Особенности эмоционально обусловленного поведения

Что такое эмоционально обусловленное поведение?

Эмоции могут подталкивать нас к определенному поведению. Например, страх может заставить нас сбежать или уклониться от опасности, гнев может дать нам силы атаковать или защититься, а печаль даст возможность отступить и сэкономить энергию. В уместных ситуациях эти варианты эмоционально обусловленного поведения, или ЭОП, могут помочь. Однако иногда ЭОП может мешать нам жить. Например, когда нам грустно, часто хочется ничего не делать и укрыться от социального взаимодействия. Это может быть адаптивной реакцией на печаль и дает нам время на то, чтобы выдохнуть, осмыслить и посмотреть на случившееся как бы со стороны. Однако, если каждый раз, испытывая печаль, мы отвечаем на нее всё тем же ЭОП (возможно, чтобы облегчить боль), это может начать мешать жить. Это ЭОП начнет проявляться всё чаще и становиться всё более условным, теряя связь с контекстом, где впервые возникло. Именно здесь ЭОП начинает мешать нам жить.
ЭОП — это эмоционально обусловленное поведение. Это то, как мы склонны действовать в ответ на сильные эмоции. Это поведение, обусловленное самими эмоциями. ЭОП — естественная реакция на эмоции, которая может подтолкнуть нас к нужному действию, например, страх заставит отпрыгнуть из-под колес машины. Но иногда ЭОП вовсе не помогает.
Когда ЭОП не помогает?
Если мы привыкаем к действиям, которые позволяют полностью избежать встречи с собственными эмоциями, подобного рода эмоционально обусловленное поведение вовсе не идет нам на пользу. Это ЭОП на самом деле выступает как стратегия избегания эмоций и может заставить нас действовать таким образом, что угрожающие или напряженные ситуации продолжают казаться угрожающими и напряженными.
Вот некоторые примеры:
Пример 1:
Вам тревожно на работе, вы беспокоитесь, что начальник или коллеги думают, что вы недостаточно хорошо выполняете свои обязанности. В ответ вы автоматически заставляете себя стать «идеальным» сотрудником. В данном случае стремление быть идеальным — и есть эмоционально обусловленное поведение: тревога по поводу негативной оценки подталкивает работать так, чтобы уж точно избежать критики со стороны. Однако стремление к «идеалу» (а это один из вариантов попытки установить контроль над ситуацией, кажущейся некомфортной и угрожающей) обычно ведет к всё большему завышению стандартов в работе и всё больше тревоге по поводу новых задач. Теперь вы тревожитесь не только по поводу негативных оценок, но и о том, сможете ли сделать всё, чтобы быть идеальным.
ЭОП — пытаться работать «идеально»
Последствия:
1) Краткосрочные: Вы чувствуете больший контроль
2) Долгосрочные: Теперь вы тревожитесь и по поводу негативных оценок и о том, сможете ли выполнять работу идеально.
Пример 2:
Вы просыпаетесь в депрессии и не в состоянии начать день. Вместо того чтобы пойти на работу, вы решаете остаться дома и спать, несмотря на то что знаете: на работе есть друзья, которым вы не безразличны. В этом случае ЭОП — остаться дома: ваши отрицательные эмоции подталкивают засесть в берлоге и спрятаться от мира. Однако остаться дома одному — значит оказаться один на один с собственными мыслями, и вы начинаете раз за разом
прокручивать в голове, как вам грустно и плохо, делая только хуже. К тому же, запершись дома, вы начинаете чувствовать изоляцию и оторванность от мира. Теперь вам не просто плохо, вы чувствуете одиночество и отчуждение.
ЭОП — остаться дома, не пойти на работу, «спрятаться» от мира
Последствия:
1) Краткосрочные: Вы чувствуете большую безопасность и контроль, потому что не пришлось начинать день
2) Долгосрочные: Вам не просто плохо, вы не просто в депрессии, вы чувствуете одиночество и отчуждение.
Пример 3:
Вы один дома и в вас поднимается тревога. Вы принимаетесь лихорадочно названивать друзьям в поисках поддержки. В этом случае ЭОП — звонить друзьям: тревогу по поводу одиночества подталкивает искать утешения и поддержки у других. Однако, оказавшись один на один с собой в следующий раз, вы столкнетесь с тем же неприятным чувством.
ЭОП — звонить друзьям в поисках поддержки.
Последствия:
1) Краткосрочные: Вы начинаете успокаиваться, и тревога утихает.
2) Долгосрочные: Оказавшись один в следующий раз, вы не только ощутите тревогу, но и окажетесь не в состоянии справиться с нею без помощи друзей.
Что делать с эмоционально обусловленным поведением?
Исследования показывают, что одним из наилучших способов выйти из подобного цикла будет обратиться к вариантам поведения, диаметрально противоположным тому, на что толкают нас эмоции, короче говоря, противодействовать ЭОП. Пойдя против автоматического поведения, к которому нас подталкивают эмоции, мы может вырваться из цикла бесполезного ЭОП и по-настоящему изменить то, как мы переживаем эмоции. Например, если для печали ЭОП будет отступление и снижение активности, чтобы противодействовать этому ЭОП, нам следует начать вести себя активнее. Противоположное по смыслу поведение — эффективная стратегия, чтобы противодействовать бесполезному ЭОП, которое перестало нам помогать и стало мешать жить полной жизнью. Подобная стратегия применима ко всему спектру эмоционального опыта.
Взято из:
Unified Protocol for the Transdiagnostic Treatment of Emotional Disorders: Therapist Guide

Источник

Эмоциональное поведение – поведение, обусловленное эмоциональными переживаниями.

Обычно эмоциональное поведение личности опосредовано и регламентировано с одной стороны – общественными нормами и условностями, а с другой – соображениями целесообразности.

Физиологи говорят об эмоциональном поведении как о комплексе целенаправленных, сложных поведенческих проявлений определенного биологического содержания (например, Вальдман и др., 1976)

Поведение человека имеет сложную систему сигнальной регуляции посредством эмоций. Информационно-энергетическая функция эмоций столь значима в жизнедеятельности индивида, что природа «позаботилась» о том, чтобы эмоциональные разрядки осуществлялись по разным каналам и при помощи различных средств, среди них:

Читайте также:  Как меняется настроение при приеме противозачаточных

• выразительные телодвижения (экспрессия);

• стереотип эмоционального поведения;

Эмоциональное поведение обусловлено несколькими факторами:

1. функциональным состоянием мозга, который определяет устойчивые эмоциональные свойства и интеллектуальные потенции индивида;

2. общим состоянием здоровья (состоянием внутренних органов, которые вызывают те или иные специфические эмоции);

3. психическим состоянием;

4. врожденными свойствами нервной системы и природной жизненной энергией, выражающейся в темпераменте;

5. воспитательным воздействием, которое может выработать у человека определенные формы эмоционального поведения (реакций и состояний) в типичных обстоятельствах;

6. ситуацией / личностными смыслами / уровнем волевой регуляции /опытом.

Эмоциональное поведение личности, прежде всего, зависит от деятельности мозга – четкости исполнения «функциональных обязанностей» полушарий. Физиологи долгое время считали левое полушарие преобладающим – доминантным. Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, речи, абстрактного мышления и контроля над осуществляемыми действиями, а также ведущей, правой рукой (наши руки-ноги управляются мозгом наперекрест). Но развитие науки показало, что и правое полушарие достаточно обременено заботами: подсознательные, интегрирующие психические процессы, практически – наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление – все это по его ведомству.

Оказывается, мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Взаимодополняющий и, одновременно, синхронный режим полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности.

На основе различных исследований можно, с известной долей условности, представить функциональную активность полушарий в воспроизводстве эмоций. Прежде всего, следует отметить более активную роль правого полушария в эмоциональной деятельности человека. Правое полушарие мозга очень эмоционально реактивно. Поэтому, если есть повреждения в правом полушарии, то отмечается гораздо больше отклонений в проявлении эмоций, чем при нарушениях в левом полушарии.

Стереотип эмоционального поведения конкретного человека во многом предопределен состоянием его внутренних органов, отдельных систем жизнеобеспечения. Согласно идеям целителей Древнего Китая, каждая из 12 систем организма является генератором определенных эмоциональных качеств и реакций. В то же время каждая из систем претерпевает изменения под влиянием эмоций, которые чаще всего переживает человек (Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины, 1991).

В медицине существует понятие «субъективный уровень заболевания»; в отличие от объективной картины соматических нарушений, субъективный уровень отражает, как человек эмоционально интерпретирует состояние своего здоровья. При этом каждое отдельное ощущение сопровождается субъективным эмоционально окрашенным восприятием, а сумма таких ощущений определяет интенсивность субъективных недомоганий.

Суммарная оценка интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического состояния образует самостоятельный и весьма значимый фактор, определяющий психический статус личности.

Речь идет о любой личности, а не только о больном или обратившемся за помощью к драчу. Ведь каждый человек в той или иной мере обеспокоен своим здоровьем и переживает какие-либо недомогания, привнося в повседневные отношения с окружающими эмоциональный психосоматический фон.

Источник

Лекция 13 Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение

1. Виды эмоционального поведения в общении.

2. Эмоциональные произвольные реакции (действия).

3. Гедонизм и аскетизм.

4. Фрустрационное поведение.

5. Горевание (скорбь).

6. Альтруизм как форма эмоционального поведения.

7. Предбрачное ухаживание.

1. Виды эмоционального поведения в общении

В. В. Бойко выделяет три вида эмоционального поведения в процессе общения: резонирование, отстраненность и диссонирование.

Эмоциональное резонирование — это способность личности откликаться на различные эмоциональные состояния партнеров. Эмоциональный резонанс между партнерами вызывает сложение их энергий, заключенных в эмоциях, и стимулирует дополнительный психологический эффект взаимодействия — синергизм.

При эмоциональной отстраненности человек в ответ на эмоциональное состояние окружающих проявляет невыразительные, приглушенные эмоции. Она может быть следствием эмоциональной ригидности как свойства человека.

Эмоциональное диссонирование характеризуется, как отмечает Бойко, демонстративным выключением личности из эмоциональной атмосферы общения или проявлением эмоций, противоположных по смыслу ситуации взаимодействия: «Мне грустно потому, что. весело тебе» (М. Ю. Лермонтов). Эмоциональное диссонирование может быть признаком аутичности детей. Эти дети не склонны проявлять эмоции «за компанию»: когда все веселятся, они держатся в стороне.

2. Эмоциональные произвольные реакции (действия)

В отличие от эмоционального реагирования, которое осуществляется у человека и животных непроизвольно, эмоциональные произвольные реакции (действия) — это произвольные, преднамеренные ответы человека на эмоциогенную ситуацию. Эти ответы могут быть речевыми и двигательными.

Р. П. Мильруд (1987) дает классификацию речевых произвольных эмоциональных реакций на примере эмоционального поведения учителей.

По отношению к цели педагогической деятельности они подразделяются автором на конструктивные, псевдоконструктивные и деструктивные. Конструктивные реакции реально способствуют достижению цели деятельности, псевдоконструктивные создают видимость участия педагога в решении проблемы, деструктивные становятся препятствием для выхода из эмоциогенной ситуации и даже обостряют ее.

По семантике выделены оценочные, защитные и регулирующие реакции (учителя оценивали поступки, защищали себя, ученика или всех участников сложной ситуации, регулировали поведение), по направленности эмоциональной реакции (действия) — внешненаправленные, содержащие указания ученику, самонаправленные, выражающие свое мнение о себе, и ненаправленные, т. е. обращенные к проблеме.

По характеру активности реакции разделены на наступательные, уступающие и рационализирующие, по выполняемой функции — на мобилизующие, успокаивающие и провоцирующие.

3. Гедонизм и аскетизм

Особой формой поведения человека, обусловленного эмоциональными переживаниями, является гедонизм (от греч. hedone наслаждение). Это поведение связано с этической позицией, утверждающей наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения. Стремление к наслаждению, удовольствию рассматривается в гедонизме как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его поведение. Такой человек живет ради получения наслаждений, как правило, низкого порядка, и стремится к этому наиболее легким и прямым путем.

Возник гедонизм как этическое учение в Древней Греции и одним из первых его представителей был основоположник киренской школы Аристипп (IV в. до н. э.). Разновидностью гедонизма явилось течение, получившее название эпикуреизм (по имени его основоположника Эпикура), в котором критериями удовольствия были отсутствие страдания и безмятежное состояние духа (атараксия). Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних условий.

Читайте также:  Что психиатр прописывает при депрессии

Гедонизм получил распространение в эпоху Возрождения, а в последующие годы — в этических теориях просветителей. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма (от лат. utilitas польза, выгода), понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания. Отсюда назначение морали (морального выбора) состоит в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий.

В своем крайнем выражении гедонизм и его различные направления приводят к эгоизму.

Противоположным гедонистическому поведению является аскетизм (от греч. asketes упражняющийся; подвижник), т. е. ограничение или подавление чувств, желаний, отказ себе в удовольствиях. В христианстве он может выражаться в перенесении страданий («соучастие в страданиях Христа»), в физическом самоистязании.

Источник

Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение

является механизмом, благодаря которому это влечение переключается на другие объекты, в первую очередь на других людей.

У. Мак-Дугалл (MacDougall, 1926) признавал «инстинкт драчливости», заложенный в человеке от природы, Г.Мюррей (Murrey, 1938) писал о первичной потребности в агрессии, побуждающей искать случай атаковать с целью причинить вред. Р. Лоренц (1994) также полагает, что человек обладает инстинктом агрессии. В качестве примера он приводит подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая наподобие того, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. А. Маслоу (1998) не относит агрессивность к инстинктам, но считает, что она имеет природную основу.

В исследовании Нгуен Ки Тыонга (2000) показано, что склонность к авторитарному стилю руководства связана, с одной стороны, с агрессивностью как личностным свойством, а с другой стороны — с большой силой нервной системы. Отсюда можно предполагать связь и между агрессивностью и силой нервной системы, что нашло прямое подтверждение при сопоставлении атакующего (агрессивного) стиля ведения спортивных поединков с силой нервной системы: большая сила нервной системы чаще встречалась среди спортсменов атакующего стиля, чем защитного (обзор этих работ см.: Ильин, 2001). А поскольку сила нервной системы генетически обусловлена, есть основание говорить и о генетической обусловленности агрессивности как свойства личности.

Несомненно и то, что агрессивность и агрессивное поведение также зависят от общественных условий, что показано как отечественными, так и зарубежными авторами. О. И. Шляхтина (1997) показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором — неудовлетворенностью своим положением. А. Бандура и др. (Bandura et al., 1961) показали на детях 3-5 лет роль воспитания в проявлении агрессивных реакций: дети, смотревшие фильм, в котором демонстрировалось грубое обращение с куклой, вели себя после его просмотра тоже агрессивно при попытке отнять у них куклу. Обобщая подобные факты, Г. Левин и Р. Флейшман (Levin, Fleischman, 1968) рассматривают агрессивное поведение как выученные реакции.

Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию (отказывая в просьбе, запрещая, угрожая, выражая несогласие в оскорбительной форме, не пуская, выгоняя, приставая, нападая и т. д.). Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные эмоции — досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности (желания) субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы наказать обидчика, устранить его как источник конфликта, унизить, навредить, найти способ сохранения чувства собственного достоинства. Во многом выбор способа поведения будет определяться как внешними обстоятельствами, так и опытом, воспитанностью человека, которые уже на этом этапе могут блокировать прямое агрессивное поведение (как вербальное, так и физическое), переведя его в косвенно-агрессивное.

13.4. Фрустрационное поведение

Физический Фантазии Отсутствие

Способ выражения агрессии

Рис.13.1. Артериальное давление при разных способах разрешения эмоционального конфликта (Hokanson, Burgess, 1962)

Хотя агрессия рассматривается как социально-негативное явление, для сохранения внутреннего гомеостаза в организме, а в конечном итоге — и здоровья человека, она может играть положительную роль. Существует мнение, что открытое агрессивное поведение является при фрустрации «катарсисом», чем-то очищающим, освобождающим от длительного и тягостного состояния злости. Однако, как показали исследования, такая «разрядка» не всегда приводит к желаемому результату. А. Басе (Buss, 1961) установил, что если агрессия вызвана гневом, то она может привести к катарсису, а если не сопровождается им, то наоборот, от своей реализации только усиливается. По мнению Р. Стагнера (Stagner, 1924), при привычной враждебности агрессия не имеет катарсического эффекта.

Показательны в этом плане данные Д. Хокансона и др. (Hokanson, Burgess, 1962; Hokanson, Edelman, 1966). В эксперименте испытуемые реагировали на межличностный конфликт агрессивно или дружески. Выявилось, что у мужчин при агрессивном реагировании эмоциональное возбуждение, о котором судили по физиологическим сдвигам, уменьшалось быстрее, чем при дружеском реагировании. При невозможности проявления прямой агрессии (физической или вербальной) при сильном гневе, т. е. при фантазировании ответного агрессивного действия или вообще отсутствии агрессии, артериальное давление оставалось высоким, что свидетельствовало и о сохранении эмоционального напряжения (рис. 13.1).

По-другому снижалось эмоциональное напряжение у женщин. При дружеской реакции оно снижалось быстрее, чем при агрессивной. Это различие между мужчинами и женщинами Д. Хокансон (Hokanson, 1970) объясняет тем, что у мужчин агрессия являлась в эксперименте инструментальной формой поведения, т. е. была не целью, а средством достижения цели — разрешения конфликта.

346 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективной) поведение

Месть — особая форма враждебной агрессивности, для которой характерна задержка в проявлении непосредственной агрессии. Ее цель — отплатить за причиненную обиду, страдание. Месть может принимать разные формы, в том числе и неадекватные. Из древнегреческой мифологии известно, что Медея, желая отомстить мужу Ясону за его неверность, не нашла ничего лучшего, как убить собственных детей. В наше время жены мстят неверным мужьям тем, что сами становятся неверными мужу, а при вынужденном разводе с ним отказывают ему в свиданиях с его ребенком. О женской мести написана целая книга (Richter, 1991). Такое социальное явление, как феминизм, во многом основывается на желании женщин отомстить мужчинам за вековое притеснение. «И станут жены гиенам подобны», — писал еще Ф. Шиллер в «Песне колоколов».

Читайте также:  Дезодорант дав спрей пробуждение чувств

Вместе с тем месть может быть защитой от чувств, которые вызывают тревогу и приносят такие страдания, что человек предпочитает их вытеснять. Уповая на месть, он избегает необходимости обращать внимание на ранящие его чувства.

Эгрессивное поведение.Еще одной формой фрустрационного поведения может быть эгрессивное поведение. Эгрессивное поведение (от лат. egredior — выйти, избегать) — это уход из фрустрирующей, конфликтной, трудной ситуации. Это поведение проявляется в различных формах: избегание трудных заданий, ответственных поручений, уход с уроков, если предстоит контрольная работа, побеги из неблагополучной семьи и т. п.

Эгрессивное поведение вызывают следующие обстоятельства (Дерешкявичус, Йовайша, 1977):

1) отсутствие положительного эмоционального отношения со стороны других;

2) расхождения собственной самооценки с оценкой другими;

3) непосильные требования к субъекту, порождающие фрустрационные переживания (постоянный страх перед неудачей);

4) переживание бессилия, потеря надежды на возможность преодолеть трудности, избавиться от наказания;

5) отрицательное отношение к предъявляемым к субъекту требованиям. Проявлению агрессивного поведения способствуют повышенная внушаемость

субъекта, подражание другим лицам, проявляющим этот тип поведения в сходных ситуациях, ожидаемое облегчение после избегания возможных неприятностей, ожидание неограниченной свободы, самостоятельности.

Аффект неадекватности— это одна из форм аффективного поведения, в основе которой лежат отрицательные эмоциональные переживания, возникающие у человека в результате неудовлетворения каких-либо жизненно важных для него потребностей. Особенно часто аффект неадекватности имеет место при завышенном уровне притязаний. Признать свою несостоятельность означает для человека пойти вразрез с имеющейся у него потребностью сохранить свою самооценку. Но он не хочет этого допустить. Отсюда возникает неадекватная реакция на свой неуспех, проявляющаяся в форме аффективного поведения. Оно проявляется в повышенной обидчивости, упрямстве, негативизме, замкнутости, эмоциональной неустойчивости. Аффективная реакция выступает в этом случае как защитная.

Жалоба — это инициативное обращение ребенка к взрослому, в котором выражается стремление поделиться своими переживаниями, возникшими в конфликте, чаще всего — со сверстниками; это проявление потребности ребенка во взаимопонимании

13.4. Фрустрационное поведение 347

и сопереживании взрослого в ситуации, когда его обидели или когда его позиция не совпадает с позицией других людей, что тоже вызывает у него переживание. А. Г. Рузская и Л. Н. Абрамова (1983) выделили четыре типа жалоб у детей в зависимости от содержания переживаний, поводов и целей обращения к взрослым.

Первый тип жалоб они назвали конкретно-эмоциональными жалобами. Содержанием этих жалоб являются огорчение, обида, физическая боль, причиненная сверстником или возникшая по другой причине. Внешне эти жалобы сопровождаются яркими аффектами (криком, плачем). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и внимания, в других — сочувствия себе, одинакового с ним отношения взрослого к обидчику.

Ребенок хочет, чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, как и сам ребенок, порицает обидчика. Однако ребенок удовлетворяется уже тем, что взрослый признал неправоту обидчика, посочувствовал ему. Реализация наказания не является для него обязательным. Поэтому дошкольник жалуется воспитательнице на своих близких, показывает царапину и рассказывает, как ему было больно и т. д.

Второй тип жалоб — практически-действенные. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении возникших помех. Наиболее распространенным эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого. В основном это жалобы по поводу споров за обладанием игрушкой и т. п., т. е. когда ребенок не может сам справиться с ситуацией и ему нужна помощь и содействие взрослого.

Третий тип жалоб — познавательно-этические. Они возникают в ситуациях нарушения сверстниками ребенка различного рода правил. Потребность в жалобе возникает у ребенка потому, что он не может относиться равнодушно к тому, что правило, исходящее от взрослого, нарушается. Жалуясь на других, дети сообщают взрослым (чаще всего — тем, к кому больше расположены, авторитетному взрослому) о поступках и проступках сверстников, не обнаруживая на первый взгляд никакой личной заинтересованности, «корысти». Поэтому эти жалобы окрашены сравнительно спокойным эмоциональным тоном. Ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им правил общежития. Разрешается жалоба введением нарушителя в ситуацию, соответствующую правилу. Если взрослый принимает жалобу ребенка к сведению, у ребенка появляется удовлетворение, и он может удалиться, ничего не требуя.

Четвертый тип жалоб — личностные. Они возникают во взаимоотношениях детей со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений, с оценкой нравственных аспектов личности сверстника и собственной личности. Жалуясь на сверстников, ребенок старается показать себя с лучшей стороны и получить одобрение как в познавательном, так и в нравственном плане. Он стремится добиться положительного отношения взрослого к себе (особенно это относится к так называемым «нелюбимым» детям, которых, в отличие от «любимчиков», воспитательницы не хвалят, не замечают их положительного поведения). Часто эти жалобы приобретают оттенок доносов на сверстников. В эмоциональном аккомпанементе этих жалоб доминируют обида, тревога. В ряде случаев, жалуясь на других, ребенок стремится дистанцироваться от них и избежать возможного наказания.

348 Глава 13. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение

А. Г. Рузская и Л. Н. Абрамова показали также, что жалобы чаще возникают в группах, где воспитательница авторитарного типа.

Источник

Оцените статью