Основные группы социальных чувств

3. Классификация чувств

3.1 ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности.

Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным общественным группировкам и классам.

Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.

А) Моральные чувства:

Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.

Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной деятельности. К ним можно отнести:

Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться — очень важное чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.

В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства. Источник эстетических чувств — произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим чувствам можно отнести:

Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые появляются с развитием общества. Например, с формированием частной собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.

Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства чести, долга, справедливости и другие — это комплексы эмоционально подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

3.2 НИЗШИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)

Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе развития человечества. К ним можно отнести:

Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или «анатомическая привязка».

3.3 ЧУВСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КЛАССА

Этот класс чувств можно подразделить на три группы.

А) Положительные чувства:

удовольствие, самодовольство, радость, чувство удовлетворенности собою, блаженство, восторг, уверенность, ликование, доверие, восхищение, симпатия (приязнь), уважение, спокойная совесть, нежность, чувство облегчения, любовь (половая), любовь (привязанность), чувство безопасности, предвкушение, умиление, злорадство, благодарность, чувство удовлетворенности, мести, гордость.

Б) Отрицательные чувства:

Неудовольствие, ярость, горе, презрение, отчаяние, возмущение (негодование), тоска, неприязнь, печаль (грусть), зависть, уныние, злоба, скука, злость, огорчение, разочарование, ненависть, тревога, неуверенность (сомнение), боязнь, испуг, растерянность, недоверие, страх, ужас, смущение, стыд, жалость сострадание, неудовлетворенность собою, раскаяние, сожаление, досада, угрызение совести, нетерпение, досада, обида, горечь,

чувство оскорбления, отвращение, гнев, омерзение, ревность.

В) Нейтральные чувства:

безразличие, состояние спокойного, удивление, созерцание, изумление.

Нейтральные чувства возникают тогда, когда человек находясь в ясном сознании, не испытывает ни приятных, ни неприятных чувств. Но все же в этом состояние он переживает свое отношение к миру и к самому себе.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано не потому, что с точки зрения сегодняшней морали одни чувства благородны, а другие низменны, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Физиологи установили, что приятные чувства сопровождаются возбуждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные- преимущественно симпатического ее отдела. Поэтому злорадство относится к положительным чувствам, а сострадание к отрицательным.

Читайте также:  Как себя чувствует человек при чистке

Некоторые чувства, отнесенные к отрицательным, в ряде ситуаций все же приятны (например, гнев, раскаяние, жалость — в тех случая, когда эти чувства могут быть «излиты», то есть активно выявлены в поведении). Отрицательных чувств гораздо больше чем положительных.

3.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ЧУВСТВ

Словом чувство обозначают не только те или иные переживания, но и более сложные психические реакции — такие, как чувство интереса, чувство правды, чувство красоты и чувство юмора. Эти четыре чувства представляют собой единую группу эмоциональных явлений, выражающих самое общее активно-положительное отношение человека к жизни.

Это сложные психические реакции; воздействовать на них можно с разных принципиальных точек.

Источник

Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»

Ирина Барсукова
Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»

Каждые родители традиционно обращают внимание на развитие умственных способностей ребенка, стараются в первую очередь познакомить с различными предметами окружающего мира. Выходя с малышом на прогулку, мама старается показать, рассказать ребенку о деревьях, птицах, разных насекомых. Дома рассматривая книжки, читая сказки с красивыми иллюстрациями, обращает внимание на сказочных героев. Некоторые родители пытаются уже в три года научить ребенка считать до десяти, а также знакомят с буквами.

Правила поведения малыш усваивает, наблюдая за взрослыми окружающими его дома. Родители, старшие братья и сестры являются основным источником для формирования социально обусловленных чувств.

Маленький ребенок всеми силами стремится к гармонии своего внутреннего мира с миров внешним.

Построение отношений непростая задача для ребенка. Обучение способам общения с людьми начинается с усвоения внешних форм выражения их желаний, стремлений. Речь идет не столь о поступках, сколько об эмоциях, проявления которых ребенок наблюдает с первых дней жизни. Сначала это эмоции матери по отношению к малышу. Чуть позже ребенок сталкивается с проявлением эмоций других взрослых – как по отношению к нему самому, так и по отношению друг к другу. На формирование социальных чувств оказывают влияние и те и другие.

Так что же такое «социальные чувства»?

Социальные чувства не даны от рождения, их необходимо формировать с двух, трех лет. Именно в этом возрасте начинается формирование уверенности в себе, гордости, стыда, совести, любви к близким людям. С ростом самосознания ребенок способен испытывать чувство долга, ответственности.

Как же формируются социальные эмоции?

В отличие от взрослых ребенок еще не научился анализировать причины своих неудач – слишком мал его жизненный опыт. Однако ребенок четырех лет уже способен задуматься почему, например папа на него сердится, а мама отказалась от покупки мороженного. Выводы, которые делает малыш, существенно отличаются от ожидаемых взрослыми.Логика ребенка может привести к умозаключению: «Меня не любят», «Я ни кому не нужен» и т. д. Испытывая переживания, ребенок совершенствует свои, пока еще примитивные, попытки самоанализа. Поэтому родителям не стоит огорчатся по поводу того, что ребенок обижается или плачет. Он еще не умеет направлять свою отрицательную эмоцию на поиск тех причин, которые привели к неудачному поведению. Когда ребенок научится этому, плач и капризы станут постепенно исчезать.

Читайте также:  Как разблокировать мозг после стресса

«Чем больше любви в детстве получил ребенок, а точнее сказать, чем лучше родители дали ему понять, что они его любят, чем более адекватными способами показывали свою любовь к ребенку (говорить о своей любви ребенку очень важно, но только этого не достаточно, тем легче будет ребенку потом в жизни и тем большего он достигнет».

Разберемся в аспектах формирования культуры эмоций.

1. Негативные эмоции. При каждом проявлении негативных эмоций следует вместе с ребенком разобраться в том, почему его ожидания не совпали с результатом. Делать это надо тактично, ни в коем случае не ущемляя достоинства ребенка. Взрослый и ребенок – партнеры, которые ищут варианты преодоления конфликтной ситуации.Выходов из этой ситуации как минимум два: оставить все как есть, объяснив причины невозможности изменения ситуации, или внести изменения в привычные установки.

«Ваня надеялся, что за ним в детский сад, как всегда, придет мама и они вместе пойдут в парк. Но за мальчиком приехала бабушка и сказала, что мама занята и придется сразу поехать домой. Ваня очень расстроился, и у него на глазах появились слезы. Бабушка, заметив их, подумала, что внук не желает общаться с ней. Она стала его торопить, повышая голос. Мальчик совсем расплакался.

В приведенном примере установка ребенка «меня должна забрать мама» не совпала с реальной ситуацией. Ребенок еще слишком мал, чтобы объяснить причину своего огорчения.В таком случае бабушке следовало иначе повести разговор с внуком: «Ванечка, ты ждешь маму? Мама сегодня, к сожалению, очень занята, ей дали на работе срочное задание. Она, очень расстроилась, что сегодня не сможет пойти с тобой в парк. Завтра вы обязательно туда сходите. А сейчас давай соберемся, пойдем домой и будем вместе ждать маму. Ты согласен?»

Такой или схожей формой общения с ребенком взрослый человек может заранее предупредить проявление отрицательной эмоции и сгладить ее проявление.

По мере взросления, ребенка следует обучать методам самостоятельного поиска причин того, что не все его желания могут реализоваться в полной мере. Необходимо постепенно формировать умение спокойно, воспринимать те ситуации, когда приходится временно отказываться даже от привычных давно ожидаемых удовольствий. Именно так утверждается у человека способность контролировать свои отрицательные эмоции уже в раннем детстве.

2. Позитивные эмоции. Положительные эмоции возникают тогда, когда результат превосходит наши ожидания, то есть жизнь преподносит некий сюрприз. Например, ребенок давно мечтал о подарке. Но подарок, обещанный, родителями оказался лучше, чем представлялся в мечтах. Такое приятное несовпадение действительности с установкой ребенка вызывает большую радость.

Кажется, что никакого специального воспитания подобных эмоций не требуется, ведь это так естественно – выражать восторг. Однако и в этом случае существуют некоторые правила. Ребенок, которого не учили способам проявления радости, восторга, может проявлять свою радость настолько сильно, что в конечном итоге его действия будут отрицательно оценены окружающими.

Заметим, что сила положительных эмоций бывает достаточно велика и такие эмоции также требуют выхода. Ребенок в силу особенностей его развития еще не может сам самостоятельно направлять их в другое русло. Как же быть? Возможно, родителям стоит поддержать желание ребенка разделить с ними радость? Ведь всегда приятно видеть, как малыш весел, улыбается и чувствует себя очень довольным. Но, скорее всего, механизм направленности положительных эмоций должен быть тот же, что и у отрицательных. То есть, позволив ребенку выразить свою радость, необходимо еще раз проговорить о том,что ее вызвало: «Тебе очень понравился подарок? Я очень рада!». Затем переключить внимание на другую деятельность,то есть направить энергию в другое русло: «А теперь давай попробуем разложить игрушки …» После того как ваш ребенок поймет, что вы разделяете его чувства, понимаете их, он вполне может занять себя самостоятельно. Со временем ребенок научится контролировать свои эмоции, пока же ему необходимо в этом помогать.

Читайте также:  Почему когда касаешься человека чувствуешь вибрацию

3. Уместность проявления чувств. Маленький ребенок эгоцентричен. Поэтому, выражая бурно свой восторг, он не обращает внимание на плохое самочувствие или настроение окружающих, считая, что все вокруг должны чувствовать тоже, что и он. Однако в возрасте трех – пяти лет у ребенка развивается эмпатия – способность сопереживать. Если в семье родители всегда относятся к друг другу с чуткостью, ребенок перенимает этот способ отношения к людям. Правда, и умение сопереживать не приходит само собой. «Бабушка болеет поэтому мы сегодня постараемся вести себя потише»,или: «У папы был трудный день, давай не будем ему мешать». Ребенок способен понять если не смысл, то необходимость уважительного отношения к эмоциям и чувствам других.

Пусть вашему ребенку и не сразу удается выражать свои эмоции с учетом характера ситуации, однако при соответствующей воспитательной работе взрослых, их способности понять потребности и желания малыша уже в четыре – пять лет он сам может задать себе установку на поведение, которое наиболее приемлемо в конкретной ситуации.

Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Хотела бы немного рассказать о главном увлечении в моей жизни это реализация социально-значимых.

Играя, ребенок учится жить (Консультация для воспитателей) “Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них- средство воспитания,.

Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Духовная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Консультация для родителей к Дню друзей на МAAM «Искусство дружить» В нашем современном обществе одиночество становится нормой и найти настоящего друга всё сложнее и сложнее. Неужели дружба потеряла свою.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Источник

Оцените статью