Основные подходы изучения темперамента

Современные подходы к изучению темперамента.

Темперамент считают наиболее устойчивой характеристикой личности, которая почти не меняется в течение жизни, проявляется во всех сферах жизнедеятельности и характеризует индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть, по показателям темпа, скорости, ритма, интенсивности, энергичности, эмоциональности. Иными словами, темперамент характеризует не уровень достижений человека (люди разного темперамента могут иметь одинаковый уровень достижений), а способ достижений. Именно эта характеристика темперамента тесным образом связывает темперамент с задатками, поскольку характеризует динамическую сторону психической деятельности. Темперамент является характеристикой психической деятельности, поскольку он проявляет себя во всех ее сферах: эмоциональной, познавательной, волевой. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабнуть.

Темперамент в теории В.С.Мерлина. Понятие темперамента базируется на особенностях типичного поведения человека в различных жизненных ситуациях, в связи с которыми было выделено несколько устойчивых свойств человека, названных эмоционально-динамическими К ним относятся: сензитивность — чувствительность психики (которая наименьшая сила внешнего воздействия необходима человеку для возникновения реакции) реактивность — сила непроизвольной реакции человека на внешние и внутренние воздействия; активность — уровень энергичности, с которой человек преодолевает препятствия к цели; соотношение активности и реактивности — от чего в большей степени зависит деятельность человека — от поставленной цели или от случайных раздражителей; темп реакций — скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движений, темп речи, скорость запоминания и т.п.); экстраверсия — зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений; интроверсия — зависимость поведения от собственного внутреннего мира; пластичность — ригидность (гибкий в обстоятельствах трудно приспосабливается).

В зависимости от комбинирования данных свойств выделяют соответствующие типы темперамента:

— Сангвинический — повышенные реактивность и активность, в результате чего он живо откликается на все новое. Соотношение активности и реактивности уравновешенное, в результате чего он может сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции высокий, что проявляется в быстрых движениях, речи, мышлении и т. Эти люди энергичные, активные и могут долго работать, не уставая. Экстравертированный, быстро входит в контакт с другими людьми, быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Склонен к положительным эмоциям. Пластический.

— Холерический — в основе неуравновешенный тип нервной системы. Характерна высокая активность и реактивность, быстрый темп реакций, реактивность преобладает над активностью. Повышенная возбудимость и неуравновешенность. За дело берется а увлечением, но энергия быстро истощается. Менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. В общении холерик вспыльчивый, несдержанный, склонен к конфликтам, экстравертированный.

— Флегматичный — спокойный, уравновешенный, малоподвижный, ригидный, интровертированный. Для сосредоточения на деятельности ему нужно время, движения медленные, трудно переключается внимание. Отличается терпеливостью, выдержкой и самоконтролем.

— Меланхолический — характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью, впечатлительностью, склонностью к плохому настроению, тревожностью. Из всех типов темпераментов наиболее сенситивный. Ригидный. Медленный психический темп, медленные движения. Интровертированный, склонен к замкнутости. Мимика и движения у него невыразительны, голос тихий. Малая реактивность и низкая активность приводят к тому, что он не уверен в себе, склонен не доводить начатое дело до конца.

Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко используется и понятие «характер» (от греч. charaκter– «черта, признак, печать, чеканка»). Под последним подразумевают устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает типичные для нее способы поведения. Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.

Темперамент же составляет ту часть психического, которая, вероятно, стоит в корреляции со строением тела, во многом зависит от психо-физиологических особенностей. Будет правильно группировать понятие темперамента вокруг аффективности и общего психического темпа.

Источник

Основные подходы к исследованию темперамента

Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской психологической школой, основателем которой был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей. В структуре темперамента различаются:

Читайте также:  Не чувствую плечо что делать

экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;

психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;

— импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;

эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;

активность как целенаправленная деятельность;

ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности. Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе:

1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей;

2) определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами;

3) учета разной степени побуждения к действию.

Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

В лаборатории психофизиологических способностей Психологического института РАН, возглавляемой Э.А. Голубевой, исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Э.А. Голубева считает, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерминантой этих типов активности является доминантность полушарий.

Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных функций, активированностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это — сангвиники, холерики). Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это — меланхолики, флегматики).

Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.

Еще одно направление связано с разработкой концепции общих свойств нервной системы как основной детерминанты индивидуальнопсихологических различий между людьми. Эти исследования проводятся под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, созданной в 1972 г. В.Д. Небылицыным.

В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента во многом касается тех же вопросов. Это — выяснение генетической обусловленности темперамента, изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойств психики. В Лондонском психиатрическом госпитале, который в течение многих лет возглавлял Г.Ю. Айзенк, понятия личности и темперамента рассматриваются как идентичные; изучаются биологические основания психических свойств. В этом научном центре разработаны методы оценки темперамента: EPI — Eysenck Personality Inventory, который включает три шкалы: экстра-интроверсия, нейротизм и шкала лжи.

Психобиологический подход к исследованию темперамента представлен работами М. Ротбарта (Орегонский университет). В соответствии с этой моделью (М. Ротбарт, Д. Дерриберри) темперамент рассматривается как совокупность многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и динамических (стилевых) особенностях. Свойствами темперамента являются реактивность и саморегуляция. Особой критике подвергается идея авторов о включении в темперамент поведенческих и физиологических реакций. Эти свойства не рядоположены. Так, реактивность является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а саморегуляция связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Реактивность объясняется как интенсивность и характер реакции в ответ на действие стимула. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию путем реакций приближения/удаления.

Читайте также:  Эфирные масла для чувственности

Варшавская школа (Варшавский университет) представлена регулятивной теорией темперамента Я. Стреляу. Регулятивная теория основана на идее, согласно которой темперамент рассматривается как двухуровневая система. Она включает в себя энергетический уровень (свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и разрядку энергии) и уровень временных параметров (черты, характеризующие протекание реакции во времени — скорость, темп, подвижность, ритм, последействие).

Энергетический уровень включает в себя два свойства — реактивность как интенсивность реакции в ответ на стимуляцию и активность как совокупность энергичных и продолжительных действий (моторных, интеллектуальных), выполняемых с определенной целью. Среди временных параметров выделяются скорость реакции — быстрота выполнения действия, темп действия — число реакций в единицу времени, подвижность — способность быстрого перехода от одной реакции к другой при изменении стимуляции, последействие реакции — время, в течение которого продолжается реакция после прекращения действия раздражителя, и ритмичность — регулярность временных интервалов между однородными реакциями.

Трехкомпонентная теория Пломина и Басса построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.

Активность — проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость — в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.

Эмоциональность — проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, и сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к. являются компонентами активности и социабильности.

Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.

Пломин и Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и, наоборот, ослаблять.

В начале 60-х г. под руководством А. Томаса и С. Чесса (Медицинский центр Нью-Йоркского университета) было начато лонгитюдное исследование темперамента (с периода младенчества до взрослости).

В результате проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:

активность — уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;

ритмичность — предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу, играет в одно и то же время);

приближение/удаление — непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление — с проявлением отрицательных эмоций);

адаптивность — легкость привыкания к новым условиям;

порог реактивности — уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);

настроение — соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;

отвлекаемость — эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);

— интенсивность реакций — энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;

Читайте также:  Разделите радость встречи с нами

объем внимания — насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.

Анализируя отдельные клинические случаи, А. Томас и С. Чесс пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств.

Всего было выделено три группы свойств:

1) Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.

2) Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.

3) Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и отрицательной, но слабой по интенсивности реакцией на новые ситуации. Людям с таким типом темперамента не нравится непривычная пища, новые люди, но их отрицательная реакция имеет слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную.

Свойства и три синдрома свойств оказались онтогенетически стабильными. Из этого положения можно было бы сделать вывод о хронической дезадаптивности ребенка с трудным темпераментом. Однако оказалось, что если родители учитывают индивидуальные особенности своего «трудного» ребенка, специально готовят его к сложным ситуациям, им удается помочь ему справиться с проблемами и избежать неудач.

Темперамент и ВНД

Научное объяснение природы темперамента дал И.П. Павлов в учении об основных свойств нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, он установил, что собаки, отличающиеся по характеру образования и протекания условных рефлексов, отличаются также и по темпераменту и на этом основании пришел к выводу, что в основе индивидуальных особенностей условно-рефлексной деятельности лежат свойства нервной системы. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной нервной системы — единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения: сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной системы.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервной системы выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки просто переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти процессы взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения, или процесс возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной системы — подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиация и концентрация), быстротой появления нервных процессов в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

И.П. Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит от сочетания свойств. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы. Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешивания процессов различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Источник

Оцените статью