- Основные элементы эмоционального интеллекта
- Особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта современного психолога
- Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
- Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
- Как работает эмоциональный интеллект
- Как развивать эмоциональный интеллект
- Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основные элементы эмоционального интеллекта
Особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта современного психолога
Донецкий национальный университет, Украина
В последние годы активно разрабатывается проблема личностных особенностей психолога, обеспечивающих успешность его научной и практической деятельности (Г.С. Абрамова, Н.А. Аминов, Н.Н.Богомолова, Л.В. Темнова и др.)
В 1990 г. П. Сэловей и Дж.Мэйер предложили использовать в фпсихологии понятие “эмоциональный интеллект”, определив его как способность адекватно воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. На современном этапе в отечественной и зарубежной психологи и эмоциональный интеллект определяют как: способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (P. Salovey, J.D. Mayer, 1994; Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2000)
Эмоциональный интеллект на сегодняшний день рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности в системе «человек- человек», к которой в том числе относится и деятельность психолога.
Объектом нашего исследования выступает эмоциональный интеллект как психологический феномен в структуре личности. А предметом – особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов.
Цель – изучить особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов, работающих в государственных учреждениях(на примере школьных психологов) и психологов практикуючих частным образом.
Гипотеза : существуют различия в степени выраженности структурных компонентов эмоционального интеллекта у психологов, работающих в государственных учреждениях и психологов, ведущих частную практику.
Теоретико-методологической основой нашего исследования выступили модели эмоционального интеллекта, разработанные отечественными и зарубежными авторами: И.Н. Андреева, М.А.Манойлова, П. Сэловей и Дж.Мэйер, Рувен Бар-Он.
Модель эмоционального интеллекта П. Сэловея и Дж.Мэйера включает 4 основных компонента. 1.Точность оценки и выражения эмоций. 2.Использование эмоций в мыслительной деятельности. 3.Понимание эмоций. 4.Управление эмоциями.
В модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она входят следующие сферы: 1)Внутриличностная сфера. 2)Межличностная сфера. 3)Сфера адаптивности. 4)Сфера управления стрессом. 5)Сфера общего настроения.
Манойлова М.А. в структуре эмоционального интеллекта выделяет два аспекта: внутриличностный и межличностный, или социальный (иными словами, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми).
В своей работе мы будем опираться на модель, построенную И.Н.Андреевой, поскольку данная модель в значительной степени проработана, адаптирована в нашем социальном пространстве, а также имеется психодиагностический инструментарий для исследования.
И.Н. Андреева выделяет следующие структурные компоненты эмоционального интеллекта и определяет их значение в процессе межличностного взаимодействия. 1.Распознавание собственных эмоций. 2.Саконконтроль. 3.Понимание эмоций, эмпатия. 4.Самомотивация.
Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
В нашем исследовании были использованы следующие психологические методы — анкетирование, беседа, тестирование.
В комплекс психодиагностических методик вошли: 1. Диагностика эмоционального интеллекта (М.Холла). 2. «Эмоциональный интеллект-2» (В.В.Одинцовой).
Описание выборки. Общее число испытуемых составило 105 человек, среди которых 75 чел. – психологи, работающие в государственных учреждениях (школьные психологи), 30 чел. – практикующие частным образом психологи, работающие с детско-родительской и семейной проблематикой.
Обсуждение результатов исследования. Сравнение средних показателей компонентов эмоционального интеллекта двух групп психологов, выполненное с помощью t -критерия Стьюдента, позволило выявить значимые различия почти во всех шкалах методик исследования эмоционального интеллекта (управление своими эмоциями, разпознавание эмоций других людей, эмпатия, социальная чуткость), причем можно констатировать, что по всем показателям, где есть значимые различия, выше значения у психологов, занимающихся индивидуальной практикой. Психологам, работающим в государственных организациях, свойственен средний уровень развития самоанализа и самозащиты. Это свидетельствует о том, что им на достаточном уровне удается распознавать и понимать свои эмоции, однако неудачи и неприятности способны на значительное время вывести их из равновесия. Для работающих частным образом психологов характерен высокий уровень развития самоанализа и самозащиты, они в значительной степени способны распознавать, понимать и контролировать свои эмоциональные проявления. Волевая саморегуляция школьных психологов находится также на среднем уровне – в большинстве ситуаций они контролируют свои эмоции, подчиняют себя намеченным планам, однако часто ждут помощи со стороны других людей. Психологи, ведущие частную практику, обладают высоким уровнем волевой саморегуляции. Они способны проявить упорство и добиться своего, не обращая внимания на мелкие неудачи на пути к цели. Психологам, работающим в школах, свойственен средний уровень эмоциональной открытости, они нередко имеют трудности в выражении своих эмоций, испытывают дискомфорт в ситуациях, где важно не сдержать, а проявить свои чувства, а также в ситуациях общения с эмоциональными людьми. Социальная чуткость и способность распознавать эмоции других людей у школьных психологов находится на среднем уровне. Они способны понять настроение и причины поступков окружающих, чувствительны к эмоциональным потребностям других людей. У частных психологов данные способности развиты на высоком уровне, что позволяет им определять источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, понимать сложные чувства, эффективно воздействовать на эмоциональное состояние других людей. Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии – понимания эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, вчувствования. Школьные психологи имеют средний уровень развития эмпатии, а практикующие частным образом психологи имеют высокий уровень.
Изучив особенности структурных компонентов эмоционального интеллекта практикующих психологов, работающих в государственных учреждениях, и психологов, практикующих частным образом, мы можем сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект психологов, ведущих частную практику, имеет высокий уровень развития, а психологов, работающих в государственных организациях, — средний. В частности, 100% психологов, занимающихся частной практикой, получили оценки, относящиеся к высокому уровню эмоционального интеллекта, а среди школьных психологов лишь 8% имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 72% — средний уровень и 20% — низкий.
Выводы. Полученные результаты связаны в первую очередь со спецификой деятельности практикующих частным образом психологов и психологов, работающих в государственных структурах. Деятельность психолога в государственном учреждении четко алгоритмизирована, структурирована, регламентирована, технологизирована. Большую часть времени психолог посвящает задачам, определяемым руководством, что в свою очередь лишает психолога стремления самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, связанные с успешной профессиональной деятельностью. В то же время объектом работы частного практикующего психолога выступает личность. Психолог данной категории направлен на эффективную коммуникацию с личностью, его задачей является оказать качественную, адекватную помощь клиенту. Именно поэтому для практикующих психологов особую значимость составляет уровень развития эмоционального интеллекта: навыков адекватно воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других. В то же время, мы можем предположить, что работу практикующего частным образом психолога изначально выбирают для себя люди, имеющие высокие показатели эмоционального интеллекта. Частная практика позволяет психологу постоянно заниматься саморазвитием, не ограничивает и не сковывает творческий потенциал.
1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект: история вопроса.// http://www.hr-portal.ru/article/emotsionalnyi-intellekt
2. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта . //Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я народная научно-практическая конференция. – Смоленск, СГПУ, 2004. – Ч.1. – С.22-26 .
Источник
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.
Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.
Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.
Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.
Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.
Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Как развивать эмоциональный интеллект
Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.
Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.
Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.
Инструменты развития эмоционального интеллекта
Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.
Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.
Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.
Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».
Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.
Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.
Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.
Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:
Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.
Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.
- Социальная компетентность
Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.
В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:
Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.
Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.
Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.
Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.
- Управление отношениями
Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.
Источник