Основные источники возникновения эмоций

Происхождение эмоций

Настроить шрифт
    РазмерСтиль
  • Режим чтения

Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если мы спросим себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности.

Однако рефлексы и инстинкты обеспечивают адаптацию индивида, снабжая его четко определенным способом реагирования на ограниченный, постоянный набор объектов и явлений окружающей среды. То же самое можно сказать о мотивах, которые мы называем драйвами, — о голоде, жажде, сексуальном влечении, избегании боли и потребности в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Эти мотивационные системы необходимы для выживания человека. Их иногда называют потребностями выживания, поскольку они наряду с регуляторной химической, или гомеостатической, системой обеспечивают наше физическое благополучие.

Но как и для чего возникли эмоции? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным-им требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагирует на разлуку яркой эмоцией (Ainswortli, Blehar, Waters, Wall, 1978; Shiller, lzard, Hembree, 1986). Если же связь между матерью и младенцем нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, мы можем наблюдать выразительнейший букет негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма (Bowlby, 1969; Spitz, 1965).

Несомненно, одной из причин возникновения эмоций человека в ходе эволюции была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности. Не так давно мы поняли, что, кроме всего этого, ребенку для физического здоровья и психологического благополучия необходима также и родительская любовь. Даже взрослому человек бывает трудно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью. Именно такого рода обделенность лежит в основе многих психологических нарушений, и особенно депрессии. (В последней главе мы еще вернемся к этому вопросу и рассмотрим, какое влияние оказывает длительность периода детской зависимости и взаимная привязанность матери и ребенка на возникновение и формирование сложного эмоционального комплекса, называемого любовью.)

Другой причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов (lzard, Huebner, Risser, McGinnes, Dougherty, 1980). Например, голод и боль могут проявляться через, внешнее выражение физического страдания. О вовлеченности в ситуацию, интересе к человеку или предмету сигнализирует выражение радости и интереса налицо ребенка, тогда как фрустрация выражается гневом (рис. 1-1).

Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна. Исследования показывают, что родителей, дети которых страдают болезнью Дауна, очень огорчает и угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (En-ide, Katz, Thorpe, 1978).

Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Неменее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

Читайте также:  Виктора мартиновича озеро радости

Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. — СПб., 1999. — 464 с.

Источник

Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека

Почему у нас возникают переживания или волнения из-за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли. В этой статье мы рассмотрим основные теории эмоций, предложенные отечественными и зарубежными психологами и психоаналитиками.

Человек – часть космоса

Объяснить природу эмоций пытались еще в Древнем Китае. Учения о психических явлениях основывались на знаниях о космосе. Предполагалось, что человек является частью космоса и существует словно организм в организме. При этом психика его, как целостный космос, имеет такое же количество структурных уровней, а взаимоотношения с окружающим миром определяют его внутренние состояния. Однако никаких научных обоснований суждениям древнекитайских мыслителей не было.

Эмоции появились в процессе эволюции

Такое предположение выдвинул Чарльз Дарвин. Его теория является первой научно обоснованной. В 1872 году Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он показывает эволюционный путь развития эмоций и объясняет происхождение физиологических проявлений эмоциональных состояний. Он утверждает, что есть полезные эмоции, а есть те, что представляют собой остаточные явления от различных реакций, которые у человека рождаются в борьбе за существование. Многие современные теории эмоций в психологии также связывают происхождение проявлений психики с эволюционным процессом.

Информационная теория эмоций Симонова

Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.

Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.

Из предложенной Симоновым формулы следует, что:

  • эмоция возникает только при наличии потребности;
  • если есть потребность и достаточное количество информации имеет смысл говорить о возникновении эмоции;
  • при дефиците информации или полном ее отсутствии возникают отрицательные эмоции, а при достатке или избытке (когда исходных сведений столько же или больше необходимого) – положительные.

Познавательная теория эмоций Лазаруса

В 1990-х годах Ричард Лазарус разработал познавательную теорию, согласно которой любая эмоция появляется на фоне мыслей. Человек осмысливает ситуацию или событие, возникает определенная реакция организма, и после этого появляется эмоция. К примеру, человек слышит шаги за спиной, у него появляется мысль об угрозе, его сердце начинает биться быстрее, появляется страх. То есть, согласно теории Лазаруса, эмоции непосредственно связаны с физиологическими проявлениями организма, образованными вследствие осознания происходящего.

Биологическая теория эмоций Анохина

Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

  • может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
  • может являться результатом мышления и психической реакции;
  • в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.
Читайте также:  Открытки с пожеланиями хорошего дня мужчине доброго настроения

Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос. Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.

Источник

Основные источники возникновения эмоций

Известно, что эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека. Состояние здоровья, уровень нервно-психической и физической работоспособности человека, устойчивость его к целому ряду заболеваний зависят от состояния ЦНС, от характеристики его эмоционального фона.

Положительные эмоции создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне положительных эмоций выполняются более легко. Эмоция — это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.

Школа — один из важных периодов в жизни каждого человека. Поэтому важно, чтобы этот период стал для ребенка « платформой», с которой начнется его становление успешным, умным, а главное социализированным человеком.

Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Также эмоции имеют большое значение в процессе усвоения информации. В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и дольше. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма, что также важно для воспитания успешного человека. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Они придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др. Поэтому огромное значение имеет способность определять настроение, а также понять, от каких факторов оно зависит.

Цель проекта – выявление связей между эмоциональным фоном ребенка и эмоциональным фоном его ближайшего окружения. А также проследить взаимосвязь между возникновением эмоций, их проявлением и пониманием у школьников 4 -6 класса.

Для реализации нашей цели мы поставили себе ряд задач:

1. Собрать информацию по теме эмоции и теории их возникновения

2. Провести исследование, подтверждающее одну из теорий

3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы

Что такое эмоции?

— психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям, самому себе соотносительно удовлетворения или неудовлетворения его целей и потребностей.
— чувства, переживания, душевное волнение, одно из важных сторон психики.

— физиологическое состояние, имеющее яркую субъективность, охватывающее все виды чувствительности, чувствований и переживаний человека.

— та субъективная реакция, которой наша нервно-психическая организация отвечает на внешние раздражители. Она стоит на страже организма, охраняя его от внешних раздражений, так как сигнал неблагополучия вызывает неприятное чувство.

1) Выделяют два типа эмоциональных проявлений:

· длительные состояния (общий эмоциональный фон)

· кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

2) По знаку различают:

Положительные (чувство удовлетворения, радость, восторг) – активное состояние мозговых структур, побуждающее усилить или повторить данное состояние; сопровождается повышенной работоспособностью и повышением устойчивости организма к вредоносным факторам.

Отрицательные (тоска, неудовлетворенность, страх, гнев, обида) характеризуются длительным последействием. Они вовлекают вегетативную сферу, вызывая подчас отрицательные последствия.

Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

3)Эмоции одновременно проявляются:

Во внутренних переживаниях

В поведении (мимика, жесты, интонации речи и т.д.)

На физиологическом уровне эмоции характеризуются включением в целостную ответную реакцию многих физиологических систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и т.д.). При переживании эмоций происходят резкие изменения вегетативных реакций (изменение пульса, дыхания, потоотделения, изменение цвета лица, холодный пот и т.д.), а также биохимические сдвиги в организме (выделение в кровь адреналина, глюкозы и других биологически активных веществ).

3. Свойства и функции

Субъективный характер эмоций выражаться в том, что одно и то же событие у разных людей может вызвать различные эмоции.

Эмоции будут обладать полярностью, т.е. положительным или отрицательным знаком. Полярность эмоций связана с процессом удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека.

Фазность эмоций характеризует эмоции в их динамике с количественной стороны.

Читайте также:  Предложения с междометиями выражающие чувства

На сегодняшний день выделяют четыре основных функций эмоций:

Контрольная или оценочная (если деятельность успешна, то возникают положительные эмоции, если нет успеха – отрицательные).

Направляющая, побуждающая и предохраняющая (все, что раньше вызывало положительные эмоции, вызывает поведение в направлении этих объектов).

Коммуникативная (эмоционально-выразительные движения указывают на внутреннее состояние человека, его отношение к тому, что в данный момент происходит.).

Регуляция гомеостаза и вегетативных функций (по-разному влияют на деятельность отдельных внутренних органов). Эмоции могут мобилизовать или дезорганизовать деятельность человека.

Механизмы формирования эмоций и их проявлений

У человека возникновения отрицательных и положительных эмоций связано с активацией специальных эмоциогенных структур большого мозга. Большое значение в формировании проявлений эмоций имеет лимбическая система. Центры эмоций расположены преимущественно в гипоталамусе рядом с мотивационными центрами. Гипоталамус контролирует состояние висцеральных систем как проявление эмоций (увеличение частоты сокращения сердца, артериального давления, частоты дыхания, другие). (Рис.1)

Механизмы эмоций состоят из многих различных компонентов, но все они связаны, как правило, с активацией центров гипоталамуса и в целом лимбической системы, ретикулярной формации и структур новой коры.

Теории эмоций. Механизмы запуска эмоций спорны. Существует множество теорий, в таблице приведены самые известные. ( Таблица 1)

Исследование. Описание методики

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний» (Светлана Панченко)

Возраст: с 10-11 лет

Инструменты: картинка с эмоциями для каждого, чистый лист бумаги, карандаши.

1) «Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях». Подпиши, какие эмоции изображены на картинке (рис.2)

2) «Напиши на листе слово «школа», выбери 2–3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их».

3) «Напиши слово «дом» и сделай то же самое».

4) «Напиши слово одноклассники (сверстники). Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2–3 эмоции и нарисуй их».

5) «Напиши слово «учитель», выбери 2–3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их».

6) «А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители».

Для задания 2-6 школьники сами рисуют мордочки и подписывают эмоции, которые в них зафиксированы.

Анализ результатов исследования

Какие эмоции наиболее легко поддаются распознаванию? (таблица 2)

Проведя исследование, мы выявили — школьники знают только «базовые» эмоции (радость, страх, гнев) . Картинки с этими эмоциями подписывали 90% детей. Мы заметили, что такие эмоции как покой, хвастовство, отвращение, удовольствие и вина дети распознают реже. Они не знают названия эмоций, довольно часто использовались в описании эмоции междометья (уух, ооо), либо графические обозначения.

Подведя итоги, мы можем сказать, что дети плохо знают названия и сами эмоции. Из 46 испытуемых максимальное число правильных ответов не превысило половины.

Какие эмоции преобладают у школьников в школе, дома? (Рис3)

В школе и дома дети испытывают покой и радость, иногда встречаются отрицательные эмоции, но крайне редко. Эмоциональный фон в школе часто зависит от эмоционального фона учителя и сверстников, а дома – от родителей.

Ранее были проведены исследования, показавшие, что дети в школе испытывают, в основном, отрицательные эмоции. В моем же исследовании, оказалось напротив, школьники испытывают положительные эмоции. Это означает, что в школе, где проводилось исследование, созданы все благоприятные для обучения условия.

Дома удовольствие, которое было в школе, сменяется на покой. Это очевидно, ведь дом это «безопасное место», в котором не должно быть никаких отрицательных факторов. Как говориться: « Мой дом – моя крепость».

Было проведено исследование на учениках 4-6 класса, в ходе которого было выявлено:

1. Школьники знают «базовые» эмоции.

2. Дети не знают названия эмоций. Данная последовательность не зависит от возраста ребенка.

3. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от эмоционального состояния дома и в школе. Дети, которые испытывают положительные эмоции дома и в школе, лучше усваивают учебную программу, чем дети с какими – либо проблемами. Также хочется отметить, что чрезмерная опека и «инкубаторские условия» могут навредить ребенку, сделав его беспомощным в решении каких-либо проблем. Без стресса – нет прогресса. Нужно давать возможность детям самим пробовать решать какие-то вопросы, воспитывать в них самостоятельность стрессоустойчивость.

4. В основном у детей преобладает положительный эмоциональный фон, но у некоторых проявляются признаки агрессии или безразличия. Чтобы понять и решить эту проблему, необходимо провести дополнительные исследования.

Мое исследование может быть полезно психологам, в установлении взаимосвязей между эмоциональным фоном ребенка и системой его воспитания.

Источник

Оцените статью