Основные мимические сигналы функционально эмоционального состояния человека

Мимические коды эмоциональных состояний

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Жесты можно разделить на:

— коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привле­чения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

— жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

— описательные жесты (имеют смысл только в контексте ре­чевого высказывания).

Речевые высказывания и сопровождающие их жесты должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказыва­ния является свидетельством лжи.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – дви­жениям мышц лица.Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10 – 15% информации.

В мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презре­ния) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо вид­но из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В.А. Лабунской (табл.6.1).

Таблица 6.1

Части и элементы лица Эмоциональное состояние
Гнев Пре­зрение Стра­дание Страх Удив­ление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскры­ты или при­щурены Глаза прищурены Глаза широко раскрыты Глаза прищуре­ны или раскры­ты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динами­чное

Психологи установили, что все люди независимо от националь­ности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точнос­тью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфи­гурации как выражение соответствующих эмоций (Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедер Л. Мозг, разум и поведение. М, 1988. Гл. VI). И хотя каж­дая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее – эмоции страдания и страха.

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. По­ложение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональ­ное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т. д. Посмотрите на нарисованные лица (рис.6.2). На каждом из них написано, какое чувство или со­стояние души это лицо выражает. Но помните, настроение человека нельзя определить только по отдельным признакам! Например, размер зрачка и положение глаз могут иметь мно­го различных значений.

Походка человека – это стиль передвижения, который от­ражает его эмоциональное состояние.Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.

Рис. 6.2. Наиболее типичные выражения лица

(Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород, 1999. С. 527)

С мимикой очень тесно связан взгляд,или визуальный кон­такт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дис­комфорт при ее отсутствии. Взгляд, как правило, связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса.Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собесед­ника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушаю­щий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи.

Читайте также:  Актуальная проблема по эмоциям

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к об­щению. Если на нас смотрят мало, то мы полагаем, что к нам или к нашим словам и действиям относятся плохо, а если много, то это либо вызов, либо хорошее отношение.

Взгляд передает самую точную информацию о состоянии че­ловека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролиру­ется человеком. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяют­ся в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Хотя лицо является главным источником информации о психо­логическом состоянии человека, оно во многих ситуациях гораз­до менее информативно, чем его тело, так как мимические выра­жения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. Если человек хочет скрыть свои чувства или пере­дает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело главным источником информации для со­беседника, так как жесты, позы, походка, стиль экспрессивно­го поведения говорят о многом.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом,характеристики которого создают образ человека и отражают его состояние.

Характеристики голоса относятся к просодическим и экстра­лингвистическимявлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонацион-ных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, темп голоса, сила ударения.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз, а также раз­личного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздохов и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами ре­гулируется поток речи, дополняются, замещаются и предвос­хищаются речевые высказывания, выражаются эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие передаются высоким голо­сом, гнев и страх – тоже довольно высоким, но в более ши­роком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость передаются мягким и приглушенным голо­сом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи является важной характеристикой чувств. Быс­трая речь означает взволнованность или обеспокоенность чем-либо. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, усталости или высокомерии.

Подготовленный человек может по голосу определить, какое психологическое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, поймет, каким голосом говорит человек, так считает А. Пиз. По­этому иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать дан­ный процесс и синхронизировать его.

К такесическим средствамобщения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания. Использова­ние человеком в общении динамических прикосновений опреде­ляется многими факторами. Среди них особую силу имеют ста­тус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ла­донь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное. Такой такесический элемент, как похло­пывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Визуальный контакт – изменение ширины зрачков, степе­ни открытости глаз, направления и движения взгляда в про­цессе общения. Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения.В словах можно скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Поэтому взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не спо­собен контролировать движение своих зрачков. Они непроиз­вольно расширяются или сужаются и тем самым передают информацию о реакции на предложения собеседника, об от­ношении к нему. При волнении зрачки увеличиваются в четы­ре раза по сравнению с нормальным размером. С другой сто­роны, если человек сердится или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются.

Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами собеседника менее одной трети всего времени разговора. Если человек смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора, то он или находит парт­нера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрач­ки увеличены), или же чувствует враждебность к партнеру и невер­бально бросает вызов (в этом случае его зрачки сужены). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.

Читайте также:  Первые симптомы депрессии у подростка

Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область лица и тела, на которую он устремлен.

Деловой взгляд,устремленный в район лба собеседника, со­здает серьезную атмосферу, деловой настрой.

Светский взгляд,устремленный ниже уровня глаз собеседни­ка, способствует созданию атмосферы непринужденного общения.

Интимный взглядустремлен в район между грудью и глазами. Мужчины и женщины используют такой взгляд, чтобы показать свою заинтересованность друг в друге, и тот человек, который восприни­мает этот взгляд, как правило, отвечает таким же.

При этом, чтобы принять правильное решение об отношении собеседника, необходимо учитывать и культурную среду, в кото­рой он вырос. Например, японцы практически никогда не смотрят в глаза, предпочитая во время разговора смотреть на шею.

Взгляд поверх очков.Человек, на которого смотрят подоб­ным образом, может подумать, что к нему относятся крити­чески и пытаются каким-то образом оценить. Взгляд поверх очков может быть сильной ошибкой, так как слушатель сразу же закрывается.

Взгляд искосаговорит или об интересе, или о враждебнос­ти. Когда он соединяется со слегка поднятыми бровями или улыбкой, то это говорит об интересе и очень часто использу­ется как сигнал ухаживания. Если же он соединяется с нахмуренными бровями или же опущенными уголками рта, то это говорит о подозрительном или критическом отношении.

«Пустой» взгляд,устремленный при этом в какую-то опреде­ленную точку, иногда выражает смущение, стеснение, стыд, не­достаток знаний, уверенности. При этом часто «собачий», с при­знанием вины, взгляд снизу вверх может свидетельствовать о скрытности, коварстве, незаметном подглядывании снизу.

Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды– сигнал к ус­тановлению контакта. Стремление избежать взгляда — один из признаков затруднений и барьеров в общении. Пристальный, не­подвижный взглядтоже может характеризовать возникшие труд­ности.

«Язык» глаз проявляется в степени их открытости, направле­нии взгляда, движении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Рот обычно закрыт

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Глаза раскры­ты или

Глаза широко раскрыты

Глаза прищуре­ны или раскры­ты

Блеск глаз не выражен

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Исследования показали, что 15% информации теряется при неподвижном лице оратора. В мимическом выражении есть шесть основных эмоциональных составляющих: гнева, радости, страха, страдания, удивления, презрения. Мимические коды могут быть выражены следующей таблицей.

Информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее — эмоции страдания и страха. Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональ­ное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу, враждебность и т.д.

Визуальный контакт – изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Для воплощения этих качеств требуется немалая сила воли, тренированность, поэтому разведчиков, дипломатов и переговорщиков готовят специально по многу лет, чтобы они научились контролировать и управлять процессами визуального контакта.

Читайте также:  Наилучшее лекарство от стресса

Источник

Мимика как выражение эмоционального состояния человека

Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (

Части и элементы лица Эмоциональные состояния
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот обычно закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раскрыты или сужены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза прищурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо динамичное

Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.

Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.

Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.

психотехнике мимика используется для:

усиления речевого высказывания;

воздействия на собеседника;

установления психологического контакта;

формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре;

маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему;

Мимика динамична и, как правило, отражает:

отношение говорящего к произносимым словам: их значимость для говорящего, веру в то, что он говорит, как сам понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.;

психические состояния говорящего: радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.;

отношение к собеседнику: безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.;

отношение к самому себе и своим действиям: внимательность, волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, растерянность, самодовольство, подготовку к какому-то действию и пр.;

некоторые другие качества: интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.

Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.

Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.

Источник

Оцените статью