Основные признаки эмоционального благополучия

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

Ильина Анна
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга,состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы, а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И. М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г. А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.

Общий эмоциональный тонус.

Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.

Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

— желание вступать в общение,

— взаимодействовать длительное время;

— успешное участие в коллективных делах;

— успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

— умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

— заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т. д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

— недостаточная инициативность при общении;

— предпочтение исключительно пассивных ролей;

— неумение улаживать конфликты;

— принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

— нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

— отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

— отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

— исключительная ориентация на собственные действия;

— непризнание правил и норм общения, деятельности

— отсутствие понятий «хорошо»«плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

родители любят детей;

родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;

родители уважают мнение детей, их переживания;

родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;

нравственная атмосфера семьи;

наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);

наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);

наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

благополучно;

иногда бывают конфликты;

обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;

неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

настаиваю на своей точке зрения;

«иду на поводу у ребенка»;

обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

свой вариант ___

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Читайте также:  Как любить мужчину чтобы он это чувствовал

прямого влияния не оказывают;

благополучие семейных отношений — это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения.Автор: А. И. Захаров

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Консультация для родителей «Гардероб ребенка дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами, на мой взгляд, полезной информацией о том,.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Эмоциональное благополучие детей. Детство — время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Источник

Психологическое благополучие

Вопросами положительной психологической жизнедеятельности занимались исследователи еще со середины 20 столетия. Теоретическую основу благополучности с точки зрения психологии заложили работы Н. Брэдберна. Он считал, что для создания описания нужно использовать ряд характеристик, отражающих ощущение уровня счастья и общей удовлетворенности своим бытием. Его такие взгляды и убеждения были признаны широкими кругами научных деятелей.

Что значит понятие психологическое благополучие?

Под психологическим благополучием понимается целостное, субъективное переживание, много значащее для конкретного человека и связанное с понятиями счастья, самореализации и т. п. Также с его помощью определяется цель в жизни, ее смысл, понимание себя, уровень удовлетворенности жизнью и собой, возможности развития потенциала индивидуума, контакты, коммуникация с другими членами общества. Суть этого понятия заключается в описании состояния и особенных моментов внутреннего мировоззрения особы, определяющие переживание благополучности и конкретное поведение. Разные исследователи вкладывают свой смысл в данное определение. Например, психолог Рифф под видом базовых элементов выделяет:

  • доброжелательные (положительные) взаимоотношения с окружающими – предполагает способность сопереживания и открытости для коммуникации, навыки установления и поддержания контактов с другими людьми, гибкость взаимодействия с ними, способность находить компромиссы;
  • положительное оценивание себя – значит осознать, принять свои плюсы и минусы;
  • независимость – предусматривает автономию, способность без страха отстаивать свои взгляды, нестандартно мыслить и вести себя, как считает правильным;
  • компетентное управление – предусматривает наличие свойств, обуславливающих успех в овладении разными видами деятельности, достижении цели в собственной жизни, преодолении трудностей;
  • целенаправленность – значит осмысленное существование, признание ценности всех этапов своей жизни;
  • рост личности, как чувство непрекращающегося развития и самореализации – заключается в стремлении получать новые знания, ощущая собственный прогресс.
Читайте также:  Испытывает ли кошка чувство вины

В принципе все исследователи говорят об одном и том же, но разными формулировками. Это понятие связывают с уверенностью в собственных силах, адекватной самооценкой, позитивностью точки зрения, доброжелательностью, коммуникабельностью, эмоциональной стабильностью.

Таким состоянием исключаются душевные недуги, характеризующиеся обидами, страхами, раздражением, враждебностью, усталостью и т.д. Оно тесно связано с душевным здоровьем, осмысленностью жизни, в какой-то степени личностной адекватностью и психическим самочувствием.

Благополучием по определению Всемирной Организации Здравоохранения является мега объект со сложными культурными, социальными, психическими, физическими, экономическими и духовными взаимосвязанными элементами. Это результат воздействия генетической склонности, окружающего мира и индивидуальных особенностей человека. Наряду с этим в психологии рассматривались вопросы счастья, субъективной благополучности, удовлетворением собственной жизнью и ее качеством.

Здоровье людей в психологическом плане

Такой тип – это неотъемлемая часть, важный элемент общего здоровья. Таким образом, это состояние является отсутствием психических отклонений и форм физической неполноценности (дефектов), но не только.

Психическим здоровьем определяют состояние человека, который пребывает в благополучии, когда он способен побеждать обычные жизненные стрессы, результативно трудится для удовлетворения своих потребностей и приносить пользу своему сообществу. Оно играет важную роль для нас, как разумных существ, способных на мышление, проявление эмоций, общение с другими людьми, зарабатывание на жизнь и получение удовольствий. Поэтому так важна здесь крепость, защищенность человека.

Специалисты в области психологии описывают психическое здоровье людей с помощью следующих критериев:

  • баланс и связанная с таким состоянием гармоничная организация психики с ее адаптационными возможностями;
  • адекватное субъективное восприятие вещей, явлений и обстоятельств;
  • критическое оценивание себя и обстоятельств окружающей среды;
  • способность адекватно меняться в плане поведения соразмерно переменам ситуации и обстановки вокруг себя и организационного процесса;
  • ощущение привязанности и ответственности перед членами близкого окружения;
  • навыки составления и выполнения своих жизненных планов.

Что такое благополучный индивид в психологическом плане?

Психологами зачастую выделяются следующие характеристики психологической благополучности:

  • заинтересованность происходящего в окружающем мире;
  • умение устанавливать близкие позитивные отношения с окружением;
  • самоотверженность;
  • способность направлять свои действия на общее благо;
  • высокий уровень духовности;
  • способность существовать в согласии души с разумом;
  • цельность;
  • направленность на личностный рост.

Однако все понимают, что психологическим благополучием в виде универсального понятия нельзя пользоваться. А значит выход из ситуации в исследовании, изучении влияющих факторов.

Методики

В исследовании используют ряд психологических тестов, направленных на диагностирование личности. Существует определенная специфика – измерительно-испытательное направление. Им могут быть достигнуты цели – оценка и классификация объектов в количественном и качественном выражении. Важнейшие требования к психодиагностическим методикам – стандартизация инструментов с жесткой регламентацией процедурного ведения. Наиболее часто пользуются методиками:

  • опросником Рифф из 84 вопросов (в наиболее популярной версии) – разработкой для исследования выраженности ключевых элементов понятия, которое подразумевает субъективные ощущения цельности и осмысленности конкретным человеком своего существования. В методике применены гедонистический (через получение физического и духовного наслаждения, удовольствия) и эвдемонистический (счастье через самореализацию с нахождением творческого единения соответствующего запроса окружающего социума и развития своей личности) подходы.
  • тестом Льюиса Голдберга «Большая пятерка» – моделью, позволяющей дать структурированное описание человека с разных сторон, включая факторный анализ эмоциональной неустойчивости, экстраверсии, открытости для познания, способности уживаться в сообществе, добросовестности;
  • опросником EPI – разработкой Айзенка в двух вариантах (А и B), отличающихся вопросами, с возможностью проведения повторных сравнительных диагностик. Методика включает две шкалы (экстраверсия-интроверсия с нейротизмом) и шкала оценивания ответов в отношении искренности. Применяется в русскоязычной версии А. Г. Шмелева;
  • многоаспектным тестом Лири (1954 г.) – предназначенным для изучения субъективных представлений человека о себе идеальном и отношений в небольших коллективах. Преследуется цель выявить господствующий вид отношений к членам окружения через самооценку и взаимное оценивание в группе с учетом доминирования-подчинения, а также дружелюбия-враждебности;
  • личностным тестом Кеттелла – опросником из 187 пунктов для проведения диагностирования личностей объективно-экспериментального характера, дающего возможность определить особенности характера, склонностей и личностных интересов. Это один из известных многофакторных методов для поиска описания человека с точки зрения стабильности, устойчивости свойств, которые способны определить его внутреннюю суть и характер поведения;
  • другими.

Набор факторов, способствующих формированию психологической благополучности человека

В случаях с психическим благополучием, счастьем так и не пришли к единому определению понятий. Американка, психолог К. Рифф предложила свое определение в виде факторного набора (шкалы). Было несколько вариаций. Большую распространенность на Западе получила версия опросника из 84 пунктов. Она же была адаптирована в ряде других стран, включая Россию. С точки зрения К. Рифф многомерная модель включает несколько основных элементов, а именно:

  • позитивные отношения с важными людьми для пребывающего в благополучии человека – предполагает определение уровня доверия в обществе потенциальных друзей, открытости и общительности, проявлении сопереживания в отношениях с другими людьми, способности искать компромиссы и уступать. Речь также идет о личном выборе своего места в обществе, развитии социальных связей;
  • личностный рост, в том числе самостоятельного развития – заключается в выяснении вопросов потребности реализации собственного потенциала и стремления к постоянному развитию, движению к четко определенным целям, совершенствованию своих навыков, получению новых знаний. Подразумевается уровень удовлетворенности жизнью в процессе роста, способность к нему, учитывая личное отношение конкретного человека;
  • целенаправленность и понимание своего предназначения – предполагает разобраться в смысле жизни, определиться с четкой целью (а не плыть по течению), используя имеющийся опыт с пользой для будущего, делая правильные выводы из совершенных в прошлом ошибок;
  • принятие самого себя – заключается в определении отношения человека к себе (уровня самооценки) и оценки своих личных качеств (положительных и отрицательных) и собственной жизни в целом, учитывая возможности, потенциал. Берется во внимание то, как человек переносит неприятные моменты;
  • осмысления своей жизни – предполагает выявление веры в убеждения, принципы жизни со смыслом;
  • управление окружением – предназначено для выявления особенностей характера и темперамента, характеризующих человека, как властную натуру с желанием эффективно управлять другими людьми и нести ответственность за это. Причем некоторые люди способны создавать условия для результативного карьерного роста и уверенно убирать с пути разные препятствия. А другим наоборот сложно трудиться, как в одиночку, так и в коллективе;
  • проявление независимости – заключается в определении качеств человека, связанных со способностью решать разной сложности проблемы и действовать автономно по намеченному курсу вне независимости от того, какое социальное давление производит окружение. Здесь влияет уровень самооценки и ответственности за свои действия. Имеет место сильная зависимость от мнения окружающих и новомодных веяний.
Читайте также:  Экстрасистолы чувствую когда ложусь

С психическим благополучием связано много аспектов нашего существования, включая социальное изменение в быстрых темпах, условия работы в постоянном стрессе, гендерное ущемление, социальное отдаление, неправильный образ жизни, физическое болезненное состояние, а также связано с нарушениями человеческих прав и свобод.

Существуют также ряд особенностей конкретного человека, которые делают его уязвимым перед проблемами психического типа. Кроме того, существуют биологические риски в качестве генетических моментов.

Психологическая благополучность жизни детей

Такого плана благополучием детей дошкольного и школьного возраста в значительной мере занимается семья и педагоги дошкольных заведений и начальной школы. Однако самый первый и главный институт социального характера для детей – все же именно семья, родители и близкие люди. Детские годы проходят именно в семье. И оттуда практически все берет свое начало, включая траекторию нашего жизненного пути. Но и трудности культурного развития, которые возникают в детские годы, очень часто входят в привычки, а может даже усугубляются на последующих этапах нашей жизни.

На характер общения ребенка в своей семье в значительной степени влияет социальная ситуация его развития. Одной из ключевых потребностей практически с самого рождения ребенка является необходимость общения. А обеспечение удовлетворения ее определяется благополучностью именно в психологическом плане.

Высокий уровень опасности для психики детей имеет разрушение среды нормальной семьи. Это грозит недостатком внимания детям и это подтверждено результатами большого количества исследований в разных странах. Экспертами ВОЗ подтверждают, что такая ситуация неблагоприятно отражается на детях. Ведь они становятся обделенными в части общения с родителями, которые враждебно настроены друг к другу и живут в разрыве.

Эмоциональная составляющая общения и сотрудничества с папой и мамой для ребенка является одной из ключевых моментов жизни, включая детское культурное развитие, образование, становление его индивидуальности.

Образовательный процесс начинается также в семье, с непосредственным участием родителей. Только высокий уровень взаимодействия ребенка со своими родителями позволяет получить и усвоить багаж знаний и навыков. Кроме того, опыт общения и жизни усваивается ребенком именно того окружающего мира с его традициями, ценностями и культурой, где он родился, растет, взрослеет и развивается. Таким образом, напрашивается вывод, что родительский уровень развития, их кругозор в культурном, мировоззренческом и социальном плане влияет на духовную атмосферу жизни их детей. А благоприятная для взрослеющих детей атмосфера – это только позитивный микроклимат семьи, гармоничные взаимоотношения родителей, а также их отношение к своей жизни, уважение к знаниям, профессии, работе, доброжелательность к окружающим, диапазон интересов и т.п.

В периоды роста, взросления, развития, переходя из одних социальных институтов в другие, дети все также ощущают влияние своей семьи. Ответственность за психологическую благополучность и готовность детей дошкольного возраста переходить на очередной этап в процессе постоянного обучения. Они обязаны создать благоприятные условия с целью обеспечения базовых потребностей, заключающихся в стремлении познавать огромный окружающий мир и развивать свой потенциал, а также познавать свой внутренний мир, необходимость в общении, теплоте чувств и коммуникации с другими людьми.

Без сомнения, все хотят быть здоровыми и жить в благополучии. Нуждаетесь в помощи по вопросам психологии, обращайтесь к специалистам нашего центра. Они всегда готовы помочь.

Предыдущая статья

Источник

Оцените статью