Основные проблемы психологии эмоций контрольная работа по
Название работы: Основные проблемы психологии эмоций
Предметная область: Психология и эзотерика
Описание: Основные проблемы психологии эмоций Эмоции это переживание челом его отношения к окружающему миру и самому себе. Экспрессии выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных сист знаков предупреждений оповещений. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции например нежелательные эмоции такие как горе или гнев можно подавить если намеренно совершать действия в результате которых обычно появляются положительные эмоции. В ней эмоции трактуются как субъективные.
Дата добавления: 2013-08-22
Размер файла: 65.5 KB
Работу скачали: 25 чел.
28. Основные проблемы психологии эмоций
Эмоции это переживание чел-ом, его отношения к окружающему миру и самому себе.
Эм отражают состояние субъекта и его отношение к объекту (т.е. субъективны), нет реального отражения. Также очень сильное психосоматическое единство: максимально замкнуты на себе и это единственный процесс, который так зависит от тела. В эмоциях представлена особая связь объекта с внешним миром отношение субъекта. Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность . Целостное определение эмоций должно принимать во внимание 3 аспекта: а) внутреннее переживание; б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); в) внешнее выражение в поведении.
Веккер («Психика и реальность») — Характеристики : 1. Модальность (суть, содержание, м.б.определена по цветовому спектру, тест Люшера); 2. Интенсивность (сила переживания, страх-паника-оцепенение); 3. Временно-пространств.хар-ка: врем (динамичность зарожд-развитие-угасание), эмоц состояние (длит.эмоция, чувство устойч Э на личностном уровне) , простр (привяз к ситуации, протекает внутри, но проявл внешне, напр покраснение лица). Также 2хкомпонентность (внешн и внутр мир чела); 2значность (полярность, притн/неприятн ); стеничность (высок ур напряж, мобилизует силы) и астеничн (низ ур напряж, разрядка, расслабл); обобщённый характер (+более обобщены, — более разноообр).
Функции : 1. Оценки (осмысл, когнит работа; плохо/хорошо, полезно/вредно ); 2. Побуждени я (либо к объ либо от него; обобщенно, не связ с постановкой цели); 3. Регуляции (связ с обобщением опытов успехов/неудач); 4. Активации (стенические); 5. Экспрессии (выделил Дарвин; по внешн проявлениям другие судят об эмоции; важно у животных сист знаков, предупреждений, оповещений). Веккер
Развитие представлений об эмоциях
К изучению эмоций обратились достаточно давно. Накопленные представления нашли выражение в различных моделях и теориях. Сегодня нет единого подхода в этом проблема! Изучать их начали еще в античности . Декарт 1ая классификация (6 базовых эмоций радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть). Затем изучал Спиноза. Изучались в литературе, театре, искусстве (романисты).
Ч.Дарвин (1872) »Выражение эмоций у человека и животных», биологическая концепция, эволюционная теория -впервые сделал предметом научного изучения эмоциональные выразительные движения животных. Имеют адаптивное значение — в процессе эволюции возникают как механизм приспособления организма к условиям жизни и передаются по наследству у человека (радость, улыбка), у животного (собака машет хвостом значит радуется, оскал, поджимает хвост — угроза). Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные — рудименты реальных приспособительных реакций организма (связь с животными). Он обратил внимание на экспрессивную функцию эмоций и вышел на их свойства — внешние характеристики эмоций.
Физиологические теории эмоций
Первые серьезные научные теории о происхождении Эм в 19 веке
1. Перифирическая. Джемс, Ланге (кон19 века) Осн. положение: первопричина появления эмоций физиологические изменения в организме.
Джемс: Суть — фактор среды вызывает телесные изменения, человек ощущает эти телесные изменения и возникает эмоциональное переживание. Появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции (например, нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции). Парадокс Джемса : «Мы чувствуем печаль, потом что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Подействовал стимулпроизошли физиолог. изменениявозникла эмоция.
Ланге — сосудодвигательная теория эмоций, в которой ведущую роль он отводил соматовегетативному компоненту. В ней эмоции трактуются как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение. Говорил, что за периферическими изменениями возникают сразу субъективные переживания, причем особую роль отводил сужению/расширению кровеносных сосудов.
+ связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенчесого акта и эмоц. преживания
— эм, как осознание ощущений, возникающих в результате перефир. реакций.
2. Центральная. Кенон, Бард — Критика Ланге: 1. Телесные р-ции возникающие при различных Эм похожи и их не так много; 2. Доказано, что кровеносные сосуды расширяются\сужаются медленно, а Эм возникают моментально; 3. В экспериментах специально вызывали телесные изменения, а Эм либо не возникала, либо была др. НОВОЕ Эксперимент эм. и орган. изменения возник. одновременно и имеют единый источник таламус , то есть перефир. реакции подчинены ЦНС (одновременно переживает горе и плачет). Информация поступает в таламус, из него — в большие полушария (там эмоции) и в гипоталамус (эмоции проявляютя соматически).
3. Дифференциальная. Изард: в одну теорию объединил все накопленные знания. «Психология эмоций». Эмоция — трехуровневый процесс, включающий нейрофизиологические процессы, субъективное переживание и внешнее выражение. Выделил 10 базовых эмоций (интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Каждая базовая эмоция уникальна, имеет свою суть. Базовые эмоции по-разному переживаются и по-разному влияют на когнитивную сферу, на поведение. Эмо процессы взаимосвязаны с драйвами, с гомеостатич, перцепт, когнит и моторными процессами, оказывают влияние на них, а они на эмоциональные процессы . Рассматривает человека в единстве 5 систем Гомеостатич, перцепт, эмо, побудит, когнит. Эмоции способность к саморегенерации, не цикличны, полярны (отвращение-симпатия), иерархия (удивление-страх-ужас). Базовые эмоции имеют специфический отчётливый субстрат, выражаются в специф движениях, влекут спец переживания, служат для адаптации, организуют и мотивируют человека. Вводится понятие эмоциональных паттернов (комплексов) сочетаний взаимодействующих фундаментальных эмоций
4. Когнитивно-физиологическая теория : С.Шехтер : предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов, физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки (качество Эм зависит от того, как чел-к оценивает сит-цию). По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что большой вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди . Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку , причем у человека в отличие от животных качество передаваемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
5. Отечественная психология
ПетрКузь.Анохин биолог. теория.: эм., как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира, эм. выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизн-ый процесс. Внес понятие о полюсности эмоций (+\-)в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека , так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды». Основное в эмоции знак, который направляет поведение.
Пав.Вас. Симонов информационная теория. Развивает идею Анохина — что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Эмоция — некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. Эмоция — отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения (из опыта). Большая роль познавательных процессов. Эмоции связаны с информацией, которую получает человек.
Сер.Леон. Рубинштейн — Психологические основания теории эм.: Эмоц. сфера 3 уровня:
1.уровень эмоциональноаффективной чуствти эм. физич. чувствования (доволствие/неудовольстие), нет однозначного предмета, на который направлены. 2. предметные чувства : интеллектуальные, эстетические, моральныесвязаны с чем то во вне. 3. ур. обобщенных чувств (юмора, иронии, возвышенного, трагического)- связаны с мировоззрением человека.Нет познания без переживания, эмоции могут возникать из внутренних сост. и не иметь своего предмета. Нет эмоций, которые совсем не имели бы предмета и нет предмета, которые не породили бы эмоцию. 2 понятия 1) эм. явления — более широкое, включает 2) эм. переживания и некот. отраж. познават -го. содержания. В ситуациии то, и др.
Эм можно рассматривать как:
- процесс (состояние)это переживания отношения к явлению СЕЙЧАС
- эмоц-е состояния надситуативный процесс. Эм становится устойчивой и переносится из сит в ситуацию, охватывает многие сферы Л.
- чув-ва совершенно надситуативны.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции : простое, непосредственное переживание в данный момент, древняя форма, поэтому они присущи и животному и человеку, явная биологическая основа, связаны с удовлетворением естественных потребностей, ситуативный характер, часто неосознаваемы, т.к. зачастую их очень сложно соотнести с определенным объектом, это непосредственное переживание.
Чувства: сложное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в Эм, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или к кому-то, присущи только чел-ку, социокультурно выстроены, всегда опосредуются (т.е. проходят через него ) сознанием. Они связаны с определенными знаниями, пониманием объекта, включают в себя память, процессы мышления и воли.
1. Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и шире к обществу: любовь, сострадание, гуманность, преданность;
2. Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение личности к процессу познания, его успешности и неуспешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине);
3 . Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или презрения, отвращения.
Психическое состояние определенный, временный уровень функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности. Этот уровень будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.
Функции психических состояний: — регуляция и адаптация к среде, -интеграция частных состояний в целостную совокупность, Куликов психическое состояние целостное явление, имеющее несколько элементов эмоциональный, когнитивный, тонический компоненты.
Любое психическое состояние эмоционально, психическое состояние, в кот-ом преобладает эмоц-ый компонент это эмоц-ое состояние. Выделяют сложные состояния в кот-х преобладает эмоц-ое состояние, наиболее изученные :
— аффект (лат. affectus душевное состояние) эмоциональное состояние человека, протекает бурно и быстро. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и т. д. Аффект может нарушать нормальное протекание психических процессов восприятия, мышления, речи и др.
— настроение это сравнительно положительное, устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям,
— страсть это сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека;
— стресс (англ. stress напряжение) эмоциональное состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных экстремальных воздействий;
— тревога переживание эмоционального дискомфорта, связанные с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности; — тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным состояниям тревоги;
— фрустрация (лат. ftustratio обман, тщетное ожидание) это эмоциональное состояние переживания напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, которое охватывает человека, когда на пути к достижению цели или решению задач он встречается с неожиданными объективно непреодолимыми или субъективно так понимаемыми, препятствиями, которые мешают удовлетворению его потребностей.
Стресс, как психич. сост.
Стресс (от англ. stress давление, нажим, напряжение) психическое состояние организма, Понятие «стресс» ввел в 1936 г. канадский физиолог Г. Селье. Он различает эустресс нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. З фазы: 1. Тревоги, перестройка, повышение работоспособности. 2. Резистентности баланс, но силы на исходе, они не бесконечны. 3. Истощение. Резерв истощен→психосоматика. Зависит от устойчивости психики человека. Селье считает стресс неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности.
Чтобы избежать дистресса: самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Гиперопека может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначительному поводу впадающую в дистресс.
6. Развитие эмоций.
Биологические предпосылки — Свойства темперамента.
Социо-культурный (предполагает воспитание чув-в) Т.к. любое развитие идет ч\з Д, следовательно ребенка надо включать в те виды Д, которые развивают (моральные, интеллектуальные чув-ва). Традиционная ошибка: воспитание ч\з вербальный компонент, надо ч\з Д, чтобы возникали переживания, а затем чув-ва. Т.к. объяснять чел-ку то, какие чув-ва он должен испытывать неправильно.
Онтогенез . С 6-7 мес реагирование+физиологические чувства. 8-10- радостные реакции на человека и интерес, реагирует на близких, генерализация. 1-1,2 дифференциация отношений, основа для эмпатии, реагирует на можно и нельзя. 1,5 г зачатки чувства стыда. 2 года симпатия и антипатия. Капризность мальчики 3-5, 7-10 лет, девочки 3-7 лет. Упрямство и негативизм более характерно для мальчиков 3, 8 лет, у девочек пики в 4 и 11. Подростковый возраст эмоцион пик (влюблённость), девочки лучше сдерживаются, послушны, мальчики меньше, противостояние. Юность самовоспитание, уязвимы в Э плане, первый опыт настоящей любви, развивается чувство дружбы.
— Проблема психол. исследования : нет возможности фиксации, даже если как особый вид поведения (по Хеббу), кроме физиол. проявлений.
— Проблема определения эм. как явления, критерии эмоциональности: Критерии связаны с принадлежностью к научной школе, у каждой свой. Ψ.Сознания : попытка выяснить свойства эм. и чувств, как психол. явлений (адаптация к раздр., упрочение чувства при повт. воздействиях раздр., иррадиация чуствперенос с впечатл. на эм). Бихев : эм.-некот. специф. вид реакции. Т еория инстинктов : эм. врожд. реакция, кот. содержит в себе импульс к действию. Психоанализ : источники эмоц. переживания объясняют как биол. функц. чел. Деятельностный подход: теория эм. особая форма отношений к предметам и явлениям действительности, которая обусловлена соотв. или несоответствием потребностям ч-ка
Н есмотря на теор и катег. разногласия, есть ряд общих моментов переживания индивидом взаимоотношений со средой, кот. обладает побужд силой.
— Проблема источника эмоциональности
1 т.з.: возникают, когда происходит чтото значимое для человека. Что у всех поразному: Вундт, Грот неэмоциональных состояний нет, любое явл. человек воспринимает значимо.
2 т.з. Эм. возник, когда человек когнитивно оценивает ситуацию, как исключительную. Лазарус
Вилюнас: Э, как процесс, имеет 2ю обусловленность: вызывается состоянием субъекта (потрбн.-мотивац.), с др.- особенностями ситуации. Эи психол., и физиолог. явление.
Источник