Основные формы чувственного познания тест

Тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса

Тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. Философское учение, отрицающее возможность познания, называется

1) агностицизмом
2) идеализмом
3) рационализмом
4) сенсуализмом

2. К формам чувственного познания относится(-ятся)

1) понятие
2) представление
3) суждение
4) все перечисленные

3. Форма чувственного познания, которая даёт целостное отражение предметов в многообразии их свойств, — это

1) ощущение
2) восприятие
3) представление
4) понятие

4. Правильное отражение предметов и явлений познающим субъектом называется

1) представлением
2) опытом
3) познанием
4) истиной

5. Верны ли следующие суждения об отличии чувственного познания от рационального?

А. Чувственное познание, в отличие от рационального, предполагает наличие объекта познания.
Б. Чувственное познание, в отличие от рационального, требует использования теории.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истиной является соответствие мысли предмету.
Б. Истина — это достоверное знание.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Относительная истина со временем может оказаться заблуждением.
Б. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Один философ утверждал: «Каждый нормальный человек на вопрос, откуда известно, что роза красная и прекрасно пахнет, сошлётся на свои ощущения. Я вижу, скажет он, красный цветок и ощущаю его аромат. Следовательно, ощущения — подлинный источник знаний». Какое философское направление иллюстрирует приведённое утверждение?

1) рационализм
2) сенсуализм
3) идеализм
4) агностицизм

9. В повседневной жизни и в науке приходится сталкиваться с такими знаниями, которые нельзя получить или выработать с помощью чувственного восприятия. Нельзя, например, увидеть, услышать, понюхать или потрогать число, исторический процесс и т. д. Для того чтобы сформировать сложные знания о мире в целом, о происходящих в нём изменениях, необходимы логические процессы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о рациональном познании?

1) воспроизводит внешние стороны и свойства изучаемых объектов
2) характеризуется наглядностью и предметностью возникающих в результате познания образов
3) отличается непосредственностью, выражающейся в прямом воспроизведении объекта
4) воспроизводит объекты на основе внутренних закономерных связей и отношений

10. «Делу время — потехе час», «Не зная броду — не суйся в воду», «Утро вечера мудренее» являются примерами

1) знаний, основанных на здравом смысле
2) научных знаний
3) паранаучных знаний
4) знаний, основанных на мифологии

Задания с кратким ответом

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «гуманитарное знание».

Духовные ценности, понимание, философия, однозначность, мировоззренческие ориентиры.

Найдите и запишите термин, не связанный с понятием «гуманитарное знание».

2. Найдите в приведённом ниже списке особенности научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) образность
2) объективность
3) фрагментарность
4) системность
5) проверяемость
6) субъективность

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«__________(А) — это отражение отдельных свойств предметов, явлений, процессов. В отличие от него __________(Б) даёт целостную картину объекта познания (чувственно-конкретный образ). __________(В)актуализирует образ объекта познания, запечатлённый в памяти, а следовательно, когда-то воздействовавший на наши органы чувств. Чувственное познание представляет собой непосредственное единство __________(Г) и объекта познания, т. е. человека и мира. Формы чувственного познания нередко искажают __________(Д), неточно и однобоко её воспроизводят. Обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, __________(Е) приобретает решающее значение на второй ступени познания — ступени рационального познания».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) представление
2) истина
3) действительность
4) абстрагирование
5) измерение
6) субъект
7) ощущение
8) эксперимент
9) восприятие

Ответы на тест по обществознанию Познание и знание для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-1
2-2
3-2
4-4
5-4
6-3
7-3
8-2
9-4
10-1
Задания с кратким ответом
1. однозначность
2. 245
3. 791634

Источник

Тест с ответами: “Формы познания”

1. Одна из форм чувственного познания:
а) ощущение +
б) прикосновение
в) чувство

2. Одна из форм чувственного познания:
а) осознание
б) восприятие +
в) понимание

3. Одна из форм чувственного познания:
а) умозаключение
б) видение
в) представление +

4. Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с:
а) внешним миром +
б) внешним восприятием
в) внутренним миром

5. Вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства:
а) эрудиция
б) прагматизм
в) интуиция +

6. Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств:
а) восприятие
б) ощущение +
в) представление

7. Чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств:
а) ощущение
б) представление
в) восприятие +

8. Чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств:
а) представление +
б) ощущение
в) восприятие

9. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) сравнение
б) отвлечение
в) зрение +

Читайте также:  Депрессия от дождливой погоды

10. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) уподобление
б) слух +
в) обобщение

11. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) обоняние +
б) сравнение
в) отвлечение

12. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) обобщение
б) осязание +
в) рассуждение

13. Один из основных механизмов чувственного познания:
а) вкус +
б) уподобление
в) понимание

14. Один из основных механизмов рационального познания:
а) слух
б) зрение
в) отвлечение +

15. Один из основных механизмов рационального познания:
а) обобщение +
б) слух
в) обоняние

16. Один из основных механизмов рационального познания:
а) осязание
б) уподобление +
в) вкус

17. Один из основных механизмов рационального познания:
а) зрение
б) осязание
в) сравнение +

18. Одна из форм рационального познания:
а) ощущение
б) понятие +
в) восприятие

19. Одна из форм рационального познания:
а) представление
б) ощущение
в) суждение +

20. Одна из форм рационального познания:
а) восприятие
б) умозаключение +
в) представление

21. Мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта:
а) понятие +
б) суждение
в) умозаключение

22. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте:
а) умозаключение
б) суждение +
в) понятие

23. Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения:
а) суждение
б) понятие
в) умозаключение +

24. Одна из разновидностей умозаключения:
а) прямое умозаключение
б) индуктивное умозаключение +
в) эффективное умозаключение

25. Одна из разновидностей умозаключения:
а) прямое умозаключение
б) обширное умозаключение
в) дедуктивное умозаключение +

26. Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт:
а) символизм
б) эмпиризм +
в) рационализм

27. Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства:
а) рационализм +
б) эмпиризм
в) символизм

28. Процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания:
а) ощущение
б) восприятие
в) мышление +

29. Рационализм подразделяется на:
а) онтологический +
б) статистический
в) статический

30. Рационализм подразделяется на:
а) логический
б) гносеологический +
в) антропометрический

Источник

Основные формы чувственного познания тест

Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания, в которых могут быть вопросы по данной теме.

Даны ответы на вопросы, примерные тезисы сочинений (задание № 29)по следующим цитатам:

  • «Всякое познание берёт начало от разума и исходит из чувств».(Франческо Патрици).
  • «Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла»(Пьер Абеляр).
  • «Истина истине не может противоречить»(Д.Бруно).

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ИСТИНА ОСОБЕННОСТИ
Абсолютная Полное, исчерпывающее знание о предмете познания.
*** Неполное знание о предмете познания, которое будет дополняться с развитием науки.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Научное, житейское, рациональное, виды знания, иррациональное, художественное

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают формы знаний.

1)паранаучное; 2)научное;3)лженаучное; 4)субъективное 5)псевдонаучное; 6)чувственное.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Не путайте виды и формы знания.

Знания — это результат познавательной деятельности человека.

Виды знания – в основе данной классификации лежит способ получения знаний, то, на чём основано то или иное знание.

  • Житейское – в его основе лежит здравом смысле и обыденное сознание. Для него характерна констата­ция фактов и их описание.
  • Практическое – в его основе лежат конкретные действия человека, преобразование мира.
  • Художественное – возникает в результате отражения действительности через образы, личное восприятие. Свойственно произведениям культуры.
  • Научное – в его основе понятия, категории, законы, принципы.
  • Рациональное – знание, полученное в результате рационального мышления.
  • Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, переживаниях, интуиции, аномальных и парадоксальных явлениях, оно не подчиняется законам логики и науки.
  • Личностное (неявное) – зависит от способностей человека, от особенностей его интеллектуальной деятельности

Формы знания – это конкретное воплощение знаний, его сущность.

  • Научное – объективное, системное, обоснованное, доказанное наукой знание
  • Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не доказывается законами науки.
  • Донаучное – прототип, предпосылки научного знания, зная, которые были получены о мире ещё до формирования наук как таковых.
  • Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием («пара»- то есть вне науки)
  • Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
  • Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности в самых различных целях, чаще всего политических.

Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) каждая абсолютная истина была относительной

2)истина бывает основана на авторитете учёного

3) соответствие знаний предмету познания

4) может быть несколько истин

5) истина включает в себя субъективность

Пояснение.

Истина – это соответствие знаний предмету познания.

Истина всегда одна. Если их, как кажется, несколько, то что-то является заблуждением.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А)познание предмета при помощи органов чувств

Б) ступени познания: ощущение, восприятие, представление

В) ступени познания: понятие, суждение, умозаключение

Г)первая ступень познания- ощущения

Д) суждение — это мысль, содержащая в себе утверждение или отрицание чего-либо о понятии

1)чувственное

2рациональное

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Формы познания: чувственное и рациональное.

Чувственное — это познание при помощи органов чувств (ощущение, восприятие, представление).

Рациональное— это познание при помощи разума, без опоры на чувства (понятия, суждения, умозаключения), оно основано на абстрактном мышлении.

Сергей А. верит в НЛО. Какие факты характеризуют его знание как ненаучное? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)знание, не проверенное, не доказанное наукой

2)невозможность многократно проверить данное знание

3)объективное, достоверное знание.

4) знание, несовместимое с наукой, не принимаемое ею.

5)знание, выраженное в законе

6)знание, основанное только на рассказах очевидцев

Пояснение.

Признаки ненаучного знания:

  • разрозненность, несистематизированность, недоказуемость;
  • противоречивость с научными знаниями;
  • в основе знания лежат заведомо ложные положения;
  • велика роль субъективности, эмоциональности.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек издавна стремился к ____ (А) мира. Наиболее распространённой и доступной формой его изучения является _____(Б) познание. Есть ряд учёных, которые считают данную форму основной, их называют _____(В). Другие же учёные склонны считать, что познать мир можно лишь при помощи ____(Г), их и называют поэтому ____(Д). Однако познать мир во всём его многообразии, достичь желаемой _____(Е) возможно лишь при сочетании этих двух форм познания.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Проблема истины является одной из главных в философии науки. Однако однозначного понимания её природы нет. Под истиной понимается знание о предмете, не противоречащее другим знаниям о нем. Например, если знание, полученное теоретическим путем, подтверждается чувственным опытом человека, знаниями, полученными при помощи органов чувств, то это знание и есть истина. Таким образом, мы приходим к следующему определению истины: «Истина — это знание, согласованное с другими знаниями». В отечественной философии встречается определение истины как знания, подтвержденного практикой. Противоположностью истины является заблуждение. Заблуждение нужно отличать от лжи. Ложь — это преднамеренное искажение истины, а заблуждение не содержит такого намерения. Заблуждающийся считает свое знание истинным, а лжец — нет. Поэтому противоположностью лжи является правда, а не истина. Правда включает в себя истину, но не сводится к ней — в ней отражается еще и нравственная оценка того, кто выражает истину. Когда мы говорим, что некто сказал правду, здесь содержится и нравственная оценка человека: он имел мужество сказать истину, хотя мог и сокрыть её, сказать ложь.

Критериями отличия истины от заблуждения :

— соответствие знания логическим нормам (логический критерий);

— согласованность знания с господствующими в этой области теориям, истинность которых не вызывает сомнения (теоретический критерий);

— соответствие знания убеждениям субъекта познания (мировоззренческий критерий);

(По статье Рахматуллина Р. Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. — 2014. )

21 Какое, по мнению автора, определение истины наиболее полно отражает её суть? Какое ещё определение истины даёт он?

По мнению автора, следующее определение истины наиболее полно отражает её суть: «Под истиной понимается знание о предмете, не противоречащее другим знаниям о нем».

Автор даёт ещё одно определение истины: «Истина — это знание, согласованное с другими знаниями».

22 Назовите три отличия истины от заблуждения, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.

Три отличия истины от заблуждения, названные в тексте:

— соответствие знания логическим нормам (логический критерий);

— согласованность знания с господствующими в этой области теориям, истинность которых не вызывает сомнения (теоретический критерий);

— соответствие знания убеждениям субъекта познания (мировоззренческий критерий);

Можно назвать ещё одно отличие:

утверждение, проверенное практикой, опытом многих поколений.

23 Какие три отличия лжи от заблуждения называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности проявляется одно из этих отличий.

Автор называет три отличия лжи от заблуждения:

это преднамеренное искажение истины,

-во лжи скрывается и нравственная оценка того, кто лжёт,

-лжец не считает своё высказывание истиной.

Пример. Ложью часто пользуются политики, не имеющие авторитета, заслуживающие его ложным обещаниями. Такая позиция называется популистской. Например, в предвыборную кампанию кандидат в президенты доказывает. что можно повысит зарплату в несколько раз, хотя прекрасно понимает, что это ложь, так как развитие экономики не позволит это сделать.

24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «проблема истины является одной из главных в философии».

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «проблема истины является одной из главных в философии».

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания , и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней.

Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе. Существуют два уровня познания- эмпирический и теоретический. Эмпирический- это познание мира при помощи органов чувств, его ступени: ощущение, восприятие и представление.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами три вида знаний.

Существует три вида знаний.

1- научное, например, изучение астрономами Солнечной системы, Земли как её части, влияния Солнца на Землю.

2-парнаучное, то есть не признанное наукой, например, изучение уфологами сведений об НЛО, о параллельных мирах.

3-обыденно-житейское, основанное на повседневном опыте практической жизни, например, знания хлеборобов о начале посевной, передаваемые из поколения в поколение.

Популярный российский писатель — фантаст С.Лукьяненко писал:

«Чем больше мы познаём мир, тем больше он становится».

О какой особенности познания писал С. Лукьяненко?

Как объяснить данную особенность?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три причины, по которым человек познаёт мир.

«Чем больше мы познаём мир, тем больше он становится».

В данной фразе С.Лукьяненко писал о безграничности процесса познания.

Это объясняется несовершенством способов и методов познания, которые использует человек, а также с бесконечностью Вселенной, а значит, и процесса познания её.

Причины, по которым человек познаёт мир:

1.желание познать, каков мир, какое место занимает человек в нём, то есть из искреннего любопытства.

2.познаёт мир человек и с целью удовлетворения своих потребностей, так как познав, например, законы генетики, можно создать наиболее стойкие сорта пшеницы.

3.человек познаёт мир, чтобы учесть уроки предшествующих поколений, не создавать каждый раз «велосипед», а двигаться дальше в развитии техники и технологий, используя уже имеющийся опыт человечества.

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Познание и его формы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Познание и его формы.

1.Сущность процесса познания.

  1. Ступени эмпирического познания:

4.Ступени рационального познания:

5.Роль познания в жизни человека и всего общества в целом.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

Философия.

«Всякое познание берёт начало от разума и исходит из чувств».

(Франческо Патрици, итальянский гуманист , философ, мыслитель (1529-1597)

Основная мысль цитаты.

В высказывании итальянского философа и мыслителя 16-го века Франческо Патрици содержится мысль о взаимосвязи чувственного и рационального познания. Автор подчёркивает, что познание начинается «от разума и исходит из чувств». Я полностью разделяю точку зрения гуманиста. Действительно, познание начинается с желания изучить что-то, осознанного мотива познавательной деятельности. Однако сначала возникают различные чувства, эмоции, которые затем могут стать своеобразным толчком к деятельности. Например, чувство восхищения необъятностью мира, эмоциональное восприятие красоты окружающей природы стимулируют желания человека изучить законы, по которым существует Вселенная.

Термины.

Познание, две формы познания — чувственное и рациональное, этапы каждой из этих форм, истина, структура познавательной деятельности, функции познания.

Аргументы.

1.В фантастическом романе А.Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» главный герой мечтал о господстве, о подчинении всего мира, о возможности властвовать над человечеством. Именно эти чувства привели его к созданию аппарата, испускающего луч огромной мощности, способный разрушить даже горы, а не только города. Кстати, как и цель Петра Гарина была ужасной, бесчеловечной, так и методы её достижения низкие. Он украл изобретение своего учителя Манцева, пропавшего в экспедиции. На короткое время мечта героя осуществилась — он стал диктатором США, владельцем огромных золотых богатств. И лишь восстание рабочих, захвативших гиперболоид, разрушили планы героя. Как видим, сначала были эмоции, чувства, желания Петра Гарина, а затем разумная, осознанная деятельность его по осуществлению задуманного (исследования, познание, а затем и практика)

2.О роли чувственного и рационального в познании споры велись ещё с древности. Философы, учёные размышляли, что является ведущим в этом процессе. В книге А.И. Кравченко «Психология и педагогика», в статье «Роль и значение чувственного познания» автор отмечается, что сенсуалисты, например, были уверены, что только чувственное познание способно достичь истины. Рационалисты же доверяли только разуму. Однако две эти формы взаимосвязаны, есть как в обыденном, так и в научном мышлении. В настоящее время, пишет автор, всё меньше в процессе познания присутствует чувственное начало, а все большую роль играет рациональное. Однако обе формы продолжают существовать, как бы ни продвинулась вперёд наука.

Философия

«Одно дело – лгать, другое — заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла»

(Пьер Абеляр. Французский философ — теолог, поэт, музыкант периода средневековья.( 1079-1142)

Пример сочинения по данной цитате смотрите на сайте esse-ege.ru в разделе «Теория. Рекомендации. Примеры эссе».

Философия

«Истина истине не может противоречить»

(Джордано Бруно. Итальянский философ, поэт, монах, осуждён католической церковью как еретик и казнён за сои взгляды.( 1548-1600)

Основная мысль цитаты.

В высказывании итальянского философа Д. Бруно высказана мысль о сущности истины. Автор подчёркивает, что истина не может противоречить другой истине, имея в виду, что истина всегда одна. Я полностью согласна с данным утверждением. Действительно, истин не может быть несколько, а значит, никакого противоречия одной истины другой не существует.

Термины.

Истина, критерии истины, истина и заблуждение, процесс познания, цели познания, субъективность и объективность истины.

Аргументы.

1.«Платон мне друг, но истина дороже», – так говорил древнегреческий философ Аристотель, живший в 4 веке до нашей эры. Он был учеником Платона. В своём сочинении «Никомахова этика» он писал, что и истина, и друзья ему дороги. По предпочтение он отдаёт истине. Да и сам Платон учил своих последователей отстаивать истину, не находиться под влиянием авторитетов. Это свидетельствует о том, что истина всегда одна, как бы ни было тяжело идти в разрез с мнениями своих учителей, являющихся авторитетом. А раз истина одна, то она не может противоречить другой истине.

Источник

Читайте также:  Кто чувствует тонкий мир
Оцените статью