Основные характеристики поведенческих проявлений типов темперамента

С. Ю. Малеева Кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточной государственной академии пограничной службы фсб россии

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. 4. Поведенческая характеристика типов темперамента

В психологической характеристике четырех традиционных типов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочета­ниям. Эти характеристики представляют особую значимость для педагога при осуществлении индивидуального подхода к студентам, тренера при психологической подготовке спортсмена.

Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро схо­дится с людьми, общителен. Такой человек считается оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро схватывает новый материал, воспламеняется новыми идеями, но также быстро и остывает, теряет интерес к ним. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Легко и быстро устанавливает контакты с людьми, является хорошим собеседником. Напряженная умственная и физическая работа его быстро утомляет. Ему нужна постоянная смена деятельности и общения. Чувства легко возникают и сменяются, мими­ка богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоян­ство.

Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимос­тью, большой эмоциональностью, вспыльчивостью. О таких людях говорят, что они несдержанны, горячие и порывисты. Наибольших результатов представители этого темперамента достигают в деятельности, требующей повышенной реактивности, значительного кратковременного напряжения сил.

Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интереса­ми он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Стремление к доминированию над другими проявляется в стремлении к лидерству, руководящей работе. Без бо­гатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.

Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит из себя, не скло­нен к аффектам. Внешние выражения мало отражают содержание внутреннего состояния. Его стереотипы достаточно прочны и не отличаются гибкостью. С одной стороны это хорошо (прочность двигательных навыков), с другой стороны это плохо трудно изменить, варьировать, привыкать к новому. Флегматики достигают больших успехов в работе, требующей устойчивости внимания, усидчивости, равномерного напряжения сил. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в дру­гих — вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция м еланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­должительную тормозную реакцию. Он как правило мрачный, с повышенной тревожностью и нерешительностью, легко ранимый человек. Придает большое значение тому, что его касается. Он никогда не обещает того, чего не может дать. Для него характерны глубокие, длительные переживания. Предпочитают уединенность, воздерживаются от контактов с незнакомыми людьми. Меланхо­лик — человек глубокий, содержательный. В неблагоприятных условиях социума меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Рис.2. Реакция холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника на смятую шляпу (По Х.Бидструпу)

Одним из факторов, дифференцирующих личности у людей, являются свойства темпе­рамента. Эта специфичность проявления темперамента в поведении человека определяется энергетическим уровнем, то есть: силой, ин­тенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в од­них и тех же условиях разные люди ведут себя по-разному.

Читайте также:  Как настроение английском языке

Хорошо уравновешенное пове­дение

Отлично урав­новешенное поведение

Очень неуравно­вешенное пове­дение

Сильные, крат­ковременные эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковремен­ные отношения

Слабые эмоцио­нальные пере­живания

Глубокие и дли­тельные эмоцио­нальные пережи­вания

Речь громкая, резкая, нерав­номерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотон­ная, медленная

Речь тихая, с придыханием

Настроение неустойчивое, с преобладанием бодрого состояния

Настроение ус­тойчивое, жиз­нерадостное

Настроение устойчивое, без больших радо­стей и печалей

Настроение неус­тойчивое, с пре­обладанием пес­симизма

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

Агрессивность в поведении

Сдержанность в поведении

Истеричность в поведении

Отношение к критике возбу­жденное

Отношение к критике спокой­ное

Отношение к критике безраз­личное

Отношение к критике обидчи­вое

Страстно увле­кающееся по­ведение и дея­тельность

Энергичное (деловое) или болтливое пове­дение и деятель­ность

Поведение не­утомимого тру­женика

Поведение не­равномерное, реактивное

Отношение к новому поло­жительное

Отношение к новому безраз­личное

Отношение к новому отрицательное

Отношение к новому смешан­ное

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление к быстрому дос­тижению цели, избегая препят­ствия

Значительная переоценка своих способ­ностей

Некоторая пере­оценка своих способностей

Более реальная оценка своих Способностей

Чаще переоценка своих способно­стей

Умеренная внушаемость и мнительность

Небольшая вну­шаемость и мни­тельность

Большая вну­шаемость и мни­тельность

Схема 2. Темперамент и особенности его проявления в поведении

Те формы по­ведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны

для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспита­тельные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокой­но лежащий и не «докучающий» окружающим.

Поэтому, свойства темперамен­та в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влия­ние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом.

Механизм физиологической чувствительности усиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выс­тупать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что люди не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента.

Роль тем­перамента в формировании личности заключается, прежде всего, в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окру­жающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:

1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращения с ребенком близких ему людей.

2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окру­жающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента оп­ределяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий.

3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.

Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможнос­тей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддер­жания равновесия между организмом и средой. И. М. Павлов с этой точки зре­ния считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Ме­нее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравно­вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нер­вной системы.

Читайте также:  С добрым утром удачи настроения любимому

Глава 2.Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента

Оценку темперамента или его отдельных свойств с точки зрения адаптивных возможностей следует производить в зависимости от конкретной ситуации, т.е. диалектически. Одни и те же свойства темпера­мента в разных условиях, в разной среде приобретают различную цен­ность для индивида с разной структурой темперамента.

Свойств а темперамента — один из регуляторов стиля деятельности. Отношение между свойствами темперамента и эффективностью действий свя­зано с условиями, в которых эти действия совершаются, а также со структурой самих действий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий и особенностя­ми темперамента: если деятельность протекает в условиях, которые мож­но определить как нормальные.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности, в нормальной, не стрессовой ситуации, ре­зультаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет завесить от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Но от особенностей темперамента зависит спо­соб осуществления самой деятельности. Наблюдается изменение в структу­ре действий или деятельности.

В зависимости от особенностей темпера­мента людей различают не конечным результатом, а способом достижения результатов.

Студенты-спортсмены с высокой подвижностью нервных процессов выпол­няют задания быстрее, чем инертные. Процесс усвоения материала у инертных студентов-спортсменов более растянут во времени. Ориентированные же действия у инер­тных студентов-спортсменов занимают больше времени по сравнению с подвижными людьми. У подвижных студентов — тенденция к быстрому исполнению, в результате — пропуски элементов за­дания, но для них характерно быстрое усвоение материала. У инертных студентов усвоение материала медленное, но точность выполнения усвоенного задания является ценным свойством. Подвижные студенты отводят гораздо меньше времени на знакомство с материалом, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе работы реже сверяются с образцом. У инертных студентов-спортсменов значительное время занимают подгото­вительные действия. Подвижные студенты не тратят время на подготовку. В ходе исполнительных действий у подвижных студентов преобладают ориетировано-познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тра­тят на подготовку. Точность и аккуратность исполнения работы у подвиж­ных студентов ниже, чем у инертных студентов-спортсменов. Подвижные люди отличаются быстротой движений. За­дание, требующее медленных движений, лучше выполняют инертные люди.

Инер­тные редко отвлекаются от деятельности, неохотно меняют режим работы, неохотно переделывают неправильно выполненное упражнение, деятельность. Подвижные люди часто отвле­каются, прерывают работу, берутся за другое дело.

От силы нервной системы зависит стиль работы человека. «Сильные» — для них характерна малая подверженность утомлению, заниматься предпочитают с друзьями, от легких заданий переходят к сложным упражнениям, делам. Они тратят мало времени на подготовку; исправления и дополнения делают в ходе работы, У них хорошее распределение внимания на разную деятельность. Письменная речь у них краткая, предпочтение отдают ус­тной речи. В ситуациях напряжения наблюдается расширение объема ум­ственной деятельности.

«Слабые» — большая утомляемость, перерывы в ра­боте, потребность в полной тишине, в отдыхе. От трудных заданий переходят к легким. Им необходима длительная подготовка, исправления они делают в ходе проверки. За новую работу берутся, только завершив нача­тое дело. Заранее планируют, предпочитают сделать работу заранее. В их письменной речи преобладают сложные конструкции. Письменную речь пред­почитают устной речи. Под влиянием напряжения объем умственной деятельнос­ти сужается; больше времени тратят на подготовку и контрольные дей­ствия. Общая продолжительность выполнения задания увеличивается.

Читайте также:  Как чувствовать ауру людей

Тренер, педа­гог должен организовать работу спортсменов, студентов так, чтобы они могли выпол­нять поставленные перед ними задачи в соответственном им стиле дея­тельности.

Таким образом, именно темперамент и, прежде всего сила и подвижность нервных процессов оказывают существенное влияние на форми­рование определенного стиля деятельности.

Существует связь между стилями деятельности и некоторыми свойства­ми темперамента, прежде всего с ригидностью. В зависимости от уровня реактивности люди различаются по отношению к главным действиям и под­готовке. У низко реактивных — равновесие между обоими типами действий или даже преобладание главных действий. Высоко реактивные уделяют больше внимания подготовительным действиям. Высоко реактивные, в отли­чие от низко реактивных людей, стремятся обеспечить себе отдых в работе, предпочитают смену деятельности. Их деятельность (для достижения высо­ких результатов) надо организовать так, чтобы они имели возможность выполнять действия попеременно, снижая тем самым вероятность наступле­ния утомления.

Если человеку навязывать организацию деятельности, противоречащую возможностям, которые обусловлены свойствами его темпе­рамента, то это приведет к снижению производительности его труда, а часто к деструктивному поведению, т.е. навязывание определенной моде­ли деятельности отрицательно сказывается на результатах этой дея­тельности.

Т. Левовицкий провел сравнительный анализ свойств темперамента с точки зрения их влияния на эффективность обучения. Эти сравнения пока­зали, что главным фактором эффективности является реактивность.

Он сумел доказать, что свойства темперамента влияют на уровень достижений человека. С достижениями человека больше всего связаны два фактора темперамента — реактивность (сила процессов возбуждения) и подвижность. Что касается связи между уровнем интеллектуальных способ­ностей и типом темперамента, исследования показали, что лица с высо­ким уровнем умственных способностей могут обладать самым разным темпе­раментом, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут обнаруживать самые разные уровни умственных способностей. Свойства темперамента придают своеобразие манере, стилю деятельности, но не предопределяют самих умственных возможностей человека.

Особенности темперамента обус­лавливают пути и способы работы, но не уровень достижений; умственные возможности создают условия для компенсации недостатков темперамента.

Поведение индивидов в сложных ситуациях зависит от собственных им особенностей темперамента. Трудная ситуация, в которой нарушается рав­новесие между заданиями, действиями, условиями с одной стороны и возможностями субъекта с другой стороны. Нарушение равновесия связано с типов нервной системы.

1. Студенты со слабым типом нервной системы обнаруживают сущес­твенное ухудшение распределения внимания при выполнении заданий, под­лежащих оценке педагога. Чего не наблюдалось у студентов с сильным ти­пом нервной системы.

2. Студенты с сильной нервной системой обнаруживают большую кон­центрацию внимания при выполнении заданий, подлежащих оценке преподавателя, чем при выполнении неоцениваемых заданий. В угрожающей ситуации сильные индивиды проявляют большую концентрацию внимания, чем студенты со слабой нервной системой. Экзаменационная ситуация у студентов со слабой нервной системой (высоко реактивные) вызывает дезорганизацию поведения или снижение результатов при выполнении действий.

Источник

Оцените статью