- Основой какого литературного направления являются культ чувства
- Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Классицизм – художественное направление в литературе
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
- Определения
- Объяснение и примеры
- Основные черты классицизма
- Пример
- Основные черты сентиментализма
- Пример
- Основные черты реализма
- Пример
- Основные черты модернизма
- Пример
- Пример
- Пример
- Основные черты постмодернизма
- Пример
- Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Основой какого литературного направления являются культ чувства
Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.
СОДЕРЖАНИЕ:
Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие « историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.
Непрерывное изменение литературы — очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.
Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).
Литературный процесс — это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.
Словарь литературоведческих терминов. — М.: Просвещение, 1974.
Литературное направление — устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.
Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. — М.: Дрофа, 2000.
Литературное направление — конкретно-историческое проявление продуктивного творческого метода внутри художественной системы, а также произведения, созданные на основе одного непродуктивного творческого метода. Творческий метод — основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.
Источник
Классицизм – художественное направление в литературе
Классицизм (франц. classicisme, от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII–XIX веков.
В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении его представители стремились распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Во многом классицизм опирался на античное искусство, беря его за идеальный эстетический образец.
Образы в классицизме статичны, лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Основателем классицизма считается Франсуа Малерб (1555–1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.
Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Пьер Корнель (1606–1684) и Жан Расин (1639–1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры: известным баснописцем был Жан де Лафонтен (1621–1695), непревзойдённым мастером сатиры – Никола Буало (1636–1711), своими комедиями прославился Мольер (театральный псевдоним Жана-Батиста Поклена,1622–1673).
Буало был известен на всю Европу как крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».
Основные черты классицизма:
2) общественная проблематика;
3) главный конфликт – борьба чувства и долга;
4) строгая регламентированность построения произведений;
5) чёткая жанровая иерархия;
6) статичность героя.
Драматические произведения классицизма строились с учётом трёх единств – правил, которые опирались на некоторые положения «Поэтики» Аристотеля.
Правила представляли собой три жёстких ограничения:
1) единство действия – пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму;
2) единство места – действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту;
3) единство времени – действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
В классицизме конца XVIII века нарастают кризисные явления; на смену идеям рационализма, культу разума приходит культ нежных чувств – сентиментализм.
Использованы статьи:
Источник
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения
Определения
- Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определённый исторический период. У литературного направления есть философская основа (что писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (как именно освещаются характерные для литературного направления процессы).
- Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности.
- Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.
- Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.
- Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.
- Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.
- Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.
- Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира и точность каждого слова, описывающего его.
- Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.
- Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.
В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).
Объяснение и примеры
Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.
Направление
Период
Смысловое наполнение
Представители
Акцент на разуме (просвещение, государственность)
Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин
Конец XVIII — начало XIX в.
Акцент на чувствах (любовь, природа)
Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского
Первая половина XIX в.
Страдания и одиночество главного героя
Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев
Вторая половина XIX — настоящее время
Правдивое отображение типичных явлений действительности
Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын
Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий
А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский
Конец XX в. — XXI в.
Игровое повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам
Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин
Основные черты классицизма
- Строгое определение типа жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких — трагические и возвышенные).
- Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная).
- Герои обязательно делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему.
- Соблюдение правила «трёх единств» (времени, места и действия).
- В произведении обязательно должны утверждаться положительные ценности и возвышенный идеал.
Пример
«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.
Основные черты сентиментализма
- Уход от прямолинейности классицизма.
- Субъективность как основа миропонимания.
- Культ чувства.
- Культ природы.
- Культ врождённой душевной чистоты, неиспорченности.
- Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
- Внимание к душевному миру человека.
- Превосходство чувства над разумом.
Пример
В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.
Основные черты реализма
- Романтическое изображение событий в образах.
- Стремление к познанию человеком себя и окружающего мира.
- Типизация художественных образов — создание «правдивых» и характерных для определённого времени персонажей и обстановок.
- Вера в познаваемость и разумность мира (этим реализм отличается от, к примеру, романтизма, в котором мир противопоставлялся человеку).
- Отображение жизни во всей её динамике (развитие, появление новых социальных типов и явлений действительности).
Пример
В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.
Основные черты модернизма
- Пристальное внимание к внутреннему миру личности.
- Провозглашение «чистого» искусства, не требующего подтверждения «полезностью».
- Превосходство творческого прозрения над рациональным знанием.
- Видение литературы как высшего знания.
- Новые средства в искусстве (яркий пример — применение символов со всей их многозначностью, а также эпатажный язык футуризма).
- Стремление положить творчество в основу мироустройства, чтобы преобразовать мир по законам красоты.
Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.
Пример
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.
Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.
Пример
Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.
Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.
Пример
В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.
Основные черты постмодернизма
- Плюрализм (допустимость множества справедливых мнений).
- Неопределённость (отсутствие правил в искусстве).
- Интертекстуальность (цитирование уже существующих литературных произведений с вплетением этих цитат в текст нового творения).
- Игра (творчество служит развлечением и для автора, и для читателя).
Пример
Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение «П»»).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?
Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.
К какому литературному направлению относится «Недоросль» . И. Фонвизина?
Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.
Источник