Основное настроение стихотворения поэт

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану

1. История создания

Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».

Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.

Образ кинжала, вынесенный из воинственной культуры Кавказа и личного опыта, полученного во время службы, явился для Лермонтова яркой метафорой силы и власти. Он считал слово мощным оружием и хорошо знал ему сцену.

2. Литературное направление

Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.

3. Род

Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.

6. Тематика

Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.

Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.

Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

9. Система образов

Образы поэта и поэзии соотнесены с образом кинжала. Автор сообщает, что его оружие блистает «отделкой золотой», что оно сокрыто от глаз и редко берётся в руки. Это иносказательное признание в том, что он – обладатель редкого и таинственного достояния.

Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.

Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.

10. Центральные персонажи

Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.

Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».

Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).

Читайте также:  Почему такое ужасное настроение

Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.

12. Сюжет

Сюжет развивается из наблюдения за предметом – кинжалом, добытым на Кавказе. Автор любуется старинным оружием, гадает о том, какой была его участь, в чьих руках он побывал.

Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.

Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.

Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.

В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.

Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).

В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт. ».

Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.

Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.

Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.

Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).

11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «в наш век изнеженный»; «в немом благоговенье», «струя светлей лазури», «ветхий мир», «осмеянный пророк»;
  • олицетворения: «наезднику служил», «забавы он делил» (о кинжале), «нас тешат блёстки и обманы», «мир привык морщины прятать под румяны»»;
  • сравнения: «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, // Как фимиам в часы молитвы», «как божий дух, носился над толпой», «Как ветхая краса, наш ветхий мир привык // Морщины прятать под румяны…»;
  • метафоры: «…была б ему богатая резьба // Нарядом чуждым и постыдным…», «Игрушкой золотой он блещет на стене…»;
  • антитезы: «прежде — теперь», «оружие – игрушка».

С помощью аллитераций на «с», «ж», «ч», «ш» поэт прорисовывает мужественный образ кинжала. Это холодное оружие, со свистом рассекающее воздух, словно блестит и переливается, когда его достают из ножен, чтобы полюбоваться.

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.

Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.

Читайте также:  Как понять что чувствуешь одиночество

18. Актуальность

Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.

Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова я считаю пророческим. Уже в 19 веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово, неосторожность в обращении с ним самих поэтов. Я соглашаюсь с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

20. Чему учит

Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.

Источник

«Поэт» Пушкина: Орел! вставать пора!

Александр Сергеевич Пушкин – одна из самых весомых фигур в русской литературе XIX века. Будучи не только поэтом, но и публицистом, литературным критиком и теоретиком, он внес огромный вклад в развитие современного литературного языка. Одной из ведущих тем его творчества являлась тема взаимоотношений Поэта и общества. Два его стихотворения с похожими названиями, «Поэту» и «Поэт», смысл которых в важности искренности творца, как нельзя лучше раскрывают данную проблему.

История создания

Произведение «Поэт» было написано в 1827 году. Устав от светской суеты богемной столицы, Пушкин переезжает сначала в Петербург, а затем возвращается в уединенное село Михайловское, где сразу ощущает сильнейший прилив вдохновения.

Интересно! В имение матери, расположенное в Михайловском, Пушкин был сослан в 1824 году. Именно там, в уединении, были созданы гениальные «Я помню чудное мгновенье…», «Цыганы», «К морю», «Пророк». Этот период характеризуется возникновением более 100 произведений.

Здесь, в удалении от шума и городской суеты, поэт погружается в раздумья о роли художника, созидателя в обществе.

  • Какова миссия поэта?
  • Должен ли он выражать собственные мысли и идеи, или лишь быть зеркалом социума?
  • Что важнее: быть искренним перед собой или добиться признания?

Отвечая на эти терзающие его вопросы, Пушкин создает стихотворение «Поэт», смысл которого – в попытке разобраться в сути поэтического дара.

Анализ стихотворения «Поэт»

В этом произведении Пушкин будто переосмысливает предназначение поэта в целом и собственное предназначение в частности. Используя различные средства выразительности, поэт эмоционально окрашивает свои глубокие размышления, делая их убедительными и бескомпромиссными.

Жанром данного произведения является философская лирика. Автор отождествляет себя с главным героем, транслируя таким образом собственные мысли и переживания.

Композиционное разделение стиха «Поэт» на две части имеет весьма определенный смысл.

1 часть

Начало произведения будто описывает жизнь самого поэта в шумной Москве. Без дара вдохновения, который автор называет призывом Аполлона, творческий человек погружен в прожигание собственной жизни. Он обречен на бесцельное проведение дней в суетном мире. Когда мысли сосредоточены на телесных удовольствиях, у «святой лиры» просто нет шанса начать говорить. Она молчит.

Читайте также:  Чувствую напряжение между нами

Поэт щедро сдабривает негативными эпитетами такой образ жизни:

  • малодушное погружение;
  • хладный сон;
  • ничтожнейший среди всех ничтожных.

Пушкин-поэт отчаянно ищет смысл в такой жизни. И не находит его. Потому что лишь в созидании, лишь в творении заключается миссия певца. Его голос, его святая лира не могут быть услышаны, пока вокруг безумствует толпа.

Каждая строка, каждое слово этой части пронизаны пессимизмом. Автором хорошо передана атмосфера угнетения души, тусклого существования героя. Чувство нехватки воздуха от отсутствия творческого полета, который задавлен повседневностью, суетой и праздностью.

2 часть

Буквально первая же строчка второй части произведения создает совершенно другое настроение. Появляются эпитеты, имеющие иную эмоциональную окраску:

  • божественный глагол;
  • чуткий слух;
  • гордая голова;
  • дикий и суровый.

Автор будто встрепенулся и что-то переосмыслил. Поэт, смысл которого Пушкин видит в следовании за своим вдохновением, начинает творить. Здесь используется еще одно средство выразительности – сравнение. Душу стихотворца, пробудившуюся и наполненную вдохновением, автор сравнивает с орлом – свободной, мощной, сильной и гордой птицей. Птицей, способной подняться высоко над мирской суетой, способной к свободному полету, не ограниченному ничьим суждением. Птицей, не склоняющей гордую голову к ногам толпы, волной и не имеющей кумира. В этом смысл поэта, как такового. И в этом смысл стихотворения «Поэт».

Лишь свободному от суетности и обыденности поэту дан великий дар вдохновения, позволяющий ему творить. Позволяющий ему жить не ничтожно, а со смыслом.

Общая проблематика стихотворения

Таким образом, в произведении автор поднимает несколько основных проблем:

  • Тема творческого человека.

В стихотворении «Поэт» смысл заключается в умении, в жизненной необходимости даже подниматься над внешней суетой, отрешаться от повседневности. Чтобы освобождаться и творить.

Пушкин, как никто другой знал, насколько обыденность и суета этого мира убивают вдохновение. Разгульные периоды его жизни, проводимые в столице, были малопродуктивны творчески. Зато богаты на дуэли, ухаживания за женщинами и увеселительные мероприятия. Стихотворение «Поэт» передает именно эту особенность поэтической деятельности Пушкина.

Интересно! Часто даже вынужденные уединение и отрешенность от мира становились толчком вдохновения для Пушкина. В 1830 году карантин по холере задержал поэта в имении отца в Болдино. Именно этот период творчества Пушкина, названный Болдинской осенью и подаривший «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», заключительные главы «Евгения Онегина», является одним из самых плодотворных.

  • Проблема взаимоотношений с обществом.

Поэт, то есть человек наделенный даром говорить, не должен идти на поводу у толпы. Не имеет права склонять голову перед кумирами. Не имеет права молчать. Его миссия – нести в этот мир, часто равнодушный и меркантильный, свет своего дара. Не прогибаться под мир, позволяя себя поглотить, а прогнуть мир под себя, освещая души вокруг своим словом.

Муза поэта своенравна и независима. Она приходит внезапно, когда считает нужным, касаясь «божественным глаголом». И покидает стихотворца так же внезапно. Тогда его лира замолкает. Вдохновение — это дар, с которым следует обращаться крайне бережно.

К Пушкину можно относиться по-разному: кто-то считает его гениальным поэтом и прозаиком, а кто-то не понимает той славы, которая ему приписывается. Но одно можно сказать совершенно точно: Пушкин – поэт, смысл жизни которого заключался в неутолимой жажде настоящей свободы творчества. Которое подобно орлу расправляет свои крылья и совершает неограниченный ничем полет.

Источник

Оцените статью