Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ
Людмила Госсман
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально-волевой сферы в поведении детей с ОВЗ
Формы и методы работы психолога в реализации задач: коррекция нарушение эмоционально – волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей с ОВЗ
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, перед нами встала проблема организации для них учебного процесса, выбор форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.
Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основными методами коррекционного воздействия в нашей работе являются:
Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии чаще проводится в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологическогосамочувствия используются следующие игры: «Жмурки», «Полоса препятствий», «Краски», и др., игры, помогающие в коррекции агрессии: «Сражение», «Обзывание овощами, фруктами, ягодами», «Злые — добрые кошки» и др.,игры расслабляющие: «Снеговик», «Буратино», «Тряпичная кукла», «Насос и мяч», «Цветные ладошки» и другие.
1. Психогимнастика.
Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.
Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.
— Игра «Кляксы» (выдувание из соломинки, «Монотип», эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.
— Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком). Для создания комфортной обстановки детям позволяем рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения предлагаем детям изготовление совместных работ на большом листе бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.
3. Сказкотерапия, куклотерапия.
Еще русский философ И. А.Ильин сказал: «Сказка – это сон, приснившийся нации». Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» — это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой. Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работусо сказкой я разнообразила дидактическими играми:
— развитие внимания: «Найди отличия», «Помоги герою сказки пройти через лабиринт», «Где спрятались герои сказки» и др. ,
— развитие памяти: «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,
— развитие мышления: «Собери башенку для Маши», «Разложи сказки по картинкам» и др. ,
-развитие мелкой моторики: «Собери бусы для Аленушки», «Одень медвежонка» и др. ,
— развитие крупной моторики: «Покажи движение каждого героя», «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка».
Методы и приемы работы со сказкой разнообразны,и это прекрасно: работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.
1. Коррекционная работа в сенсорной комнате.
Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.
По результатам проводимой работы мы убедилась, что взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы, а проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.
1. Жданов В. В Школа – центр для детей –инвалидов как один из путей развития специального образования: журнал дефектологии / В. В Жданов 1996 №6 – 37.
2. Ляпидиевская Г. В. О создании в России сети реабилитационных центров для детейи подростков с ограниченными возможностями: журнал вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы/ Г. Ляпидиевская 1997-№ 1-37с
3. Татарникова Г. М., Вепрева И. П., Кириченко Т. Т., авторы составители Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»— 2016.
Доклад «Роль праздников в развитии эмоционально-волевой сферы детей» Роль праздников в развитии и воспитании детей. 1.1. Значение и роль праздника В результате многолетней работы с детьми, я пришла к выводу,.
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив,.
Игровое занятие для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы Игровое занятие «Круг» для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Занятие «Круг» — ритмически организованное занятие, направленное.
Отчёт педагога-психолога «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников на начало учебного года» «Диагностика эмоционально-волевой сферы дошкольников» на начало учебного года. Для диагностики эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.
Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.
Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.
Презентация для аттестации «Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы дошкольников посредством игровой терапии» «Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы дошкольников посредством игровой терапии» педагог-психолог МБДОУ «Детский сад 3252.
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР через театрализованную деятельность, специальные игры, упражнения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №443 г. Челябинск» «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей.
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит.
Источник
Психолого-педагогические методы коррекции и развития обучающихся с эмоционально-волевыми расстройствами
Описание презентации по отдельным слайдам:
Психолого-педагогические методы коррекции и развития обучающихся с эмоционально-волевыми расстройствами
Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни ребенка, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников. Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
В эмоциях имеются три составные части: АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение); КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния, обозначение его словом); ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
Различают первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление; вторичные (сложные): смещение первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций.
Эмоционально-волевые нарушения это эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность учащихся, чрезмерная упрямость, обидчивость, драчливость, плаксивость, тревожность. Нарушения в эмоционально-волевой сфере — это нарушения психического состояния человека. Например: депрессия, тревога, эмоциональная нестабильность, апатия.
Расстройства эмоциональной сферы: гипотемия (хроническое снижение эмоциональности); гипертимия (устойчивое эмоциональное возбуждение); паратимия (одновременное сосуществование двух противоположных по модальности эмоциональных состояний); нарушение динамики эмоций
Факторы, влияющие на эмоциональные нарушения: 1. Природные особенности: тип темперамента; тип нервной системы. 2. Социальные факторы: тип семейного воспитания; отношение учителя; отношения окружающих.
Эмоциональные проблемы у детей Агрессия Тревога Страх Депрессия
Условно можно выделить 3 группы «трудных детей», имеющих проблемы в эмоциональной сфере. 1. Агрессивные дети. Следует обращать внимание, прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. 2. Эмоционально-расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: — если они выражают восторг, то своим экспрессивным поведением «заводят весь класс»; -если они страдают — их плачь и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
3. Слишком застенчивые, замкнутые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Характер проявления эмоциональных реакций связан с типом темперамента. Дети, относящиеся ко второй группе, являются чаще всего холериками, а представители третьей группы — меланхоликами или флегматиками. Общим для всех является то, что неадекватные аффективные реакции (проявляющиеся по-разному у различных типов детей) носят защитный, компенсаторный характер.
Коррекция эмоционально-волевых нарушений осуществляется через: -коммуникативные игры; -упражнения на сплоченность группы; -этюды на выражение страха, тревоги; -рисование на различные темы, -овладения навыками и приемами агрессивного поведения (например: побоксировать грушу, старый матрас, мелко порвать газету, попинать ногой мяч, постучать палкой о землю, вылепить из пластилина обидчика и превратить его в кого-то или во что-то и др.).
Приёмы коррекции эмоционально-волевой сферы Игротерапия – используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Игра может быть охарактеризована как сфера самореализации личности и как реальность коррекционного процесса. Игра предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки.
Арт-терапия. Для детей это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок.
Психогимнастика (танцевальная терапия, мимические и пантономические этюды) – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Тренинг – приём, направленный на развитие адекватного отношения к людям; на повышение уровня интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений; обогащение представлений учащихся о способах решение проблемных ситуаций, связанных с общением; возможность оценивать эти ситуации с различных точек зрения. Упражнения с использованием рисования и беседы. Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций; помогает снимать напряжение, «выразить свои конфликты и осознать их». Рисование и беседа помогают наладить контакт с ребенком.
Работа с именем в психологическом тренинге. О.В. Хухлаева Примеры упражнений «Имя-звезда». Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают, что можно назвать этим именем (звезду, марку печенья, море, туристическую фирму и т. д.). Участник выбирает одно или несколько предложений. После этого группа хором произносит сочетание имени и того, что им названо, например: звезда Полина или гора Михаил. «Имя-качество». Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают качества, которые начинаются на первую букву имени. Участник выбирает то, которое ему больше нравится. После этого группа хором произносит сочетание качества и имени, например: Полина пленительная, Ваня вдумчивый и т. п. «Предпоследняя буква – ресурс». Ведущий говорит, что не все люди достаточно хорошо знают свои ресурсы, и предлагает прямо сейчас поискать их, используя для этого предпоследнюю букву имени. В центре внимания обычно оказываются первая или последняя буквы, но именно незаметная предпоследняя таит в себе знание о ресурсе человека. Далее один из участников называет свое имя. Остальные придумывают его ресурсы, которые начинаются на предпоследнюю букву имени. Участник выбирает тот ресурс, что ему больше нравится. После этого группа хором произносит сочетание качества и ресурса, например: сила Василисы, искренность Евгения, ласковость Оли.
«Имя-ассоциация». Один из участников называет свое имя. Остальные придумывают и называют то, с чем оно у них ассоциируется: картины природы, музыкальные инструменты, транспортные средства, животные и т. д. Например, имя «Ольга» может ассоциироваться с горным озером, ромашкой, дроздом, велосипедом… Когда все желающие назовут свои ассоциации, участник тренинга говорит группе, какие из них ему больше понравились. Аналогичная работа проводится с каждым участником мероприятия. «Имя-движение». Водящий называет свое имя и показывает движение, которое у него с ним ассоциируется. Группа хором произносит это имя и показывает движение. «Рисунок имени». Участникам занятия раздают листы бумаги и карандаши. Задача – придумать и изобразить символ своего имени. Затем они по очереди показывают свои работы группе, члены которой сообщают, какие мысли и чувства вызывает у них тот или иной рисунок.
Лавка добрых качеств Цель данного упражнения – это знакомство учащихся с разнообразием личностных качеств. Развитие навыков самоанализа и оценки своих возможностей. Формирование конструктивного отношения к негативным качествам личности. Развитие уверенности в себе. Действие игры проходит в виде купли – продажи. Учащиеся играют роль покупателей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т. д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т. д.) или же на свои положительные, которые имеются в избытке. Действительность сделки подтверждает выданный покупателю, именной чек, в котором указывается приобретенный и сданный товар в килограммах. Кроме массы указывается срок годности (1 день). Фиксирование количества продаваемого и принимаемого товара позволит судить о том, какие качества личности на данный момент востребованы школьниками, от каких они хотят избавиться, увидеть степень критического отношения к себе и своим товарищам.
Рекомендации по работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы 1. Игнорировать истерические реакции. 2. Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики. 3. Хвалить за позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. 4. Не стремиться угодить. 5.Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно). 6.Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. 7.Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания. 8.Высокий уровень притязаний (т.е. ставит для себя завышенные цели, а исполнить не может). Определить круг доступных притязаний. 9.Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание. 10. Позволить проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
11.Усилить систему поощрений и наказаний (наказание – неподвижностью). Такое наказание он запомнит. 12.Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся. 13.Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо», «нельзя». 14. Повышать самооценку, уверенность в себе через создание ситуации успеха.
Источник