (распаду простейших программ и целенаправленной предметной деятельности), нарушению поведения. У детей с эпилепсией, затрагивающей теменно-затылочные отделы головного мозга, возникают нарушения конструктивного праксиса и зрительно- пространственного гнозиса, а также трудности в обучении по чтению и письму.
На разные виды речевых нарушений оказывают влияние такие факторы, как: ранний дебют заболевания (до 1 года), наличие правосторонних парциальных припадков, лобная локализация эпилептического очага.
Правильная постановка диагноза и адекватный комплекс лечебных и реабилитационных процедур позволяют предотвратить развитие умственной отсталости у большинства больных.
По данным Л. А. Троицкой (2007), максимальные успехи при проведении коррекционных мероприятий достигаются в группе детей с умеренной и легкой степенью умственной отсталости.
В то же время применение современных методов, позволяющих провести более тонкую оценку состояния психических процессов, показывает, что, несмотря на своевременное адекватное лечение, дети с эпилепсией страдают определенной интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении и социальной адаптации.
Источник