- Анализ лирического стихотворения презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Анализ стихотворения
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Охрана труда
- Охрана труда
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Невероятная явь войны
- Падение в жизнь Лирический герой в городе
- Ломоносов и геликоптер
- Русский символизм в литературном процессе XX века
- Удивительный мир Японской поэзии
- Рассказ «Гранатовый браслет» А.И. Куприна
- Михаил Юрьевич Лермонтов
- Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Анализ стихотворения Н. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди». По плану, данному ниже.
- Жизнь и творчество С. Есенина методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Анализ лирического стихотворения
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Презентация к уроку Анализ лирического стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_liricheskogo_stihotvoreniya.ppt | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Тема стихотворения Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Основная мысль (идея) Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя) Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Изобразительно-выразительные средства Эпитеты Сравнения Метафоры Олицетворения Антитеза Аллитерация Гипербола
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Источник
Анализ стихотворения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема.
2. Идея (основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Описание слайда:
Тема стихотворения
Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении.
Очень часто тема отражается в заглавии.
Описание слайда:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема.
2. Идея (основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Описание слайда:
Основная мысль (идея)
Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя)
Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Описание слайда:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема.
2. Идея (основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Описание слайда:
Описание слайда:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Тема.
2. Идея (основная мысль).
3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?
5. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Невероятная явь войны
Падение в жизнь Лирический герой в городе
Ломоносов и геликоптер
Русский символизм в литературном процессе XX века
Удивительный мир Японской поэзии
Рассказ «Гранатовый браслет» А.И. Куприна
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5189060 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam
Время чтения: 1 минута
Путин поручил провести экспертизы учебников для бакалавриата
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Анализ стихотворения Н. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди». По плану, данному ниже.
1) Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» было написано в 1851 г. и напечатано в «Современнике» № 11 за 1851 г. Включено в сборник стихотворений 1856 г. В 1865 г. положено на музыку.
Оно посвящено Авдотье Панаевой, жене Ивана Панаева и гражданской жене Николая Некрасова. Молодой Некрасов познакомился с Панаевой в 1845 г., в это время друзья Николай Некрасов и Иван Панаев выкупили «Современник», основанный Пушкиным, и с головой ушли в работу. Роман Некрасова и Панаевой длился около 16 лет, трое их детей умерли, едва родившись.
2)
Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифма женская. Плавность и напевность стихотворения подчёркивают его рассудочный характер, взгляд на ссору как бы со стороны, уже после случившегося. Стихотворная исповедь — это итог ссоры и попытка примирения.
Стихотворение состоит из трёх строф.
Первая строфа – это картинка, описание внутреннего состояния поссорившихся. Она статична, полностью лишена действий (в ней нет глаголов). Это застывшее состояние, которое требует изменения.
Вторая строфа, наоборот, наполнена глаголами. Это обращение к возлюбленной (которая, в первую очередь, друг). Лирический герой, употребляя глаголы повелительного наклонения, призывает её говорить обо всём, что волнует и мучит, сердиться открыто. Лирический герой считает, что так легче помириться. Замечание, что при этом ссора «скорее наскучит», предполагает, что скандал доставляет героине удовольствие, это обычное её занятие.
Третья строфа снова статична. Это состояние — ожидание прихода мира, возвращения любви. Единственный глагол в словосочетании «возьмём долю счастья» не предполагает активных действий. Это своеобразная «философия для ссорящихся». Конфликты лирический герой называет прозой любви, но считает, что именно благодаря им любовь вспыхивает ярче.
3) Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — лучший образец любовной лирики Некрасова. Это не романтическое восхищение совершенствами возлюбленной. Лирический герой обращается к земной женщине. Она не просто не лишена недостатков, а вздорна, но от этого ещё более любима!
Тема стихотворения – ссора и примирение влюблённых.
Основная мысль: ссора – естественный период в отношениях любящих людей. Чтобы примириться, нужно высказать эмоции. Хотя этот момент бывает острым, но тем сильнее чувство любви после ссоры.
4) В первой строфе состояние поссорившихся влюблённых описано с помощью эпитетов: бестолковые люди, взволнованная грудь, неразумное, резкое слово. Синонимы бестолковый – неразумный усиливают осознание вины лирического героя в ссоре.
Всё стихотворение строится на метафорах, передающий чувства героев: вспышка готова, облегченье взволнованной груди, душу волнует и мучит, сердиться открыто, легче мир, проза в любви, доля счастья, возвращенье любви и участья.
Некрасов пользуется таким приёмом звукописи, как аллитерация. Обилие шипящих и свистящих (с, з, ч, ст) передаёт звуки ссоры, сонорные звуки делают повествование более плавным и размеренным, гасят эмоции.
Источник
Жизнь и творчество С. Есенина
методическая разработка
Поэзия Есенина. Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_esenin.docx | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока-конкурса стихов
по творчеству С.А. Есенина.
- помочь студентам определить основные темы стихов С.Есенина;
- систематизировать и углубить знания о стихотворной речи;
- совершенствовать технику выразительного чтения;
- прививать студентам любовь к поэзии.
- провести конкурс рисунков, иллюстрирующих стихи С. Есенина;
- снять видеофильм: «Мой С. Есенин» (чтение стихов С.Есенина преподавателями и студентами колледжа);
- оформить аудиторию рисунками и текстами стихов С.Есенина.
- портрет С.Есенина;
- видеофильм: «Я последний поэт деревни» ;
- видеофильм: «Мой С. Есенин».
- Организационный этап.
- Постановка целей и задач.
- Актуализация знаний
Чтобы полюбить поэзию, нужно понимать особенности лирических произведений.
— Что представляет собой лирика как один из трёх литературных родов?
Не следует противопоставлять лирику прозе, ведь порой стихотворение лишено рифмы и стихотворного ритма, т.е. написано прозой (стихотворение в прозе).
Лирику стоит противопоставлять эпосу.
В эпосе и в драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, во взаимоотношениях с людьми.
В лирике человек изображается преимущественно в сфере духовной жизни, образ лирического произведения — это «образ-переживание», а речевая форма — внутренний монолог.
Лирика воспроизводит чувства, мысли, настроения. Её образы-переживания рассчитаны на эмоциональное восприятие.
Поэтому-то и трудно пересказать содержание лирических произведений прозой, исчезает душа поэзии.
В лирике нет ни напряжённого действия, как в драме, ни развёрнутого описания окружающей человека обстановки, как в эпических произведениях.
Особое значение в лирике приобретает слово. Оно доводится до такой степени выразительности, что переживание благодаря ему превращается в конкретный жизненный факт.
План анализа лирического произведения:
1.Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения.
2.Тема и идея, композиция — движение поэтической мысли в произведении.
3. Основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое испытывал во время его написания)? Какими средствами
выразительности и изобразительности создаётся?
4.Какие другие чувства выражены в стихотворении? Как выражены?
5.Что особенно привлекло ваше внимание в произведении?
Особенность лирической поэзии — предельная концентрация мысли и чувства, максимальная сжатость пространства при беспредельной ёмкости содержания.
Стих, как монету, чекань
Строго, отчётливо, честно,
Правилу следуй упорно:
Чтоб словам было тесно,
Н. Некрасов, «Форма», 1877
На сегодняшнем занятии мы соприкоснемся с творчеством великого русского поэта С. Есенина.
(На экране демонстрируется видеофильм: «Я последний поэт деревни»).
Сергей Есенин – поэт, проживший очень короткую жизнь, всего 30 лет. Но за эти годы он написал сотни прекрасных стихотворений, художественные произведения; его письма — размышления о духовной жизни, философии и религии,- стали эпистолярным наследием.
В свои 30 он стал Великим, он стал гордостью России, он стал символом Руси. В 30 лет он получил мировое признание, славу и известность.
Ведущий 2. Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
Ведущий 1. На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Ведущий 2. Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Ведущий 1 . Поэзия Есенина. Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — Рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас.
Ведущий 2. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах. Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний.
В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа — его “беспокойная, дерзкая сила”, размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность.
Вся жизнь Есенина тесно связана с народом. Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека — Есенина с русскими крестьянами.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье. “В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни”, — вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт “великой песенной силы”.
Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни. И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
“Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил Есенин, — любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”.
В стихах Есенина не только “светит Русь”, не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью.
В его поэзии, по словам А. Толстого, слышится “певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы”.
Все у Есенина многоцветно и многокрасочно.
С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы!
Ведущий 1.В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Мы приступаем к конкурсу стихов великого русского поэта Сергея Есенина. Оценивать конкурс будет жюри в составе: (преподаватели, студенты старших курсов).
Источник