С. Ю. Малеева Кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточной государственной академии пограничной службы фсб россии
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1. 4. Поведенческая характеристика типов темперамента
В психологической характеристике четырех традиционных типов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочетаниям. Эти характеристики представляют особую значимость для педагога при осуществлении индивидуального подхода к студентам, тренера при психологической подготовке спортсмена.
Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.
Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Такой человек считается оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро схватывает новый материал, воспламеняется новыми идеями, но также быстро и остывает, теряет интерес к ним. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Легко и быстро устанавливает контакты с людьми, является хорошим собеседником. Напряженная умственная и физическая работа его быстро утомляет. Ему нужна постоянная смена деятельности и общения. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.
Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, вспыльчивостью. О таких людях говорят, что они несдержанны, горячие и порывисты. Наибольших результатов представители этого темперамента достигают в деятельности, требующей повышенной реактивности, значительного кратковременного напряжения сил.
Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Стремление к доминированию над другими проявляется в стремлении к лидерству, руководящей работе. Без богатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.
Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Внешние выражения мало отражают содержание внутреннего состояния. Его стереотипы достаточно прочны и не отличаются гибкостью. С одной стороны это хорошо (прочность двигательных навыков), с другой стороны это плохо трудно изменить, варьировать, привыкать к новому. Флегматики достигают больших успехов в работе, требующей устойчивости внимания, усидчивости, равномерного напряжения сил. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в других — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Реакция м еланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. Он как правило мрачный, с повышенной тревожностью и нерешительностью, легко ранимый человек. Придает большое значение тому, что его касается. Он никогда не обещает того, чего не может дать. Для него характерны глубокие, длительные переживания. Предпочитают уединенность, воздерживаются от контактов с незнакомыми людьми. Меланхолик — человек глубокий, содержательный. В неблагоприятных условиях социума меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.
Рис.2. Реакция холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника на смятую шляпу (По Х.Бидструпу)
Одним из факторов, дифференцирующих личности у людей, являются свойства темперамента. Эта специфичность проявления темперамента в поведении человека определяется энергетическим уровнем, то есть: силой, интенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в одних и тех же условиях разные люди ведут себя по-разному.
Хорошо уравновешенное поведение
Отлично уравновешенное поведение
Очень неуравновешенное поведение
Сильные, кратковременные эмоциональные переживания
Поверхностные, кратковременные отношения
Слабые эмоциональные переживания
Глубокие и длительные эмоциональные переживания
Речь громкая, резкая, неравномерная
Речь громкая, живая, плавная
Речь монотонная, медленная
Речь тихая, с придыханием
Настроение неустойчивое, с преобладанием бодрого состояния
Настроение устойчивое, жизнерадостное
Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей
Настроение неустойчивое, с преобладанием пессимизма
Терпение очень большое
Терпение очень слабое
Агрессивность в поведении
Сдержанность в поведении
Истеричность в поведении
Отношение к критике возбужденное
Отношение к критике спокойное
Отношение к критике безразличное
Отношение к критике обидчивое
Страстно увлекающееся поведение и деятельность
Энергичное (деловое) или болтливое поведение и деятельность
Поведение неутомимого труженика
Поведение неравномерное, реактивное
Отношение к новому положительное
Отношение к новому безразличное
Отношение к новому отрицательное
Отношение к новому смешанное
Стремление к цели сильное, с полной отдачей
Стремление к быстрому достижению цели, избегая препятствия
Значительная переоценка своих способностей
Некоторая переоценка своих способностей
Более реальная оценка своих Способностей
Чаще переоценка своих способностей
Умеренная внушаемость и мнительность
Небольшая внушаемость и мнительность
Большая внушаемость и мнительность
Схема 2. Темперамент и особенности его проявления в поведении
Те формы поведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны
для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспитательные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокойно лежащий и не «докучающий» окружающим.
Поэтому, свойства темперамента в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влияние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом.
Механизм физиологической чувствительности усиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выступать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что люди не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента.
Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего, в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окружающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:
1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращения с ребенком близких ему людей.
2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окружающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента определяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий.
3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.
Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможностей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддержания равновесия между организмом и средой. И. М. Павлов с этой точки зрения считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нервной системы.
Глава 2.Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента
Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темперамента в разных условиях, в разной среде приобретают различную ценность для индивида с разной структурой темперамента.
Свойств а темперамента — один из регуляторов стиля деятельности. Отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий связано с условиями, в которых эти действия совершаются, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий и особенностями темперамента: если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности, в нормальной, не стрессовой ситуации, результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет завесить от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Но от особенностей темперамента зависит способ осуществления самой деятельности. Наблюдается изменение в структуре действий или деятельности.
В зависимости от особенностей темперамента людей различают не конечным результатом, а способом достижения результатов.
Студенты-спортсмены с высокой подвижностью нервных процессов выполняют задания быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных студентов-спортсменов более растянут во времени. Ориентированные же действия у инертных студентов-спортсменов занимают больше времени по сравнению с подвижными людьми. У подвижных студентов — тенденция к быстрому исполнению, в результате — пропуски элементов задания, но для них характерно быстрое усвоение материала. У инертных студентов усвоение материала медленное, но точность выполнения усвоенного задания является ценным свойством. Подвижные студенты отводят гораздо меньше времени на знакомство с материалом, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе работы реже сверяются с образцом. У инертных студентов-спортсменов значительное время занимают подготовительные действия. Подвижные студенты не тратят время на подготовку. В ходе исполнительных действий у подвижных студентов преобладают ориетировано-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовку. Точность и аккуратность исполнения работы у подвижных студентов ниже, чем у инертных студентов-спортсменов. Подвижные люди отличаются быстротой движений. Задание, требующее медленных движений, лучше выполняют инертные люди.
Инертные редко отвлекаются от деятельности, неохотно меняют режим работы, неохотно переделывают неправильно выполненное упражнение, деятельность. Подвижные люди часто отвлекаются, прерывают работу, берутся за другое дело.
От силы нервной системы зависит стиль работы человека. «Сильные» — для них характерна малая подверженность утомлению, заниматься предпочитают с друзьями, от легких заданий переходят к сложным упражнениям, делам. Они тратят мало времени на подготовку; исправления и дополнения делают в ходе работы, У них хорошее распределение внимания на разную деятельность. Письменная речь у них краткая, предпочтение отдают устной речи. В ситуациях напряжения наблюдается расширение объема умственной деятельности.
«Слабые» — большая утомляемость, перерывы в работе, потребность в полной тишине, в отдыхе. От трудных заданий переходят к легким. Им необходима длительная подготовка, исправления они делают в ходе проверки. За новую работу берутся, только завершив начатое дело. Заранее планируют, предпочитают сделать работу заранее. В их письменной речи преобладают сложные конструкции. Письменную речь предпочитают устной речи. Под влиянием напряжения объем умственной деятельности сужается; больше времени тратят на подготовку и контрольные действия. Общая продолжительность выполнения задания увеличивается.
Тренер, педагог должен организовать работу спортсменов, студентов так, чтобы они могли выполнять поставленные перед ними задачи в соответственном им стиле деятельности.
Таким образом, именно темперамент и, прежде всего сила и подвижность нервных процессов оказывают существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Существует связь между стилями деятельности и некоторыми свойствами темперамента, прежде всего с ригидностью. В зависимости от уровня реактивности люди различаются по отношению к главным действиям и подготовке. У низко реактивных — равновесие между обоими типами действий или даже преобладание главных действий. Высоко реактивные уделяют больше внимания подготовительным действиям. Высоко реактивные, в отличие от низко реактивных людей, стремятся обеспечить себе отдых в работе, предпочитают смену деятельности. Их деятельность (для достижения высоких результатов) надо организовать так, чтобы они имели возможность выполнять действия попеременно, снижая тем самым вероятность наступления утомления.
Если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, которые обусловлены свойствами его темперамента, то это приведет к снижению производительности его труда, а часто к деструктивному поведению, т.е. навязывание определенной модели деятельности отрицательно сказывается на результатах этой деятельности.
Т. Левовицкий провел сравнительный анализ свойств темперамента с точки зрения их влияния на эффективность обучения. Эти сравнения показали, что главным фактором эффективности является реактивность.
Он сумел доказать, что свойства темперамента влияют на уровень достижений человека. С достижениями человека больше всего связаны два фактора темперамента — реактивность (сила процессов возбуждения) и подвижность. Что касается связи между уровнем интеллектуальных способностей и типом темперамента, исследования показали, что лица с высоким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпераментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Свойства темперамента придают своеобразие манере, стилю деятельности, но не предопределяют самих умственных возможностей человека.
Особенности темперамента обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений; умственные возможности создают условия для компенсации недостатков темперамента.
Поведение индивидов в сложных ситуациях зависит от собственных им особенностей темперамента. Трудная ситуация, в которой нарушается равновесие между заданиями, действиями, условиями с одной стороны и возможностями субъекта с другой стороны. Нарушение равновесия связано с типов нервной системы.
1. Студенты со слабым типом нервной системы обнаруживают существенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у студентов с сильным типом нервной системы.
2. Студенты с сильной нервной системой обнаруживают большую концентрацию внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке преподавателя, чем при выполнении неоцениваемых заданий. В угрожающей ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем студенты со слабой нервной системой. Экзаменационная ситуация у студентов со слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий.
Источник