Основные эмоциональные потребности человека

Эмоциональные потребности

Мы часто с вами говорим об эмоциях, но верно ли мы понимаем, что это такое? Если рассматривать определение, то эмоции – это психические процессы, в которых находят отражение отношения индивида с собой и с окружающим миром. Я слушаю музыку, и она мне нравится или нет, я иду по улице, и она мне нравится или нет. Одновременно с этим я анализирую и себя, в каждой ситуации могу оценивать себя хорошо или же быть собой недовольным. Но случаются ситуации, которые меня почти не трогают, и я могу относиться к ним нейтрально.

Любая ситуация, событие или вещь вызывают определенные эмоции, в зависимости от нашего отношения и оценки, они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Если вам всё равно и ничего не трогает, то в итоге вам станет скучно, что может привести к грусти или раздражению. Отсутствие эмоций – это отклонение и проявление какого-либо психического заболевания, например, шизофрении.

Постоянно происходящие события в жизни вызывают эмоции — это и встреча с друзьями, и ссора с близким человеком, и покупка новой вещи, и обучение чему-то новому и многое другое.
Эмоции способны менять человека не только внешне, но и внутренне, от окраса эмоций зависит наше здоровье, обмен веществ в организме и крепость наших нервов.

Нехватка эмоций также плохо влияет на организм, как недостаток еды. Человек начинает болеть и гаснуть, что может даже привести к печальным последствиям и смерти. Поэтому организм должен сбалансировано и правильно питаться, как пищей, так и эмоциями. Если в продуктах мы соблюдаем баланс витаминов и микроэлементов, то эмоции также должны быть в гармонии и поступать в следующем количестве: 35% — положительные эмоции, 5% — негативные эмоции, остальные 60 % заполняют эмоции спокойные, не ярко выраженные, нейтральные. Такие цифры нам обозначили ученые, которые провели не один эксперимент, и выяснили в каком соотношении должны быть эмоции у здорового человека.

Изучив эти данные, можно сделать следующие выводы.

— Каждому человеку необходимо намного больше положительных эмоций и счастья, чем отрицательных, это нужно для здоровья, уравновешенного состояния психики и долголетия.
— Если человек получает недостаточно необходимых ему эмоций, то он также как и от некачественной еды, будет болеть и тяжело преодолевать сложности.
— При общении мы также должны делиться положительными эмоциями. Для продуктивного разговора, близкого общения всегда нужно сначала наградить человека хорошей эмоцией, а потом переходить к делу.
— если в каком-либо рабочем вопросе или дружеском споре, вы поругали партнера, то для примирения его нужно похвалить, сказать что-либо приятное и обратить внимание на его особенности. И исходя из цифр, приятного должно прозвучать в 7 раз больше, чем негативного.

У отрицательных эмоций есть своя важная роль — они, как катализаторы процессов, в сложных ситуациях их осознание дает стимул для борьбы. Если нас начинают наполнять отрицательные эмоции – это сигнал, что мы делаем что-то не так, нужно остановиться и исправить неполадку. Если баланс эмоций нарушается, то наступает психологическая катастрофа, например, у невротиков такая катастрофа развивается долго, и в итоге количество негативных эмоций намного превышает позитивные.
Эмоции нейтральные также важны, они должны разбавлять все остальные яркие чувства, дополнять их. В пище есть балластные компоненты, а в эмоциях – нейтральные, которую выполняют схожую функцию в эмоциональном плане.

Теперь, зная, как важно следить за балансом эмоций в организме, давайте разберемся, что же такое положительные эмоции и как они возникают. На самом деле положительных эмоций только две – это радость и интерес. Больше всего интереса присутствует в творческой работе, и когда у нас всё получается, мы радуемся своим победам.

Интерес

Известный психолог Изард говорил, что интерес играет важнейшую роль в развитии интеллекта, знаний и навыков. Это эмоция очень распространена и необходима в каждом жизненном процессе, будь это учеба, работа, дружба или отношения. Именно благодаря интересу мы с удовольствием и энергией трудимся, стараемся, работаем, общаемся и любим.

Психолог Томкинс пришел к выводу, что интерес крайне важен для мышления, и без него возможны нарушения этого процесса. Он выявил, что очень велика взаимосвязь между интересом, мышлением и памятью. Недостаток интереса приводит к неполноценному развитию интеллекта, а полное его отсутствие к разрушению структур мозга. Чтобы мыслить и овладевать новыми знаниями и навыками необходимо быть заинтересованным, вовлеченным и переживающим, поэтому без интереса ничего не усваивается.

Вспомните, как изучает мир ребенок – ему всё интересно, каждая новая вещь, новое явление, ещё не виденное ранее – первый снег, желтые листья. Весь мир представляет собой множество явлений и предметов для изучения. И запоминает ребенок предметы, если ему они действительно интересны, и он внимательно и долго их изучает, без интереса запомнить что-либо трудно.

Также интерес очень важен для творчества, ведь этот процесс и начинается с заинтересованности. Маслоу говорил, что вдохновленный, творящий человек полностью увлечен своей идеей или предметом творчества, и на время забывает обо всем, находится только в настоящем моменте. И весь этот процесс делится на два этапа. На первом человек испытывает множество хороших воодушевляющих эмоций и очень большой интерес. Этот этап проходили многие — это момент, когда приходят идеи, ты разрабатываешь какой-либо проект или придумываешь свое произведение. На втором этапе начинается настоящее творчество, воплощение идеи и тяжелая работа над ней. На этот этап не у всех хватает сил. Часто уже в завершении труда, человека одолевают сомнения и разочарования в том, что же вышло в итоге, но только сила заинтересованности помогает не опускать руки, а продолжать поиски решений и идей для воплощения задумки.

Читайте также:  Если чувствуешь что человек врет

Когда организм испытывает эмоцию интереса, все его системы работают слаженно и верно. Но нужно знать меру, иногда чрезмерный интерес может нас загнать и утомить. Так, например, мы можем чем-нибудь сильно увлечься, фильмом, книгой или творчеством, что будем не высыпаться и заставлять организм перерабатывать. Нужно внимательно следить за собой и давать себе своевременный отдых.

Радость

Радость появляется не просто так, это вовсе не простое веселье. Эмоция радости возникает в нас тогда, когда мы завершили какое-либо важное действие – социальное или творческое, которое имело для нас большую важность, но делалось не для получения выгоды. Во время радости мы испытываем уверенность в себе, ощущение, что мы значимы, важны и любимы, что мы также любим в ответ, от этого мы чувствуем себя сильными, удовлетворенными и способными справиться с разными испытаниями и трудностями.

Томкинс пришел к выводу, что эмоция радости возникает при снижении стимуляции нервной системы. Например, после страха, стресса, сложностей. Так, люди, редко испытывающие радость, тяготеют к профессиям, связанным с риском – военные, альпинисты. После того, как они победят опасности, они чувствуют радость.

У невротиков свой метод получения радости – они ее испытывают при наблюдении за страданиями людей. Поэтому они пытаются навязаться и чем-нибудь помочь. Сами себе они уже помочь не могут, но готовы сделать что угодно для других, лишь бы поближе наблюдать страдания людей. Но как только ситуация образуется и у человека всё налаживается, невротик тут же становится недовольным, ведь в радости и счастье он не может поучаствовать и искренне порадоваться за друга тоже не умеет.

Причины радости могут быть разнообразны. Для нее не всегда нужна особая ситуация или дело, реакция радости – это как результат верной и положительной деятельности. Мы можем радоваться, после хорошей и активной прогулки, после приятного ужина, после какого-либо дела или разговора, который раскрыл в нас новые добрые намерения и черты и уменьшил гнев и недовольство. Также радость тесно связана с творчеством и достижениями в нем.

Мы радуемся, когда наши партнеры показывают нам свои новые благоприятные черты, меняются и развиваются, и если мы вместе долго, то это будет часто нас радовать. Всегда, когда нас посещает светлое радостное веселье – надо принимать его и быть благодарным. Стоит лишь отличать реальную радость от магической, как назвал ее Шехтель.

Когда человек испытывает магическую радость, ему в этот момент представляется, что всё будет прекрасно и это предрешено, так, например, человек, прошедший собеседование уже радуется и представляет себя на новой работе в удобном кабинете, хотя его ещё не взяли и он не получил окончательное приглашение. Или студенты, не достигшие ещё никаких высот, видят и мнят себя докторами наук.

Реальная же радость проявляется не от представляемых событий, которых ещё нет и может не быть, а от того, что мы делаем в данный момент, в своей повседневности. Когда человек идет по жизни, радуясь каждому дню, каждому событию в нем, он становится гармоничной и здоровой личностью, он дарит добро окружающим. Такой человек отзывчив и социально активен. Более того радость помогает человеку справляться с различными сложностями, переживать беды, и быстро приходить в себя.

Сочетание радости и интереса дает отличную почву для любви. Если человек вызывает постоянный и длительный интерес и радость, то к нему очень сильно привязываются, любят. Работа, которая заключается в интеллектуальном и творческом труде, и которая интересна при этом – сама вызывает радость.

Радоваться нам обычно мешают правила и рамки, которые нас преследуют с детства, предрассудки, воспоминания, прошлые неудачи, которые мешают человеку расслабиться и начать чувствовать радостные эмоции.
Чтобы выйти из рамок и научиться радоваться, нужно начать работать с собой и взглянуть на мир по-другому.

Обрести радость можно двумя способами.

При первом — человек пытается переделать мир под себя, а также людей и обстоятельства. Но это ошибочные попытки, такой путь выбирают невротические личности, которые не могут помочь себе и исправить свои недостатки, поэтому собираются браться за целый мир.

Второй способ — работать над собой и стараться сделать себя личностью, которая находится в гармонии с миром. Этот путь подходит всем здоровым индивидам, ведь закрываться от мира и людей — это не выход из проблемной ситуации. Выход — это тренироваться и учиться общаться, быть социально активным и любимым обществом человеком.

Читайте также:  Как женщина может себя чувствовать после зачатия

Радость и интерес тесно связаны в соотношении 6:1. Эти эмоции – основа нашего эмоционального питания. Интерес мы испытываем в творческой работе, радость – в любви, но она появляется, когда мы вкладываемся и много творчески трудимся. При недостатке этих основных эмоциональных компонентов, человек впадает в состояние депрессии.

Источник

Описание эмоциональных потребностей

Эмоциональные потребности — одно из базовых понятий в схема- терапии.

Систематическое неудовлетворение важных эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем.

В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей.

ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

Начиная с новорожденного возраста и на протяжении всей жизни мы испытываем потребность в том, чтобы нас любили и принимали такими, какие мы есть.

В самом раннем детстве, когда ребенок расстроен, родитель утешает его и говорит ему о своей любви — так удовлетворяется потребность в любви и принятии. Родитель показывает ребенку своим поведением, что «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь».

Однако, если родитель показывает и говорит ребенку, что он нужен и важен, только когда тот хорошо себя ведёт и удобен для родителя, то потребность нарушается. У ребенка может сложиться ощущение, что любовь надо заслужить, и что просто так его никто принимать не будет. Во взрослом возрасте такой человек будет иметь низкую самооценку и зависимость от мнения других людей. Для ребенка любовь и принятие родителей создают важную опору в жизни, являются одними из ключевых потребностей.

Необходимость в защите — ключевой фактор развития для всех новорожденных детенышей млекопитающих, и особенно для человека, учитывая то, насколько уязвимым и беспомощным рождается малыш, и как долго протекает период детства. Постоянное присутствие родительской фигуры рядом в ранние периоды развития, создание безопасного пространства — просто необходимо для выживания.

При удовлетворении потребности в безопасности, родитель своим поведением показывает, что рядом с ним ребенку ничего не угрожает, что он контролирует ситуацию и способен его защитить. Создавая ощущение безопасности, родители также предупреждают ребенка о возможных опасностях, рассказывая как их можно избежать или справиться с ними.

Для ребенка так же важен распорядок дня и постоянство вокруг него — это создает ощущение стабильности и предсказуемости, что повышает ощущение безопасности. Если родителю не удается в полной мере удовлетворить потребность в безопасности, то ребенка начинают преследовать страх, тревога, ощущение беззащитности, мир воспринимается крайне опасным. В детском возрасте это может трансформироваться в страхи, фобии, могут появляться тики, плаксивость.

Во взрослом возрасте неудовлетворение потребности в безопасности может приводить к развитию тревожных расстройств, депрессий, обсессивно-компульсивному расстройству. Также может проявляться повышенной агрессией или, наоборот, изоляцией от общества.

К сожалению, жизнь непредсказуема, но даже в самых непростых ситуациях родителю важно уметь показать ребенку, что ситуация находится под контролем, и взрослые способны с ней справиться. Важно помочь увидеть, что мир не только опасен, но в нем есть много хороших, поддерживающих фактормоментов!

С самого раннего возраста дети нуждаются в понимании их чувств, переживаний и поступков. Очень важны такие послания от родителей как: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так». Потребность в понимании тесно связана с потребностью в сопереживании. Взрослый человек может понять, что испытывает ребенок, и почему он себя ведет определенным образом, посмотрев на ситуацию его глазами.

Проявление сочувствия к ребенку дает ощущение, что его переживания и потребности имеют значение, что другой человек способен разделить с ним его чувства. Это дает ощущение, противоположное одиночеству — чувство принадлежности.

Если потребность в понимании и сочувствии не удовлетворяется, ребенок ощущает отвержение. У него возникает убеждение, что его эмоции не важны, и никто никогда не сможет его понять. Очень часто у таких людей формируется схема Эмоциональной Депривации, человек испытывает постоянное чувство одиночества. Они мало говорят о себе, склонны слушать других и не сообщают даже близким людям о своих потребностях и трудностях, не говорят о том, что им необходима любовь и поддержка.

Для ребенка эмоциональная связь также необходима, как кормление и забота о его здоровье. Очень важно родителям учиться понимать чувства своего ребенка и сопереживать ему, тогда он будет ощущать себя любимым, желанным и ценным.

Поощрение даже маленьких самостоятельных шагов ребенка дает ему понимание, что он движется и развивается в нужном направлении. Поддержка решений ребенка приводит к формированию позитивной схемы самостоятельности и ориентации на собственные суждения, обучает видеть результаты своей деятельности и получать удовольствие от них вне зависимости от чьего-либо мнения.

Безусловная поддержка дает ребенку право на ошибку, на любой результат, возможность спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу. Если любая положительная инициатива замечается и поощряется, это формирует позитивное подкрепление и мотивацию на дальнейшие шаги. Зная, что можно рассчитывать на поддержку со стороны своего объекта привязанности, ребенок способен свободно и без тревоги переключать свое внимание на другие стимулы, поисковое поведение, взаимодействие с другими.

Если ребенок получает недостаточно поддержки и поощрения, он может интерпретировать это как собственную ущербность, как негативную оценку того, что он делает. Зачастую такие дети ранимы, крайне уязвимы к недовольству и критике, не уверены в том, что делают, зависимы от мнения окружающих. Формируются различные дисфункциональные копинговые режимы, например, Поиска внимания и одобрения: «Буду всеми способами искать признания!» Или Отстраненного Защитника: «Мне это все и не нужно».

Читайте также:  Как заставить женщину чувствовать себя женщиной

Потребность в безопасной привязанности включает в себя необходимость стабильности и предсказуемости этих отношений. Доверие, ощущение, что близкий человек всегда будет рядом, когда в этом есть нужда, что можно быть уверенным — тебя не оставят и не покинут. Забота стабильна, последовательна, не зависит от обстоятельств, а значит, нет необходимости цепляться за близких, можно идти вперед, зная, что позади надежный тыл. Этот образ любимого и любящего Хорошего Родителя дает поддержкуи спокойствие, и возможность самому справляться с жизненными трудностями.

Стабильность отношений подразумевает постоянную готовность эти отношения поддерживать, неизменное послание «ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады». Даже при наличии внешних перемен — переезд, развод родителей и т. д., поддержка и забота не прерываются, что формирует спокойное и здоровое отношение к жизненным изменениям.

Опыт даже эмоционально насыщенной, но нестабильной привязанности может приводить к формированию схемы Покинутости. Человеку становится тяжело переживать любые, даже недолгие разлуки, есть страх, что к нему не вернутся, его бросят. Этот страх и ощущение нестабильности сохраняются и в счастливые благополучные моменты, отравляя их, уменьшая способность к эмоциональной открытости.

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, включая контроль над окружающей обстановкой. Автономия — это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых.

Компетентность — способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.

Потребность в автономии и компетентности не удовлетворяется в ситуациях, когда родители чрезмерно опекают и стремятся делать все, не поощряя самостоятельное поведение ребенка вне дома; сравнивают ребенка с другими не в его пользу и не верят в его успех, в результате чего у ребенка не формируется вера в собственные силы и возможности.

Детям с удовлетворенной потребностью в автономии и компетентности легче будет сформировать свою идентичность, определить свои собственные цели и получить важные компетенции для их достижения.

ПОТРЕБНОСТЬ В РЕАЛИСТИЧНЫХ ГРАНИЦАХ

Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.

Люди, у которых нарушена потребность в границах, часто воспитываются в семьях, где все разрешается и прощается. В отдельных случаях ребенок не научается выдерживать нормальный уровень дискомфорта или не обеспечивается достаточным уровнем руководства и наблюдения. В итоге он испытывает сложности с пониманием того, что у других людей тоже есть права, ему сложно ставить долгосрочные цели и последовательно добиваться их. Это приводит к неспособности уважать права окружающих, сотрудничать с ними, сдерживать обещания. Могут производить впечатление людей эгоистичных, безответственных и избалованных.

Детям с удовлетворенной потребностью в четких границах будет легче следовать правилам, которые соблюдают другие люди, считаться с другими людьми и адекватно контролировать побуждения и импульсы. Так же легче будет выдержать дискомфорт, ставить собственные цели и достигать их, сформируется адекватный уровень самодисциплины.

Без удовлетворения потребности в наставничестве и направлении в младенчестве мы можем не выжить, а во взрослом возрасте — чувствовать тревогу, растерянность, мучаться сомнениями. Мы все хорошо знаем, что дети нуждаются в том, чтобы в их жизни был сильный взрослый, который знает, что нужно делать и как. Такой взрослый сможет показать, направить, научить, на него можно опереться в трудной ситуации. С таким взрослым можно чувствовать себя спокойно, развиваться и постигать новое.

Как правило большинство родителей успешно справляются с задачей удовлетворения потребности в направлении и наставничестве, но в ряде ситуаций могут возникать затруднения, о которых стоит поговорить:

  • Познав важность автономии, родитель не уделяет достаточного внимания потребности в направлении и наставничестве.
  • В результате ребёнок чувствует повышенную ответственность и тревогу, не знает как справиться со сложной задачей, пробует разные, не всегда удачные, стратегии поведения. В итоге есть риск сформировать представления о собственной некомпетентности и склонность к беспокойству.
  • Родители не имеют достаточно времени, чтобы удовлетворить данную потребность, как результат — ребёнок пробует и справляется с задачами сам. Безусловно, данная стратегия приводит к стимуляции самостоятельности, но такой человек не учится опираться на помощь других. При этом сценарии так же может сформироваться выраженный диссонанс между внешней компетентностью и внутренней неуверенностью (по типу синдрома самозванца).
  • Удовлетворяя эту потребность всегда важно помнить о важности баланса между потребностью в направлении и предоставлении автономии. Этот баланс различается в разные возрастные периоды: если в младенчестве 100% заботы осуществляет родитель, то со временем все больше вещей ребёнок пробует сам.

Задача взрослого — научить и поддерживать ребёнка на этом пути формирования навыка в тёплой и поддерживающей манере. Кроме того, у разных людей может быть разная потребность в направлении, и взрослому важно быть чутким и одновременно гибким, обязательно учитывать потребности ребёнка в разные периоды жизни.

Источник

Оцените статью