- Что по закону является оскорблением чувств верующих?
- Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня
- Что является преступлением?
- Какие именно действия наказуемы?
- Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?
- Все ли религии равны перед законом?
- Уточнение оскорбления чувств верующих
Что по закону является оскорблением чувств верующих?
Изменения в российском законодательстве, ужесточающие ответственность за оскорбление чувств верующих, оставляют немало вопросов. Что именно является оскорблением, верующие каких вероисповеданий пользуются особой защитой — четкого ответа на эти вопросы пока что нет. Тем не менее попробуем разобраться, за какие именно действия предусмотрена ответственность.
Закон об оскорблении чувств верующих: вчера и сегодня
В 2013 году в ст. 148 УК РФ были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Однако позднее содержание статьи законодателем было радикально пересмотрено, и с 2013 года она действует в новой редакции. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.
Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 карает за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п. 2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Ст. 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.
С другой стороны, само по себе понятие «оскорбление чувств верующих» уже существовало в российском законодательстве с 1993 по 1996 годы. В еще действовавшем тогда УК РСФСР имелась ч. 2 ст. 143, чей состав во многом был похож на нынешнюю редакцию ч. 2 ст. 148 УК РФ. Единственным существенным отличием статьи из УК РСФСР было то, что в ее составе специально предусматривалось в качестве квалифицирующего признака и использование средств массовой информации, в то время как сейчас это уже не требуется. Действие ст. 143 прекратилось вместе с отказом от УК РСФСР, поскольку в 1996 году был принят УК РФ.
Кроме того, на момент принятия новой редакции ст. 148 УК РФ уже существовала административная ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан. Однако в 2013 году произошла своеобразная рокировка: это понятие было перемещено в УК РФ, а статья КОАП РФ теперь карает только за нарушение права свободы совести и вероисповедания, а также за вандализм в отношении религиозных книг, зданий и символов.
Что является преступлением?
УК РФ, говоря о наказании за оскорбление чувств верующих, предусматривает следующие признаки этого преступления:
- Оно должно быть совершено публично. Наедине с самим собой или в кругу единомышленников можно делать, говорить и писать все что угодно.
- Оно должно выражать явное и недвусмысленное неуважение к обществу в целом. В этом такое преступление очень похоже по признакам на хулиганство.
- Наконец, целью действий виновного должно быть именно оскорбление.
На последнем пункте стоит остановиться особо. Такой квалифицирующий признак, как цель, подразумевает, что действия, хотя и являющиеся сами по себе оскорбительными для религиозных людей, совершаются именно с целью их оскорбить. Таким образом, для применения статьи об оскорблении чувств верующих необходимо каждый раз доказывать, что преступление совершалось с прямым умыслом (т. е. виновный знал о том, что совершает оскорбление и при этом хотел именно такого результата), а не с косвенным (когда виновный о том, что творит, вообще не думал, хотя мог и обязан был понимать последствия).
Что же до самого оскорбления, то по закону под ним понимается ущерб, причиняемый чести и достоинству, выраженный в неприличных формулировках. Сам УК РФ, разумеется, не содержит определений этих терминов, но по общему смыслу норм права можно сделать вывод, о том, что:
- под честью и достоинством надо понимать оценку человека с точки зрения морали как самим собой, так и окружающими (уважение и самоуважение) — более четко разница между понятиями «честь» и «достоинство» в праве не обозначена;
- форма, в которой было сделано высказывание, должна быть именно неприличной, то есть не соответствующей нормам морали, существующим в данный момент в обществе.
Какие именно действия наказуемы?
Ст. 148 УК РФ говорит об ответственности за оскорбление чувств верующих. К сожалению, определить, что такое религиозные чувства, крайне сложно. На практике под ними можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии, однако такое определение в законе не зафиксировано. Тем не менее можно попытаться выделить некоторые конкретные действия, за совершение которых ответственность по описываемой статье будет наступать в любом случае.
Первым из них является оскорбление. О нем подробнее будет сказано ниже — заметим только, что здесь будет важен не только смысл высказывания, но и его формулировка. Собственно, даже на бытовом уровне заметна разница между высказываниями «Иванов не кажется мне слишком умным» и «Иванов — законченный дурак». Первое будет лишь оценочным мнением конкретного лица, второе становится уже оскорблением, на которое тот самый Иванов имеет полное право обидеться и подать в суд.
Помимо оскорбления религиозных чувств статья предусматривает ответственность и за препятствие работе религиозных организаций или проведению обрядов и церемоний. Так, к примеру, граждане, которые попытаются сорвать согласованный с муниципальной администрацией крестный ход, будут отвечать по закону. Если же кто-то станет это делать с использованием служебного положения или угрожая насилием, ответственность усилится.
Необходимо заметить, что уголовная ответственность наступает лишь за вмешательство в деятельность организаций. Закон в России делит объединения верующих на 2 типа:
- Религиозная группа — добровольное объединение людей, исповедующих одну и ту же веру. Группа не является отдельным лицом с точки зрения закона, и все имущество, которое необходимо для религиозных обрядов и церемоний группы (утварь, священные предметы, помещения для служб и т. д.) находится в собственности конкретных прихожан.
- Религиозная организация — надлежащим образом зарегистрированная группа, существующая не менее 15 лет и состоящая не менее чем из 10 прихожан.
Таким образом, чтобы привлечь к ответственности за оскорбление чувств верующих, приверженцы конкретной религии должны входить в организацию. В том случае, если права верующих нарушаются, а организации нет, они могут либо заявить о совершении другого преступления (к примеру, об уголовном хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти, или причинении вреда имуществу конкретного прихожанина, если уничтожены их святые символы или здание для обрядов подверглось акту вандализма), либо защищать свои права в порядке, предусмотренном ГК РФ или КОАП РФ.
Как определить, являются ли конкретные высказывания оскорблением?
Чтобы применить закон об ответственности за оскорбление религиозных чувств и убеждений, необходимо, чтобы оскорбление имело место. А это не так просто. На бытовом уровне термины «обида» и «оскорбление» очень часто путаются, однако не каждое высказывание, которое вызвало обиду, является оскорбительным. Поэтому по делам, касающимся оскорблений, часто приходится проводить лингвистическую экспертизу.
Эксперты-лингвисты выделяют ряд признаков, при наличии которых имеет смысл говорить о том, что высказывание не просто причинило обиду, но является оскорблением в правовом смысле:
- Высказывание является негативным по отношению к лицу (в данном случае — религиозной общине, коллективу верующих, наконец, просто ко всем людям, разделяющим конкретные религиозные убеждения).
- Высказывания обращены именно к этим лицам или рассчитаны на то, что будут доведены до их сведения.
- Негативные высказывания характеризуют личность потерпевших.
- Высказывания были сделаны в неприличной форме (ругательства, матерная брань, осквернение или уничтожение символов и т. д.).
- Высказывания были сделаны публично (в СМИ, Интернете, официальном документе и т. п.).
- Содержание высказываний направлено на унижение чести и достоинства потерпевших.
При отсутствии хотя бы одного из этих признаков возбуждать уголовное дело бессмысленно.
Все ли религии равны перед законом?
Конституция РФ предусматривает, что Россия — светское государство. Никакая религия не может быть обязательной, а все объединения отделены от государства и равны. Это легко понять: наша страна самая многонациональная в мире, и в ней есть приверженцы практически всех существующих религий и конфессий. Выделение любой из них неизбежно приведет к нарушению прав всех других верующих. Более того, Конституция прямо предусматривает право каждого человека (не только гражданина!) выбирать себе любую веру или быть атеистом.
Тем не менее ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей преамбуле прямо говорит о том, что православие имеет особую роль и уважаются религии, которые неотъемлемо входят в историческое наследие народа. Значит ли это, что вероисповедания в нашей стране нужно делить на сорта, одни из которых имеют особый статус, а другие ютятся где-то на задворках правовой области?
Разумеется нет. Действительно, большую часть населения страны составляют русские, и среди них самая распространенная религия — это православное христианство. Но в России существует достаточно мощная исламская община, силен буддизм и уже много веков существуют иудаистские общины. Больше того, некоторые российские народы до сих пор исповедуют язычество. Следовательно, хотя об оскорблении чувств верующих чаще всего говорят применительно к православию, правоохранительные органы должны защищать и законные интересы верующих, принадлежащих к другим религиям.
Источник
Уточнение оскорбления чувств верующих
Законопроектом предлагается изменить диспозицию ч.1 ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий», уточнив, что публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, должны наказываться, если совершены «во время и в местах проведения религиозных обрядов, собраний и церемоний».
Необходимость внесения изменений обоснована тем, что, исходя из положений Конституции РФ, каждый имеет право свободно распространять в том числе атеистические, антиклерикальные и антирелигиозные убеждения, если при этом он не совершает действий, нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, и не посягает на права и свободы других.
По мнению автора поправок, публичные действия могут иметь целью оскорбление религиозных чувств верующих только в том случае, если они препятствуют деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. «Более широкое толкование оскорбления религиозных чувств верующих как правонарушения явно посягает на свободу слова и свободу передачи, производства и распространения информации», — говорится в пояснительной записке.
Адвокат АП г. Москвы Юрий Ершов положительно отнесся к самой идее законопроекта: «Поправка нацелена на определенное сглаживание перекоса в «защите чувств», сложившегося после введения уголовной ответственности «за оскорбление чувств верующих». Почему именно чувства верующих защищаются от оскорбления, а чувства остальных – нет, без термина «дискриминация» объяснить непросто».
Он добавил, что сам по себе состав ч.1 ст. 148 УК РФ относится к тем позициям, которые отданы на откуп экспертам: следователь назначает экспертизу, получает позитивный ответ и отправляет дело в суд. «Это усиливает и без того практически ничем не ограниченную вакханалию откровенно ангажированных «экспертиз», даже близко не претендующих на объективность и научность, без какой-то методологии, которые строчат в последние годы сервильные эксперты по делам об экстремизме, и по другим «оценочным» составам, — пояснил Юрий Ершов. – Получается, что приговор исходит от эксперта, а суд просто цитирует его и добавляет, что «не видит повода для сомнений», так как эксперт предупрежден об уголовной ответственности. Если попробовать привлечь такого эксперта к ответственности за заведомо ложное заключение (такие случаи бывали), то следствие, как правило, отвечает, что суд экспертизу проверил, так как сослался на нее в судебном акте. И раз он не усмотрел там криминала, то его уже и нет, и это вообще преюдиция».
В этой связи, по мнению Юрия Ершова, любая конкретика в составе – обстоятельства времени и места – весьма важна, так как на них привлекаемые эксперты «пока еще не научились с легкостью влиять».
Вместе с тем, он обратил внимание на то, что законопроект требует юридико-технической доработки, поскольку в исходном виде поправка влечет наложение на норму ч.2 ст. 148 УК РФ. «В целом это можно было бы соединить в одну часть, в предлагаемой редакции, исключив вторую часть совсем, так как она будет покрываться первой», — считает Юрий Ершов.
Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов, напротив, считает, что законопроект имеет популистский характер и заранее непроходной: «Он фактически предлагает декриминализировать ч. 1 ст.148 УК РФ, оставив в качестве наказуемой только вторую часть. Однако действие данного уголовного закона направлено на защиту неопределенного числа граждан, интересы которых могут быть затронуты публичными оскорбляющими их чувства действиями, в любом пространстве и форме, а не только произведенными в религиозных «присутственных» местах».
При этом Игорь Бушманов отметил, что деяния, направленные на оскорбления религиозных святынь и чувств верующих («святотатство», «богохульство», «кощунство»), достаточно строго наказывались по дореволюционным Уложениям о наказаниях уголовных и исправительных – до 15 лет каторжных работ. «Примечательно, что первая защита, которая была поручена в 1892 г. В.И.Ульянову (Ленину), в то время только получившему статус помощника присяжного поверенного, была именно по уголовному делу о «богохульстве». Однако дело достаточно благополучно завершилось для его подзащитного (один год отбывания наказания в тюрьме)», — напомнил адвокат.
В целом, по мнению Игоря Бушманова, сегодняшняя практика осуждения по «религиозным» статьям (148, 282 УК РФ) свидетельствует о достаточно мягких видах применяемых судами наказаний – в основном в форме штрафа или обязательных работ. «Хотя надо отметить, что зачастую имеет место быть неправильная квалификация действий, но это уже проблема правильного правоприменения», — заключил он.
Источник