- Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского Д.С.
- «Дети ночи» Д. Мережковский
- Анализ стихотворения Мережковского «Дети ночи»
- Дети ночи основная тема. Анализ стихотворения «дети ночи» мережковского. Объявление темы урока
- Предчувствие грядущих перемен
- «Двойная бездна»Мережковский по плану
- Революция и судьба поэта
- Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи»
- анализ стихотворения двойная бездна Д. Мережковский
- LiveInternetLiveInternet
- Анализ стихотворения Мережковского «Дети ночи»
- Дмитрий Мережковский, как теоретик русского символизма (стр. 1 из 2)
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского Д.С.
Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и предписывают ему умение угадывать дальнейшие события. На самом деле, поэт был умным, образованным человеком, умеющим чувствовать окружающую атмосферу и предугадывать, откуда подует ветер перемен.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, насколько точно автор прочувствовал будущие изменения в обществе. В произведении Дмитрий Сергеевич описал события, которые произойдут через два десятилетия, ведь стих был написан в 1895 году, а революция произошла в 1917. На момент написания стихотворения никто и не догадывался о скором перевороте, а вот поэт уже тогда понимал, что народу нужна встряска. Он уловил общее настроение толпы, понял, что люди потеряли все чистые и светлые чувства, которые могли защитить их от мирской суеты и грязи.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского указывает на то, что автор не знал абсолютно точно о будущем своего народа. Он понимал, что людям надоело ползать на коленях, не видя дальнейших перспектив на лучшую жизнь. Свое поколение Дмитрий Сергеевич называет «детьми ночи», потому что они блуждают в потемках в поиске выхода и ждут «пророка». Только вот даже поэт не догадывался, что к власти придет безжалостный и коварный мессия. Дмитрий Мережковский стихи писал с пониманием того, что общество находится на пороге ХХ века, и оно настолько погрязло в грязи и грехах, что нуждается в сильной встряске.
Когда писал Дмитрий Мережковский «Дети ночи», он не знал, что пройдет совсем немного времени, и он сам пострадает от долгожданной встряски. Поэт твердо убежден в том, что каждому человеку необходимо взойти на собственную Голгофу, чтобы очиститься от грязи и начать новую жизнь или погибнуть. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, что автор желал революции, потому что мечтал о лучшей жизни для своего народа.
Источник
«Дети ночи» Д. Мережковский
Устремляя наши очи
На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
Ждем, придет ли наш пророк.
Мы неведомое чуем,
И, с надеждою в сердцах,
Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.
Погребенных воскресенье
И среди глубокой тьмы
Петуха ночное пенье,
Холод утра – это мы.
Мы – над бездною ступени,
Дети мрака, солнце ждем:
Свет увидим – и, как тени,
Мы в лучах его умрем.
Дата создания: 1895 г.
Анализ стихотворения Мережковского «Дети ночи»
Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение «Дети ночи», написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался.
Впрочем, называть Мережковского пророком было бы ошибочно, потому что он не знал, что же именно произойдет через 22 года. Он сумел уловить лишь общее настроение толпы, понять, что люди утратили в свое душе все то светлое и чистое, благодаря чему они были надежно защищены от мирской грязи и суеты. Именно поэтому свое поколение автор именует детьми ночи, которые блуждают в потемках и ждут «придет ли наш пророк».
Передавая свои ощущения, Мережковский не подозревал, что вместо пророка его соотечественники очень скоро попадут во власть мессии, коварного и безжалостного. Революция унесет жизни десятков тысяч людей, которые будут убивать друг друга за убеждения. Однако поэт оказался прав в одном: общество на пороге 20 века нуждалось в серьезной встряске, так как увязло в грехах. Поэтому, характеризуя своих соотечественников, поэт отмечает: «Петуха ночное пенье, холод утра – это мы». Таким образом, Мережковский исключает божественную суть современного человечества, намекая на то, что пришла пора его очищения. Каким оно будет, автор умалчивает, однако предполагает, что солнечный свет для детей ночи может оказаться губительным. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», – убежден Мережковский.
Примечательно, что себя автор также отождествляет с детьми ночи, считая, что избежать участи тех, кто находится рядом, ему не удастся. Поэт считает, что очень скоро каждому человеку придется взойти на собственную Голгофу, чтобы погибнуть окончательно или же очиститься ради новой жизни. Такой Голгофой для поэта очень скоро станет эмиграция – в 1919 году он навсегда покинет Петербург, который считает «царством Зверя» и последние годы жизни проведет в Париже, считая, что в полной мере заслужил подобное наказание. До конца жизни Мережковский будет упрекать себя в том, что слишком мало сделал для России и не смог вырвать ее из революционной пучины, хотя и предвидел столь кардинальные перемены в обществе и даже предсказывал, что его родина станет ареной битвы темных и светлых сил.
Источник
Дети ночи основная тема. Анализ стихотворения «дети ночи» мережковского. Объявление темы урока
Предчувствие грядущих перемен
«Дети ночи» были написаны в 1895 году. В то время никто, в том числе и сам Мережковский, даже подумать не мог, какие страшные и кровавые события произойдут в России в октябре 1917 года. Однако поэту удалось почувствовать настроение людей, понять, что они утратили светлое начало в своей душе и, в результате, стали совершенно беззащитны перед всепроникающими силами зла. Потому-то он и называет свое поколение «дети ночи», которые блуждают в темноте, с тревогой и надеждой ожидая появления неведомого пророка. Правда, тогда Мережковский еще не осознавал, что вместо пророка в Россию придет кровавая и безжалостная революция, которая унесет жизни тысяч и тысяч людей, заставляя их жестоко и бессмысленно истреблять друг друга. Поэт видел, что человечество, хоть и замерло в тревожном ожидании рассвета, на самом деле, давно погрязло в страшной бездне греха. Остается лишь ждать, когда наступит неизбежная пора очищения. Он пока не осознает, каким образом оно произойдет, но предвидит, что солнечный свет для тех, кто привык к ночной темноте, скорее всего, обернется неминуемой и страшной гибелью. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — утверждает поэт.
«Двойная бездна»Мережковский по плану
1. Написание данного произведение длилось на протяжении 4 лет: с 1895 по 1899 года. А свет увидело стихотворение лишь в 1901 году
3. Идея о «двух безднах» — одна из основополагающих в работах Мережковского. Полагается, что источники образа — знаменитое описание сна в произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» и размышления о двух безднах русской души в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
4. Основная тема – сопоставление жизни и смерти друг с другом.
5. Смысл названия «Двойная бездна» заключен в сравнении двух бездн –смерти и жизни.
6. Лирический сюжет: автор рассуждает над равнозначностью жизни и смерти. Та и другая равны и подобны друг другу, при этом непонятно где есть что.
7. Композиция стихотворения «Двойная бездна»
1) сравнение двух бездн
2)функции человека в едином целом двух бездн
Революция и судьба поэта
Однако Мережковский не щадит и себя самого. Он понимает, что неотделим от своего поколения и считает себя одним из детей ночи, прекрасно осознавая, что ему не удастся избежать общей с ними участи. Поэт совершенно уверен в том, что судьба уже уготовила каждому его собственную Голгофу, взойдя на которую человек окончательно погибнет или, напротив, сможет очиститься перед вступлением в новую жизнь. Для самого Мережковского такой Голгофой станет эмиграция. Революцию 1917 года он воспринял как приход к власти «грядущего хама» и воцарение «надмирного зла». В 1919 году, через 24 года после создания стихотворения, он, вместе с женой Зинаидой Гиппиус, будет вынужден навсегда покинуть родной Петербург, превратившийся в «царство Зверя». Последние годы жизни поэт проведет в Париже, тоскуя по оставленной родине, но считая разлуку с ней заслуженным наказанием за то, что он слишком мало сделал для того, чтобы остановить силы мрака и зла. Мережковскому казалось, что силой своего пророческого дара он смог бы спасти страну от грядущей революции, тем более что он предвидел, какая ужасная участь ожидает ее в скором будущем.
Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи»
Анализ стихотворения Дмитрия Мережковского «Дети ночи» Стихотворения Дмитрия Сергеевича Мережковского – это классический образчик поэзии эпохи символизма. Но в то же время, его творчество можно отнести и к декадансу, с его эстетизмом, академичностью и намеками на упадок и культурный регресс отображенных в стихах поэта. Ярким тому примером можно назвать одно из известнейших стихотворений Мережковского – «Дети ночи». Дмитрий Сергеевич был не только гениальным поэтом и литератором, он также был и философом, который находил и отображал в своем творчестве закономерности человеческого бытия. Неудивительно, что стихотворение «Дети ночи» оказалось пророческим. Написанное автором еще в 1895 году оно предвосхитило события революции, падения царской России и прихода новой «кровожадной» власти в 1917. Но Мережковский не видел будущего, не был он ни пророком, ни предсказателем. Образованный и эрудированный, он тонко чувствовал связь прошлого с настоящим. Из мировой истории прошлых веков Дмитрий Сергеевич почерпнул знания о необходимости великих перемен, которые должны произойти на стыке веков. Поэт считал, что на закате столетия все человечество становится детьми ночи, которые с надеждой устремляют свои очи на бледнеющий восток и ждут изменений, лучшей жизни и своего пророка. Первая мировая война, а затем революция забрали сотни тысяч жизней – это, тоскующие о несозданных мирах дети ночи. Уставшие от прежних режимов и порядков люди избрали для себя новую идеологию в надежде на «утро» — на новое будущее. Но современники Мережковского стали лишь предтечами грядущих событий. Но несмотря, на дерзновенные их речи дети ночи не могут жить при свете. Общество, меняющее ход истории создает новый мир для потомков, в то время как сами они существовать в нем не в силах. При восходе новой эпохи, они обязательно умирают в лучах ее света, как тени. Дмитрий Сергеевич стал свидетелем всех «напророченных» им событий. Лишь в 1919 году он покидает родину и навсегда уезжает в Париж. Свою эмиграцию он отождествляет с Голгофой, считает ее наказанием и до конца жизни жалеет, что никак не смог предотвратить тех ужасных событий и так мало сделал для России.
анализ стихотворения двойная бездна Д. Мережковский
В стихотворении Н. А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества. Н. А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений. Н. А. Некрасов пишет стихотворение ‘Вчерашний день, часу в шестом…’, в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе. Лирическое произведение — небольшое по объему, всего два четверостишия. В центре первой части стихотворения образ молодой крестьянки, публично избиваемой кнутом на Сенной площади Санкт-Петербурга:Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную,Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя…Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения , характеризующие действия палачей. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер передает звуки совершаемого действия, свист бича. Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:И музе я сказал: ‘Гляди! Сестра твоя родная!’Так Н. А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения. Стихотворение Н. А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России. Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая — определение времени и места действия. Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это — сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения. Образ русской крестьянки — один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает знаменитых его слов о женщине ‘в русском селении’, которая ‘коня на скаку остановит’ и ‘в горящую избу войдет’. Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу. Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя…И Музе я сказал: ‘Гляди! Сестра твоя родная!’Что же позволило Н. А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего — долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях . Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам. Подробный ответ
LiveInternetLiveInternet
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах. Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра — это мы. Мы — над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим — и, как тени, Мы в лучах его умрем.
Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение «Дети ночи», написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался.
Впрочем, называть Мережковского пророком было бы ошибочно, потому что он не знал, что же именно произойдет через 22 года. Он сумел уловить лишь общее настроение толпы, понять, что люди утратили в своей душе все то светлое и чистое, благодаря чему они были надежно защищены от мирской грязи и суеты. Именно поэтому свое поколение автор именует детьми ночи, которые блуждают в потемках и ждут «придет ли наш пророк».
Передавая свои ощущения, Мережковский не подозревал, что вместо пророка его соотечественники очень скоро попадут во власть мессии, коварного и безжалостного. Революция унесет жизни десятков тысяч людей, которые будут убивать друг друга за убеждения. Однако поэт оказался прав в одном: общество на пороге 20 века нуждалось в серьезной встряске, так как увязло в грехах. Поэтому, характеризуя своих соотечественников, поэт о. Таким образом, Мережковский исключает божественную суть современного человечества, намекая на то, что пришла пора его очищения. Каким оно будет, автор умалчивает, однако предполагает, что солнечный свет для детей ночи может оказаться губительным. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — убежден Мережковский.
Примечательно, что себя автор также отождествляет с детьми ночи, считая, что избежать участи тех, кто находится рядом, ему не удастся. Поэт считает, что очень скоро каждому человеку придется взойти на собственную Голгофу, чтобы погибнуть окончательно или же очиститься ради новой жизни. Такой Голгофой для поэта очень скоро станет эмиграция – в 1919 году он навсегда покинет Петербург, который считает «царством Зверя» и последние годы жизни проведет в Париже, считая, что в полной мере заслужил подобное наказание. До конца жизни Мережковский будет упрекать себя в том, что слишком мало сделал для России и не смог вырвать ее из революционной пучины, хотя и предвидел столь кардинальные перемены в обществе и даже предсказывал, что его родина станет ареной битвы темных и светлых сил.
Анализ стихотворения Мережковского «Дети ночи»
Дмитрий Мережковский творил в духе модного для его времени символизма. Он не только добился колоссальных успехов в этом направлении, но и стал образцом для многих поэтов. Исследователи утверждают, что этот мастер слова чувствовал не только настоящее, но мог предсказывать и грядущие события. Этот тезис подтверждает и стихотворение «Дети ночи». Оно было создано Мережковским в 1895 году на честь революции, которая вспыхнула спустя 22 года. Нельзя сказать, что Мережковский был пророком, он просто сумел почувствовать и понять настроение общества. Тема стихотворения – перемены в человеке и обществе под влиянием обстоятельств. Автор утверждает, что его современники погрязли в мирской суете и мраке, растратили в нем свои светлые души. Он уверен, что единственный путь этого поколения – к погибели и даже если его озарит свет, выжить «дети мрака не смогут». Как видим, идея очень близка к настроению декаданса. Главный образ стихотворения сборный – это дети ночи. К ним причисляет себя и лирический герой. Он не остается в стороне от мрачной толпы, а видит все происходящее ее глазами. Именно поэтому произведение написано от первого лица множественного числа. Лирический герой не боится заявлять «мы» подписываться под сказанным от имени всего поколения. Главная проблема «детей скорби», «детей ночи» – бездействие. Они видят, как рушится их мир, но, сложив руки, ждут, когда прибудет их пророк. Конечно же, ожидание лишь угнетает сердца людей, они «тоскуют о несозданных мирах». Как ни странно, надежда в их душах остается и даже умирают они с ней.
«Дети ночи», по мнению Д. Мережковского, заведомо осуждены на гибель, но сначала умирают их «дерзновенные речи». Оказывается, что их предтечи были «слишком ранние», а весна «слишком медленная». Таким образом, во всех бедах обвиняются обстоятельства, но никак не сами «дети ночи». «Дети ночи» стонут от обстоятельств, а для других людей кажутся посмешищем, они прекрасно это понимают. Тем не менее, эти люди еще надеются увидеть солнце. Под образом небесного светила автор как раз и подразумевает общественные изменения, в том числе и революцию. Д. Мережковский знает, что для его пассивных современников это солнце, несмотря на все надежды, станет гибелью. Сложная идея стихотворения Д. Мережковского «Дети ночи» доносится при помощи художественных средств. Автор наполняет текст оригинальными метафорами: «бледнеющий восток», «дети скорби, дети ночи», «слишком медленная весна», «глубокая тьма». Один раз автор использует сравнение, но оно перебирает на себя . Метафоры выполняют вспомогательную роль: «несозданные миры», «ранние предтечи», «ночное пенье». Д. Мережковский не разделяет стихотворение на куплеты. Это целостный монолог, такой себе поток мыслей, который постепенно реализует идею. Автор использует перекрестную рифму, строки написаны анапестом, что придает тексту мрачного настроения, создает угнетающую атмосферу.
Дмитрий Мережковский, как теоретик русского символизма (стр. 1 из 2)
Дмитрий Мережковский, как теоретик русского символизма
Первыми теоретиками и практиками символизма были Д. Мережковский, Н. Минский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и ряд других писателей, выступивших в конце 80-х – начале 90-х годов со стихотворениями, рассказами, статьями. Они, собственно, и заложили основы нового течения. Да и само название «символизм» появилось позднее. Вначале же, как, впрочем, нередко и впоследствии, говорили вообще о «новом течении» в искусстве, «модернизме», «декадентстве». При этом самая сущность символизма не была в те годы вполне ясна даже пионерам нового движения, и они предлагали, поэтому разные его определения.
Неопределенность высказываний, разнобой мнений о сущности символизма (среди самих его создателей) усугублялись еще тем, что многое в зарождавшемся символизме было от стремления «эпатировать» публику, от искусственного преувеличения, «оргиазма» чувств в подражание западным «учителям» (Эдгару По, Бодлеру, Ницше и т.д.). Для ранних символистов чрезвычайно характерны, по свидетельству современников, «ломание в манерах, мыслях и словах», наигранная «театральность», наклонность к позе». Однако при всем разнобое мнений и при всех крайностях эпатажа ясно намечалась единая, в конечном счете, суть нового литературного течения.
Источник