- Психология общения. Тест для самопроверки
- Человек-манипулятор — как выявить и эффективно взаимодействовать с ним
- Кто такой человек-манипулятор
- Механизм развития манипуляции
- Основные характеристики человека-манипулятора
- Какие бывают типы людей-манипуляторов
- Методы управления людьми: по Брейкер и Саймону
- Правила общения с манипулятором
Психология общения. Тест для самопроверки
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)
трансакция
ролевые ожидания
социальная роль
психологический контакт
2. Основные качества манипулятора
недоверие к себе и другим
лживость
примитивность чувств
все ответы верны
3. Комплексное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических и психосоматических заболеваниях – это реализация … функции общения.
прагматической
управленческой
терапевтической
4. Особенность невербального общения:
его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания
отсутствие возможности подделать эти импульсы
все ответы верны
его проявлениям доверяют больше, чем вербальному каналу общения
5. Когда регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли – это … общение.
светское
ролевое
деловое
примитивное
6. Общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) – это … общение.
деловое
манипулятивное
светское
формально-ролевое
7. Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого – это …
аттракция
аффилиация
гипноз
8. При восприятии людьми друг друга значение имеет определенный порядок поступления информации о человеке для формирования представления о нем. Так, по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем, тогда как по отношению к незнакомому человеку более значима первая информация. Это эффект …
края
первичности
ореола
бумеранга
9. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это …
самоактуализация
стереотипизация
идентификация
обобщение
10. Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств – это эффект …
незавершенного действия
бумеранга
новизны
ореола
11. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы (возрастной, половой, профессиональной) без достаточного осознания различий между ними – это …
стереотипизация
абстракция
проецирование
12. Манипулирующее воздействие проявляется в …
использовании человека в корыстных целях
демонстрации своей позиции
в покровительственном отношении к человеку
13. Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …
эмпатия
рефлексия
экспрессивность
14. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние:
совместная деятельность
все ответы верны
«помогающее поведение»
сходство характеристик общающихся
сходство ситуации, в которой находятся партнеры
15. Перцептивная сторона общения включает в себя …
проявление тревожности
демонстрацию креативного поведения
процесс формирования образа другого человека
16. Человеческая речь характеризуется:
наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции
определенной логикой построения фраз
возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях
все ответы верны
17. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это … барьеры.
смысловые
эмоциональные
физические
18. Видение субъектом общения другого человека как продолжения самого себя, проекция, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями – это процесс …
идентификации
эмпатии
рефлексии
19. Если человек при общении ориентируется только на права и обязанности, которые ему диктует его социальное положение, и игнорирует свои личностные особенности, то мы имеем дело с … общением.
личностным
деловым
ролевым
20. Существенный признак внушения:
некритическое восприятие информации
недоверие
критичность
21. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией – это …
психическое заражение
конформность
убеждение
подражание
22. Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это …
убеждение
психическое заражение
эмпатия
23. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий:
понимание целей партнера
все перечисленные условия необходимы для преодоления барьеров общения
понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
знание индивидуальных особенностей партнера
24. Формы реализации делового общения
оперативка
переговоры
брифинг
совещания
беседа
видеоконференция
25. Французская пословица гласит, что умение сказать человеку то, что он сам о себе думает – это …
комплимент
лесть
критика
26. Желание и умение выразить свою точку зрения и учесть позиции других – это … общение.
примитивное
закрытое
ролевое
открытое
27. Последовательность этапов делового общения:
установление контакта
выявление мотивов общения
взаимодействие
завершение общения
28. Основные механизмы познания другого человека:
эмпатия
все ответы верны
рефлексия
идентификация
Источник
Человек-манипулятор — как выявить и эффективно взаимодействовать с ним
В мире встречаются разные люди. Одни из них общаются открыто и искренне, не скрывают своих намерений и охотно делятся своими мыслями и переживаниями. Другие же предпочитают скрывать свои истинные мотивы и действуют незаметно для других. Один тип таких людей, человек-манипулятор. Это достаточно коварная личность, может заставить другого человека поступать так, как ему выгодно, при этом собеседник даже не заметит, что им управляют.
Кто такой человек-манипулятор
Слово «манипуляция» в переводе с латинского означает «ручной приём», и первоначально это слово использовали для обозначения управления куклами. Действительно, человек-манипулятор – это настоящий кукловод, который дёргает за невидимые ниточки, коими являются психологические слабости собеседника, и заставляет его действовать в нужном для себя направлении. При этом управляемый думает, что это именно его намерения и желания. Таким образом, человек-манипулятор действует гораздо тоньше и эффективнее, чем какой-нибудь жёсткий диктатор, который пытается управлять людьми явным и грубым способом – с помощью насилия, приказов, распоряжений и запугивания.
Интересно, что зачастую даже сам человек-манипулятор не осознаёт, что является манипулятором. Управление людьми происходит у него спонтанно.
С психологической манипуляцией мы сталкиваемся практически ежедневно. Взять хотя бы рекламные ролики, плакаты, яркие вывески магазинов, прочие приёмы маркетологов. Они составлены так, чтобы воздействовать на те или иные слабости публики и вызывать у неё желания, которых у них до этого не было. К примеру, изображения продуктов питания на рекламных плакатах делаются такими, чтобы при взгляде на него у людей невольно пробуждался аппетит. Уставшие от постоянной городской суеты люди, взглянув на плакат туристического агентства с изображением отдыхающей на красивом пляже девушки, внезапно начинают желать хотеть на отдых, хотя ещё минуту назад они об этом и не думали. Маркетолог – это, пожалуй, самый страшный тип человека-манипулятора, потому что своим умением он владеет профессионально.
Человек-манипулятор легко может встретиться и в более повседневной обстановке. В обычном рабочем коллективе чаще всего имеется человек, который незаметно перекладывает свои обязанности на других. Делает он это незаметно, используя дружеские чувства. Всем кажется, что это такой приятный в общении человек, что отказать ему просто невозможно. При этом всё общение с ним ограничивается рабочим местом, а сверх этого вы с ним даже не встречаетесь. Не все понимают эту маленькую истину, поэтому хитрость манипулятора работает долго.
Даже в своём доме нередко можно встретить человека-манипулятора. Некоторые домочадцы могут сознательно давить на своих родственников, чтобы добиться того, что им нужно. Чаще всего такие люди давят на жалость, вызывают чувство вины. Характерный пример – дети, которые с помощью плача выпрашивают у родителей разрешение посмотреть мультфильм, заставляют их купить ему понравившуюся игрушку и т. д. Родители, не желая обидеть своего ребёнка, которого они так сильно любят, идут у него на поводу. Да, дети – это одни из самых сильных людей-манипуляторов, потому что используют наиболее глубокие человеческие инстинкты и переживания – материнский инстинкт, чувство семейной привязанности. Родители, явившие ребёнка в окружающий мир, как бы чувствуют свой долг перед ним – заботиться о нём и обеспечивать приемлемое качество жизни. На таких людей очень легко воздействовать даже ребёнку.
Механизм развития манипуляции
Почему человек-манипулятор становится таким, какой он есть? Некоторые люди являются манипуляторами с самого рождения, для них это естественная психологическая черта, и своих возможностей они даже не осознают. Однако большинство людей-манипуляторов становятся такими намеренно.
Манипулятору свойственно иметь чувство превосходства над другими людьми, но это превосходство он по каким-либо причинам не в силах реализовать; например, он слишком слаб физически для этого или не обладает надлежащим социальным статусом. Не имея открытых способов получить желаемое от других людей, он использует коварство и хитрость. Людьми-манипуляторами движет высшая степень эгоизма, когда они ради получения того, что желают, готовы проникнуть даже в самые глубины души собеседника. К другим людям они относятся как к неодушевлённым предметам, которые они имеют право двигать, как им заблагорассудится.
Не проявляя уважения к окружающим людям, манипуляторы, однако же, остро в них нуждаются. Без людей манипулятор вообще не может существовать, поскольку сам по себе ничего не представляет. Существуют понятия, близкие к манипуляторству, — паразитизм, энергетический вампиризм. Манипулятор – это настоящий вампир, который достижения других использует как свои собственные и самоутверждается за их счёт.
Основные характеристики человека-манипулятора
Манипуляторы, несмотря на свою скрытность, могут быть выведены на чистую воду по определённым признакам. Таких признаков довольно много, и чем больше их обнаруживается в собеседнике, тем больше вероятность того, что он является манипулятором.
Характеристика данного типа людей:
- Такие люди никогда прямо не заявляют о своих чувствах, мыслях, требованиях.
- Они скрывают свои настоящие потребности.
- Они способны быстро менять своё поведение и мнение в зависимости от ситуации.
- Ответы на вопросы их обычно нечёткие, размытые.
- Они постоянно пытаются переложить ответственность на других людей.
- Говорят, что хорошо помнят просьбы других людей, но никогда при этом их не выполняют.
- При общении они часто лгут и умалчивают.
- Чужие потребности и желания они обычно игнорируют.
- Такие люди не любят критики в свой адрес, они также пытаются отрицать даже самые очевидные вещи.
- Иногда они начинают чего-то требовать в резкой форме.
- Они ожидают мгновенной реакции на свои требования и запросы.
- Без всяких оснований они ставят под сомнение качество и компетенцию других людей. При этом они не пытаются доказать свою точку зрения, а пускают в ход унижения, оскорбления, осуждают саму личность собеседника, а не указывают на её конкретные качества.
- Они постоянно всех обвиняют.
- Манипуляторы, как правило, не передают свои просьбы напрямую. Они пытаются позвонить или передать своё требование через постороннего человека.
- Манипулятор считает, что его точка зрения единственно правильная, других мнений он категорически не признаёт.
- Манипулятор склонен угрожать и шантажировать; иногда он делает это открыто, но с большим удовольствием он это делает завуалированно, как бы пытаясь не выдать себя.
- Манипулятор склонен часто менять тему разговора, при этом делает это он резко и внезапно.
- Манипулятор замечает, что человек плохо разбирается в какой-либо теме, и начинает обсуждать именно её. Таким способом он хочет показать своё превосходство.
- Манипуляторам свойственно часто жаловаться. Он преувеличивает нагрузки на работе, свои болезни и пр.
- При общении с другими людьми они часто проявляют демонстративное угодничество – льстят собеседникам, делают им подарки и т. д.
- При общении с манипулятором другие люди ощущают себя неловко; кроме того, когда манипулятор достигает своей цели, окружающие получают определённый ущерб.
Это ещё не полный список всех «маркеров», по которым можно вычислить манипулятора, но по ним можно с достаточно высокой точностью определить, есть ли манипуляторы среди ваших близких. Можно вполне обоснованно подозревать человека в манипуляторстве, если из этого списка подтверждается примерно половина признаков и больше.
Какие бывают типы людей-манипуляторов
Эверетт Шостром в своей известной книге «Анти-Карнеги» описывает целых восемь типов манипуляторов:
- Диктатор. Это человек, который пытается раздавать всем приказы. Он кричит, сыплет угрозами, если видит неповиновение. Власть и сила – вот главные методы его действий. Получая превосходство над другими, он становится ещё большим тираном.
- Калькулятор. Внешне он выглядит как воспитанный человек, нередко имеющий довольно много друзей. Но на самом деле такой человек тщательно просчитывает, с кем ему необходимо дружить. В любом случае он старается получить максимальную выгоду для себя. Если выгодных знакомств не предвидится, он предпочитает находиться в одиночестве.
- Прилипало. Это люди, которые предпочитают пассивный, ведомый образ жизни. Они желают, чтобы ими управляли, и ничего не могут делать без приказов. «Прилипалы» назойливы и при этом ленивы.
- Тряпка. Эти люди характеризуются безволием, инфантильностью; они постоянно жалуются и по большей части пребывают в плохом настроении. Цель для них – чтобы их пожалели или хотя бы обратили на них внимание.
- Хулиган. Это такой манипулятор, который все свои проблемы решает только силой и шумом. В любой не устраивающей его ситуации он будет драться и дебоширить. Окружающие боятся такого человека и стараются во всём ему угождать.
- Судья. Это манипулятор, который вечно всем недоволен. При этом масштабы его осуждения зачастую принимают глобальный характер – ему хочется чтобы весь мир вёл себя «правильно». На лице такого человека постоянно написано презрение к окружающим. Такой манипулятор склонен всех обвинять, причём даже в тех пороках, которые им не свойственны.
- Славный парень. Такой кукловод проявляет показное благодушие, старается всем угождать, хотя его манеры часто кажутся неискренними. Несмотря на это, окружающие долгое время не могут вычислить манипулятора и удивляются, когда такой «хороший человек» оказывается жутким подлецом.
- Защитник. Это кукловод, которому свойственно выгораживать других, оправдывать их поступки. Человек делает это вовсе не из любви к другим, а лишь из чувства эгоизма – он хочет показать себя более компетентным, умным и великодушным, чем другие.
Независимо от своего типа манипулятор отличается таким качеством, как предсказуемость. Если распознать способ его управления другими, то можно эффективно противостоять манипуляциям.
Методы управления людьми: по Брейкер и Саймону
Психологи Саймон и Брейкер выделили разнообразные методы управления людьми.
Вот некоторые из них, активно применяемые кукловодами:
- Ложь;
- Обман через умолчание;
- Отрицание;
- Отвлечение (переход на другую тему);
- Скрытое запугивание;
- Пристыжение (жертве сообщается неуверенность в себе и страх с помощью сарказма).
Правила общения с манипулятором
Как нужно поступать с человеком, которого уличили в попытках управления другими? Прежде всего необходимо самому быть сильной личностью, которая разбирается в своих желаниях, ответственна за свои поступки и не хочет, чтобы ею управляли.
Существует два пути общения с манипулятором:
Во-первых, можно просто не обращать на него внимания. Способ не всегда помогает, поскольку можно нарваться на осложнения в отношениях: нередко манипуляторы бывают очень агрессивными людьми. Во-вторых, можно перейти к активному противостоянию и вести себя так, чтобы у собеседника отпало желание вами манипулировать.
Например, можно на все запросы манипулятора отвечать одной-единственной фразой. Способ особенно хорош в том случае, когда необходимо отказать в чём-либо. Фразу необходимо произносить с дружелюбной интонацией, но содержание её должно быть неизменным. В этом случае манипулятор быстро сдаётся – сначала начинает давить на жалость, а потом замолкает.
Другой способ – разоблачение. Манипулятор обычно скрывает свои чувства, но сделать это идеально он не способен – его выдаёт, к примеру, мимика. Заметив это, необходимо прямо и чётко выразить свою мысль, сказав, к примеру: «Ты врёшь». Для усиления эффекта можно обратить на это внимание окружающих.
Эффективный способ состоит в том, что на критику и обвинения манипулятора необходимо отвечать согласием; правда, соглашаться нужно лишь с тем, что действительно является правдой. Так манипулятор поймёт, что попытка управлять собеседником не удалась.
Можно притвориться дурачком и сделать вид, что не понимаешь просьбы манипулятора. Нужно попросить его объяснить подробнее. Манипуляторы – чаще всего люди нелогичные, поэтому при таком ответе они предпочтут прекратить попытки давления. Можно также резко перескочить на другую тему, сделав вид, что не расслышал просьбы кукловода.
Источник