- Возможно ли «оскорбить чувства»?
- Разрушительная сила оскорбления или психология обидчика и обиженного
- Три Аргумента в Пользу Того, Что «Оскорбление Чувств» — Лютый Абсурд
- Почему я против закона об оскорблении чувств верующих?
- Пусси надо было простить. И понять
- Чувства верующего оскорбить нельзя
- Общество оскорбленных. Как задетые чувства становятся способом самоидентификации
- Христиане, мусульмане, атеисты, либералы, феминистки — любая группа людей стремится самоопределиться через степень возмущения, которое она может испытать. Каждый хочет считать, что его чувства задеты больше, чем чувства окружающих.
Возможно ли «оскорбить чувства»?
Итак, принятие новой статьи УК выходит на финишную прямую, и уместным будет обсудить ряд вопросов, связанных с этим новым уголовным составом преступления.
То, что новый состав не обладает требуемой четкостью, уже писали. Но дело не только в этом. Дело в том, что само по себе словосочетание «оскорбление чувств» бессмысленно, уж с юридической-то точки зрения точно. Оскорбить можно человека, это можно сделать словом или действием, но новая статья определенно не об этом.
В термине «оскорбление религиозных чувств» нет собственного смысла, но расшифровать его тем не менее можно. Поскольку авторы и сторонники законопроекта уже высказывались по поводу различных событий, мы можем установить, что же имеется в виду. Так, очевидно данный закон должен «таргетировать» такие действия, как выступление группы «Pussy Riot» или размещение фильма «Невинность мусульман». Чтож, это уже кое-что. Pussy Riot нарушили правила пения в храме и перемещения по нему, а авторы фильма нарушили запрет изображать пророка Мухаммеда. Итак, в обоих случаях речь идет о нарушении канонов. В этом есть свой, внутренний смысл, любые нарушения религиозных канонов задевают чувства верующих (хотя, разумеется, не оскорбляют их, ибо чувства нельзя оскорбить в принципе), стало быть, в России вводится уголовная ответственность за нарушение религиозных правил (канонов)! Это в светском-то государстве (ст. 14 Конституции РФ), каково?!
Конечно, можно отметить, что по факту сегодня эти же «преступления» подводятся под существующие статьи УК (например, хулиганство и экстремизм), однако одно дело очевидно «притягивать за уши» совершенно «левые» статьи, игнорируя правила логики и юридической науки, и совсем иное дело официально распространять каноны неназванных религиозных организаций на всех жителей страны, вводя за их нарушение уголовную ответственность.
Источник
Разрушительная сила оскорбления или психология обидчика и обиженного
Каждый человек так или иначе сталкивается с оскорблениями, являясь либо жертвой, либо нападающим. И в том, и в другом случае он испытывает дискомфорт. Если эмоции жертвы понятны, то почему же обидчик тоже переживает? Дело в том, что когда человек намеренно причиняет другому боль, у него нарушается внутренняя гармония. Не бывает так, чтобы злость приносила радость или умиротворение. Обижающий подобен психологическому калеке: он деморализует свою жертву и сам становится моральным инвалидом.
Для нанесения оскорбления обычно выбираются слабые места — дефекты внешности, особенности характера (застенчивость, ранимость, неумение постоять за себя, отличие от других людей). Если обидчик добился своей цели, он на какой-то короткий миг испытывает облегчение. Неважно, показывается ли обида или человек ее скрывает под маской равнодушия — опытный манипулятор всегда сможет понять это по поведению, по жестам и манере разговаривать.
Виды оскорблений можно выделить в отдельную классификацию :
- Наносимые в сильном эмоциональном возбуждении. Иногда человек потом жалеет о том, что наговорил в гневе, но порой это проявление его истинных чувств. То есть в нормальном состоянии он привык сдерживать себя и изображать воспитанного интеллигента, а во время нервного срыва теряет все свое напускное благородство и показывает подлинную сущность и настоящее отношение к жертве.
- Причиненные в состоянии покоя. Такое оскорбление куда страшнее первого, потому что если там еще есть шанс оправдаться и извиниться, то здесь обида наносится с холодной головой. Человек отдает отчет в том, что говорит и делает, иногда даже применяя насмешливо-издевательский тон и милую улыбку. Так порой поступают начальники, поднаторевшие в искусстве ведения переговоров. Но в данном случае ханжество только ухудшает ситуацию и значительно бьет по самооценке человека.
Оскорбления можно разделить на психотипы :
- Интеллектуальный. Обидчик с таким психотипом наносит удар по умственным способностям своей жертвы. То есть на передний план выходят оскорбления типа «глупый», «недалекий», «бестолковый», «неотесанный» и другие, менее цензурные. Следовательно, для человека, наносящего оскорбления, очень важны именно эти черты. То есть себя он считает умным, начитанным, гениальным и способным. Это жизненное направление (состояние ума) для него важнее всего на свете и берется за основу для построения собственной жизни. Грубо говоря, если такой человек внезапно потеряет память или заболеет болезнью Альцгеймера, для него это станет настоящим крахом всех надежд и мечтаний.
- Физический. Человек оскорбляет внешние данные — рост, вес, походку, цвет волос, глаз, кожи, манеру одеваться. Это типичный нарцисс, любующийся своим телом, которое считает эталоном для подражания. При этом неважно, соответствует ли это действительности. Например, это мужчины, оскорбляющие полных женщин. Такие слова, как «маленький», «толстый», «крашеная», «косолапый» слетают с уст такого человека практически ежедневно. Он также может негативно относиться к определенному типу людей, например, к чернокожим или рыжеволосым. К себе он относится, как к красивой, идеальной и сногсшибательной личности.
- Психологический. Этот психотип направлен не столько на ум, сколько на удачливость. Оскорбительные слова такого обидчика следующие: «неудачник», «инфантильный», «неспособный», «великовозрастный ребенок». Себя он считает удачливым, успешным и подающим надежды любимцем фортуны.
Всех этих индивидов объединяет одно: желание самоутвердиться за счет более слабых и скромных людей . Да, может быть кто-то менее умен или удачлив, у кого-то имеется лишний вес или небольшой рост. Однако эти люди вовсе не думали комплексовать из-за этого, потому что у каждого есть кто-то близкий, принимающий его со всеми недостатками. А обидчику этот факт не дает покоя, особенно если его, такого идеального, никто не любит. Вот и происходит обмен негативом, в итоге которого непонятно кто больше пострадал. Ведь брошенная грязь может не долететь до цели, а на руках бросившего остаться. То же самое случается и с обидчиком, когда его удар не достигает цели. Именно так и нужно вести себя с такими энергетическими вампирами, то есть игнорировать. Да, порой это очень сложно, но каждый человек является хозяином своей судьбы. И если он решит быть счастливым, то его внутренний мир не разрушит ни один озлобленный манипулятор.
Источник
Три Аргумента в Пользу Того, Что «Оскорбление Чувств» — Лютый Абсурд
Сейчас у многих на слуху (и на виду в мемах на просторах Сети) понятие оскорбления чувств. Чаще всего разговор заходит об оскорблении чувств верующих — из чего остроумная часть публики быстро сделала вывод, что у неверующих либо чувств нет, либо их оскорбить невозможно. Или, что чаще всплывает — необходимы аналогичные санкции за оскорбление чувств атеистов, например.
В этой заметке не будем затрагивать юридические и культурные соображения и проблемы с понятиям «Оскорбления Чувств» (ОЧ), а рассмотрим психологическую сторону.
С точки зрения психологии как науки есть три причины того, что ОЧ — это продукт или недомыслия, или тяжёлого помешательства. Они далее.
1. Оскорбить можно личность — субъект воли, обладающий достоинством. Чувства — процессы безличные, самостоятельного достоинства не имеют и оскорблению не подлежат.
Здесь всё же придётся привлечь юридическое понимание оскорбления.
Согласно российскому законодательству, оскорбление — преступление, предусмотренное ст. 130 УК РФ, заключающееся в умышленном унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме. О. может быть нанесено словесно, письменно, действием (пощечина, непристойный жест и т.д.), публично, либо в отсутствие потерпевшего.
Это очень важное понимание, так как в повседневной жизни мы можем называть свои эмоциональные выплески на технику и мебель «оскорблениями». Стоит иметь в виду, что это, максимум, метафора — если, конечно, «оскорбляющий чувства системного блока» не верит в анимизм и не полагает наличие «души» у неодушевлённых предметов.
Чувства, казалось бы, не относятся к этой категории. Как многие рассуждают: чтобы имели место чувства, необходима психика, то есть «душа» и соответственно личность. Если что-то вызывает у некой личности неприятные чувства, то, стало быть, это оскорбляет эти чувства. Вроде как.
С научной точки зрения, чувства (эмоции, аффект) — это такой же продукт жизнедеятельности организма, как слюна, желудочный сок, моча, углекислый газ и так далее . Эмоции порождаются нашей высшей нервной системой в ответ на личностные смыслы происходящих с нами событий — аналогично тому, как слюна начинает выделяться в ответ на аппетитные стимулы.
Итак, первый способ осветить маразматичность понятия «оскорбление чувств кого-то там» — заменить «чувства» на указанные физиологические выделения: «оскорбление мочи верующих» звучит уже куда как комичнее и нагляднее.
2. Если лично вы на что-то взяли и обиделись — это не доказательство тому, что вас кто-то оскорбил, специально или даже ненамеренно.
Или, более формально — только тот факт , что кто-то расценил нечто как оскорбление, обиделся или как-то иначе среагировал эмоционально — вовсе не обязательно свидетельствует о том, что кто-то другой хотел именно его оскорбить и вызвать нежелательные переживания.
Напротив, очень даже часто это свидетельство эмоциональной незрелости, зависимости или инфантильности мнимого потерпевшего «оскорбление». Не всегда, разумеется.
Скажем, одна из красочных иллюстраций этой темы с чувствами верующих:
Теория эволюции — научная теория, прямо объясняющая происхождение видов без всякого божественного замысла или вмешательства. Это может быть классифицировано как оскорбление чувств верующих или нет?
По сути — хотя любая научная теория в принципе этим вопросом не занимается — концепция эволюции утверждает, что Бог не нужен и жизнь зародилась и развилась естественным образом. Любой достаточно поехавший крышей верующий может расценить это положение как оскорбление его веры и лично своих драгоценных чувств.
Но хотел ли, например, Дарвин создавать свою теорию с целью оскорбить чувства верующих своего времени и всех последующих? Безопасно допустить, что скорее нет, чем да (хотя кто знает, правда?).
3. Люди оказывают сильное (не абсолютное, впрочем) влияние на свои эмоции. Чем более зрелая личность — тем меньше её может «обидеть» нечто извне.
Это до сих пор нечто загадочное и мистическое, но это психологический факт — мы можем управлять своей эмоциональной судьбой, так как безусловно влияем на мысли и образы в собственной голове.
Что касается обиды — это эмоция очень примитивная: когда кто-то нам не угодил (поступил, на наш взгляд, несправедливо или пренебрежительно), мы одновременно и сильно печалимся, и злимся на него (т.е. недифференцированный отклик).
Эмоциональной развитый человек — в ответ на чьё-то адресное оскорбление может испытать гнев, может разочароваться в человеке, но не обидеться, словно маленький пятилетний ребёнок, которому родитель обещал конфетку и не дал.
Таким образом (хотя сама идея и её обоснование — тема отдельной статьи), мы можем понимать, что обида — эмоция крайне симптоматичная; хроническая обиженность и обидчивость выступает признаком психологической недоразвитости, и к религиозным верованиям отношения не имеет.
Так вот, а что касается темы оскорбления чувств — из последнего тезиса следует, что оскорбление чувств верующих и неверующих одинаково бессмысленно, так как, в теории, почти что угодно способно «оскорбить» чьи-либо «чувства», при надлежаще неверной интерпретации.
При всём сказанном — не следует забывать, что оскорбление личности (или бренда, например), и как понятие и как явление — сущность совершенно объективная и доказуемая. И в таких случаях речь идёт совсем не о «плохих» чувствах, а о сохранении или утрате репутации, чести и достоинства конкретными людьми, группами или организациями.
Источник
Почему я против закона об оскорблении чувств верующих?
На днях в сети встретил новость о том, что христиане собирают подписи за отмену закона об оскорблении чувств верующих. Официально это статья 148 УК РФ, которая звучит как “Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий”. Появилась эта статья в 2013 году после так называемого “дела Pussy Riot”.
Девушек арестовали за хулиганство, но их деяние выходило за рамки существующего законодательства, так как имело место осквернение святыни, а об этом в светской конституции ничего не написано. Поэтому для того, чтобы другим было неповадно, в нее внесли правки в виде статьи 148.
Пусси надо было простить. И понять
Я прекрасно помню ту шумиху вокруг этого экспрессивного поступка девчонок и мне их было искренне жаль. Даже не потому, что им в итоге дали по два года лишения свободы . А потому, что они искренне верили в то, что своим вызывающим поступком могут что-то изменить. Я, как православный верующий, не поддерживал того шквала осуждения, который обрушился на них со стороны представителей церкви. И точно не считаю правильным, что их посадили.
Тем более, что девушки извинились и признали свой поступок ошибкой. А Евангелие учит нас прощать и даже любить врагов наших. Уверен, если бы общество и церковь приняли извинения Надежды, Екатерины и Марии и отпустили их – у девушек бы что-то внутри изменилось и, возможно, они изменили бы свое мнение относительно церкви.
Чувства верующего оскорбить нельзя
Но это дело прошлое. Гораздо больше тревожит то, что в последнее время усиливаются законодательные меры наказания относительно людей, которые отрицательно относятся к христианству. Их пытаются наказать, не понимая, что тем самым мы еще больше убеждаем заблудших в их правоте.
Чувства верующего христианина не нуждаются в защите. Их невозможно оскорбить. На работе часто слышу шутки относительно Христа и православия – зачем мне на них оскорбляться? Я просто воспринимаю эти разговоры, как речь людей, которые еще не познали Бога. Для них это просто мифология, о которой можно пошутить. И это их право.
Мы не должны быть инквизиторами и требовать наказания для таких людей. Иначе чем мы отличаемся от иудеев, которые кричали: “Распни-распни”?
Очень странно слышать сравнения таких слов и поступков с гонениями на церковь. Друзья, вы забыли, какими были эти гонения? Если мы будем продолжать в том же духе – скоро нам придется о них вспомнить.
Нам самим не хватает смирения и любви. А мы требуем этого от других, да еще и закрепляем на законодательном уровне. Какие же мы тогда христиане, если наши чувства могут оскорбить наши враги, которых мы должны любить?
Источник
Общество оскорбленных. Как задетые чувства становятся способом самоидентификации
Эта статья — вольная адаптация поста английского писателя и публициста Кенана Малика, специалиста в области истории науки, автора книги «В поисках морального компаса: глобальная история этики». Мысли, высказанные ученым в 2011 году, настолько отражают происходящее вокруг, что не грех их повторить еще раз.
Оскорбляются не только верующие. Оскорбляются феминистки на букеты по случаю 8 Марта. Оскорбляются на возмутительные выходки Джереми Кларксона. Оскорбляются родители, увидев фото учительницы своего ребенка в купальнике. Оскорбляются женщины, считающие недопустимым отказ клиентки от картины в исполнении потерявшей глаз художницы, и устраивают злополучной заказчице интернет-травлю.
Чувства оскорбленных могут быть разными, как и их причины, но знаете, что их объединяет? То, что для разрешения таких случаев вовсе не требуется вмешательство закона!
Если вам кажется что-то неуместным, просто скажите об этом. Если вы сталкиваетесь с провокацией, достаточно указать человеку на недопустимость подобного поведения и игнорируйте его дальнейшие высказывания. Если вас оскорбляет чей-то вид, просто не смотрите. Если вы возмущены поведением заказчицы, выразите поддержку художнику. Законодательство не обязано регулировать ваши личные чувства и причины их возникновения.
Складывается ощущение, что мир определяет себя через оскорбление. Раньше говорили: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Сегодня можно сказать: «Скажи мне, что тебя оскорбляет, и я скажу, кто ты».
Христиане, мусульмане, атеисты, либералы, феминистки — любая группа людей стремится самоопределиться через степень возмущения, которое она может испытать. Каждый хочет считать, что его чувства задеты больше, чем чувства окружающих.
Оскорбление стало разменной валютой. Но мы же на этом не останавливаемся. Мы хотим карать недопустимые мысли и высказывания; жаждем наказаний за наносимые нам оскорбления; желаем возмездия за расовую или религиозную непримиримость. С той же силой мы готовы заклевать каждого, кто попирает базовые человеческие права. И чем же в таком случае завзятый либерал отличается от радикального исламиста?
Источник