- Что такое междометие в русском языке?
- Междометие как часть речи
- Виды междометий по происхождению
- Разряды междометий по значению
- Междометия и звукоподражательные слова
- Видеоурок «Междометия как особый разряд слов»
- «Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения»
Что такое междометие в русском языке?
Междометия — это особая часть речи, которая объединяет неизменяемые слова, непосредственно выражающие чувства и волеизъявления человека, но не называющие их конкретно.
Междометие как часть речи
Выясним, что такое междометия в системе частей речи русского языка.
Как известно, все слова русского языка распределяются по определенным лексико-грамматическим классам в соответствии с их общим грамматическим значением, характерными морфологическими признаками и синтаксической ролью в предложении.
Большинство слов русского языка обозначают предмет, его признак или действие и принадлежит к самостоятельным частым речи. Другая часть слов составляет служебные части речи.
Междометия не являются ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Эти слова настолько специфичны, что их нельзя отнести к ним.
Чтобы понять, что такое междометия в русском языке, посмотрим, какое определение дает Большая российская энциклопедия:
Междометия — это чаще всего неизменяемые комплексы звуков, которые тем не менее понятны всем носителям языка:
Поскольку эти слова не называют предмет, признак, действие и т. д., то очевидно, что их нельзя соотнести ни с одной самостоятельной частью речи в русском языке.
От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не могут выражать отношений между словами в предложении и служить для связи между ними. Междометия не вносят в предложение добавочных смысловых оттенков, как например частицы.
В составе предложения междометия, как правило, синтаксически не связаны с другими словами и соответственно не являются членами предложения.
Ах! Закройте, закройте глаза газет! (В. Маяковский)
Но если междометия выражают волеизъявление говорящего, то они могут подчинять себе другие слова:
Обычно междометия выступают в качестве самостоятельных слов-предложений:
— Батюшки ! — воскликнула взволнованная мать.
Междометия могут перейти в другую часть речи (существительное) и тогда становятся членом предложения.
Рядом со мной прозвучало торжествующее «ага!» .
В предложении междометия обособляются запятой или восклицательным знаком.
Ой , кто же тебя так разукрасил?
Боже ! Как темно и безлюдно здесь!
Междометия делят на разряды по их происхождению и значению.
Виды междометий по происхождению
Рассмотрим, какие бывают виды междометий по происхождению.
Первообразные | Производные | Заимствованные | |||
---|---|---|---|---|---|
От глаголов | От сущ-ных | От наречий | От словосочетаний | ||
а, э, у, эге, гм, увы, ух | здравствуйте, извините, смотри | господи! батюшки! беда! крышка! ужас! кошмар! | полно! | скажи на милость, черт возьми! | алло, стоп (англ.), баста, браво (итал.), караул, айда, каюк (тюрск.) |
Первообразные
Первообразные междометия не связаны с другими частями речи. Состоят из одного-трех звуков, которые могут повторяться:
Производные
Производные междометия связаны с другими частями речи, которые потеряли номинативную функцию и служат для выражения эмоций.
Разряды междометий по значению
По значению можно выделить три основных разряда междометий:
- эмоциональные междометия , которые выражают радость, удивление, испуг, сомнение, но не называют их конкретно;
- императивные междометия выражают побуждение к действию, команду, приказ, запрет и пр.;
- выражающие нормы этикета в речи.
Для наглядности приведем таблицу разрядов междометий с примерами.
Разряды | Примеры |
---|---|
1. Эмоциональные | о, ох, ах, а, аи, у, ух, э, эх, эге, ого, увы, уф, фи, ба, гм, м-да, браво, бис, господи, батюшки, боже мой, вот те раз, слава богу, как бы не так, чёрт возьми, дудки; |
2. Императивные, выражающие: б) запрет, побуждение к действию в) способы управления животными | |
3. Этикетные слова | спасибо, здравствуй (те), привет, до свидания, простите, пожалуйста. |
Междометия и звукоподражательные слова
Отличаем междометия от звукоподражательных слов, которые передают звуки живой и неживой природы.
В отличие от междометий они не являются сигналами чувств или волеизъявления. Звукоподражания не относятся ни к одной части речи.
Видеоурок «Междометия как особый разряд слов»
Источник
«Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения»
Тема:_Междометие___МУНГАЛОВА МУВАДА СЫРЫМОВНА
Инструкция для учителя: Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
Ответьте на вопросы:
1.Как мы выражаем различные чувства восторг, удивление, страх?
2.Как мы выражаем различные побуждения?:
3. Эти слова : Ах, ой, ба, о, ох, эх, эй, увы, ура, фу, фи к какой части речи относятся?
Инструкция для учителя: для усвоения т еори тической части темы и формирования новых знаний по новой теме нужно составить задания, включающие нижеследующие вопросы:
ІІ —. Групповая работа. Самостоятельное усвоение учащимся новой темы: «Междометие»
А) Учащиеся сами выполняют следующие задания.Ответы анализируют вместе с учителем.
Ребята на первом этапе мы говорили о междометий.
1.Дайте определение междометию
-Междометие — особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2.В какую часть речи не входят междометия?
– Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.
3.Междометия изменяются? – Нет
4.Являются ли междометия членами предложения? – Не являются.
5.Как ставятся знаки препинания в междометиях?
А) Если междометие находится в начале предложения, то после него ставится запятая.
Б) Если находится в середине предложения, то запятая ставится с двух сторон.
В) Когда междометия произносятся с особой интонацией, то после них ставится восклицательный знак.
Междометия бывают производными и непроизводными.
Междометия выражают различные чувства: восторг, презрение, удивление, страх.
Междометия выражают различные побуждения: желание удалить, прекратить разговор или шум, побуждение к действию.
Междометия выражают общепринятые формулы приветствия, благодарности.
Задания для с амостоятельно го усвоени я новой темы
1. «Узнавание» Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой ? и другие задания информационного характера. Задания на :
« запом нить. , состав ить список. , выделить . , рассказать о. , показать .. назвать .
1.Почему междометие не имеет лексическое значение?
Потому что, междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения.
2.Для чего употребляются в речи междометия?
Для выражения различных чувств, для побуждения к действию, для приветствия, благодарности
3.Какие бывают междометия?
Междометия бывают производными и непроизводными.
Производные: -Ужас! Брось! Извините!
Непроизводные: -а, у, ах, ну, увы, фу.
2. «Понимание» ( описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому ) . Должны быть з адания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д. 3. «Анализ» (1) сравните, 2)выявите различия,
3) найдите общее между
4)выделите главную идею по теме )
Задания 1),2),3) можно заменить одним заданием как: «Заполни диаграмму Венна»
Используя диаграмму Венн сравни междометия выражающие: 1) различные чувства. 2)выражающие в эмоциональной форме побуждение к действию.3)выражающие общепринятые формулы приветствия, благодарности.
Междометия Междометия выражающие
выражающие различные побуждения к действию
чувства Вон! Прочь! Долой!
Междометия они не изменяются
и не являются членами
В чем главная идея темы? Междометия не входят ни в самостоятельные, ни в служебные части речи. Междометия разделяются на три типа: выражают различные чувства, побуждения, общепринятые формулы приветствия.
а) Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.)
б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста.
в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д
Укажи в схеме идею вышеуказанной темы:
Непроизводные: междометия не являются Производные, то есть
Ах ,эх, ну, членами предложения, возникшими из самос-
потому что ,не имеют тоятельных частей речи
. Найди в этих предложениях междометие и заполни таблицу.
-Ах, ребята, пойте, только гусли стройте.
-Ба, знакомые все лица.
-Увы, он счастья не ищет и не от счастья бежит.
-Эй, ямщик, смотри: что там такое чернеется?
-Ну, барин,- закричал ямщик,- беда: буран
Для закрепления на практике и формирования умений ведется работа с учебником:
5. «Применение» ( Выполни следующие задания ( № . № . № . , или упражнения) из учебника, сборника, других источников (автор……, стр….
Междометия выражающие различные чувства
Междометия выражающие различные побуждения
6. «Оценка» (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:а) Как ты думаешь?б) Как бы ты поступил?в) Для чего это нужно в жизни?г) Какое применение может найти в жизненной ситуации. ?
Как ты думаешь, если междометие не имеет лексическое значение, то в чем его необходимость как часть речи?
Хотя междометие не имеет лексическое значение, но иногда междометие употребляется в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд!- ай да в значении определения, передающего чувство восхищения, восторга.
ІІІ -этап обратной связи ( этап оценивани я )
1 — уровень (5 баллов)
Найди в тексте новые слова, термины, понятия, выражения (по каждому абзацу), отвечающие на вопросы: кто? что? где? когда? какой ? и другие задания информационного характера. Задания на: различение, узнавание, запоминание, составить список, выделить, рассказать, показать, назвать и т.д.
3 этап. Индивидуальная работа . 1 уровень (5 баллов)
Приведите примеры с междометиями ,которые выражают чувства
А). Междометия, которые служат для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения.
Б). Междометия, которые выражают тоску, горе, сожаление, печаль.
В.) Междометия, которые выражают недоумение, недоверия, удивление, испуг, изумление.
Г). Междометия, которые выражают протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость.
Знаки препинания при междометиях
Междометия выделяются запятой , если находятся в начале или в конце предложения; Эй , завяжи на память узелок. Как я люблю море, ах , как я люблю море!
Восклицательным знаком , если находится в начале предложения и произносится с повышенной интонацией; Ура! У нас каникулы . Боже! Что с тобой?
(по образцу) П рименение в сходной ситуации: выполни задания, проиллюстрируй, реши по образцу следующие задания: №….№….или упражнения из учебника, сборника (назв. автора, страница…)
Междометие
1. В каких ситуациях употребляются междометия, выражающие различные чувства? Междометия, выражающие различные чувства употребляются, когда человек восторгается( восторг), удивляется(удивление), когда у него горе (печаль), когда преобладает чувство страха (боязнь). Например: Ах, чудо-то какое! Ой, как ты меня напугал!
2. При желании удалить, прекратить разговор или шум какие междометия
употребляются? Междометия выражающие различные побуждения, например:
А, вон- вон, это облачко. Ну, что вы об этом думаете? Ну, прекрати довольно уже!
3. На какие два вида делятся междометия? Междометия бывают производными и непроизводными .
4. Какие знаки препинания употребляются после междометия? Запятая,
восклицательный знак.
5. В каких случаях ставится дефис при междометиях? Междометия,
образованные повторением основ, пишутся через дефис.
6. Поставьте пропущенные знаки препинания, соедините линиями в правильном порядке.
Ах, как красиво кругом!
Ой молодец, как ты все правильно сказал.
Побуждение к речи
Ой ты мне наступил на ноги.
Побуждение к действию
Ну, и что дальше?
7 . Напишите какие междометия вы употребляете в речи
А) если узнаете радостную весть Ну, давай быстрее!
Б) если очень испугаетесь Ой, как мне тяжело.
В) если очень устанете Уф, всё обошлось.
Г) если к кому-нибудь обращаетесь Ура! У нас каникулы.
Д) если кого-нибудь торопите Увы! Извольте обратиться с просьбой
Ну-ка, ребята, запишите предложения определите роль междометии в предложений.
Плачет ребенок трудно матери баю-бай не помогает.
А ребенку ведь давно пора бай-бай.
В первом предложении баю-бай подлежащее.
Во втором предложении баю-бай сказуемое.
Результат: Формирование 1- уровня компетентности
2 — уровень (+ 4 балла)
« Понимание» ( описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому ) . Должны быть з адания с применением вопросов: почему? зачем? объясни, найди причину…,докажи, придумай и т.д.
(1) …..сравните, 2)…….выявите различия,
3) найдите общее между….
4)выделите главную идею по теме )
Задания 1),2),3) можно заменить одним заданием как: «Заполни диаграмму Венна»
Междометие- особая часть речи, которая выражает различные чувства, побуждения к действию, слова этикета, но не называет их.
Междометие -не отвечает на вопросы,
-не называет предмет, признаки, не обозначает действие или состояние.
-не являются членами предложения, хотя в некоторых случаях может переходить в другие части речи.
Этикетными называются междометия, которые выражают общепринятые формулы приветствия и благодарности.
Активно междометия употребляются в устной речи, в художественных произведениях чаще используются в диалогах.
К междометиям примыкают звукоподражательные слова.
Междометие не относится не к самостоятельной, не к служебной части речи.
Выражаемые чувства или волеизъявления передаются с особой интонацией.
Ах, сколько у меня интересного материала!
Морфологические признаки не имеют ни лексических, ни грамматических значений и не могут выступать в роли какого-либо предложения.
Однако они являются базой для образования других частей речи.
Синтаксическая функция иногда междометия могут выступать в функций различных членов предложения, употребляться в значении других частей речи.
Не следует относить слова обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлеп, слова имитирующие различные звуки и голоса животных, птиц тра-та-та к междометиям
Как ты думаешь, если междометие не имеет лексическое значение, то в чем его необходимость как часть речи?
Хотя междометие не имеет лексическое значение, но иногда междометие может употребляться в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения, например: Ай да мёд!- ай да в значении определения, передающего чувство восхищения, восторга.
Мне, —сказало Междометье,- интересно жить на свете.
Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет,
благодарность, восхищенье, возмущенье, привет..
Те кого охватит страх, произносят слово Ах!
У кого тяжёлый вздох, произносят слово Ох!
Кто встречается с бедой, произносит слово Ой!
Кто отстанет от друзей, произносит слово Эй!
У кого захватит дух, произносит слово Ух!
Ах! Как трудно жить на свете не усвоив междометий
а) Задания на синтез (соединенияе частей по-новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план). Приведи в систему…, классифицируй (заполни таблицу, начерти опорную блок-схему, заполни кроссворд, реши, составь ребус и т.д.) б) Сделай вывод, обобщение по всему содержанию текста. в) Дай определение, напиши общую формулу и т.д.
(рефлексия) (рефлексия) Вырази свое мнение по отношению к событиям, имеющим место в тексте:
а) Как ты думаешь?
б) Как бы ты поступил?
в) Для чего это нужно в жизни?
г) Какое применение может найти
1
. В каких ситуациях употребляются междометия, выражающие различные чувства?
Междометия, выражающие различные чувства употребляются, когда человек восторгается( восторг), удивляется(удивление), когда у него горе (печаль), когда преобладает чувство страха (боязнь). Например: Ах, чудо-то какое! Ой, как ты меня напугал!
2. При желании удалить, прекратить разговор или шум какие междометия употребляются?
Междометия выражающие различные побуждения, например: А, вон- вон, это облачко. Ну, что вы об этом думаете? Ну, прекрати довольно уже!
3. На какие два вида делятся междометия? Междометия бывают производными и непроизводными .
4. Какие знаки препинания употребляются после междометия? Запятая, восклицательный знак.
Замените междометия синонимами
2. Копец (конец)
Среди междометии выражающих волеизъявления побуждения к какому-то либо действию, выделяются следующие:
1 Междометия, которые являются своего рода призывом –Ау! –Алло! –Эй!
2 Междометия, которые выражают повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь: Айда! Марш! Тс! Караул! Цыц! Чш! Чур! Приведите примеры:
1.Какие междометия можно употребить, когда просишь о помощи?
2.Какие слова этикеты, слова приветствия и благодарности ты используешь в своей речи?
3.Какие междометия не следует употреблять при общении?
Составьте диалог, используя следующую ситуацию
Вы приглашаете своего друга поехать летом с вами в деревню или в город .
Выразите чувство восторга по поводу красоты природы в деревне или красоты города.
Друг ваш не может поехать и выражает чувство сожаления
Результат: Формирование 3 — уровня компетентности ( 9+3=12 баллов = «отл.») =
= полной компетенции по данной теме
Источник