Особенность организации образовательного процесса для детей с эмоционально волевыми нарушениями

«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения»
статья по коррекционной педагогике по теме

Введение

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Скачать:

Вложение Размер
statya_1.doc 67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально — волевой сферы и поведения »

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения…………………………………………………………………..…….4

Эмоционально – волевая сфера – это свойство человека. Характеризующие содержание: качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации. Имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Целью исследования является воспитания и обучения детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста.

Объект исследования воспитание и обучение детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Предмет исследования – организация процесса помощи детям с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Гипотеза исследования – проведение правильно организованной работы по воспитанию и обучению детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения улучшает динамику развития детей с особенностями эмоционально – волевой сферы и поведения.

Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Социальная норма — исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности детей, социальных групп или организаций. Что такое «социальная норма» — это отсутствие реальной угрозы физическому или психологическому благополучию. Это и есть граница, которая отделяет норму от девиации.

Причины отклоняющег ося от норм поведения можно подразделить на причины:

・ связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

・ социального и психологического характера;

・ связанные с возрастными кризисами;

С позиций патогенеза нарушений развития личности Г.Е. Сухарева (1959) различает три вида психического дизонтогенеза: задерженное, поврежденное и искаженное развитие, Л. Каннер (1955) — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близкой к классификациямЛ. Каннера и Г.Е. Сухаревой является классификация нарушений психического развития. Необратимое недоразвитие связывается автором с моделью олигофрении; дисгармоническое развитие — с психопатией; регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии как в виде ретардации, так и акселерации и наблюдаемое, по мнению автора, при самой различной соматической и психической патотлогии; и развитие, измененное по качеству и направлению, наблюдаемое при шизофреническом процессе.

Г. К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979)считают основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются два:

В.В. Лебединский предлагает следующие варианты психического

2. Задержанное развитие.

3. Поврежденное развитие.

4. Дефицитарное развитие;

5. Искаженное развитие.

6. Дисгармоническое развитие.

Методика оперантного обучения (поведенческая) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. В этом случае работа ведется на социально — бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер. Главное в этом подходе необходимость обучения в естественной ситуации, когда подкрепление достигается самим ребенком в результате выполнения необходимого для этого действия. Если некоторые действия трудны ребенку, то это можно обыграть в игровом сюжете, интересный ребенку, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учебной ситуации.

ТЕАССН — программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Здесь решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально — бытовых навыков, четкое структурирование времени и пространства, опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными. Этапы обучения и воспитания по программе ТЕАССН:

  • Установление контакта с ребенком, исследования возможностей, особенностей, интересов и работа по общей организации его поведения.
  • Организация стереотипов бытового поведения.
  • Пространственная и временная организация занятия и распорядка дня ребенка.

Метод «Холдинг — терапия».

Включает в себя повторяющиеся процедуры холдинга — удержание ребенка на руках у родителей до его полного расслабления (физического и эмоционального). Автор метода выделяет в процедуре холдинга три стадии:

・ конфронтацию; — отвержение (сопротивление); — разрешение.

Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг — терапию ежедневно один раз, а также во всех ситуациях когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии.
В процессе холдинга достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим рядом. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращаться с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшается проявление агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.

  • Помощь в уменьшении проблем поведения.
  • Улучшение сотрудничества на дому.
  • Совершенствование навыка самообслуживания.
  • Обучение в естественной среде — домашнее. С участием членов семьи.
  • Обучение беглости, быстроте для нормальной реакции.
  • Обучение с помощью отдельных блоков:

— разбиттие на простейшие элементы и реакции;

— работать последовательно над каждым элементом;

— массированный тренинг желаемого поведения;

— подсказка и ее ослабление;

— использование правильного подкрепления.

  • Схематичное обучение детей.
  • Анализ рабочих заданий:

— разбивка заданий на мельчайшие детали, учить постепенно до нужного поведения;

— объединить простые поведенческие элементы.

  • Уменьшение не желаемого поведения.
  • Подсказка.
  • Укрощение. Ассоциация с дрессировкой.
  • Подкрепление.
  • Уменьшение нежелательного поведения.
  • Увеличение желательного поведения.

Игры и приемы в обучении и воспитании детей с расстройствами эмоционально – волевой сферы и поведения.

Использование игры с детьми имеющие расстройства эмоционально – волевой сферы и поведения позволяют:

  • наладить контакт с детьми;
  • избавиться от напряжения и страхов.

В качестве терапевтических процедур предлагается:

  • бассейн;
  • детские аттракционы;
  • разнообразные виды двигательной активности;
  • общение с природой (прогулки в лес, в парк и т. п.).

Терапевтическая игра как первый шаг к контролю над эмоциями.

Важно в играх недопускать проявления агрессии по отношению к людям

и игрушкам — прототипам людей (куклам, мишкам и т. п.).

  • Игры с крупами.
  • Игры с ватой.
  • Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.
  • Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивания, подбрасывание, легкие удары).
  • Игры со старыми газетами и журналами.
  • Игры с водой.
  • Психодрама как способ борьбы со страхами.
  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • двигательные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Сенсорные игры — это возможность установления контакта.

Виды сенсорных игр:

 Игры с красками.

 Игры с водой (купание кукол, мытье посуды и т. п.).

 Игры с мыльными пузырями.

 Игры со свечами.

 Игры с пласичными материалами.

 Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихотворени и т. д.).

 Игры со звуками.

 Игры с движениями и тактильными ощущениями.

Источник

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Екатерина Силивертстова
Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании психологии семьи, трудности у ребенка являются своеобразным симптомом трудностей семьи, отношений между родителями. Порядок преодоления эмоционально-волевых нарушений у ребенка дошкольного возраста следует осуществлять коррекцию на уровне семейной системы в первую очередь.

На основании анализа научной литературы и научно-практических разработок моих коллег, удалось выделить следующие подходы, направления в работе с эмоционально-волевыми расстройствами у детей дошкольного возраста:

медикаментозное лечение. Проводится при наличии органической патологии, невротических расстройств и других нарушений. Назначение препаратов осуществляется врачом – невропатологом или психиатром;

коррекционные психолого-педагогические занятия – в рамках дошкольного учреждения;

функциональная терапия (музыкальная, игровая);

семейная психотерапия, в процессе которой проводится работа не только с ребенком, но и с его семьей.

ритмика; ЛФК; физиотерапия;

Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, через игру ребенок познает мир, усваивает нормы поведения, взаимоотношения в обществе. Поэтому построение коррекционной и развивающей работы психолога в игровой форме будет наиболее эффективны в достижении социально приемлемого поведения и психологического комфорта, благоприятного психоэмоционального состояния ребенка на занятии и за его пределами. В связи с чем методы игровой терапии идеально подходят для коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично отдать в начале коррекционно-развивающего процесса предпочтение именно двигательным методам. Нейропсихологическая работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Поэтому нейропсихологические методы коррекционно-развивающей работы с детьми становятся наиболее актуальными в деятельности психологов, дефектологов, учителей-логопедов в современной действительности.

Для старших дошкольников характерно уже более осознанное поведение, активно развивается рефлексия, и здесь мы можем частично применять элементы когнитивно-поведенческой терапии, работать с конструктивные и деструктивными установками детей, моделями поведения.

Виды техник и упражнений, используемых в процессе реализации коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы:

Психогимнастика включает в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых является сохранение психического здоровья ребенка с проблемами или коррекция психоэмоциональных и моторных нарушений у детей. На непосредственно образовательной деятельности дошкольники обучаются эле-ментам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.

Игры упражнения на изучение эмоций, чувств, переживаний человека и развитие рефлексии:

Нейропсихологические методики и техники основывается на представлении о динамической системной локализации высших функций мозга; работа строится на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приёмы. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста направлена на определение уровня несформированности высших функций, выявление компенсаторных возможностей, становление и развитие дефицитарных психологических процессов.

Это достигается за счет опоры на сохранные сильные звенья и установления взаимодействия между функциями. В первую очередь, необходимо понимать, что данные методики не выступают как обучение. Они предполагают формирование основных функций и процессов, которые необходимы для дальнейшего развития.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на память и внимание, мышление: комплексное развитие познавательной сферы ребенка в игровой форме, обеспечивающее эффективность интеллектуальной деятельности.

Упражнения на счет: последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.

Подвижные игры, хороводы, физминутки, коллективные творческие задачки: эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины «психологии, а в лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Среди арт-терапевтических методов в данной программе используются следующие виды:

Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. д. Техники изотерапии эффективны психосоматических расстройств, личностных нарушений: эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества; повышенная тревожность, страхи, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений.

Применение изотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями развития позволяет получить положительные результаты:

— развитие мелкой моторики, графо-моторных навыков, восприятия;

— создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

— обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами) у детей с агрессивными проявлениями;

— оказывается влияние на развитие произвольности и способности к саморегуляции, уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком;

Коррекционная ритмика: специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Этот вид кинезитерапии помимо коррекции психоэмоциональных и психомоторных нарушений эффективен и в преодолении отклонений в развитии внимания, памяти, воображения, речи. Задача лечебной, коррекционной ритмики состоит в том, чтобы с помощью ритмо-физических упражнений под музыку развивать чувство ритма и использовать его в лечебно-восстановительных целях.

Имаготерапия лечебное воздействие через образ, театрализацию.

Имаготерапия с дошкольниками чаще всего проводится в форме куклотерапии (сценки, театральные постановки и т. д.). В психокоррекционной работе с дошкольниками применяется как в индивидуальной, так и групповой формах. При этом главная цель ее проведения — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. При многократном воспроизведении в игровых ситуациях недостающих ребенку качеств постепенно дает ему возможность в определенной мере приблизиться к своему идеалу, стать на него похожим.

Сказкотерапия как один из видов библиотерапии дает положительные результаты для дошкольников с проблемами, испытывающих различные эмоциональные и поведенческие затруднения, сложности в коммуникативно-рефлексивных процессах, принятии своих чувств (стыда, вины, лживости).

Релаксационные и расслабляющие упражнения: позволяют научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

Таким образом, основными методами психологической работы по преодолению эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в возрасте 3-7 лет являются: игровая директивная и недирективная терапия, арт-терапия (изо-терапия, песочная и музыкальная, танцевальная терапия, психогимнастика (мимические и пантомимические этюды, психомышечная релаксация, нейропсихологические методы коррекции.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Источник

Читайте также:  Чувство жжения над бровью
Оцените статью