Основные функции эмоций экспрессивная

Функции эмоций. Основные функции эмоциональных переживаний

Понятие эмоций и ее особенностей.

Эмоция представляет собой эмоциональный процесс средней продолжительности, который отражает субъективную оценку отношения к существующим или возможным ситуациям. У человека эмоции способны порождать чувства удовольствия или неудовольствия, робости или страха, играющие ориентирующую роль объективных сигналов. Эмоция (сама по себе) не порождает подобные переживания, а всего лишь регулирует внутреннюю деятельность каждой индивидуальной личности.

Эмоции поэтапно развивались из врожденных эмоциональных процессов (органических, двигательных, секреторных) и социально формировались с течением времени.

Главнейшими особенностями эмоций стали:

  • идеаторный характер, позволяющий формироваться по отношению к событиям или ситуациям, существующим в прошлом (и пережитом) или ожидаемом будущем (воображаемом);
  • способность к коммуникации, за счет чего эмоциональный опыт состоит из индивидуальных переживаний и эмоциональных сопереживаний, проявляющихся при общении или восприятии чего-либо.

Понятие эмоции включает в свой класс следующие виды эмоций:

  • Удовольствие – эмоциональное переживание, получаемое от удовлетворения органических потребностей.
  • Собственно эмоции – процесс, направленный на удовлетворение собственных потребностей. Эмоции могут быть вызваны реальными или воображаемыми ситуациями и воспринимаются человеком в качестве внутренних переживаний или передаются окружающими. Понятие эмоции в данном случае заключает в себе личностные образования, характеризующие социально-психологическое состояние индивидуума. Они способны предвосхищать события или ситуации, не наступившие в реальном времени, но возникают из-за пережитых или воображаемых ситуаций.
  • Чувства – вид эмоционального состояния человека, носящий предметный характер, способный к самосовершенствованию и развитию. В зависимости от культурной принадлежности чувство выражаются по разному и в индивидуальном развитии личности играют главнейшую социализирующую роль при формировании личности и ее мотивационной сферы. Чувства помогают закрепить потребности и интересы каждого человека. Являясь продуктом культурно-исторического развития, они связаны с непосредственным окружением и видами деятельности человека.
  • Аффекты – эмоциональные состояния, сопровождаемые ярко выраженными изменениями поведения, испытываемые человеком. Аффект представляет собой реакцию на совершенный поступок или действие, означающую степень удовлетворения потребности, стимулирующей на совершение того самого поступка. Чем больше пришлось приложить усилий и чем сильнее проявляется мотивационный стимул, но менее выраженный полученный результат, тем сильнее проявляется аффект. Данный вид эмоций препятствует разумности и нормальному проявлению поведения. В современном мире аффекты проявляются в следующих видах:
  • Стресс – это состояние длительного эмоционально-психологического напряжения, возникающего при эмоциональной перегрузке нервной системы человека. Он способствует дезорганизации деятельности и нормального поведения человека;
  • Страсть – наиболее сложное эмоциональное состояние человека, представляющее собой сплав чувств, эмоций и мотивов, сконцентрированных вокруг предмета или вида деятельности. Объектом страсти может выступать исключительно человек.

Все вышеперечисленное, это чистые виды эмоций, входящие во все психические процессы внутреннего состояния человека. Любое их проявление приводит к эмоциональным переживаниям.

Основные функции эмоциональных переживаний.

Основные функции эмоций позволяют нам лучше понимать и судить друг о друге без слов, благодаря чему лучше настраиваться на общение и совместную деятельность. Обмениваться информацией и собственных состояниях и происходящем вокруг живые существа смогли пре переходе выразительных движений в дифференцированный язык. В этом и заключаются коммуникативная и экспрессивная функции эмоции, регулирующие процессы познания.

Основные функции эмоций:

  • Функция побуждения – данная функция позволяет эмоциям стимулировать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей, или притормаживать ее. Эмоции направляют и контролируют поведение человека в зависимости от ситуации. Разнообразные потребности побуждают у человека различные эмоции.
  • Дезорганизационная функция – данная функция проявляется лишь в условиях ее проявления, а в остальных случаях не является функционально-значимой.
  • Следообразующая функция – данная функция эмоций проявляется только в экстремальных состояниях.
  • Эвристическая и предвосхищающая функция – определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.
  • Синтезирующая (предвосхищающая) функция – данная функция состоит в интеграции проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, позволяя обеспечить возможность структурированного и целостного отражения переживаний и раздражений.
  • Экспрессивная функция – данная функция эмоций отвечает за влияние эмоциональной сферы собственно на коммуникацию человека.

Эмоциональные состояния человека могут сопровождаться разнообразными звуковыми реакциями, мимикой, пантомимикой, развитие которых происходит в течении всего существования человечества. С момента появления дифференцированного языка, люди смогли обмениваться реальной информацией о том, что происходит в мире и их среде обитания. Экспрессивная функция эмоциональных состояний не теряет своего значения. После дифференцированного языка образовалась членораздельная речь, т.е. более совершенная и современная форма общения. Эта функция особенно важна, поскольку отвечает за функционирование всей невербальной коммуникации и до сих пор остается одним из самых главных факторов в жизнедеятельности.

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Эмоции. Основные функции и виды эмоций.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.

Функции эмоций.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Виды эмоций.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

Источник

14. Экспрессивный компонент эмоций.

ЭКСПРЕССИЯ — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека — в мимике, пантомимике, голосе и жестах. экспрессия зависит от процесса научения, направляемого социальныминормами. При этом могут возникнуть определенные формы экспрессии, не имеющие никакой «природной» связи с некоей эмоцией. Формы экспрессии у лиц одной культуры относительно однородны. Существуют и универсальные формы экспрессия, что могут быть понятны людям разных культур, и те, что можно понять лишь в рамках данной культуры. Так, слезы — почти универсальный признак горя и печали, но форму этой реакции — когда, как и сколь долго можно плакать — определяют нормы культуры. Экспрессия сильно влияет на характер межличностных отношений. Избыточная или недостаточная экспрессия, ее неадекватность конкретной ситуации могут стать одним из источников конфликтов.

К экспрессивным эмоциональным реакциям относят прежде всего выразительные движения (мимику, пантомимику), дыхание, интонирование. Экспрессивные симптомы позволяют индивиду распознавать, понимать и осознавать не только свои собственные эмоции, но и чувства других людей.

Работы музыковедов, посвященные раскрытию интонаци­онной природы музыкального искусства, убедительно доказыва­ют, что музыка с легкостью моделирует экспрессивные симпто­мы эмоциональных реакций — движение, интонирование, дыха­ние, опираясь на их внешние проявления.

Движение как экспрессивный симптом эмоций имеет вре­менно-пространственную структуру, т.е. темпоритм, направ­ленность, амплитуда, интенсивность, резкость, плавность, уг­ловатость, четкость. Эмоциональное состояние человека проявля­ется в тонусе мышц (в мышечном напряжении).

15) Шкала мимического выражения Шлосберга. Первая попытка построить такую шкалу принадлежит Вудвортсу. Позднее эта шкала была усовершенствована Шлосбергом (1952). Шкала Шлосберга является круговой. Она включает шесть основных категорий: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Чем больше расстояние между отдельными позициями на шкале, тем менее сходны соответствующие мимические выражения; но поскольку шкала имеет круговую форму, за пунктом 6 следует пункт 1, это означает, что эти выражения являются родственными. Согласно Шлосбергу, мимические выражения на этой круговой плоскости можно описать с помощью двух координат, характеризующих два основных измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие (от пункта 1 до пункта 4)принятие —непринятие (от пункта 2,5 до пункта 5,5). Термин acceptanse – хар-ся максим-ой подготовкой и приему раздражителей внешнего мира. Чем больше расстояние позиции на шкале, тем менее сходны мимические раздражения выражения. Приблежение по оси от края к центру указывает на ослабление мического выражения. Шлосберг – эксперимент – испыт д.б. оценить выраж лиц на фото по 2м 9бальным шкалам – правильность оценок зависит от степень выраженности эмоций в мимике.

16) Спонтанное выражение эмоций. Эксп-ы Лендиса 20гг 20в. чтобы вызвать сил отриц эмоции проводили след процедуры-неожиданный выстрел за спиной, просили отрезать голову живой крысе, опустить руку в ведро с лягушками. В случае отказа экспериментатор сам делал. На протяж эксп ип-го фоткали. Для облегчения измерения мимич реакций мышцы лица обводили углем. Рез-ы неожиданные: не удалось установить какие мышцы лица участвуют в выражении отдельных эмоций. Эти рез-ты не совпали в субъективным отчетом исп-х, у каждого исп есть свой индивидуальный репертуар мимический реакций. Следует различать общепринятую конвециональную мимику и спонтанное проявление эмоций.

17) Адаптационные теории эмоций (Ч.,Дарвин, П.К.Анохин, Р.Плутчик). Дарвин – большая часть Э-х реакций объяняется тем что они полезные или что они явл рудиментами движения целесообразными на более ранней стадии эволюции.Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни.

Анохин рассматривает эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира». Суть биологической теории в том, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата.

Э возникли в эволюции как субъективное ощущение позволяющее быстро оценивать внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, рез-ы поведения и удовл-ие внутрен-х потребностей.Любая потребность сопровождается отрицательной Э-й и стимулирует организм к активной дти, направленной на её едовлетворение. Удовлетворение любой потребности сопровождается +ой Э-й, которая санкционирует успех в поведенческой дти. Р. Плутчик – определяет Э как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологических процессом, общим для всех живых организмов. Протипичный адаптивный комплекс –1)инкорпорация: поглощение пищи воды, первичная эмоция –принятие; 2)отвержение: R отторжения(рвота), первичная эмоция -отвращение; 3)разрушение: устран препят на пути к достиж, первич э-я гнев; 4)защита: в ответ на боль, первич э-я страх; 5)репродуктивное поведение: R сопутсвующая seks-му поведению, первичная Э радость; 6)депривация: утрата объекта приносящего удовл-е первичная Э горе.; 7)ориентировка: R на контакт с нов объектами, первичная Э испуг; 8)исследование: активность направл на изучение окруж среды, первичная Э надежда, любопытство.Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что «постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации

18) Когнитивные теории Э(Л.Фестингер, С.Шахтер, П.В.Симонов).Л. Фестингер. Теория когнитивного диссонанса. Отриц Э-ое состояние, возникающее в состоянии когда субъект располагает противоречивыми знаниями об одном объекте. Субъективное состояние диссонанса переживается как дискомфорт, от которго стремятся избавиться. 2 основ выхода: 1)изменить ожидания, чтобы они соответств реальным. 2)постараться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Симонов П.В.Информационная теория Э. формула: Э= -П( ) где Э-эмоция, ее сила, качество, П-величина акт-ой потребности, – info необходимая для сущест-й потребности, – info с существ-ей потребностью. Если П=0 то Э нет, ( — )=0, то Э тоже нет. то возникает отриц Э-я. Минусы теории: не разъясняет кач-ва Э-х реакций(только интенсивность и знак); не отражена связь Э-й с бессознательной сферой(рац-ть подхода). С. Шахтер. Э-я возникает на основе физиологич-е возбуждения и когнитивной оценки ситуации. События вызываютфизиологич-е возбуждение, у индивида возникает необх-ть оценить содержание возбуждения, т.е. ситуацию которая его вызвала. Кач-во Э-й зависит от того как индивид оценивает ситуацию. (посмотрела фильм — возбуждение — захотела обсудить).

19)Физиологические теории эмоций(теории Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда). Джеймс-Ланге. Суть теории – Э обусловлены переферическими изменениями. Внеш ощ вызывают ряд измен-й в орг-ме. Последнее осознание этих органических изменений, обусловленное обратное афферентации в кору, составляют Э-ию. Если исключить все переферические изменения, то вместо ч-ва страха, у нас останется лишь мысль об опасности. Положительное в теории Джемса: Джемс указал на связь эмоций с телесными, органическими изменениями. Отрицательное в теории Джемса: признание первичности телесных изменений.

Кэннон-Бард. (таламическая, центр-я теория)Кэннон обратил вним на то что сходные телесные R возникают при разл Э-х, а искусственно вызываемые не всегда сопровожд Э-ми. Даже перерезка нервных волокон м/у внутр органами и мозгом не препятствует возникнов Э-ий. По Кеннону телесные измен при Э-я биологич целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации где потребуется повышен трата энергетич ресурсов. Поместил центр Э-й в таламус. Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.

20) Концепция аффекта З.Фрейда. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда. З.Фрейд. Концепция аффекта – связь с неосознанным. Он затронул общность чел-ой мотивации. Уделяется внимание инстинктам. 1)аффект единая побудительная сила жизни; интерпсихический фактор, пробуждающий фантазию и желание индивида; рез-т конфликта противоречивых влечений, а также борьбы неосознаваемых мотивов с защит мех-ми эго. Фрейд выделял три аспекта аффекта: 1)энергетич-й компонетн инстинктивного влечения(заряд аффекта)2)процесс разрядки 3)восприятие окончат-й разрядки(ч-ва). Мех-зм возникновения Э-й:Восприятие перцептивного образа – инициатор бессознательного процесса мобилизует инстинктивную энергию.Если эта энергия не может найти легального приложения, то она выплескивается во вне в виде непроизвольных актов. Формы: эмоциональная экспрессия, эмоциональные переживания – могут проявляться независимо друг от друга. Человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки.

К. Изард. Теория опр-ет Э как сложный процесс имеющий нейрофизиологические и чувственно-переживательные(значим для индивида) аспекты. Источники Э-й: нейронно и нервно- мышечные активаторы(гормоны, медиаторы); аффективные(боль, пол влечение);когнитивные(память, оценка, предвосхищение).Изард выделил 10 базовых Э-й: интерес, радость, удивление, печаль, гнев отвращение, презрение, страх, смущение и стыд.

Источник

Читайте также:  Чувства с помощью рисунка
Оцените статью