- Психические процессы: виды и краткая характеристика
- Методы изучения
- Психические познавательные процессы
- Восприятие
- Память
- Мышление
- Ощущения
- Воображение
- Представление
- Внимание
- Психические эмоциональные процессы
- Чувства
- Эмоции
- Стресс
- Аффекты
- Психические волевые процессы
- Постановка цели
- Принятие решений
- Развитие психических процессов
- Основные психические процессы чувственного познания у человека
Психические процессы: виды и краткая характеристика
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.
Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- ощущение;
- воображение;
- представление;
- речь;
- внимание.
Эмоциональные:
Волевые:
Также существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому если вы хотите улучшать деятельность своих психических процессов, достаточно будет заниматься развитием нескольких из них. К примеру, памяти, воображения, эмоций и воли. Впрочем, ваш список может принципиально отличаться. Во всяком случае вас не должно удивлять, что, развивая свое внимание, тут же «подтягиваются» и все остальные процессы.
Методы изучения
В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:
- Опознание фигур на ощупь и манипуляция с ними тактильно (доска Сегена).
- Зрительное опознавание реальных, зашумленных, контурных и расфокусированных изображений (проба Поппельрейтера).
- Восприятие объектов, требующих зрительно-пространственной переработки (контурная географическая карта, схематические часы).
- Узнавание знакомых портретов известных лиц.
- Восприятие на слух и оценка ритмических структур.
- Выявление нарушений памяти (методика «Пиктограмма»).
Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.
Наибольшее количество методик исследуют мышление. Самая известная – «Классификация предметов», где представляется возможность изучить различные аспекты мыслительного процесса. Также известны: понимание переносного смысла метафор и пословиц, решение арифметических задач разной степени сложности, сравнение и определение понятий.
Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.
Психические познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
- Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
- Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
- Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
- Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
- Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).
Память
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
- По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
- По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
- По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
- По организации запоминания: декларативная и процедурная.
- По наличию цели: произвольная и непроизвольная.
Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
- Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
- Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.
Ощущения
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
- Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
- Модальность: качественная характеристика ощущений.
- Длительность: временная характеристика ощущений.
- Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.
Воображение
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
- Мечта: эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность.
- Творчество: создание новых духовных и материальных ценностей.
- Агглютинация: создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
- Галлюцинация: нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни.
- Акцентирование: создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт.
Представление
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
- Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
- Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
- Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
- Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
- Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
- Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
- Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
- Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.
Внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Психические эмоциональные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Чувства
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.
- Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
- Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
- Интенсивность: сила чувств.
- Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.
Эмоции
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.
Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.
Стресс
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
Аффекты
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
Психические волевые процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Постановка цели
Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.
Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.
Принятие решений
Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.
Развитие психических процессов
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
- Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
- Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
- Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
- Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
- Находить 10 отличий между предметами.
- Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
- Копировать в точности движение или узор.
- Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.
Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):
Также обязательно потренируйтесь, решая задачи из нашей рубрики «Игры, задачи и развлечения».
Источник
Основные психические процессы чувственного познания у человека
1.4 рТПГЕУУЩ РУЙИЙЮЕУЛПЗП ПФТБЦЕОЙС.
цЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ УЧСЪБОБ У БЛФЙЧОЩН ЙУУМЕДПЧБОЙЕН ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ ЧП ЧЪБЙНПУЧСЪСИ Й ЧЪБЙНПЪБЧЙУЙНПУФСИ. рПЪОБОЙЕ НЙТБ РТЕДРПМПЗБЕФ РПУФТПЕОЙЕ ЕЗП ГЕМПУФОПК ЛБТФЙОЩ, ПТЙЕОФБГЙЙ ОБ ЕЕ ПУОПЧЕ РТПГЕУУБ ДЕСФЕМШОПУФЙ. ъОБОЙЕ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ ЧИПДЙФ УПУФБЧОПК ЮБУФША Ч РУЙИЙЛХ ЮЕМПЧЕЛБ, ЛБЛ ТБЪХНОПЗП УХЭЕУФЧБ.
рПЪОБЧБФЕМШОБС ДЕСФЕМШОПУФШ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ПУПВХА УФПТПОХ ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ. еЕ УПДЕТЦБОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ РПУФБОПЧЛХ ГЕМЕК, НПФЙЧПЧ, ПУОПЧБОП ОБ РПЪОБЧБФЕМШОЩИ РПФТЕВОПУФСИ ЮЕМПЧЕЛБ.
ч ЗОПУЕПМПЗЙЙ РТПГЕУУ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП РПЪОБОЙС ТБЪДЕМСЕФУС ОБ ЮХЧУФЧЕООХА Й ТБГЙПОБМШОХА УПУФБЧМСАЭХА.
юХЧУФЧЕООПЕ РПЪОБОЙЕ УЧСЪБОП У ДЕСФЕМШОПУФША БОБМЙЪБФПТПЧ Й РТЕДУФБЧМЕОП Ч РТПГЕУУБИ ПЭХЭЕОЙС Й ЧПУРТЙСФЙС.
тБГЙПОБМШОПЕ РПЪОБОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ДЕСФЕМШОПУФШ НЩЫМЕОЙС ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТПЕ ЧУЛТЩЧБЕФ УЧПКУФЧБ, УЧСЪЙ Й ПФОПЫЕОЙС ПВЯЕЛФПЧ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ, ОБ ПУОПЧЕ РТПЫМПЗП ПРЩФБ (РБНСФЙ) Й РТПЗОПЪЙТХЕНПК ТЕБМШОПУФЙ (ЧППВТБЦЕОЙЕ).
чУЕ РУЙИЙЮЕУЛЙЕ, РПЪОБЧБФЕМШОЩЕ РТПГЕУУЩ ЮЕМПЧЕЛБ РТПФЕЛБАФ ГЕМПУФОП Й МЙЫШ МПЗЙЛБ ОБХЮОПЗП БОБМЙЪБ РПЪЧПМСЕФ ОБН ЧЩДЕМЙФШ ПФДЕМШОЩЕ ЮБУФЙ.
оБЮБМШОЩК НПНЕОФ ТЕБЛГЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ ОБ УФЙНХМЩ ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ ОБЪЩЧБЕФУС ПЭХЭЕОЙЕН, Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ПОП ДПУФХРОП РПЪОБОЙА ЛБЛ ТЕЪХМШФБФ УПЪОБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ РП ЧЩДЕМЕОЙА ПФДЕМШОЩИ ЮХЧУФЧЕООЩИ ЛБЮЕУФЧ ЧОХФТЙ ПВТБЪБ ЧПУРТЙСФЙС. рТПГЕУУЩ ЮХЧУФЧЕООПЗП РПЪОБОЙС, ФБЛЙН ПВТБЪПН, ПЛБЪЩЧБАФУС ОЕТБЪТЩЧОП УЧСЪБООЩНЙ Й УППФОПУСФУС У ТБГЙПОБМШОЩН РПЪОБОЙЕН.
пЭХЭЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ЮХЧУФЧП, ОП Й ДЕСФЕМШОПУФШ, ПОП ЧПЪОЙЛБЕФ Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЧПЪДЕКУФЧЙС ТБЪДТБЦЙФЕМС ОБ УППФЧЕФУФЧХАЭЙК ТЕГЕРФПТ. рПЬФПНХ НПЦОП ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ ПЭХЭЕОЙС РП ФЙРХ ТЕГЕРФПТБ (НПДБМШОПУФЙ) : ЛПЦОЩЕ ТЕГЕРФПТЩ (РТЙЛПУОПЧЕОЙС, ДБЧМЕОЙС, ПУСЪБОЙС, ФЕНРЕТБФХТОЩЕ, ВПМЕЧЩЕ), ЧЛХУПЧЩЕ, ПВПОСФЕМШОЩЕ, ЪТЙФЕМШОЩЕ, УМХИПЧЩЕ, РПМПЦЕОЙС Й ДЧЙЦЕОЙС, ПТЗБОЙЮЕУЛЙЕ (ЗПМПД, ЦБЦДБ, РПМПЧЩЕ, ВПМЕЧЩЕ Й ПЭХЭЕОЙС ЧОХФТЕООЙИ ПТЗБОПЧ).
йУИПДС ЙЪ УЧПКУФЧ ТБЪДТБЦЙФЕМС ТБЪМЙЮБАФ НЕИБОЙЮЕУЛХА, БЛЛХУФЙЮЕУЛХА, ИЙНЙЮЕУЛХА, ФЕТНЙЮЕУЛХА, ПРФЙЮЕУЛХА ЮХЧУФЧЙФЕМШОПУФШ.
ч РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ОБХЛЕ РТЙОСФП ЧЩДЕМСФШ УЧПКУФЧБ ПЭХЭЕОЙК:
нПДБМШОПУФШ — ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЧЙД ПЭХЭЕОЙС РП УПДЕТЦБОЙА Й УЧПКУФЧЕООЩЕ ЕНХ ПУПВЕООПУФЙ, ОБРТЙНЕТ, УМХИПЧЩЕ ПЭХЭЕОЙС ПФТБЦБАФ ЧЩУПФХ, ФЕНР, ФЕНВТ, ЗТПНЛПУФШ ЪЧХЛБ.
йОФЕОУЙЧОПУФШ — УППФЧЕФУФЧЙЕ УЙМЩ ТБЪДТБЦЙФЕМС Й УЙМЩ ПЭХЭЕОЙС. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ПЭХЭЕОЙЕ ЧПЪОЙЛМП, ОЕПВИПДЙНП ЮФПВЩ УФЙНХМ ДПУФЙЗ ПРТЕДЕМЕООПК ЧЕМЙЮЙОЩ (РПТПЗБ) , ФПЗДБ ПЭХЭЕОЙЕ ЧПЪОЙЛБЕФ УТБЪХ, УЛБЮЛПН. йОПЗДБ ВЩЧБЕФ ДПУФБФПЮОП ЕДЧБ ЪБНЕФОП ЙЪНЕОЙФШ ЧЕМЙЮЙОХ ЧПЪДЕКУФЧХАЭЕЗП УФЙНХМБ, ЮФПВЩ ПО ЙЪ РПМОПУФША ОЕПЭХЭБЕНПЗП УФБМ ПЭХЭБЕНЩН.
дМЙФЕМШОПУФШ — ЧТЕНЕООБС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ ДЕКУФЧЙС ТБЪДТБЦЙФЕМС Й ОБМЙЮЙС ПЭХЭЕОЙС. пЭХЭЕОЙЕ ЧПЪОЙЛБЕФ ОЕ ПДОПЧТЕНЕООП У ЧПЪДЕКУФЧЙЕН Й УПИТБОСЕФУС ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС РПУМЕ ЕЗП ПЛПОЮБОЙС.
рТПУФТБОУФЧЕООБС МПЛБМЙЪБГЙС-УППФЧЕФУФЧЙЕ ПЭХЭЕОЙС НЕУФПТБУРПМПЦЕОЙА ТБЪДТБЦЙФЕМС.
ч ПФМЙЮЙЙ ПФ ПЭХЭЕОЙС, ЧПУРТЙСФЙЕ ЧУЕЗДБ УППФОПУЙФУС У ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ОБУ УХЭЕУФЧХАЭЕК ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФША Й РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК ЮХЧУФЧЕООЩК ПВТБЪ РТЕДНЕФБ, ЧЛМАЮБАЭЙК ПЭХЭЕОЙС Ч ЙИ ЧЪБЙНПУЧСЪСИ.
чПУРТЙСФЙЕ ЛБЛ УЙУФЕНБ ДЕКУФЧЙК НПЦЕФ ВЩФШ ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБОБ РП ЧЙДБН ОБ ЧПУРТЙСФЙЕ РТПУФТБОУФЧБ (ЧПУРТЙСФЙЕ ЖПТНЩ, ЧЕМЙЮЙОЩ, ЧЪБЙНПТБУРПМПЦЕОЙС Й ОБРТБЧМЕОЙС РТЕДНЕФПЧ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ) Й ЧПУРТЙСФЙЕ ЧТЕНЕОЙ (ПФТБЦЕОЙЕ ДМЙФЕМШОПУФЙ, УЛПТПУФЙ Й РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ УПВЩФЙК). чПУРТЙСФЙЕ РТПУФТБОУФЧБ Й ЧТЕНЕОЙ ОЕ СЧМСЕФУС ЧТПЦДЕООЩН, ПОП ЖПТНЙТХЕФУС Ч РТПГЕУУЕ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ Й ЪБЧЙУЙФ ПФ ЛХМШФХТЩ Й ЧПЪТБУФБ ЮЕМПЧЕЛБ.
ч ЛБЮЕУФЧЕ ЧЕДХЭЙИ УЧПКУФЧ ЧПУРТЙСФЙС Ч РУЙИПМПЗЙЙ ЧЩДЕМСАФ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЧПУРТЙСФЙС:
ПУНЩУМЕООПУФШ — ЛБЛ ПУПЪОБОЙЕ РТЕДНЕФБ ЙМЙ СЧМЕОЙС, ПФОЕУЕОЙЕ ЕЗП Л ПРТЕДЕМЕООПНХ ЛМБУУХ,
УФТХЛФХТОПУФШ — ЧПУРТЙСФЙЕ ПВЯЕЛФПЧ Ч ЙИ ХУФПКЮЙЧЩИ УЧСЪСИ Й ПФОПЫЕОЙСИ,
ЛПОУФБОФОПУФШ — ПФОПУЙФЕМШОПЕ РПУФПСОУФЧП ЧПУРТЙОЙНБЕНПЗП ПВТБЪБ, — ЧОЕ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ХУМПЧЙК УТЕДЩ,
ЙЪВЙТБФЕМШОПУФШ — РТЕЙНХЭЕУФЧЕООПЕ ЧЩДЕМЕОЙЕ ПРТЕДЕМЕООПЗП ЛМБУУБ ПВЯЕЛФПЧ, ПВХУМПЧМЕООПЕ ПУПВЕООПУФСНЙ МЙЮОПУФЙ ЧПУРТЙОЙНБАЭЕЗП.
рТПГЕУУ ЮХЧУФЧЕООПЗП РПЪОБОЙС НЙТБ РТПЙУИПДЙФ ПФ ПЭХЭЕОЙС,ЧПУРТЙСФЙС Л РБНСФЙ, ЧЕДШ Ч РТПГЕУУЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛХ ОЕПВИПДЙНП ОЕ ФПМШЛП ЧПУРТЙОЙНБФШ ПРТЕДЕМЕООХА УЙФХБГЙА, ОП Й ХНЕФШ УППФОЕУФЙ ЕЕ У ДТХЗЙНЙ ЖБЛФБНЙ, БВУФТБЗЙТПЧБФШУС ПФ ОБУФПСЭЕЗП Л РТПЫМПНХ, РТПБОБМЙЪЙТПЧБФШ УПВЩФЙС РПУМЕ ЙИ ПЛПОЮБОЙС. чУЕ ЬФЙ РТПГЕУУЩ ПВЕУРЕЮЙЧБАФ РБНСФШ ЮЕМПЧЕЛБ. фБЛЙН ПВТБЪПН РБНСФШ УПУФПЙФ ЙЪ НОПЗЙИ РТПГЕУУПЧ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ УПИТБОЕОЙЕ ЦЙЪОЕООПЗП ПРЩФБ ЮЕМПЧЕЛБ Й ЕЗП ПУНЩУМЕООПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ОБУФПСЭЕЗП.
рБНСФШ — ПВЭБС ЬМЕНЕОФБТОБС УРПУПВОПУФШ Л ЪБРЕЮБФМЕОЙА Й ЧПУФБОПЧМЕОЙА ДБООЩИ ЮХЧУФЧЙФЕМШОПУФЙ (НОЕНЙЮЕУЛЙК РТПГЕУУ (ПФ УМПЧБ НОЕНП) — РП ЙНЕОЙ ЗТЕЮЕУЛПК ВПЗЙОЙ РБНСФЙ нОЕНПЪЙОЩ).
ч РУЙИПМПЗЙЙ УХЭЕУФЧХЕФ НОПЗП ЛМБУУЙЖЙЛБГЙК ЧЙДПЧ РБНСФЙ:
РП ОБМЙЮЙА ГЕМЙ ТБЪМЙЮБАФ РТПЙЪЧПМШОХА Й ОЕРТПЙЪЧПМШОХА
РП ЧТЕНЕОЙ УПИТБОЕОЙС НБФЕТЙБМБ-ЛТБФЛПЧТЕНЕООХА, ДПМЗПЧТЕНЕООХА Й ПРЕТБФЙЧОХА
РП УФЕРЕОЙ ПУНЩУМЕОЙС-МПЗЙЮЕУЛХА Й НЕИБОЙЮЕУЛХА
РП УПДЕТЦБОЙА ЪБРПНЙОБЕНПЗП НБФЕТЙБМБ-ЬНПГЙПОБМШОХА, ПВТБЪОХА Й ДЧЙЗБФЕМШОХА
РП ФЙРХ ЧЕДХЭЕЗП БОБМЙЪБФПТБ-ЪТЙФЕМШОХА, УМХИПЧХА, ЧЛХУПЧХА, ПУСЪБФЕМШОХА, ПВПОСФЕМШОХА
пУОПЧОЩЕ РТПГЕУУЩ РБНСФЙ:
рЕТЧЩК РТПГЕУУ РБНСФЙ — ЪБРЕЮБФМЕОЙЕ, УПРТПЧПЦДБЕФ МАВХА ДЕСФЕМШОПУФШ Й ОЕРТПЙЪЧПМШОП. юЕМПЧЕЛ, ЛБЛ УХЭЕУФЧП УПЪОБФЕМШОПЕ ОБЮЙОБЕФ РТЕДОБНЕТЕООП ЪБРЕЮБФМЙЧБФШ ЪОБЮЙНЩК ДМС ОЕЗП НБФЕТЙБМ, ЙУРПМШЪПЧБФШ ЪБРПНЙОБОЙЕ. еУМЙ ЦЕ НБФЕТЙБМ ДПУФБФПЮОП ФТХДОЩК, ДМС ЕЗП ЪБРПНЙОБОЙС ЙУРПМШЪХАФУС РТЙЕНЩ, ЗПЧПТСФ П ЪБХЮЙЧБОЙЙ.
ъБРПНЙОБОЙЕ ЛБЛ РТПГЕУУ, РТПСЧМСЕФУС Ч ХЪОБЧБОЙЙ НБФЕТЙБМБ, РТПЙУИПДСЭЕН Ч ОЕУЛПМШЛП ЬФБРПЧ.
бЧФПНБФЙЮЕУЛПЕ ХЪОБЧБОЙЕ П ДЕКУФЧЙЙ.
пФПЦДЕУФЧМЕОЙЕ РТЕДНЕФБ У ТБОЕЕ ЧПУРТЙОСФЩН.
уПИТБОЕОЙЕ НБФЕТЙБМБ, ЛБЛ НОЕНЙЮЕУЛЙК РТПГЕУУ-ОЕ РТПУФПЕ ЛПОУЕТЧЙТПЧБОЙЕ ЙОЖПТНБГЙЙ. рТЙ ЬФПН РТПЙУИПДЙФ ХУЧПЕОЙЕ, РЕТЕТБВПФЛБ НБФЕТЙБМБ,РТЕДРПМБЗБАЭБС ХЮБУФЙЕ ТБЪМЙЮОЩИ НЩУМЙФЕМШОЩИ РТПГЕУУПЧ: ПВПВЭЕОЙЕ, ЛПОЛТЕФЙЪБГЙС,УЙУФЕНБФЙЪБГЙС Й ДТХЗЙЕ.
чПУРТПЙЪЧЕДЕОЙЕ, ОЕ СЧМСЕФУС РТПУФП РПЧФПТЕОЙЕН ЪБХЮЕООПЗП. ч РТПГЕУУ ТЕЮЙ ЧЛМАЮБЕФУС НЩЫМЕОЙЕ,ПОП ПВПВЭБЕФ Й ЛПОЛТЕФЙЪЙТХЕФ УПДЕТЦБОЙЕ, УПУФБЧМСЕФ У ЧПУРТПЙЪЧЕДЕОЙЕН ЕДЙОЩК,ЧЪБЙНПРТПОЙЛБАЭЙК РТПГЕУУ.
рПУМЕДОЙК НОЕНЙЮЕУЛЙК РТПГЕУУ — ЪБВЩЧБОЙЕ, ЙУЮЕЪОПЧЕОЙЕ НБФЕТЙБМБ ЙЪ РБНСФЙ. рУЙИПМПЗБНЙ ПВОБТХЦЕОП, ЮФП ВЩУФТЕЕ ЧУЕЗП ЪБВЩЧБЕФУС НЕИБОЙЮЕУЛЙ ОЕ УЧСЪБОЩК, ОЕ ПУНЩУМЕОЩК НБФЕТЙБМ (УРХУФС 9 ЮБУПЧ ПУФБЕФУС 35,8%), ПУНЩУМЕООЩК НБФЕТЙБМ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОЕ ЪБВЩЧБЕФУС, РТЙЮЕН ДПМШЫЕ ЧУЕЗП УПИТБОСЕФУС ЕЗП МПЗЙЮЕУЛБС УФТХЛФХТБ.
иПФС НОПЗЙЕ МАДЙ ЗПЧПТСФ, ЮФП Х ОЙИ УМБВБС РБНСФШ, ТБЪЧЙФЙЕ ЕЕ — ДПУФБФПЮОП ЙЪХЮЕООБС РТПВМЕНБ. уХЭЕУФЧХАФ НОЕНПФЕИОЙЛЙ (НЕФПДЩ ТБЪЧЙФЙС РБНСФЙ) ОБ ПУОПЧЕ БЛФХБМЙЪБГЙЙ ЬНПГЙК, ПВТБЪПЧ Й РТ.
нЩЫМЕОЙЕ ЛБЛ РПЪОБЧБФЕМШОЩК РТПГЕУУ, ЧЩИПДЙФ ЪБ ТБНЛЙ ЮХЧУФЧЕООП ДБООПЗП, ТБУЫЙТСЕФ ЗТБОЙГЩ РПЪОБОЙС.
чПФ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ПРТЕДЕМЕОЙК НЩЫМЕОЙС:
РТПГЕУУ УПЪОБФЕМШОПЗП ПФТБЦЕОЙС ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ Ч ФБЛЙИ ПВЯЕЛФЙЧОЩИ ЕЕ УЧПКУФЧБИ, УЧСЪСИ Й ПФОПЫЕОЙСИ, Ч ЛПФПТЩЕ ЧЛМАЮБАФУС Й ОЕДПУФХРОЩЕ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПНХ ЮХЧУФЧЕООПНХ ЧПУРТЙСФЙА ПВЯЕЛФЩ (б. о. мЕПОФШЕЧ).
ОЕТБЪТЩЧОП УЧСЪБООЩК У ТЕЮША УПГЙБМШОП ПВХУМПЧМЕООЩК РУЙИЙЮЕУЛЙК РТПГЕУУ УБНПУФПСФЕМШОПЗП ЙУЛБОЙС Й ПФЛТЩФЙС УХЭЕУФЧЕООП ОПЧПЗП, ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЕ Й ПВПВЭЕООПЕ ПФТБЦЕОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ Ч ИПДЕ ЕЕ БОБМЙЪБ Й УЙОФЕЪБ, ЧПЪОЙЛБАЭЕЕ ОБ ПУОПЧЕ ЕЕ РТБЛФЙЮЕУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЙЪ ЮХЧУФЧЕООПЗП РПЪОБОЙС Й ДБМЕЛП ЧЩИПДСЭЕЕ ЪБ ЕЗП РТЕДЕМЩ. (б. ч. вТХЫМЙОУЛЙК).
уХННЙТХС ПУОПЧОЩЕ НПНЕОФЩ Ч РПОСФЙЙ НЩЫМЕОЙЕ Ч ПФЕЮЕУФЧЕООПК РУЙИПМПЗЙЙ, НПЦОП УЛБЪБФШ УМЕДХАЭЕЕ —
НЩЫМЕОЙЕ:
РУЙИЙЮЕУЛЙК РТПГЕУУ, ЛПФПТЩК СЧМСЕФУС ПВПВЭЕООЩН Й ПРПУТЕДПЧБООЩН ПФТБЦЕОЙЕН ПВЭЕЗП Й УХЭЕУФЧЕООПЗП Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ
ЧЩРПМОСЕФ ТЕЗХМЙТХАЭХА ЖХОЛГЙА РП ПФОПЫЕОЙА Л ДЕСФЕМШОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ, Ф.Л. УЧСЪБО У ПВТБЪПЧБОЙЕН ЕЕ ГЕМЕК, УТЕДУФЧ, РТПЗТБННЩ.
СЧМСЕФУС УЧПКУФЧПН УМПЦОПК ЖХОЛГЙПОБМШОПК УЙУФЕНЩ, УЛМБДЩЧБАЭЕКУС Ч ГЕОФТБМШОПК ОЕТЧОПК УЙУФЕНЕ ЮЕМПЧЕЛБ.
УПГЙБМШОП ПВХУМПЧМЕООЩК РТПГЕУУ, ОЕЧПЪНПЦОЩК ВЕЪ ТБЪЧЙФЙС ПВЭЕУФЧБ.
ч ЙУФПТЙЙ РУЙИПМПЗЙЙ НЩЫМЕОЙЕ ЙЪХЮБАФ ДПУФБФПЮОП ДБЧОП. тБОЕЕ ЕЗП ПФПЦДЕУФЧМСМЙ У МПЗЙЛПК Й УЮЙФБМЙ ЧТПЦДЕООЩН, ТБУУНБФТЙЧБС ЛБЛ ГЕРШ УМПЦОЩИ БУУПГЙБГЙК ЧОХФТЕООЙИ ЧРЕЮБФМЕОЙК ПФ РПМХЮЕООПЗП ПРЩФБ.
ч ВЙИЕЧЙПТЙЪНЕ НЩЫМЕОЙЕ-РТПГЕУУ ЖПТНЙТПЧБОЙС УМПЦОЩИ УЧСЪЕК НЕЦДХ УФЙНХМБНЙ Й ТЕБЛГЙСНЙ, УФБОПЧМЕОЙЕ ХНЕОЙК РТЙ ТЕЫЕОЙЙ ЪБДБЮ.
рУЙИПБОБМЙЪ ХДЕМСЕФ ЧОЙНБОЙЕ ВЕУУПЪОБФЕМШОЩН ЖПТНБН НЩЫМЕОЙС, ЪБЧЙУЙНПУФЙ НЩЫМЕОЙС ПФ НПФЙЧПЧ Й РПФТЕВОПУФЕК ЮЕМПЧЕЛБ. зЕЫФБМШФ-РУЙИПМПЗЙС ТБУУНБФТЙЧБЕФ ЙОФХЙФЙЧОЩК РПДВПТ ОХЦОПК УФТХЛФХТЩ ТЕЫЕОЙС.
чЙДЩ НЩЫМЕОЙС НПЦОП ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ ОБ ПУОПЧЕ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ — ОБЗМСДОП-ДЕКУФЧЕООПЕ, ОБЗМСДОП-ПВТБЪОПЕ, МПЗЙЮЕУЛПЕ, ФЕПТЕФЙЮЕУЛПЕ ПВТБЪОПЕ Й ФЕПТЕФЙЮЕУЛПЕ РПОСФЙКОПЕ.
уПДЕТЦБОЙЕ ОБЗМСДОП ДЕКУФЧЕООПЗП НЩЫМЕОЙС-РТБЛФЙЮЕУЛЙЕ ДЕКУФЧЙС ЮЕМПЧЕЛБ У ТЕБМШОЩНЙ РТЕДНЕФБНЙ.
оБЗМСДОП-ПВТБЪОПЕ НЩЫМЕОЙЕ УЧСЪБОП У ОЕРПУТЕДУФЧЕООЩН ЧПУРТЙСФЙЕН ЮЕМПЧЕЛБ,ЧУЕ ЕЗП ПВТБЪЩ РТЕДУФБЧМЕОЩ Ч ЛТБФЛПЧТЕНЕООПК Й ПРЕТБФЙЧОПК РБНСФЙ.
уПДЕТЦБОЙЕ ФЕПТЕФЙЮЕУЛПЗП РПОСФЙКОПЗП НЩЫМЕОЙС-РПОСФЙС, УХЦДЕОЙС, ХНПЪБЛМАЮЕОЙС, РТЙ ЬФПН РПЪОБАФУС ОЕОБВМАДБЕНЩЕ ЧЪБЙНПУЧСЪЙ ЙУУМЕДХЕНПК ТЕБМШОПУФЙ.
фЕПТЕФЙЮЕУЛПЕ ПВТБЪОПЕ НЩЫМЕОЙЕ ПРЕТЙТХЕФ БВУФТБЛФОЩНЙ ПВТБЪБНЙ Й РТЕДУФБЧМЕОЙСНЙ.
чУЕ ЧЙДЩ НЩЫМЕОЙС УПРТПЧПЦДБАФ ДЕСФЕМШОПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ Й Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЕЕ ЪБДБЮ Й УПДЕТЦБОЙС ФПФ ЙМЙ ЙОПК ЧЙД НЩЫМЕОЙС ДПНЙОЙТХЕФ.
пРЕТБГЙЙ НЩЫМЕОЙС-УРПУПВЩ, ЛПФПТЩНЙ ЮЕМПЧЕЛ РТПЙЪЧПДЙФ НЩУМЙФЕМШОЩЕ ДЕКУФЧЙС:
бОБМЙЪ-НЩУМЕООПЕ ТБЪДЕМЕОЙЕ РТЕДНЕФБ ЙМЙ СЧМЕОЙС Й ЙУУМЕДПЧБОЙЕ УПУФБЧМСАЭЙИ ЕЗП ЬМЕНЕОФПЧ.
уЙОФЕЪ-НЩУМЕООПЕ УППФОЕУЕОЙЕ, УПРПУФБЧМЕОЙЕ, ОБИПЦДЕОЙЕ УЧСЪЕК НЕЦДХ ТБЪОЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ.
бВУФТБЛГЙС-ПФЧМЕЮЕОЙЕ УХЭЕУФЧЕООЩИ УЧПКУФЧ РТЕДНЕФБ ПФ ОЕУХЭЕУФЧЕООЩИ.
уТБЧОЕОЙЕ-НЩУМЕООПЕ УППФОЕУЕОЙЕ РТЕДНЕФПЧ Й ЧЩДЕМЕОЙЕ Ч ОЙИ ПВЭЕЗП Й ТБЪМЙЮОПЗП.
пВПВЭЕОЙЕ-НЩУМЕООПЕ УППФОЕУЕОЙЕ Й ЧЩДЕМЕОЙЕ ПВЭЕЗП Ч ДЧХИ ЙМЙ ОЕУЛПМШЛЙИ ТБЪМЙЮОЩИ СЧМЕОЙСИ.
рТПГЕУУ ТЕЫЕОЙС ЮЕМПЧЕЛПН НЩУМЙФЕМШОПК ЪБДБЮЙ УПУФПЙФ ЙЪ ОЕУЛПМШЛЙИ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ ЬФБРПЧ:
ПУПЪОБОЙЕ РТПВМЕНОПК УЙФХБГЙЙ, ЛБЛ ВПТШЕТБ ДЕСФЕМШОПУФЙ.
пРТЕДЕМЕОЙЕ ХУМПЧЙК Й РТЕЧТБЭЕОЙЕ РТПВМЕНЩ Ч ЪБДБЮХ.
пЗТБОЙЮЕОЙЕ ЪПОЩ РПЙУЛБ ТЕЫЕОЙК ОБ ПУОПЧЕ РТЙЧМЕЮЕОЙС ПРЩФБ ТЕЫЕОЙС РПДПВОЩИ ЪБДБЮ.
рПУФТПЕОЙЕ ЗЙРПФЕЪЩ, РТЕДРПМПЦЕОЙС ПВ ПРФЙНБМШОЩИ УРПУПВБИ ТЕЫЕОЙС ЪБДБЮ.
тЕБМЙЪБГЙС Й ЛПОФТПМШ РТЙОСФПК ЗЙРПФЕЪЩ.
тЕЖМЕЛУЙС, ПГЕОЛБ РТЕДРТЙОСФЩИ ДЕКУФЧЙК Й ТЕЪХМШФБФПЧ.
йНЕООП Ч ТЕЫЕОЙЙ ЪБДБЮ ЙОФЕЗТЙТХЕФУС НЩУМЙФЕМШОБС ДЕСФЕМШОПУФШ /-ЛБЛ БОБМЙЪ, УЙОФЕЪ, ПВПВЭЕОЙЕ ХУМПЧЙК/, ЧПМС ЮЕМПЧЕЛБ /ЛБЛ ПЗТБОЙЮЕОЙЕ ЪПОЩ РПЙУЛБ, РТЕДРПЮФЕОЙЕ БМШФЕТОБФЙЧ, ТЕБМЙЪБГЙС Й ЛПОФТПМШ/, ЕЗП ЬНПГЙПОБМШОП-ЮХЧУФЧЕООБС УЖЕТБ / ПГЕОЛБ РТЕДРТЙОСФЩИ ДЕКУФЧЙК Й ТЕЪХМШФБФПЧ, РЕТЕЦЙЧБОЙЕ ХДПЧМЕФЧПТЕОЙС ЙМЙ ОЕХДПЧМЕФЧПТЕОЙС РП ЬФПНХ РПЧПДХ.
пВТБЪЩ, ЛПФПТЩЕ УХЭЕУФЧХАФ Ч НЩЫМЕОЙЙ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБАФУС ТБОЕЕ ЧПУРТЙОСФЩН, ПОЙ РТЕПВТБЪХАФУС УПЪОБОЙЕН ЮЕМПЧЕЛБ.
чППВТБЦЕОЙЕ-ЙЪНЕОЕОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ Ч РТЕДУФБЧМЕОЙСИ, УЧСЪБОП У ФЧПТЮЕУФЧПН.
рПД ЧППВТБЦЕОЙЕН Ч РУЙИПМПЗЙЙ РПДТБЪХНЕЧБЕФУС ЧУСЛЙК РТПГЕУУ, РТПФЕЛБАЭЙК Ч ПВТБЪБИ, РПЬФПНХ, ПО У ПДОПК УФПТПОЩ УЧСЪБО У РБНСФША, Б У ДТХЗПК- У НЩЫМЕОЙЕН Й ФЧПТЮЕУФЧПН .
пВТБЪЩ РБНСФЙ — ОЕ ПТЙЗЙОБМШОЩ, ПОЙ МЙЫШ ЧПУРТПЙЪЧПДСФ РТПЫМЩК ПРЩФ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЧППВТБЦЕОЙЙ ЦЕ ПВТБЪЩ РТЕПВТБЪХАФУС. фБЛ ЦЕ ЛБЛ Й НЩЫМЕОЙЕ, ЧППВТБЦЕОЙЕ УЧСЪБОП У РТПВМЕНОПК УЙФХБГЙЕК, ЮЕН ЧЩЫЕ ХТПЧЕОШ ЕЕ ОЕПРТЕДЕМЕООПУФЙ, ФЕН ЧЕТПСФОЕЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЧППВТБЦЕОЙЕ.
ч РУЙИПМПЗЙЙ ЧЩДЕМСАФ ФТЙ ЖПТНЩ ЧППВТБЦЕОЙС:
ЖБОФБЪЙС — ЛПЗДБ ПВТБЪЩ ЙЪНЕОСАФУС ЧОЕ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УПЪОБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ, ОЕРТПЙЪЧПМШОП, РПД ЧПЪДЕКУФЧЙЕН НБМП ПУПЪОБООЩИ РПФТЕВОПУФЕК.
НЕЮФБ, ЧПЪОЙЛБЕФ, ЛПЗДБ ПРТЕДЕМСЕФУС РТЕДНЕФ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ОП ОЕ ПУНЩУМЕО РХФШ ЕЗП ДПУФЙЦЕОЙС.
ФЧПТЮЕУФЧП — ЙНЕЕФ ПУПЪОБООЩК РТЕДНЕФ, ГЕМШ, УРПУПВ ДПУФЙЦЕОЙС Й ЛПОЛТЕФОЩК РТПДХЛФ ДЕСФЕМШОПУФЙ.
чЙДЩ ЧППВТБЦЕОЙС ТБЪМЙЮБАФ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УФЕРЕОЙ ПТЙЗЙОБМШОПУФЙ-ФЧПТЮЕУЛПЕ Й ЧПУУПЪДБАЭЕЕ.
УФЕРЕОЙ УЧСЪЙ У ПЛТХЦБАЭЙН НЙТПН — ЛПОЛТЕФОПЕ Й БВУФТБЛФОПЕ
ЧЙДБ ДЕСФЕМШОПУФЙ ЛПОУФТХЛФЙЧОПЕ, ФЕИОЙЮЕУЛПЕ, ОБХЮОПЕ, ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ Й РТ.
УФЕРЕОЙ БЛФЙЧОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ-БЛФЙЧОПЕ Й РБУУЙЧОПЕ
нПЦОП ЗПЧПТЙФШ Й П ДЧХИ ЖХОЛГЙСИ ЧППВТБЦЕОЙС Ч ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ:
ЪБЭЙФОБС — ЧППВТБЦЕОЙЕ ЛБЛ ЛПНРЕОУБГЙС ФСЦЕМЩИ РЕТЕЦЙЧБОЙК Й ДХЫЕЧОЩИ ФТБЧН
РПЪОБЧБФЕМШОБС — УЧСЪБООБС У ГЕМСНЙ, НПФЙЧБНЙ, РМБОЙТПЧБОЙЕН РТПГЕУУБ РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ
фЙРЙЮОЩЕ УРПУПВЩ ЧППВТБЦЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЙЪХЮЕОЩ Ч ИХДПЦЕУФЧЕООПН ФЧПТЮЕУФЧЕ:
лПНВЙОЙТПЧБОЙЕ — ОПЧПЕ УПЮЕФБОЙЕ ЬМЕНЕОФПЧ ПВТБЪБ.
бЗЗМАФЙОБГЙС — РПДВПТ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЮЕТФ ПВТБЪБ, ПРТЕДЕМСЕНЩИ УНЩУМПН ЪБДБООПК ФЕНЩ.
бЛГЕОФЙТПЧБОЙЕ — ЧЩДЕМЕОЙЕ, РПДЮЕТЛЙЧБОЙЕ ЛБЛПК-МЙВП ЮЕТФЩ ПВТБЪБ.
зЙРЕТВПМБ — ЙЪНЕОЕОЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ ПВТБЪБ, ЪБДБООБС УНЩУМПН.
фЙРЙЪБГЙС — ПВПВЭЕОЙЕ, ХУТЕДОЕОЙЕ ЮЕТФ ПВТБЪБ.
II. чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС.
чЩДЕМЙФЕ ПУОПЧОЩЕ РТПГЕУУЩ Ч РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ.
юЕН ПФМЙЮБАФУС Й УИПЦЙ ПЭХЭЕОЙЕ Й ЧПУРТЙСФЙЕ? юФП РЕТЧЙЮОП?
лБЛЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЪБВЩЧБОЙС НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ?
юФП СЧМСЕФУС ПУОПЧБОЙЕН ДМС ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ЧЙДПЧ НЩЫМЕОЙС?
1. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ПЭХЭЕОЙС:
2. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ЧПУРТЙСФЙС:
3. чЩДЕМЙФШ РТЙЪОБЛЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ПЭХЭЕОЙС:
4. чЩДЕМЙФШ РТЙЪОБЛЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ЧПУРТЙСФЙС:
5. чЩДЕМЙФШ РТЙЪОБЛЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС РБНСФЙ:
6. чЩДЕМЙФШ РТЙЪОБЛЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ЧППВТБЦЕОЙС:
7. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ПЭХЭЕОЙС:
8. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС РБНСФЙ:
9. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС НЩЫМЕОЙС:
10. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ЧППВТБЦЕОЙС:
11. чЩДЕМЙФШ ПУПВЕООПУФЙ, ЛПФПТЩЕ ИБТБЛФЕТОЩ ДМС ЧПУРТЙСФЙС:
12. чЙД ЧППВТБЦЕОЙС «ЧПУУПЪДБАЭЕЕ» ЬФП:
13. чЙД ЧППВТБЦЕОЙС «ОЕРТПЙЪЧПМШОПЕ» ЬФП:
14. чЙД ЧППВТБЦЕОЙС «РТПЙЪЧПМШОПЕ» ЬФП:
15. чЙД ЧППВТБЦЕОЙС «НЕЮФБ» ЬФП:
16. чЙД ЧППВТБЦЕОЙС «ФЧПТЮЕУЛПЕ» ЬФП:
17. чЙД ЧППВТБЦЕОЙС «ЗБММАГЙОБГЙЙ» ЬФП:
еУМЙ ЧЩ ИПФЙФЕ ХЪОБФШ ПВЭЙК ТЕЪХМШФБФ ФЕУФЙТПЧБОЙС, ФП ОБЦНЙФЕ |
IV. фЕНЩ ДМС УБНПУФПСФЕМШОПЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС.
пТЗБОЙЪБГЙС РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ.
нОЕНПФЕИОЙЛБ ЛБЛ УТЕДУФЧП ТБЪЧЙФЙС РБНСФЙ.
нЩЫМЕОЙЕ Й ТЕЫЕОЙЕ ЪБДБЮ.
чППВТБЦЕОЙЕ Й ФЧПТЮЕУФЧП.
V. уРЙУПЛ МЙФЕТБФХТЩ.
чЩЗПФУЛЙК м.у. чППВТБЦЕОЙЕ Й ФЧПТЮЕУФЧП Ч ДЕФУЛПН ЧПЪТБУФЕ-н.,1991
мЕПОФШЕЧ б.о.йЪВТБООЩЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС:ч2Ф.-н., 1983
мХТЙС б.т. нБМЕОШЛБС ЛОЙЦЛБ П ВПМШЫПК РБНСФЙ.-н.,1994
тХВЕОЫФЕКО у.м.пУОПЧЩ ПВЭЕК РУЙИПМПЗЙЙ:Ч2 Ф.-н.,1989
фЙИПНЙТПЧ п.л. рУЙИПМПЗЙС НЩЫМЕОЙС.-н.,1984
Источник