Основной целью коммуникации является обмен эмоциями который

Основные аспекты и цели коммуникации

Коммуникацию можно рассматривать как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстроннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями. Коммуникация может решать разные задачи: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Такая многофункциональность общения позволяет выделить следующие аспекты коммуникации:

• информационный, при котором общение рассматривается как вид личностной коммуникации, осуществляющей обмен информацией между коммуникантами;
• интерактивный, где общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе их кооперации;
• гносеологический, когда человек выступает как субъект и объект социокультурного познания;
• аксиологический, предполагающий изучение общения как процесса обмена ценностями;
• нормативный, выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления стереотипов поведения;
• семиотический, в котором общение выступает как специфическая знаковая система и как посредник в функционировании различных знаковых систем;
• практический, где процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся:

• обмен и передача информации;
• формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;
• формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
• обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; 4, • изменение мотивации поведения;
• обмен эмоциями.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом их общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как межличностное, деловое, профессиональное, научное, политическое, информационное, межкультурное и т.д. Соответственно способы взаимодействия зависят непосредственно от целей, которые преследуются при общении, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.

Выявление перечисленных аспектов коммуникативного акта происходит с помощью как вербальных, так и невербальных средств. Эти средства благодаря своей стратификационной и ситуативной вариативности способны передать не только текст самого сообщения, но и информацию о его отправителе (его социальном статусе, территориальной принадлежности, возрасте, образовании, самооценке). В зависимости от соответствующей комбинации вербальных и невербальных средств, выбранных норм речевого этикета и поведения становится ясно и отношение отправителя к адресату. При этом нужно учитывать, что если вербальную информацию контролировать достаточно легко, то невербальные средства плохо поддаются контролю. Поэтому самая удачно составленная речь, призванная побудить адресата к какому-то нужному для отправителя информации действию, может привести к провалу коммуникации при неудачном использовании или плохом контроле невербальных и паравербальных средств.

Главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в ходе различных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм общения. Иными словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность.

В научной литературе не существует однозначного решения вопроса о функциях коммуникации. Однако большинство зарубежных и отечественных ученых сходятся во мнении, что процессу коммуникации присущи определенные функции.

Информационная функция

В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

Социальная функция

Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.

Экспрессивная функция

Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.

Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации. Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создающих произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние.

Прагматическая функция

Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция коммуникации.

Интерпретативная функция

Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

При изучении функционального аспекта коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном.

Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли, невозможен без знания норм окружающей человека среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми.

Читайте также:  Что делать когда у меня хорошее настроение

На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. Партнеры оцениваются с точки зрения того, насколько хорошо они выполняют свои функциональные обязанности и решают поставленные перед ними задачи.

На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Обычно для этого уровня характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.

2.3. Основные виды коммуникации

Современное коммуникативное пространство представляет со­бой довольно сложную систему, в которой одно из основных мест принадлежит различным видам коммуникации. Дело в том, что в тех или иных ситуациях и обстоятельствах человек ведет себя по-разному и тем самым в каждом отдельном случае общается с други­ми людьми особым образом. Кроме того, характер и особенности коммуникации определяются также средствами и способами пере­дачи информации, субъектами коммуникации и многими другими причинами. Все это позволяет говорить о существовании различ­ных видов коммуникации. В теории коммуникации выделение тех или иных видов коммуникации осуществляется по нескольким ос­нованиям, и поэтому количество видов коммуникации в различ­ных источниках весьма существенно отличается друг от друга. В то же время функциональный подход к этому вопросу позволяет вы­делить следующие виды коммуникации: информативную, аффек­тивно-оценочную, рекреативную, убеждающую, ритуальную.

2.3.1. Информативная коммуникация

Информативная коммуникация представляет собой процесс Передачи информации об окружающем мире, в котором живут Коммуникатор и реципиент. При этом ожидается, что любые ин­формационные сообщения являются правдивыми, непротиворечивыми и выражают беспристрастный взгляд на обсуждаемое со­бытие или факт. Этому виду коммуникации придается сегодня особенно важное значение, поскольку каждый год информация о мире удваивается, появляются новые информационные кана­лы, среди которых самым глобальным в настоящее время являет­ся Интернет. Благодаря Интернету сегодня можно войти в фон­ды большинства научных библиотек мира, прочитать любую га­зету и узнать самые последние новости. Значение этого вила ком­муникации нашло свое выражение и в том, что сегодня «инфор­мационным» называют общество, пришедшее на смену индуст­риальному. К этому типу общества относятся страны Западной Европы и США.

2.3.2. Аффективно-оценочная коммуникация

Аффективно-оценочная коммуникация основывается на вы­ражении либо положительных, либо отрицательных чувств в от­ношении другого человека. В этом виде коммуникации нет объек­тивного изложения фактов, а есть пристрастность, которая также необходима во многих сферах человеческой жизни. Этнические предубеждения, стереотипы, предрассудки, обывательское мнение, всевозможные слухи — все это формы аффективно-оценочной коммуникации. Наиболее распространенным примером этого вида коммуникации является признание в любви, в котором присут­ствует не только эмоциональная сторона, но и оценочная: жен­щина ожидает признания, что она самая лучшая на свете, хотя, разумеется, это не соответствует действительности.

Отличительной особенностью аффективно-оценочного вида коммуникации является возможность усилить или ослабить оцен­ку и выражение чувств, что невозможно сделать при информа­тивной коммуникации. В то же время важной составляющей аф­фективной коммуникации является эмпатия — способность ви­деть мир с точки зрения другого человека, разделять его чувства и переживания. Здесь эмпатия присутствует в двух формах: во-первых, это чувствительность к эмоциональным потребностям близкого человека, умение понять вербальные и невербальные проявления его чувств и готовность разделить эти чувства; во-вторых, эмпатия означает также умение ответить на эмоциональ­ную потребность таким способом, который будет уместен и при­годен для собеседника.

2.3.3. Рекреативная коммуникация

Рекреативная коммуникация включает в себя различные фор­мы развлекательного общения, которые позволяют собеседникам расслабиться и отдохнуть. В этом виде коммуникации люди со­здают воображаемые ситуации и передают друг другу информа­цию о них: рассказывают истории, анекдоты и т.п. К наиболее распространенным формам рекреативной коммуникации относятся различного рода дискуссии, конкурсы, состязания, тематические олимпиады и т.д.

2.3.4. Убеждающая коммуникация

Убеждающая коммуникация представляет собой такой вид ком­муникации, который направлен на стимулирование какого-либо действия. Она выражается в приказе, совете, просьбе. В такой фор­ме участники коммуникации воздействуют друг на друга, стремясь достигнуть определенного типа поведения у своего партнера. В процессе убеждающей коммуникации люди пытаются повлиять на убеждения или действия других людей. Она подразумевает обще­ние как знакомых (начальник и подчиненный), так и незнакомых людей (обращение человека в органы власти с жалобой). Наиболее известной формой этого вида коммуникации является реклама.

Убеждающая коммуникация содержит в себе элемент манипу­ляции поведением других людей. В какой-то степени лексика куль­турного диалога подчиняется этой цели. Например, когда при об­щении мы улыбаемся и говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся вызвать расположение собеседника. Внешний вид также может выполнять функцию убеждающей коммуникации: неопрятным видом мы намеренно отталкиваем других, а опрят­ным стараемся расположить к себе тех, от кого зависят наши шан­сы на успех. Букет цветов может выполнять как аффективно-оце­ночную, так и убеждающую роль, так как помогает расположить к себе, повлиять на будущее поведение партнера.

2.3.5. Ритуальная коммуникация

Ритуальная коммуникация заключается в соблюдении и вы­полнении социально установленных форм поведения. Ее приме­ром может служить общение учителя и учеников: когда учитель входит в класс, школьники дружно встают. Каждый из них отдельно участвует в коллективном ритуальном действии. Знакомые люди приветствуют друг друга рукопожатием. У нарушающих нормы ритуальной коммуникации возникает много проблем при об­щении с окружающими людьми, например непонимание или нео­добрение их поведения.

Наряду с отмеченными видами целый ряд исследователей в области коммуникации выделяют массовую (в обществе в целом), ограниченную (внутри различных социальных групп), межличностную (между двумя индивидами) и внутриличностную (между че­ловеком и электронными средствами передачи информации) ком­муникации. В контексте учебного пособия выделение именно этих видов коммуникации представляет наибольший интерес, именно эта типология представляется наиболее важной. Фактически эти виды коммуникации можно свести только к межличностной и массовой коммуникациям, представляющим два полюса взаимо­действия. На одном полюсе — способы коммуникации, завися­щие только от индивидуальных характеристик людей, участвую­щих в ней. На другом — способы коммуникации, зависящие от характеристик социальных групп, к которым принадлежат взаи­модействующие люди. Но при этом следует помнить, что во всех случаях речь идет о коммуникации между индивидами, так как только через них возможны межгрупповые контакты и массовая коммуникация в целом. Межкультурная коммуникация также явля­ется, прежде всего, межличностной коммуникацией.

В ситуации межличностной коммуникации огромную роль играет культурная принадлежность коммуникантов. Мы уже неод­нократно говорили, что культура не может существовать вне про­цесса общения. Но и коммуникация всегда имеет в своей основе правила поведения, базирующиеся на культурных нормах и цен­ностях. Носителем любой культуры, непосредственным участни­ком коммуникации всегда выступает человек. Каждого индивида можно сравнить с «культурным айсбергом», ведь его поведение определяется заложенными в него в процессе инкультурации цен­ностями и нормами культуры. Они же определяют вербальные, невербальные и паравербальные средства коммуникации, исполь­зующиеся человеком в той или иной ситуации.

Поскольку существуют разные, отличающиеся друг от друга культуры, то вполне естественно, что участники коммуникации могут принадлежать как к одной, так и к разным культурам. Разу­меется, принадлежность к одной культуре облегчает коммуника­цию, принадлежность к разным культурам усложняет ее.

Общаясь с другим человеком, мы используем все вербальные и невербальные средства, находящиеся в нашем распоряжении. И если участники коммуникации понимают и замечают любые вер­бальные и невербальные нюансы, то интерпретация и дешифров­ка полученных сигналов-символов идет автоматически, незамет­но, как само собой разумеющееся. Так происходит при обычной межличностной коммуникации. Но если один из участников ком­муникации не реагирует на какой-то вербальный или невербаль­ный знак, не понимает значения какого-то слова или реплики, возникает непонимание, напряженность, начинаются трудности в интерпретации. Это может свидетельствовать о переходе обычной межличностной коммуникации в межкультурную.

Читайте также:  Школа по теме настроение

2.4. Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее

2.4.1. Понятие успешной коммуникации

Как уже было отмечено, общение между людьми, в отличие от общения животных, облечено в различные формы, подчинено со­ответствующим условностям и законам. На этом основании ком­муникация в каждом конкретном случае происходит с различной степенью успеха и эффективности. Как показывают наблюдения, для достижения высокой эффективности коммуникации очень важно межличностное восприятие, то есть целостное отражение внешнего облика и поведения другого человека, его понимание и оценка. Оно может быть адекватным (то есть соответствующим действительности) или искаженным. Зачастую отражение другого бывает неадекватным из-за индивидуальных особенностей парт­нера и отсутствия навыков общения, а также умений «читать» ха­рактер и намерения других по элементам вербальных и невер­бальных сигналов. Как правило, на формирование мнения о дру­гом человеке влияет первое впечатление о нем.

Однако, в конечном счете, успех коммуникации определяется целым рядом показателей, среди которых важнейшими являются прагматический и социально-психологический аспекты. В первом случае эффективность коммуникации определяется достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, воз­никших в ходе ее достижения. С социально-психологической точ­ки зрения важнейшим является удовлетворенность от самою про­цесса общения (когда в ходе общения не возникает чувства доса­ды, длительных пауз, устанавливаются психологический контакт и доверительные отношения с партнером). Этому сопутствует от­сутствие трудностей: напряженности, скованности, внутренних преград и зажатости. Иными словами, это субъективное ощуще­ние, связанное с чувством полноценности и стабильности меж­личностных отношений при отсутствии страхов, подозрительнос­ти и чувства одиночества.

Успех коммуникации проявляется также в достижении и со­хранении контакта с партнером в целях стабилизации межлично­стных отношений, их согласия и взаимной приспособленности. В данном случае успешный итог понимается не столько как конк­ретный конечный результат, а скорее как процесс, в который оба партнера должны сделать равный вклад.

Таким образом, успех коммуникации является интегральной характеристикой коммуникативного поведения человека. В этом контексте межличностная коммуникация представляет собой про­цесс, который регулируется как определенными социокультурны­ми закономерностями, так и культурно-установленными правила­ми. И этот процесс определяется одновременно и внешними воз­действиями (стимулами), и внутренним состоянием человека.

2.4.2. Личностные факторы коммуникации

Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нор­мами и ценностями той культуры, представителем которой является человек. Ведь вес личностные характеристики являются результатом инкультурации и социализации. От этого зависит способ мышления, самоощущение, способы выражения эмоций, привычки. В соответ­ствии с нормами и ценностями культуры человек действует, играет определенные социальные роли и оказывается способен в большей или меньшей степени к общению с другими людьми.

Оценивая характеристики личности и их влияние на процессы коммуникации, в первую очередь следует выделить формально-лич­ностные признаки: пол, возраст и семейное положение. Но специ­фика коммуникации также связана и с профессиональной принад­лежностью человека. Ведь в любой культуре поведение женщин отличается от мужского повеления, то же относится и к поведению взрослых и детей. Есть свои правила коммуникации в женской и мужской группах, у детей и у взрослых. По-разному общаются в разных культурах мужчины с женщинами, дети с взрослыми людь­ми. Так, азиатские женщины традиционно не смотрят в глаза муж­чинам, особенно незнакомым. А в западно-европейских культурах, наоборот, нормальная коммуникация как среди мужчин, так и сре­ди женщин, требует постоянного зрительного контакта.

Дети между собой практически в любых культурах общаются достаточно свободно, но, контактируя с взрослыми, они должны выказывать большее уважение. Так, русские дети разговаривают друг с другом на «ты», но с взрослыми (если это не родители) — на «вы».

Свои правила общения существуют внутри семьи, профессио­нальных групп. Они также варьируются от культуры к культуре.

Помимо формально-личностных характеристик существенное влияние на коммуникацию оказывают индивидуальные психоло­гические черты характера человека: общительность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.

Общительность — одна из наиболее общих и первичных черт характера человека. Она в значительной степени связана с типом темперамента. В общительности выражается потребность челове­ка в других людях и контактах с ними, стремление к этим контак­там, их интенсивность и легкость. Она характеризуется умением не теряться в момент общения, устанавливать дружеские отноше­ния, брать на себя инициативу в контакте.

Общительность как черта характера предполагает наличие ком­муникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и об­легчающих контакт своему партнеру: умение слушать, высказы­ваться к месту, поддерживать беседу и менять вовремя тему разго­вора. Обычно это связано с владением жестикуляцией, мимикой, интонацией и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации. Противоположной чертой является замкнутость.

Контактность — специфическое социальное качество, в ос­нове которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимо­действия доверительные, основанные на взаимном согласии от­ношения. Контактность обеспечивается владением навыками об­щения и саморегуляции, а также личностными свойствами чело­века, лежащими в основе названных навыков.

Контактность формируется на ранних этапах жизни ребенка в процессе инкультурации на основе данной ему психофизической структуры. Она выражается в умении управлять ситуацией коммуникации, владеть для этого своим состоянием, телом, изменять в случае необходимости меру своей открытости и средства воздей­ствия на партнера.

Коммуникативная совместимость представляет собой готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе. Она возникает на основе взаимопонимания и согласованности обшей позиции, характеризуется отсутствием та­ких неприятных последствий коммуникации, как напряжение, досада, психологический дискомфорт.

Адаптивность в общении представляет собой готовность к пе­ресмотру привычных представлений и решений, способность гиб­ко реагировать на меняющиеся обстоятельства. Хорошая адаптив­ность означает высокую меру личностной свободы в контактах. Это выражается в умении сохранять настойчивость, уверенность в себе и в своих принципах. Поэтому адаптивность хотя и связана с конформизмом, но связь эта не прямая.

На процесс общения также влияют такие характеристики, как самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль обще­ния и локус контроля.

Самоконтроль — это самонаблюдение и самоанализ в ситуа­ции общения, которые проводятся с целью достижения социаль­ной адекватности. Контролирующий себя человек всегда заботит­ся о том, насколько его поступки соответствуют социальной нор­ме, и использует поведение своего партнера по общению для са­мокорректировки.

Считается, что люди с высоким самоконтролем хорошо обуча­емы и социально адаптивны в новых ситуациях, хорошо контро­лируют свои эмоции и способны производить на людей то впечат­ление, которое они хотят произвести.

Американский ученый В. Гудикунст в 1981 г. провел интерес-нос исследование, и котором показал, что американцы (предста­вители индивидуалистской культуры) демонстрируют большую сте­пень самоконтроля, чем японцы и корейцы (коллективистские культуры). Возможно, это связано с тем. что представители инди­видуалистских культур в любой ситуации стремятся сохранить личностную идентичность и ведут себя так, как они привык . В коллективистских же культурах человеку важно знать контекст коммуникации, иметь представление об участниках коммуника­ции. знать их статус. Поскольку такая информация не всегда дос­тупна, они могут вести себя по нормам своей культуры, непри­вычным для их партнеров.

Таким образом, в коллективистских культурах самоконтроль зависит от знания контекста коммуникации, а в индивидуалистс­ких — от знания самого себя.

Самосознание личности — это устойчивое свойство индивида направлять внимание на свои собственные внутренние или вне­шние действия и поступки. Самосознание имеет три аспекта: лич­ное самосознание (внимание к своим мыслям и чувствам), публич­ное самосознание (знание о себе как о социальном субъекте, о вос­приятии себя другими людьми), социальную тревожность (диском­форт в присутствии других людей). Так. установлено, что люди с высоким уровнем личного самосознания более эмоциональны и Лучше осознают свои отношения с другими людьми. В разных культурах приоритет и развитии получают разные аспекты самосознании.

Читайте также:  Чувствую присутствие кого то за спиной

Так, Гудикунст в том же своем исследовании показал, что япон­цы и корейцы демонстрируют более высокую социальную тре­вожность, чем американцы. Он объяснил это высоким уровнем избегания неопределенности, неприятием двойственности, кото­рые больше развиты в Корее и Японии По этой причине предста­вители данных культур испытывают больший дискомфорт и не­уверенность в межкультурной коммуникации, чем американцы.

Публичное самосознание связано с концентрацией внимания на себе, на своем влиянии на других, но без учета социального контекста. Поэтому оно больше развивается в индивидуалистских культурах.

Личное самосознание связано с интроспективным вниманием к себе, к своим мыслям, чувствам и отношениям. Поэтому оно больше развивается в культурах, ценящих исполнительность, мо­тивацию достижения, что невозможно без четкого представления о себе и своих возможностях. Высокий уровень личного самосоз­нания демонстрируют японцы.

Понимание в общении, или коммуникативное понимание, — от­носительно постоянная, типичная для каждой личности ориента­ция на определенный способ общения в разнообразных ситуаци­ях, способность понять собеседника. Коммуникативное понима­ние тем выше, чем больше человек склонен к одиночеству, нахо­дится в социальной изоляции, у него развито публичное самосоз­нание, он склонен к утрате самоконтроля и догматизму. Иными словами, люди, склонные к самоизоляции, замкнутые и консерва­тивные, чувствуют собеседника вернее, чем социально успешные, уверенные в себе яркие индивидуальности. По мнению В. Гуди-кунста, именно опыт неудач в общении развивает повышенную чувствительность к внутренним состояниям другого человека, спо­собствует более глубокому и верному пониманию его.

Стиль общения представляет собой способ передачи информа­ции в процессе коммуникации. От этого зависит интерпретация содержания сообщения, его понимание и подача. Обычно выде­ляют десять основных коммуникативных стилей (способов взаи­модействия с другими людьми в процессе коммуникации):

*доминантный — стремление снизить роль другого в общении:

* драматический — преувеличенная эмоциональная окраска со­общения;

* спорный — агрессивный или доказывающий;

* успокаивающий — снижение тревожности в общении;

* впечатляющий — стремление произвести впечатление на со­беседника;

* точный — стремление к точности и аккуратности сообщения;

* внимательный — выказывание интереса к собеседнику и тому, что он говорит;

* воодушевленный — частое использование невербальных средств общения (мимики, жестов, телодвижений и т.п.);

* дружеский — стремление поощрять собеседника к дальней­шему общению;

* открытый — стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции.

Выбор стиля общения зависит как от норм и ценностей культу­ры, в которой происходит коммуникация, так и от личного опыта общения человека. В исследовании В. Гудикунста было отмечено, что в США более развиты внимательный, спорный, доминантный и впечатляющий стили коммуникации. Для Японии более харак­терны успокаивающий, драматический и открытый стили. Такие результаты исследования вполне объяснимы. Если для культуры характерен высокий уровень избегания неопределенности (Япония), то в ней будут развиваться открытость и драматичность в общении Представители индивидуалистских культур более внимательны в общении, любят поспорить и оставить впечатление о себе.

Локус контроля — глубоко личностная характеристика индиви­да, показывающая, насколько человек воспринимает себя ответ­ственным за все, что с ним происходит. Если человек принимает на себя эту ответственность, считает, что только он сам определяет как позитивные, так и негативные последствия своего поведения, тогда можно говорить о внутреннем (интернальном) локусе конт­роля. Если же человек воспринимает свою жизнь как происходя­щую по воле рока, не считает, что будущее зависит только от него, тогда речь идет о внешнем (экстернальном) локусе контроля.

Так, человек с развитым внутренним локусом контроля при­чины своих неудач будет искать в себе самом и считать, что у него не хватило знаний или навыков для успешной реализации какого-либо дела. Если же у человека внешний локус контроля, то в сво­ей неудаче он будет винить внешние обстоятельства, других лю­дей, но не самого себя.

Локус контроля — это характеристика, которая зависит от куль­турной принадлежности человека. Исследователи предполагают, что в коллективистских культурах с низким уровнем избегания неопределенности вырабатывается внутренний локус контроля, для прочих коллективистских культур характерен внешний локус конт­роля. Индивидуалистским культурам, как правило, свойственен внутренний локус контроля, но если в них развито стремление считаться с другими людьми, это может способствовать развитию внешнего локуса контроля.

2.4.3. Ситуационные факторы коммуникации

Вполне очевидно, что общение и взаимодействие людей проис­ходят не в изолированном пространстве, а в каждом случае в спе­цифической окружающей обстановке, в конкретной социокультур­ной среде. Соответственно, окружающая среда и обстановка оказы­вают свое влияние на наши слова и действия. Они определяют, какое поведение является обязательным в данных обстоятельствах или ситуациях, а какое недопустимо. Мы по-разному ведем себя на работе, в учебной группе, в магазине и т.д. Наши действия неоди­наковы в разной обстановке. Место коммуникации (аудитория, ресторан, церковь, офис) предписывают нам свои правила поведе­ния. Такого рола установленные и неустановленные правила сем. во всех культурах, и их соблюдение является обязательным.

Число людей, с которыми происходит общение, также опреде­ляет характер коммуникации. Каждому человеку известно из сво­его личного опыта, что вы чувствуете себя и поступаете по-разному, общаясь с одним человеком, в группе или выступая перед боль­шой аудиторией.

Это означает, что природа коммуникации определяется не толь­ко местом взаимодействия. Не меньшее значение имеют и другие факторы, такие, как положение, обстоятельства, время и число участников. Они встречаются практически в любой коммуника­тивной ситуации и оказывают на нее свое влияние. Поэтому в межличностной коммуникации важное значение имеет знание контекста происходящего, а также четкое осознание своей пози­ции в коммуникации (членство в той или иной социальной груп­пе, ее отношение к другим социальным группам, представители которых также участвуют в коммуникации).

Социальная группа — это двое или более индивидов, имею­щих общие интересы, культурные нормы и ценности, картину мира и воспринимающих себя членами одной группы. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Такими группа­ми являются семья, социальный класс или группа, раса, этнос, нация, пол, профессиональная группа и др. Членство в них дает людям дружбу и привязанность, возможность избежать социальной изоляции (она возможна, если человек не является членом группы). Быть представителем одних групп — престижно, поэто­му человек добивается включения в состав таких групп для повы­шения своего общественного статуса. Также бывают ситуации, когда человек вынужден оставаться членом какой-то группы вопреки своему желанию. Например, человек не волен выбирать расовую или этническую принадлежность. В зависимости от желательнос­ти или нежелательности контакта с этими группами их можно разделить на внешние группы, связь с которыми нежелательна, и внутренние группы, с которыми следует общаться.

С осознания человеком себя в качестве члена этих групп начи­нается формирование личностной идентичности. Мы познаем и оцениваем себя согласно участию в определенной группе и харак­теристикам этой группы (статус, цвет кожи, способность достичь своей цели и др.). Мы сравниваем свою внутреннюю группу с внешними группами. При этом речь идет уже о формировании социальной идентичности. Как личностная, так и социальная ид

Источник

Оцените статью